Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стирание граней между терроризмом и войной.
Важной особенностью современного терроризма, которая должна оставаться в поле зрения экспертов и аналитиков по данной проблематике, является то, что он стал серьезным фактором инициирования и формирования очагов военной опасности и милитаризации ситуации в ряде регионов мира. Прежде существовала более определенная линия между войной и терроризмом. Сейчас усилиями и стараниями идеологов и практиков террора она становится как бы все более условной, подвижной. Происходит своего рода смешение и подмена причин и целей кампаний террора и войны. Это подтверждается многолетними событиями в Индии, Шри Ланке, Турции, в Палестине, на территории бывшего СССР - в Приднестровье, Грузии, Чечне, Таджикистане, в зоне армяно-азербайджанского конфликта и др. Нынешний терроризм может служить не только дополнением и органическим элементом, но и детонатором военных конфликтов, в частности, межэтнических, препятствовать мирному процессу. Этим обстоятельством в ряде случаев пытались воспользоваться в своих геополитических и стратегических интересах США и другие западные страны. Сами страдая от террора, они, тем не менее, сотрудничали с террористическими группировками в тех случаях, когда деятельность последних не была направлена в данный момент против тех же США или их союзников. Примеров такой < избирательности> - великое множество. Терроризм является одним из наиболее радикальных видов социального конфликта. В нем противодействие принимает отрытый характер и доходит до прямого физического, политического или экономического устрашения противника. Современный терроризм можно разделить на три основных вида: - государственный, - оппозиционный (внутренний), - транснациональный. Государственный терроризм проявляется в стремлении политической элиты, незаконно захватившей власть в стране или потерявшей поддержку у населения как следствие проводимой ею антинародной политики, любыми путями сохранить свою власть. Для этого используются методы запугивания населения, физическое устранение неугодных лиц, массовые убийства и т.д. Характерным проявлением государственного терроризма являются действия власти вне рамок закона. Примерами тому служат действия режима Пол Пота в Кампучии (Камбодже), дудаевского режима в самопровозглашенной Республике Ичкерия, так называемой освободительной армии Косово на территории одноименного автономного края. Оппозиционный (внутренний) терроризм имеет различную политическую окраску и может инициироваться сепаратистским, националистическим, этно-религиозным, анархистским, левацким, правым и другими движениями, выступающими против политики центральной власти страны. Это характерно для террористических организаций Алжира, Судана, Шри-Ланки и др. Транснациональный (международный) терроризм вырос из оппозиционного. Скрываясь от преследования властей на территории сопредельных государств, террористы рано или поздно становятся на путь борьбы с правительствами этих стран. В последующем, как правило, происходит объединение национальных террористических организаций в региональные союзы и организации, что особенно характерно для стран Ближнего Востока. Так, появились международные и транснациональные группировки, возникла связь и взаимодействие между некоторыми террористическими организациями (например, между алжирскими и европейскими, чеченскими и арабскими, арабскими и афгано-пакистанскими). Изучая терроризм как социально-политическое явление, тесно связанное с рядом других понятий, характеризующих отдельные стороны или проявления терроризма, можно выделить следующие условия, способствующие расширению социальной базы терроризма на современном этапе: - характер экономических, политических и социальных преобразований, не имевший единого замысла и направленности, и обострившийся процесс политической борьбы, где зачастую различными группировками преследуются узкокорыстные цели и интересы; - резкое расслоение граждан по уровню материального благосостояния, что порождает социальную напряженность; - широкая криминализация в обществе, расширение масштабов деятельности организованной преступности и в том числе внедрение ее в государственные структуры; - высокая степень коррумпированности властных структур, что дает возможность использовать в политической борьбе криминальные приемы и методы; - рост масштабов участия в социально-политической борьбе различных, часто не обладающих высокой политической культурой слоев и групп населения, подверженных в сильной степени влиянию политического экстремизма; - обострение во многих странах и районах мира межнациональных противоречий, резкая активизация на этой основе национализма и сепаратизма; - распространение в различных регионах межконфессиональных противоречий, развитие религиозного и религиозно-политического экстремизма (прежде всего исламского характера), формирование на этой основе устойчивых очагов межгосударственных и внутригосударственных конфликтов с участием больших масс