![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состояние и стратегические тенденции развития экономики некоторых стран
Стратегический маркетинг — тонкий и одновременно дорогой инструмент прогнозирования будущих параметров функционирования и развития сложных систем. Результатом прогнозирования должны быть нормативы конкурентоспособности: будущих товаров и новшеств, которые будет выпускать система (организация); технологий; методов организации производства и менеджмента. Это прогнозирование должно осуществляться с применением научных подходов, методов системного анализа и исследования операций, стратегической сегментации рынка. Разработанные нормативы конкурентоспособности перечисленных объектов передаются на стадию НИОКР для экспериментальной проверки возможности их материального воплощения. Исследования показывают, что в условиях жесткой локальной и глобальной конкурентной борьбы за деньги покупателя, за прочное место на рынке главным является повышение качества стратегического маркетинга как стратегического планирования на основе прогнозирования инфраструктуры рынка. " Экономия" на стадии стратегического маркетинга за счет применения упрощенных методов анализа, прогнозирования и экономического обоснования будущих направлений развития систем на последующих стадиях их жизненного цикла приводит к потерям, в сотни-тысячи раз превышающим ранее сэкономленную сумму. Поэтому для организаций, выпускающих массовые или сложные товары, экономия на стратегическом маркетинге приведет в конечном итоге к их краху. Стратегический маркетинг начинается с анализа состояния экономики страны и ее основных конкурентов (табл. 1.1). Анализ табл. 1.1 показывает, что промышленно развитые страны, ведущие из которых относятся к " Большой семерке Севера", значительно опережают в своем развитии другие страны. Например, объем ВВП на душу населения стран " Большой семерки Севера" в 7, 2 раза больше, чем в странах " Большой семерки Юга" и в 3, 8 раза больше, чем в среднем по мировому сообществу. В России объем ВВП на душу населения в 5, 6 раза меньше, чем в странах " Большой семерки Севера". По такому важнейшему показателю, как потребление в расчете на душу населения Россия отставала в 1997 г. от стран " Большой семерки Севера" в четыре — шесть раз. Такое же соотношение примерно и по производительности труда в промышленности. Таблица 1.1 Состояние экономики некоторых стран в 1997 г.*
* Болотин Б. Международные сравнения: 1990—1997 гг. // Мироваяэкономика и международные отношения, 1998, № 10. ** Консолидированный бюджет.
Таблица 1.2 Структура конечного потребления в расчете на душу населения в России и некоторых зарубежных странах в 1990—1997 гг. (дол. США, в ценах и по паритетам покупательной способности валют 1993 г.) *
* Болотин Б. Международные сравнения: 1990—1997 гг.// Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 10.
Таблица 1.3 Некоторые характеристики экономики США и России*
* Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист, 1997, № 10; Будьков С. Безграмотность по стандарту/ЭКО, 1998, № 9; Болотин Б. Международные сравнения// Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 10, а также данные, рассчитанные нами. Большой интерес для анализа диспропорций на товарных рынках представляет структура конечного потребления. В табл. 1.2 представлена структура конечного потребления в расчете на душу населения в России и странах " Большой семерки Севера". Приведенные данные свидетельствуют о следующем: в России за 7 лет конечное потребление сократилось в 1, 5 раза, в 1, 6 раза увеличилось только количество личного автотранспорта; в сравнении со странами " Большой семерки Севера" в России потребление в четыре — шесть раз меньше; в любой отрасли (сфере) потребления российский рынок имеет значительные резервы. Наилучшие показатели среди промышленно развитых стран имеют США. Поэтому приведем сравнительные данные по США и России (табл. 1.3). Россия имеет конкурентные преимущества по занимаемой площади и подземным богатствам ресурсов. Остальные показатели трудно сравнимы. Мы сожалеем, что Правительство Российской Федерации очень мало уделяет внимания образованию и науке как основам развития общества, его будущего. В США большое внимание уделяется прогнозированию развития отдельных отраслей и сфер хозяйства на длительную перспективу (на 15 и более лет). В качестве примера приведем динамику и прогнозы структуры ВВП, конечного потребления и " инвестиций в человека" за 1980—1995 гг. и на 2005—2015 гг. (табл. 1.4—1.6).
Таблица 1.4 Структура ВВП, %, по отраслям и сферам хозяйства США*
* Перспективы социально-экономического развития США (2000—2015 гг.) / В.И. Марцинкевич и др. — М.: Ин-т МЭиМО РАН, 1998.
Таблица 1.5 Структура конечного использования ВВП, %, в США*
* Перспективы социально-экономического развития США (2000—2015 гг.) /В.И. Марцинкевич и др. — М.: Ин-т МЭиМО РАН, 1998.
Таблица 1.6 " Инвестиции в человека", в % к производственным капиталовложениям* в США**
* Без жилищного строительства. ** Государственные и частные затраты. Примечание. См.: Перспективы социально-экономического развития США (2000-2015 гг.) / Марцинкевич В.И. и др. — М.: Ин-т МЭиМО РАН, 1998. По уровню дохода, наиболее точно отражающему уровень развития, Мировой Банк все страны подразделяет на три группы: 1. Страны с низким уровнем дохода. 2. Страны со средним уровнем дохода. 3. Страны с высоким уровнем дохода. Наименьший доход на душу населения имеют Мозамбик, Эфиопия, Танзания, а наибольший — Швейцария (наивысший показатель), Япония, Германия, США. Так, показатели Эфиопии и Швейцарии разнятся в —400 раз. Россия от Швейцарии отстает в —18 раз, от США — в 12 раз, хотя владеет примерно третью всех мировых природных запасов минеральных ресурсов. Эти данные свидетельствуют о многом. Во-первых, основными факторами развития страны являются: устойчивая политическая система, способность государства выполнять свои функции, уровень развития рыночных отношений, природно-климатические условия страны, а не запас природных ресурсов. Во-вторых, развитие образования, культуры, науки является субстанцией развития не только данной страны, но и мирового сообщества в целом. В-третьих, в XXI в. — веке гиперконкуренции, глобализации производства и мировой торговли, электронизации общества отдельно взятая страна с любым уровнем потенциала самостоятельно не сможет развиваться, так как мировое сообщество — это уже система. В-четвертых, в зависимости от уровня развития и потенциала у каждой страны могут быть только свои сильные и слабые стороны, конкурентные преимущества, направления развития. Страны Европы создали союз, который должен потеснить США с позиций мирового лидера. Страны Евросоюза — Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция — в настоящее время заняты отладкой механизма интеграции и повышения эффективности в рамках единого экономического и политического пространства. Для вхождения стран в Евросоюз введены следующие " пропускные критерии": 1) дефицит госбюджета ≤ 3% ВВП; 2) государственный долг ≤ 60% ВВП; 3) уровень инфляции ≤ 2, 7% в год; 4) соблюдение предельных колебаний валютного курса в ЕВС; 5) уровень процентных ставок по долговым кредитам ≤ 7, 8%*. * Иванов И. Старт " зоны евро'’/ Мировая экономика и международные отношения, 1999, № 1.
Стратегические тенденции развития экономики промышленно развитых стран, по оценке автора, представлены в табл. 1.7. Автор не претендует на полный охват характеристик экономики и точность прогнозов, была сделана только попытка показать динамику развития. Вместе с тем, автор будет очень рад, если к 2015 г. часть прогнозов сбудется.
Таблица 1.7
|