Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И их характеристики
В современной литературе термин “СВКН” означает средства доставки по воздуху и космосу различных боеприпасов и средств РЭБ. Они классифицируются по своему назначению, по способу полета и способу управления. По боевому назначению СВКН разделяются на стратегические, оперативно-тактические и тактические. К стратегическим СВКН относятся средства, позволяющие наносить удары на глубину свыше 10000 км. К оперативно-тактическим относятся такие СВКН, которые способны доставлять боеприпасы на глубину до 5000 км. К тактическим СВКН относятся средства доставки боеприпасов любого вида на глубину до 2000 км. По способу полета СВКН подразделяют на космические, баллистические, аэродинамические и аэростатические устройства. Космическими считаются средства, движущиеся по околоземным орбитам и траекториям в космосе. В настоящее время они представлены искусственными спутниками Земли (ИСЗ) военного назначения (“Сеймос”, ”Лакрос”, ”Феррет”, решающими задачи радио-технической и оптико-электронной разведки). В будущем возможно применение боевых космических кораблей, космических станций и воздушно-космических самолетов. В рамках программы стратегической оборонной инициативы (СОИ) предусматривается к концу 90-х годов осуществить запуск ракет-перехватчиков космического базирования, спутников обнаружения, перехватчиков наземного базирования и компьютеров управления боем (Рис.17). Рис.17
С этой целью еще 8 февраля 1988 г. был успешно проведен эксперимент с использованием двухступенчатой ракеты-носителя “Торад-дельта” № 181. Основной задачей эксперимента было получение информации об обнаружении, идентификации и сопровождении баллистических ракет противника, выдачи целеуказания средствам перехвата этих ракет и для проектирования перехватчиков космического базирования. Баллистические средства - средства, движущиеся по траектории, представляющей часть эллипса. К ним относятся баллистические ракеты (БР) различного назначения. БР представляют собой бескрылый беспилотный летательный аппарат с ракетным двигателем, работающим только на начальном (активном) участке траектории. К ним относятся БР “Трайдент”, ”Першинг”, ”Минитмэн”, ”Атакмс”. Аэродинамические средства представляют собой летательные аппараты, способные совершать полеты в атмосфере за счет принудительного движения на основе аэродинамического принципа. К ним относятся авиация (самолеты и вертолеты), беспилотные летательные аппараты (БПЛА), крылатые ракеты, управляемые планирующие бомбы. Главной особенностью авиации является ее способность решать задачи как в глобальной войне, так и в ограниченных войнах в любом районе мира с применением или без применения ядерного оружия совместно с сухопутными и военно-морскими силами. В зависимости от назначения и подчиненности командованию авиация подразделяется на следующие виды: -стратегическую; -тактическую; -армейскую; -авиацию ВМС; -военно-транспортную; -авиацию ПВО. Стратегическая авиация (СА) - предназначена для нанесения ударов по военно-промышленным и административным центрам противника, по крупным целям и объектам, составляющим основу военно-экономического потенциала противника. В состав СА входят стратегические бомбардировщики, воздушные командные пункты (ВКП), стратегические разведчики, самолеты заправщики. Основу СА составляют стратегические бомбардировщики. Они обладают боевым радиусом действия до 8000 км и способны действовать во всем диапазоне высот. Они имеют бомбовую нагрузку до 50 т и вооружение для поражения объектов систем ПВО, средства разведки, навигационную аппаратуру, аппаратуру РЭБ для подавления РЭС различного назначения. К ним относятся бомбардировщики FB-111, B-52, B-1, B-2. Тактическая авиация (ТА) предназначена для проведения самостоятельных воздушных и совместно с другими СВКН воздушно-космических операций, а также для авиационного обеспечения боевых действий СВ на ТВД. В состав ТА ВВС входят истребители-бомбардировщики, истребители, штурмовики, самолеты РЭБ и РТР, самолеты-заправщики. Современные истребители-бомбардировщики имеют боевой радиус действия до 2500 км. На вооружении имеют обычные и ядерные бомбы, УР класса “Воздух-воздух” и ”Воздух-земля”, УАБ, аппаратуру РЭБ. Бомбовая нагрузка составляет до 9 тонн. К ним относятся самолеты F-111A, ”Харриер”, “Ягуар”, “Торнадо”. Истребители имеют боевой радиус действия до 1500 км и способны совершать полеты на малых высотах с огибанием рельефа местности, действовать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолеты оснащены системой управления оружием, аппаратурой разведки и РЭБ, навигационной