Термины и понятия
| Сущность термина и понятия применительно к социально-экономическим системам
|
|
|
1. Система
| Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий
особое единство с внешней средой м представляющий подсистему системы более высокого порядка (глобальной). Единство
системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов
|
2. Системный анализ
| Анализ на основе всестороннего изучения ее свойств с применением научных подходов для выявления слабых и сильных сторон системы, ее возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития
|
3. Структура системы
| Совокупность компонентов системы, находящихся в определен
ной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Количество компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной цели системы
|
4. Содержание системы
| Вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств
производства и предметов труда
|
5. Связи (в системе и
с внешней средой)
| Информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации выполнения управленческого решения. Информация должна быть необходимого объема и качества, в нужном месте и в нужное время
|
6. Вход системы
| Компоненты, поступающие в систему, — сырье, материалы,
комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т. п.
|
7. Энергия системы
| Люди и орудия труда, новшества, информация собственная.
Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии
|
8. Вещество системы
| Предметы труда — все, что проходит обработку в системе
|
9. Выход системы
| Выпускаемый системой в соответствии с планом товар (продукция, услуги, новшества и т. п.)
|
10. Цель системы
| Конечное состояние системы или ее выхода, к которому оно
стремится в силу своей структурной организации. Целью, например, производственной системы может быть достижение требуемой массы вновь созданной стоимости путем выпуска конкурентоспособных товаров для потребителей
|
11. Внешняя среда
системы
| Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в
котором находится система, и микросреды системы, с которыми она имеет прямые или косвенные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению
|
12. Обратная связь
| Требования, рекламации, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая информация, поступающая из сферы потребления изготовителю, либо непосредственно к поставщикам входа системы
|
13. Способ принятия
управленческого
решения
| Способ выбора методов сбора и обработки информации, формы мотивации в сочетании с методом принятия решения.
Определяет скорость и качество принятия решения
|
14. Организация
управления
| Нахождение оптимального сочетания энергии и вещества системы в пространстве и во времени, принятие, документальное
оформление, контроль и координация выполнения решения
|
15. Коррелятор организации управления
| Оператор накопления информации, контроля и регулирования
параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру системы, тем выше уровень ее организованности
|
16. Информация
| Необходимое отраженное разнообразие. Необходимое — степень описания системы. Отраженное — отражающее содержание, структуру, связи и способ принятия решения
|
17. Аппарат сравнения
| Элемент системы, обеспечивающий контроль за ее функционированием в пределах установленных параметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность
|
18. Отношения
в системе
| Взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная
выполнением главной цели. Рациональное построение памяти
системы как способности хранить информацию обеспечивает
минимальные затраты на принятие решений
|
19. Построение системы
| Определение количества компонентов системы, необходимого
для нормального функционирования по достижению ее целей,
структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и
установление между ними связей. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонентов, начиная с нижнего уровня иерархии
|
20. Функционирование системы
| Организация взаимодействия энергии и вещества системы по
достижению запланированных целей; координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы
|
21. Развитие системы
| Процесс совершенствования системы на основе изучения
механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития
потребностей, экономии времени и др., обеспечивающий выживание системы
|
22. Активаторы системы
| Операторы или факторы позитивного действия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать
|
23. Дезактиваторы
системы
| Операторы или факторы негативного действия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению
|
24. Поведение системы
| Способ взаимодействия системы с внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для достижения ее целей.
Изучение механизмов действия объективных экономических законов, научных подходов к управлению и применение их к изучению свойств системы является предпосылкой ее оптимального или разумного поведения
|
25. Противоречия
в системе
| Действия компонентов системы с противоположными целями или функциями. Снижение противоречий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию
|
26. Вмешательство
| Способ воздействия субъекта (более высокого уровня) управления на объект, способ регулирования производственных или управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления
|
27. Обучение системы
| Процесс накопления знаний и привития системе навыков в принятии рациональных управленческих решений
|
Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер.
В.А. Елисеев рассматривает сущность управления как совокупность организации управления, процесса управления и информация. На рис. 3.1 показаны взаимосвязи этих понятий.
Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.