![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология и организация разработки рсшемый
Технология — совокупность методов и средств преобразовомия исходных материальных ресурсов, информации и других комтемежоа " входа" системы в товар и другие компоненты: ее " выхода".. Основной вопрос, на который дает ответ технология, — как делать и каким способом? Применительно к системе разработки управленческого решения на " входе" этой системы; будут: • совокупность научных подходов к стратегическому маркетингу; • методы анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования решения; • требования к качеству решений; • информация, характеризующая необходимые для принятия решений параметры конкурентоспособности объекта, внешней среды и другие данные. На " выходе" системы разработки управленческого решения будет зафиксированное на каком-либо информационном носителе утвержденное решение, отвечающее требованиям " входа". Процесс разработки управленческого решения является содержанием " черного ящика" — системы разработки решения. К процессу предъявляются следующие требования: • качество процесса, определяемое профессионализмом лиц, принимающих решения (ЛПР), и качество технических средств для принятия решений должны быть не ниже качества " входа" системы; • организация процесса разработки управленческого решения должна отвечать принципам пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, автоматичности, ритмичности, специализации; • длительность и стоимость процесса разработки управленческого решения должны быть минимальными при условии соответствия уровня качества решения предъявляемым требованиям. Организация процесса разработки управленческого решения представляет собой увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контроль и координацию их выполнения. Организация разработки управленческого решения —сложный комплекс работ, охватывающий такие аспекты, как: • мысленное представление процесса познания элементов технологии и организации; • формулирование требований к качеству решений; • определение количества и структуры этапов и операций процесса разработки решений; • разработка блок-схемы (алгоритма) принятия решения; • анализ и прогнозирование изменяющихся параметров внешней среды и объекта (предмета, проблемы) управленческого решения и его экономическое обоснование; • организация выполнения решения. Рассмотрим кратко перечисленные аспекты. Процесс познания О.Т. Лебедев и А.Р. Каньковская* представляют как совокупность следующих аспектов: * Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента/Учебное пособие, 2-е изд., доп. — СП6.: " М и М", 1997. 1. Мысль идет от явления к сущности, от сущности первого рода к сущности второго рода и т. д. 2. На каждом уровне познания используется система понятий, сложность и содержание которых возрастают с ростом уровня. 3. На высоких уровнях познания понятия переходят в категории. 4. Высокие категории познания примыкают к понятию закона, который можно определить как выявление, установление наиболее общих, существенных и необходимых причинно-следственных связей в изучаемых явлениях. Познание законов представляет возможность объединить все понятия и категории в некоторую упорядоченную систему. 5. Понятия и категории представляют динамичные, дополняющиеся и взаимопереходящие представления, обладающие способностью к бесконечному развитию. 6. Понятийный аппарат, искусство оперировать им образуют основу процесса мышления, основу профессионального поведения человека. Чем выше уровень умения оперировать профессиональными понятиями, находить между ними связи и зависимости, тем больше шансов на успех в любой сфере деятельности. Взаимосвязи законов и основных категорий менеджмента представлены на рис. 10.8.
Рис. 10.8. Взаимосвязи законов и основных категорий менеджмента
Процесс познания категории " управленческое решение" завершается формулированием вопросов, на которые должны быть даны ответы после завершения разработки решения. Повторим их: для чего; что; как; кому; с какими затратами; в коком количестве; в какие сроки; где? Кому и когда; по какой цене поставлять? Что это даст инвестору и обществу в целом? Следующий аспект организации разработки управленческого решения — формулирование требований к качеству решения. В п. 10.2 был сформулирован весь набор требований к качеству управленческих решений, охватывающий параметры качества, условия обеспечения качества и восемь факторов сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений. Эти параметры, условия и факторы сформулированы применительно к наиболее качественному, и, соответственно, дорогому рациональному решению. В конкретной ситуации количество учитываемых факторов сопоставимости может быть меньше восьми. Этапы и операции процесса принятия решения: 1) выявление управленческой проблемы или задачи; 2) предварительная постановка цели; 3) сбор необходимой информации; 4) анализ информации; 5) определение исходных характеристик проблемы с учетом накладываемых ограничений; 6) уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка; 7) обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации; 8) разработка альтернативных вариантов решения; 9) выбор метода решения; 10) экономическое обоснование выбранного решения; 11) согласование решения с органами управления и исполнителями; 12) окончательное оформление и утверждение решения; 13) организация выполнения решения; 14) контроль выполнения решения; 15) стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков; 16) установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости, корректировка цели и задач. Каждый этап состоит из ряда операций. Например, первый этап — " выявление управленческой проблемы" — требует выполнения следующих операций: 1.1. Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям; 1.2. Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области; 1.3. Определение расхождения показателей анализируемых объектов; 1.4. Анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР; рекламаций и претензий потребителей; 1.5. Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя; 1.6. Формирование направлений развития объекта и т.д. Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов. Напомним, что аналогично производственным управленческие процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п. Проектирование любых процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления. Упрощенная блок-схема разработки управленческого решения представлена на рис. 10.9. Вопросы анализа и прогнозирования изменяющихся параметров внешней среды и объекта (предмета, проблемы) управленческого решения и его экономического обоснования рассмотрены в пп. 6.1, 7.2 и 10.6.
Рис. 10.9. Упрощенная блок-схема разработки управленческого решения
|