населения; - продолжительная борьба экстремистских групп при поддержке значительной части населения национально-территориальных образований за выход из состава государства; - обострение во многих регионах мира борьбы за изменение межгосударственных границ. Вирус терроризма внедряется и закрепляется, прежде всего, там, где ослаблен иммунитет общества, где люди не консолидированы культурно, идейно и политически. Именно социокультурные разломы и < пустоты>, где недостаточно сильны государственная власть и международные механизмы политического и правового регулирования, становятся питательной средой для всех разновидностей радикализма. Причинами распространения терроризма в глобальном масштабе являются разрыв между богатством и бедностью, социальное неравенство и нестабильная внутриполитическая обстановка во многих странах мира. Конфликтогенный потенциал терроризма особенно вырос с 60-х годов XX века, когда целые регионы мира были покрыты зонами и очагами активности различных по своей ориентации террористических организаций и групп. Специалисты насчитывают в мире около 500 нелегальных террористических организаций. С 1968 по 1980 гг. боевиками было совершено около 6700 террористических актов, в результате которых погибло 3668 и ранено 7474 человека. Если в период < холодной войны> от терактов ежегодно погибало в среднем 250 человек, то каждый год нынешнего века уносит уже полторы тысячи жизней. В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористических актов. Согласно исследованиям ряда российских ученых и данным зарубежных исследовательских центров, совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долларов[17]. < Международный терроризм> в этом случае желанная замена прежнего < коммунистического блока>. Его присутствие оправдывает сохранение НАТО и расширение этого военно-политического союза в мире, при этом руководящая роль в нем и наибольшая выгода принадлежат Америке. Одним словом, контролируемый глобальный терроризм представляет собой < идеального врага> для Соединенных Штатов Америки. Корпоратократические силы используют распространение террористической деятельности, ее новые масштабы и формы, хаос, напряженность, беспорядки, страх, чтобы породить у населения отдельных стран и во всем мире требования к руководству отдельной страны или < мирового сообщества> (ООН, НАТО, СБСЕ и иже с ними) о наведении порядка, " твердой руки" и т.п. Разгул терроризма порой выгоден (и вследствие этого ими же инициируется) как предлог для вмешательства в дела тех стран, которые проводят независимую национальную политику. Таким образом, террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями; жесткой организационной структурой, состоящей из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия; жесткой конспирацией и тщательным отбором кадров; наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах; хорошим техническим оснащением, конкурирующим, а то и превосходящим оснащение подразделений правительственных войск; наличием разветвленной сети конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов. Характерно, что, получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках. Все это лишний раз подтверждает опасность превращения терроризма в глобальный катастрофогенный фактор. Столкнувшись лицом к лицу с практическим террором, Россия взялась за разработку стратегии и тактики борьбы с ним, создание законодательной базы противодействия этому явлению и защите национальных интересов государства в целом и его граждан, в частности. Главным в решении практических шагов было определить суть терроризма. На наш взгляд, достаточно полное и определенное понятие терроризма и дано в Статье 3 Федерального закона Российской Федерации < О противодействии терроризму>: < 1) терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий; 2) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности; 3) террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях; 4) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; 5) контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта> [18]. Россия начала XXI века остается самой уязвимой из крупных стран для действий международных террористов. Террористическое наступление августа - сентября 2004 года в Беслане показало, что противник достиг нового уровня планирования и осуществления своих операций. И что инициатива по-прежнему - на его стороне. Таким образом. проблема терроризма в России не только существует, но и ежегодно обостряется, уже давно превратившись в проблему общегосударственную, связанную с обеспечением национальной безопасности России. Необыкновенный размах терроризма в Российской Федерации подтверждается криминальной статистикой. Так, если за 1994-1995 гг. всего по России было зарегистрировано 64 криминальных взрыва, то в 1996 г их зафиксировано 886, в 1997 г - 642, в 1998 г - 668 В незаконном обороте находится большое количество оружия В 1990 г было изъято 295 стволов, в 1991 - 371, в 1992-4518, в 1993 -211737, в 1994 - 13808, в 1995 - 16357 В 1998 г в России из незаконного оборота