аппаратурой. Современные истребители способны преодолевать сильную систему ПВО противника. К ним относятся самолеты F-15, F-16, F-4”Фантом”. Заслуживает внимание новый ударный (многоцелевой) самолет F-117, выполненный по программе “Стелс”. Этот самолет предназначен для одиночных действий по наземным целям в СМУ при сильном противодействии ПВО противника. По опыту боевых действий в районе Персидского залива, когда РЛС ПВО Ирака были не полностью подавлены, проявилась высокая его эффективность. В начальный период войны на самолеты F-117A пришлось около 5% всего числа боевых вылетов авиации союзников, однако они уничтожили 1/3 часть всех стратегических целей. Штурмовик A-10 предназначен для непосредственной авиационной поддержки (НАП) СВ на поле боя с применением только обычных боеприпасов и считается эффективным средством для борьбы с танками, БМП, БТР и другими подвижными бронированными целями. Самолет имеет встроенную 30-мм пушку, снаряды которой пробивают броню средних танков. Имеющийся боекомплект (1350 снарядов) позволяет в идеальном случае провести до 12 успешных атак бронированных целей. Кроме этого, самолет А-10 может нести широкий набор бомб и до 10 УР “Мейверик”. Сильными сторонами самолета А-10 является его хорошая живучесть в условиях сильной системы ПВО противника за счет действий с предельно малых высот и использования штатных средств электронной защиты, а также возможность действий с поврежденных аэродромов. Все это позволяет военным специалистам сделать вывод о том, что самолет А-10 может эффективно использоваться до 2000 года. Самолеты F-4G и “Торнадо”I.G.R. предназначены для боевого поражения РЛС, ЗРК и других РЭС. Они могут нести на борту 4-6 ПРР типа “Шрайк”, “Харм”, “Аларм”, что позволяет каждому самолету за один вылет уничтожить до 2-3 радиоэлектронных объектов противника. Армейская авиация (АА) входит в состав СВ и предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых частей. На АА возлагаются ударные, разведывательно-связные и транспортно-десантные задачи. В состав АА в основном входят вертолеты огневой поддержки, транспортные, многоцелевые, разведывательные, а также самолеты целеуказания, авиационной поддержки и штабные. Задачи АА, ее организацию мы рассмотрим более подробно на следующем занятии. Авиация ВМС предназначена для уничтожения ядерных сил флота противника и его морских транспортных сил, обороны корабельных группировок в море, ведения боевых действий на приморских ТВД совместно с другими видами авиации, а также для воздушной разведки на океанских и морских ТВД. Авиация ВМС делится на авианосную (палубную), базовую и авиацию морской пехоты (только в США). В состав авиации ВМС входят штурмовики (А-6, А-7), истребители (F-14, F/A-18, “Си Харриер”), самолеты РТР и РЭБ (ЕА-6В), самолеты ПЛО (S-3A, P-3C) и ДРЛО (Е-2В, ЕС-121), а также вертолеты различного назначения. Авиация ПВО предназначена для обороны важных направлений, районов и объектов от воздушного противника. В свой состав она включает истребители-перехватчики (F-15 и F-16 различных модификаций), самолеты РЭБ и ДРЛО. Военно-транспортная авиация предназначена для выполнения стратегических воздушных перевозок по переброске живой силы, военной техники и материальных средств на ТВД, а также для ведения разведки в интересах всех видов ВС, поиск и спасение экипажей самолетов и вертолетов, эвакуации раненых и больных. В состав военно-транспортной авиации входят стратегические и тактические транспортные самолеты (С-5А”Гэлакси”, С-130Е”Геркулес”), самолеты и вертолеты специального и вспомогательного назначения. В настоящее время интенсивно разрабатываются беспилотные самолеты - дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА). Они предназначены для выполнения следующих задач: создание радиопомех РЛС и средствам управления системы ПВО противника, огневого подавления ЗРК и нанесения ударов по наземным объектам. БЛА могут запускаться с самолетов и наземных ПУ. Управление ими осуществляется по программе или оператором с наземного или воздушного пункта. К ним относятся разведчики AGM-34, постановщики помех BGM-34 и ударные “ЛОКАСТ” (США-Германия), MGGB (США). Крылатые ракеты предназначены для поражения заранее выбранных целей на различных дальностях и с высокой точностью. По способу запуска КР подразделяются на два класса: “воздух-поверхность” и “поверхность-поверхность”. КР могут совершать полет с огибанием рельефа местности на высотах 50-80 м. По опыту боевого применения КР в зоне Персидского залива, величина промаха ракет (типа BGM-109C и BGM-109D) составила несколько метров. Нелишне напомнить, что боевые действия против Ирака начались интенсивным