Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приватизация. Частное предпринимательство
Главное в нашей экономической политике на современном этапе — это не быстрая и массовая приватизация крупных предприятий, а либерализация их деятельности, расширение их прав, упрощение налоговой системы, сведение к минимуму разного рода бюрократических процедур, предоставление одинаковых возможностей для любого бизнеса независимо от формы собственности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что иностранные инвестиции могут прийти лишь в частные предприятия. Поэтому в перспективе, учитывая возрастающие процессы глобализации экономики, неизбежно придется переходить к частной собственности почти во всех сферах экономической деятельности. Но делать это надо постепенно, накапливая опыт, формируя традиции и законодательную базу, причем в первую очередь на примере мелкого и среднего бизнеса. Экологическая ситуация в Беларуси усложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, широким развитием химических и нефтехимических производств, промышленности строительных материалов, крупных машиностроительных предприятий. Существовала еще одна проблема: наличие большого количества животноводческих комплексов, которые не были обеспечены реальными возможностями для утилизации отходов. Однако благодаря Программе возрождения села и поднятию сельского хозяйства страны данная проблема уже не так остра. В ряду требующих разрешения проблем особое место занимает преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается в 235 млрд. долларов США, что равно 32 бюджетам республики 1985 года. Сюда включены потери, связанные с: 1. ухудшением здоровья населения; 2. ущербом, нанесенным промышленности и социальной сфере, сельскому хозяйству, строительному комплексу, транспорту и связи, жилищно-коммунальному хозяйству; 3. загрязнением минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных и других ресурсов; 4. а также дополнительные затраты, связанные с осуществлением мер по ликвидации и минимизации последствий катастрофы и обеспечением безопасных условий жизнедеятельности населения [16]. Государство активно поддерживает население, проживающее в загрязненных районах и пострадавшее от взрыва на ЧАЭС. Данная группа пользуется различными льготами в сфере здравоохранения, образования, при оплате услуг ЖКХ и др. Устойчиво развивающаяся национальная экономика должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально-ориентированной, ресурсо- и энергосберегающей, экологозащитной. Одной из важнейших особенностей социальной политики Республики является социальная защита населения. Она представляет собой взаимосвязанные законодательные, экономические и социальные условия, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная защита интересов человека включает в себя систему мер: 1. по защите его от безработицы, 2. потери или сокращения доходов в случае болезни, 3. рождения ребенка, 4. производственной травмы, 5. инвалидности, 6. старости и т.п. В условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов можно реально помочь только тем, кто в силу объективных причин не в состоянии самостоятельно решить проблемы собственного обеспечения. Оказание социальной помощи предполагает применение принципа адресности. Забота о людях проявляется и в уровне обеспечения их услугами: 1. бытовыми, 2. коммунальными, 3. торговыми, 4. медицинскими, 5. юридическими, 6. организаций культуры, 7. страхования, 8. управления имуществом. Право на социальную поддержку должно сочетаться с обязанностью активного участия в общественном производстве, в общественно полезном труде, максимальной реализации возможностей граждан по самообеспечению. Принципами социальной защиты граждан в нашей республике являются: 1. принцип надежности системы социальной защиты населения; 2. принцип максимального использования заработной платы как основного источника обеспечения социальной 3. защиты занятого трудоспособного населения; 4. создание единой системы адресной поддержки нуждающихся и 5. незащищенных слоев и малоимущих групп 6. населения; 7. принцип контроля и проверки нуждаемости в социальной защите; 8. принцип регулирования соотношения сверхвысоких и низких доходов различных слоев населения; 9. принцип реализации целевых программ поддержки государством 10. малообеспеченных граждан. Таким образом, социальная политика в обществе реализуется в целях: 1. обеспечения условий повышения уровня жизни населения, 2. поддержания справедливости в обществе, 3. нейтрализации негативных последствий функционирования рыночной экономики. Отсюда следует вывод, что главное в нашей экономической политике на современном этапе — это не быстрая и массовая приватизация крупных предприятий, а либерализация их деятельности, расширение их прав, упрощение налоговой системы, сведение к минимуму разного рода бюрократических процедур, предоставление одинаковых возможностей для любого бизнеса независимо от формы собственности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что иностранные инвестиции могут прийти лишь в частные предприятия. Поэтому в перспективе, учитывая возрастающие процессы глобализации экономики, неизбежно придется переходить к частной собственности почти во всех сферах экономической деятельности. Но делать это надо постепенно, накапливая опыт, формируя традиции и законодательную базу, причем в первую очередь на примере мелкого и среднего бизнеса. Главным результатом социально-экономического развития Республики Беларусь в 1994—2005гг. стало создание и деятельность оптимальной социально-экономической системы, основанной на постепенном, эволюционном пути экономических преобразований. Страна сохранила богатства, созданные трудом всего народа, не продала за бесценок землю, заводы и фабрики, приостановила инфляцию и без помощи из-за границы сократила дефицит государственного бюджета. Сохранены и углублены социальные гарантии для людей: жилье, пенсии, бесплатные (за счет бюджета) образование и лечение. Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. являлся дальнейший рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства наибольшего благоприятствования для людей. Государственными приоритетами социально-экономического развития в 2006—2010 гг. были объявлены: 1. всестороннее гармоничное развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов, совершенствования систем образования, здравоохранения и других областей сферы услуг; 2. инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение; 3. увеличение экспортного потенциала страны на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции; 4. развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села; 5. развитие малых и средних городов; 6. жилищное строительство [17]. Однако глобальный финансово-экономический кризис, разразившийся в IY квартале 2008 и проявляющийся в течение всего 2009 года, внес свои коррективы в развитие экономики РБ. Он выразился в резком снижении деловой активности, внешнеторговых обменов и ужесточении условий доступа к кредитным ресурсам большинства стран мирового сообщества, привел к негативным тенденциям в экономике Беларуси. К наиболее значимым, с точки зрения последствий, следует отнести:
|