изъято 22500 единиц огнестрельного оружия, 1200 тысяч боеприпасов, 3800 кг взрывчатых веществ, 6500 гранат За этот же год зафиксировано 5643 анонимных террористических угрозы. Казалось бы, что статистика собственно террористических преступлений в стране не очень значительна, о чем также свидетельствует криминальная статистика. Так, в 1999 г в Российской Федерации было зарегистрировано 3001748 преступлений. При этом деликтов, квалифицированных как терроризм - всего 20, захват заложников - 64 Однако картина существенно меняется, если рассматривать все криминальное поле, содержащее деликты, близкие по объективной стороне к террористическим Действительно, помимо приведенной статистики собственно террористических преступлений в 1999 году зафиксировано 31140 умышленных убийств или покушений на убийство (в том числе 155 - по найму), 47669 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 275237 угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, 1554 похищения человека. 523 акта бандитизма Пои этом 15591 преступление было совершено с использованием огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ[19]. Следует говорить о двух группах факторов, которые привели современное российское общество к ценностному вакууму, а через него и к разгулу международного и внутреннего терроризма. Первая группа - конкретные условия сегодняшней жизни - известные экономические трудности, которые породили неудовлетворенность жизнью, пессимизм, утрату перспектив. Вторая группа факторов - долгосрочные - это накопленный результат двух исторических сломов социального сознания, которые Россия пережила на протяжении XX века, в периоды двух переходных эпох: 1) при переходе от монархической России к социалистической и 2) при переходе от советской России к нынешней, олигархо-криминальной. Первый слом длился около четверти века - с момента революции 1917 и до ухода старых поколений, когда остались поколения, сформировавшиеся в духе коммунистическо-социалистических ценностей. Суть слома - " сбрасывание" ценностей, характерных для дореволюционной России (отчасти национальных, отчасти - общечеловеческих) и интериоризация новых, советских, составлявших основу социа-диетической идеологии [20]. Второй слом идет с середины 90-х годов, когда люди, сформировавшиеся в духе социалистических идей, так же, как и при первом сломе, насильно < сбросили> их, вытеснили их из своего сознания, принимая идеологию иной системы разбойничьего рынка. Правда, второй слом был подготовлен важнейшим историческим событием середины 50-х годов: в 1956 г. на XX съезде КПСС Н.Хрущевым был зачитан доклад с разоблачением культа личности Сталина. Тогда советские люди, которые к тому времени уже в огромной мере срослись с социалистической идеологией и ее ценностями, испытали сильнейший идейный шок. Этот шок в немалой мере " запустил" тот идейный распад советской системы, который особенно ярко проявился в эпоху брежневского " застоя". Но при всем этом к началу рыночной реформы 90-х годов социалистические ценности в массовом сознании были еще достаточно сильны. Однако второй слом ментальности, произошедший в эпоху Б.Ельцина, не реконструировал старых дореволюционных ценностей. Слом социалистического сознания не был возвратом к традиционному для дореволюционной России. С одной стороны, экономическая свобода резко усилила те теневые процессы, которые хотя и были в СССР, но жестко контролировались. В условиях либерализации экономики эти процессы приобрели массовый и криминальный характер. Более того, криминальные группы стали набирать силы в обществе, влияя на все происходящее в нем, включая и управление страной. В свою очередь криминализация девальвировала не только советские ценности, но и традиционные рыночные, которые " работают" при цивилизованной рыночной экономике. Все это и привело к образованию ценностного вакуума в стране. Есть основание считать, что криминогенный потенциал нынешнего российского общества весьма высок. Основанием для такой оценки являются особенности нынешней социальной структуры этого общества, а именно: 1) большая доля населения, относимого к категории " бедных"; 2) значительная доля безработных и фиктивно занятых; 3) наличие " социального дна" из числа нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, вышедших из тюрем; 4) значительная доля беженцев из " горячих точек" бывшего СССР; 5) весомая доля неустроенных лиц, демобилизованных из армии и находящихся в состоянии " поствоенного шока". Все эти категории в той или иной мере представлены в любом обществе: были они и в дореволюционной России, есть они и в других странах (например, " социальное дно" в цивилизованной Франции и других странах Европы). Приходится констатировать, что в качестве основных факторов, которые воспроизводят терроризм в России сегодня и, вероятно, будут способствовать разрастанию террористической угрозы в стране в ближайшие годы, выступают обстоятельства внутреннего, а не внешнего характера. Анализ показывает, что к числу таких факторов можно отнести следующие.
|