![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности Розен-метода телесно-ориентированной терапии ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Мы не можем непосредственно прикоснуться к центральной нервной системе или к иммунной системе. При прикосновении к коже и находящимся под ней мышцам обе эти системы испытывают физическое воздействие через движение. «Кроме того, прикосновение помогает зрению распознавать размер, форму, положение и характерные особенности объектов. Зрение становится осмысленным только на основе того, что мы почувствовали...» (43). В матке на ребенка глубоко влияют физические и эмоциональные прикосновения матери. Через этот контакт плоду сообщается индивидуальный ритм и способ ответа. При исследовании роста и развития эмбриона ученые все больше убеждаются, что с помощью физического прикосновения, а также через звук и свет, ощущаемые в утробе, плод начинает свое личностное развитие. Материнские эмоции как бы глубоко выгравированы на плоде и всей последующей жизни ребенка» (46). Опыт ребенка во время пребывания в матке и в процессе рождения оказывает глубокое влияние на то, как он видит мир, как делает выбор и проживает свою жизнь. Именно через кожу мы ощущаем мир, окружающий нас, после рождения. Через кожу мы определяем наши индивидуальные физические границы, а также развитие нашей личности. Прикосновения столь же важны после рождения, как и во внутриутробный период. Мы не можем жить без этого, через прикосновения наши тела развиваются физически, а психологически мы понимаем, кто мы есть. На то, как мы чувствуем и что думаем о самих себе, как мы реагируем на мир, глубоко влияет характер и частота прикосновений, которые мы получили в детстве (6). Если наше рождение здоровое, то мы приходим в мир, продвигаясь от макушки до кончиков пальцев ног с каждым вздохом: легкое, расслабленное движение диафрагмы не только позволяет нам дышать, но отзывается во всем нашем теле. Мы открыты и можем выражать себя (6). С другой стороны, ребенок с эмоциональными нарушениями приходит в мир так, что его способы дыхания уже связаны с напряжением, неуверенностью и страхом в самом начале жизни (46). Ученые недавно созданного Института исследования прикосновения при медицинской школе Университета Майами сообщили о предварительных результатах, касающихся возможности влияния терапии прикосновением на рост преждевременно родившихся детей. В одной исследовательской программе детей, помещенных в инкубатор, массировали 15 минут в день в течение 10 дней. Они прибавили в весе на 47% больше по сравнению с детьми, которым не проводили массаж. Эти дети были также более восприимчивы к социальным воздействиям и показывали лучшее развитие моторики… Другая программа дала обнадеживающие результаты взаимодействия с аутичными детьми (42). Розен-метод — не психотерапия, но терапевтический метод. Во время Розен-сессий терапевт разговаривает с клиентом, однако не лицом к лицу, как в психотерапии. Это работа не с какой-то проблемой или отдельным вопросом. Розен-терапевт отвечает прикосновением и иногда словами на то, что происходит в данный момент с клиентом. В процессе Розен-практики, Вутен предположила, что мягкое прикосновение в Розен-методе, которое просто встречает напряжения в теле, связано с определением резонанса: серии навязанных вибраций с частотой, равной или близкой равной. Учитывая этот тип прикосновения и получающийся в результате резонанс, она сделала вывод, что имеет место несколько уровней коммуникации. На физическом уровне прикосновения вызывают ответные вибрации, которые затем вызывают отклик на эмоциональном и духовном уровнях. Вутен пришла к выводу, что в этом состоянии резонанса два человека проживают глубокий уровень коммуникации. В психотерапии термин «аффективный резонанс» использовался для обозначения соответствия, которое имеет место на эмоциональном уровне. В физической, соматической сфере прикосновения Сандра Вутен предложила термин «соматический резонанс», определив его как соответствие, имеющее место при мягком терапевтическом соприкосновении (Розен-метод) между клиентом и Розен-терапевтом, позволяющее обоим стать более внимательными и восприимчивыми к внутренним процессам. Работа Розен-терапевтов основывается на понимании того, как тело работает, принимая во внимание мышечные напряжения и индивидуальный паттерн дыхания. В течение Розен-сеанса руки терапевта осуществляют глубокий контакт с телом, время от времени мягко двигаясь по различным областям, этими движениями напоминая телу о том, что в напряжении больше нет нужды. Ответ, который ищет Розен-терапевт, — это расслабление мышц под руками и/или изменение дыхания. Для клиента он дает опыт того, как можно дышать легче и/или облегчить физический дискомфорт или боль. Розен-метод похож на массаж тем, что клиент лежит на массажном столе, а другой человек касается его. Однако в этой работе не употребляется масло, иногда используются подушки для создания комфорта; клиент частично одет, всегда в нижнем белье и, если это для него предпочтительнее, может оставаться в той одежде, в какой хочет. Клиент покрыт легким покрывалом для комфорта и тепла. Сессия обычно начинается с того, что клиент лежит на животе, его просят перевернуться позднее в процессе сессии, которая длится пятьдесят минут. Некоторые практикующие стоят, другие сидят рядом со столом. Когда начинается Розен-сеанс, терапевт кладет руки сверху на покрывало. Когда клиент начинает расслабляться и чувствовать себя более комфортно, терапевт отгибает покрывало и работает прямо на теле, обычно начиная с верхней части спины, но всегда тратит какое-то время на то, чтобы заметить и почувствовать, где есть напряжение. Одна рука используется для контакта с напряжением, другая рука обычно отдыхает и «слушает».