применением КР (в первые 30 минут их было выпущено около 100). Управляемые планирующие бомбы широко применялись в ходе локальных войн и военных конфликтов. Наличие телевизионной и лазерной систем наведения на борту УПБ позволяет добиться высокой точности наведения и высокой вероятности поражения целей. Аэростатические аппараты (АЭА) применяются в военных целях с конца 18 века. Сначала они использовались для наблюдения за полем боя и передвижениями войск, а в дальнейшем - для корректировки огня артиллерии. Во время второй мировой войны - в качестве средств воздушного заграждения для обороны от самолетов. В настоящее время АЭА применяются для радиопеленгации, радиотехнической разведки и радиолокационного наблюдения. Основными аэростатами являются “Скайнет” и “Фэмили”. Основными показателями боевых свойств самолетов и вертолетов являются летно-технические характеристики: скорость, высота(потолок) полета, маневренность, скороподъемность, дальность(радиус) полета, а также вооружение и бортовое оборудование. Рассмотрим основные характеристики. Максимальная скорость на минимальной высоте боевого применения. Именно этой скоростью определяется возможности по достижению тактической внезапности, а следовательно, и живучесть при преодолении системы ПВО. Она составляет для современных тактических истребителей 1100-1400 и 150-200 км/ч для вертолетов. Боевой потолок - это высота полета, на которой он способен выполнить горизонтальный разворот с креном до 15-20о. без потери высоты и скорости. Боевой потолок уменьшается для группы самолетов при полете их в едином строю. Для тактических истребителей он составляет 12-14 км. Диапазоны высот полета авиации делятся на: -предельно малые: до 200 м; -малые: 200 - 1000 м; -средние: 1000 - 4000 м; -большие: 4000 - 12000 м; -стратосфера: более 12000 м. Глубина воздействия самолетов определяется их боевым радиусом действия. Боевой радиус действия - это наибольшее расстояние, на которое может удалиться самолет для выполнения боевой задачи при штатном вооружении без промежуточной посадки и дозаправки на аэродром вылета. Сюда входят: взлет, набор высоты, преодоление системы ПВО противника, выход к объекту удара, применение вооружения, при необходимости повторный заход для удара, возвращение и посадка на аэродром. Боевой радиус действия для тактических истребителей составляют от 500 до 1600 км. Величина боевого радиуса на малых высотах уменьшается в 2-2.5 раза из-за увеличения расходов топлива. Маневренность - это способность самолета изменять с определенной скоростью параметры полета: скорость, высоту, направление. Высокая маневренность позволяет современным самолетам более успешно преодолевать систему ПВО противника, совершать противоракетный маневр. Маневренные возможности характеризуются способностью создавать и выдерживать перегрузки при совершении горизонтального и вертикального маневра. Перегрузкой (n) называется безразмерная величина, показывающая, во сколько раз ускорение равнодействующей аэродинамической силы (F), приложенной к самолету, превышает ускорение силы тяжести (G). Конструкция современных самолетов позволяет выдерживать перегрузки в 2-3g в течении 10-12 сек., а кратковременные перегрузки в 4-6g - в течении 3-4 сек. Перегрузка является важной характеристикой при совершении противоракетного маневра. Так, для уменьшения вероятности поражения за 3-4 сек. до подлета ЗУР к самолету осуществляется резкий набор (уменьшение) высоты с одновременным уходом в сторону. Перегрузки в этом случае составляют 4-6 g. Вооружение и бортовое оборудование самолета являются важнейшими боевыми показателями, определяющими возможности данного вида СВН по нанесению ударов и поражению различных объектов противника. Вооружение включает в себя средства поражения и системы управления оружием. К средствам поражения относятся: авиационные пулеметы и пушки с боеприпасами, управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и бомбовые кассеты, торпеды и мины, авиационные выливные баки и др. На вертолетах широко применяются ПТУРСы. Каждое средство имеет систему управления оружием. Зная задачи подразделений войсковой ПВО, их боевые возможности и рассмотрев классификацию средств воздушно-космического нападения и можно сделать следующие выводы: - части и подразделения войсковой ПВО мсд, тд не способны вести эффективную борьбу с некоторыми типами СВКН; - наиболее вероятными объектами поражения для них будут: по боевому предназначению - тактические СВН; по способу полета – аэродинамические летательные аппараты, по способу управления - как управляемые (самолеты, вертолеты), так и неуправляемые (крылатые ракеты, УПБ).
|