Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционные основы социальных отношений. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Конституционное право не остается в стороне от регулирования социальных отношений. Эти отношения должны обеспечивать в стране определенное равновесие между социальными группами населения, их взаимопонимание; нормы права имеют целью достижение таких отношений. Правда, регулирование социальных отношений далеко не одинаково в странах с либеральной моделью развития и в социалистических странах. Социальные отношения многообразны и обусловлены первоначально отношениями между трудом и капиталом, с вязаны с социальной структурой общества, межнациональными, религиозными, возрастными, половыми, региональными отношениями и т.д. Одна из тенденций конституционного развития – социализация конституций, выраженная в придании большего внимания конституционному регулированию социальных отношений. Часто в зарубежных странах закрепляется правило о социальном характере государства, под которым понимается государство, политика которого направлена на создание каждому гражданину условий, обеспечивавших ему достойную жизнь, его социальную защищенность независимо от экономического, финансового положения, уровня образования и других факторов. В конечном счете, деятельность социального государства направлена на обеспечение социальной справедливости, при этом государство должно стремиться к сглаживанию социальных неравенств и противоречий. Например, в соответствии с абз. 1 ст. 20 Основного закона ФРГ 1949 г. «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством». ! Смотреть Конституцию Испании 1978 г. Здесь нельзя не упомянуть о тесной взаимосвязи политики социальной защищенности с экономическими отношениями, существующими в конкретных государствах. Попросту говоря, социальная политика государства напрямую зависит от уровня экономического развития страны, от ее экономических возможностей. В конституциях зарубежных стран выделяют отдельные главы, разделы, посвященные этим вопросам. Например, «Социальные цели» (Швейцария, Албания), «Этико-социальные отношения» (Италия), «Основные принципы социальной политики» (Ирландия), «Социальные и моральные основы» (Египет). Субъектами, на которых направлено конституционное регулирование, являются различные социальные общности – семья, дети, молодежь, национальные меньшинства, социально уязвимые группы населения. Закрепляются принципы социальной справедливости, недискриминации, защиты и поддержки семьи, поддержки достойного уровня жизни, защиты детства, материнства, поддержка престарелых и больных. Отношения между трудом и капиталом Отношения между трудом и капиталом реализуются главным образом на основе права на ведение коллективных переговоров и заключение договора между работниками и работодателями. Так, Конституция Испании 1978 г. (ст. 37) признает право на разрешение споров между представителями рабочих и предпринимателей, а также правовую силу их соглашений. Конституция Италии 1947 г. (ст. 39) говорит о праве профсоюзов заключать коллективные трудовые договоры, имеющие обязательную силу для всех лиц, принадлежащих к тем категориям трудящихся, которых касаются эти договоры. Второй группой социальных отношений, регулируемых зарубежным конституционным законодательством, являются отношения, связанные с самим индивидом, с качеством его жизни, с его окружением. К ним относятся охрана жизни и здоровья, обеспечение достойного уровня жизни, трудовые отношения. Важнейший аспект регулирования социальных отношений – охрана семьи и поощрение брака. Семья – самая распространенная ячейка общества, в которой происходит формирование человека, она – основа общества. Семья, как и брак, пользуются должным вниманием зарубежного конституционного законодательства. Согласно абз. 2 ст. 6 Основного закона ФРГ «Забота о детях и их воспитание являются естественным правом родителей и их преимущественной обязанностью. За их реализацией следит государственное сообщество». Конституция Италии 1947 г. (ст. 30): «Родители обязаны и вправе содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака. В случае недееспособности родителей закон определяет способы исполнения их обязанностей». Важной сферой социальных отношений является защита окружающей среды, которой в конституциях зарубежных стран в последнее время уделяется все большее внимание. ! Примеры. В конституциях ряда стран отдельное внимание уделяется защите прав потребителей (например, Польша). Особое внимание уделяется межнациональным отношениям, особенно в странах с многонациональным населением. В конституциях демократических стран вопросы о социальной структуре общества не регулируются, максимум – говорится о том, что не существует никаких сословных различий (Бельгия, Люксембург). Конституции социалистических стран, напротив, четко закрепляют социальную структуру общества, открыто вставая на сторону отдельных классов и слоев. Рабочий класс рассматривается в качестве передового класса, движущей силы развития общества и государства. Крестьянство считается союзником рабочего класса при руководящей роли последнего. Класс собственников, имеющий весьма емкое название «буржуазия», рассматривается в качестве антагониста рабочего класса и подлежит либо уничтожению, либо ограничению или перевоспитанию. Иногда буржуазия делится на части, в зависимости от имущественного положения и использования собственного труда. Более того, в конституционном материале социалистических стран иногда встречается термин «враг народа». Согласно ст. 71 Конституции КНДР 1972 г. «граждане обязаны повышать революционную бдительность в отношении происков империалистов и враждебных элементов всех мастей, выступающих против социалистического строя нашей страны». «Враждебная» часть населения охватывает 30 «мастей враждебных элементов», в том числе рабочих со сложным социальным происхождением, бывших «кулаков», бывших помещиков (лица, владевшие до земельной реформы более чем 5 чонбо (4, 95 га)), а также лиц, исповедующих протестантизм, католицизм, буддизм и исполняющих соответствующие обряды. Лица, склонные к хулиганским поступкам, также приписаны к этой категории населения. Такая отнесенность к различным категориям лиц имеет свои последствия. В частности, в Китае рабочие имеют преимущественное положение при избрании представительных органов, иногда устанавливается разное представительство от рабочих и крестьян, некоторые права и свободы не действуют в отношении отдельных категорий населения.
[1] Богданова, Н.А. Система науки конституционного права / Н.А. Богданова. – М.: Юристъ, 2001. – С. 161. [2] Боброва, Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России / Н.А. Боброва. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2003. – С. 37. [3] Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Мн., 2003. – С. 129-130. [4] Василевич, Г.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько. – Мн.: Книжный дом, 2006. С. 75.
|