![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состав площади пом ещ ен и й специализ и рованных блоков социально-гуманитар н ого направления, для профильного обучения учащихся 8 - 11 классов (СГ).
(рекомендации)
Примечание: 1) Один кабинет на два п рофиля: литература - язык; география - история; информат и ка - математика. 2) Информатика и практикум по географии требуют 6 м 2 на одно место, т.е. практикум на 10 мест = 60 м 2. 3) Жирной чертой выделен основной расчет н о- пл а н ир о вочн ы й модуль (см. рис. 5). Рис. 3 Специали з ированный блок учебных по м ещен и й естественно - научного направления для профильного обучени я 8 - 11 классов (на при м ере практику м а по х и мии) Л. X. - лаборатория химии д л я теор е тических занятий; Л. - л а борантская; П- 1, 2 - п рактикумы для научно - опытной работы; Р Ц - ресурсный центр Рис. 4 Специализированный блок учебных помещений техн и ческого направления и технологий для профильного обучени я учащихс я 8 - 11 классов (на примере п ра ктикум а по автоделу) Л Б - лаборатория для теоретических занятий; П1 - практикум по автоделу; П2 - практикум-тренажер по вождению автомашины; Л - лаб о ра нтс кая; Р Ц - ресурсный центр. Рис. 5 Специализированный блок учебных помещений со ц иа льн о- гум ани т арно го направления для профильного обучения учащихся 8 - 11 клас с ов СК - спе ци а л изир о ванн ый кабинет (теория); П1 - практик ум для семинарских занятий; П2 - практикум для групповых занятий; П3 - пра кт и кум для индивидуальных занятий; РЦ - ре су р сны е центр-лабора н тская Основные планировочные элементы старшей профильной школы. 4.1. Помещения учебных кабинетов в существующих общеобразовательных школах не отвечают основным задачам организации профильного обучения учащихся старшего звена: организации групповых форм обучения; широкого применения индивидуальных технических средств обучения (Т С О); проведения долговременных опытов, а также практических занятий; изменения форм ведения занятий в течение одного урока. В основном это несоответствие связано с недостатком площади в учебных кабинетах, не позволяющих выделить необходимые зоны для проведения групповых и индивидуальных занятий сложных уроков - проведения опытной работы, хранения учебных пособий и спецоборудования. В целях создания адекватных условий среды для профильного обучения с активными формами ведения урока, необходимо проектировать принципиально новые универсальные и специализированные учебные кабинеты. 4.2. В С ПШ рекомендуется предусматривать следующие типы учебных кабинетов: КТ- I - универсального назначения с условиями для организации активных форм обучения, в т.ч. индивидуальных и групповых, дающих возможности выявления у учащихся их профильных интересов и способностей (рис. 6). КТ- II - специализированные с условиями для индивидуального углублённого изучения отдельных предметов и определения будущей сферы деятельности учащегося (рис. 7). К Т- III - специализированные кабинеты - с лабораторией, с помещениями для практических за н ятий - основа профильного обучения (рис. 8). 4.3. Планировка универсального учебного кабинета должна обеспечивать возможность менять его назначение в зависимости от изменения программ и методов обучения. Его площадь должна быть - не менее 3, 5 м 2 на одного учащегося, с возможностью свободного перемещения мебели и оборудования с целью формирования пространства кабинета для групповых форм обучения, при которых, как показывают педагогические исследования, создаются оптимальные условия для активизации потенциальных возможностей личности. 4.4. Оптимальная форма универсального учебного помещения приближается к квадрату, параметры: 8, 4 ´ 8, 4 м; 8, 4 ´ 9 м; 9 ´ 9 м. На площади универсального учебного кабинета рекомендуется предусматривать следующие зоны (рис. 6): - размещения ученических столов на 20 человек для фронтальной работы; с классной доской длиной не менее 4 м. - размещения ученических столов на 8 человек для групповых форм занятий; - размещение мест для индивидуальной работы с Т C О с учетом использования внутренней стены, противолежащей окнам для размещения учебно-наглядных пособий. В зонах групповых и индивидуальных занятий рекомендуется предусматривать дополнительные источники естественного или искусственного освещения. На боковой внутренней стене учебного помещения рекомендуется размещение учебно-методических пособий для групповых и индивидуальных форм работ учащихся, а также предусматривать подводки инженерных коммуникаций к ТСО. Зонирование пространства универсального учебного кабинета должно определяться оптимальными условиями обучения, способствующими выявлению у учащихся индивидуальных способностей в той или иной сфере будущей деятельности. 4.5. Специализированные учебные кабинет ы проектируются с зоной лаборантской в составе кабинета. Его параметры аналогичны универсальному кабинету, но с дополнительной зоной лаборантской, рассчитанной на индивидуальное обучение с применением Т С О оптимальные параметры кабинетов 8, 4 ´ 11, 2 м 2 (94 м 2). В этом кабинете предусматривается автоматизированное место учителя, с которого должны управлять и одновременно фронтальной, групповой, индивидуальной ф о рмой работы учащихся, а также зона хранения пособий и техники (на площадь лаборантской) (рис. 7). 4.6. Специализированный учебный кабинет - лаборатория с помещениями практикумов - основной планировочный элемент профильной школы (рис. 8). Площадь учебного кабинета - лаборатории принимается по норме 3, 5 м 2 на одно ученическое место, практикума - 36 - 50 м 2 на 10 мест (половину учебной группы). Допускается предусматривать несколько помещений-практикумов (2 - 4) на один учебный кабинет-лабораторию. При одном из практикумов необходимо ещё иметь лаборантскую не менее 18 м 2. Помещение учебного (демонстрация опытов) кабинета-лаборатории оборудуется подиумом с лабораторным столом и автоматизированным местом учителя для контроля занятий одновременно в кабинетах и помещениях практикумов. Последние проектируются и оборудуются в расчете на долговременные проведения опытов и практических работ, связанных технологическими процессами, исследованиями без их прерывания. Рис. 6 Учебный кабинет уни ве рса л ьн ы й (КТ - I) Обозначение зон кабинетов: ЗФ - зона фронтальных работ; ЗГ - зона групповой работы; ЗИ - зона индивидуальной работы; ЗЛ - зона лаборантской Р ис. 7 Учебный кабинет специализированный с зоной лаборантской. В составе кабинета (К Т- II): Спецификация мебели и оборудования см. рис. 8 Рис. 8 Учебный специализированный кабинет-лаборатория с практикумами (КТ- III) Спецификация мебели и оборудования: 1. стол ученический лабораторный 70 ´ 1 30 см; 2. автоматизированное место учителя; 3. демонстрационные лабораторные столы; 4. классная доска длиной 4 м (расчетная); 5. столы для индивидуальной опытной работы 70 ´ 12 0 см; 6. биокамера 140 ´ 14 0 см; 7. г рафопрое кт ор; 8. стол лаборанта; 9. шкафы Обозначения помещений: ЛБ - лаборатория; ПХ - практикум по химии; ПБ - п ра ктику м по биологии; П Ф - пра кт икум по физике.
|