(6) Вот некоторые показатели напряжения: легкое движение в области солнечного сплетения, там, где расположена диафрагма, или какая-то выступающая часть, указывающая на сокращение мышцы. Температура тела, цвет и текстура кожи также говорят о внутреннем напряжении, мышечных сокращениях и их влиянии на циркуляцию крови. К примеру, холодные руки подразумевают сокращение мышц, которые сужают кровеносные сосуды в области грудной клетки. Эти же мышцы позволяют нам поднимать и нести, дотягиваться до чего-то, брать или давать, притягивать или отталкивать. Когда мы «скованы» в этом месте, эти возможности ограничены. Область напряжения может выглядеть, как лоснящаяся поверхность. Она может ощущаться «тяжелой, как камень». Иногда напряжение вначале не обнаруживается. Снаружи может показаться, что «все в порядке», но мягкое исследование открывает слой напряжения, лежащий под поверхностью. Кроме того, то, что тело не расслаблено, Розен-терапевт замечает положение клиента на столе. К примеру, грудь клиента лежит на столе неудобно, что предполагает как напряжение в верхней части груди, так и поперек плеч со стороны спины. Одно бедро может располагаться выше, чем другое, или ноги могут быть крепко сжаты, напоминая более «колонну», чем две ноги, которые двигаются независимо одна от другой. Терапевт часто рассказывает клиенту то, что замечает. Когда Розен-терапевт работает с клиентом, он замечает форму и позу его тела, и это много говорит о жизненном опыте клиента и том, как он ощущает себя в мире. Практикующий вербально отвечает на изменения, происходящие в теле, для того, чтобы усилить осознание клиента. Терапевт использует слова умеренно, усиливая осознание, но не интерпретируя. Клиент рассказывает о том, что переживает в этот момент. Терапевт внимательно слушает, что говорит клиент, в то же время наблюдая и чувствуя ответы тела на сказанное. Мы часто учимся выражать наши эмоции через принуждение или усилие, вызывающее напряжение, пронизывающее все тело. В Розен-работе, когда мышцы расслабляются и позволяют «зажиму» уйти, есть возможность честно чувствовать эмоции такими, каковы они в данный момент. Иногда отыскиваются слова, выражающие то, что глубоко прочувствовано, а иногда опыт находится за пределами слов. Когда этот процесс происходит, ощущается больше пространства, где можно дышать, и физически и метафорически, потому что диафрагме теперь не приходится все время держаться в таком напряжении. Достигнутое осознание, наряду с пониманием, прикосновением и присутствием Розен-терапевта позволяют возникнуть глубокому расслаблению. Часто это аккумуляция крошечных изменений, а клиент просто замечает в некоторый момент, что он чувствует себя лучше, а жизнь не требует столько усилий, как раньше. Розен-метод — это процесс мягкого открытия самого себя для клиента, позволяющий отразить его истинное бытие, распознать свою целостность, жизнеспособность и ограничивающие барьеры (17). Соматический резонанс возникает тогда, когда одна личность встречает другую через прикосновение. В работе с телом в Розен-методе, где происходит осознанная встреча с напряжениями, этот резонанс можно заметить часто (6). Сандра Вутен в своей книге «Прикаясь к телу, трогаешь душу» пишет о работе Милтона Эриксона: «Хотя Эриксон не держал руки на пациентах, как это делается в Розен-методе, он визуально воспринимал идеомоторные сигналы, т. е. способ, каким бессознательное говорит через тело посредством кивков или движений ладоней, рук или ног. Обучая студентов, он часто отмечал связь неподвижности лица, или определенной ригидности (или недостаточного тонуса) и паттерна дыхания и внимательно следил за этим» (6). Он знал, что когда веки начинали дрожать определенным образом, внимание человека сужается, развивая внутренний фокус (40). Эриксон говорил: «Люди становятся поглощенными своими собственными психосоматическими феноменами, которые они переживают как личный активный опыт. Таким образом, ситуация трансформируется от пассивной ответственности за пациента к активному интересу, открытию, интеграции и участию в этих изменениях, полученных путем гипноза» (41). Он учил своих студентов: «Что важно — так это ваше желание наблюдать все это: индивидуальные типы дыхания, выражения лица, посадку головы, положение рук и другие телесные ответы, которые обычно бывают…Таким образом тело держит переживания в себе и разговаривает с наблюдателем посредством бессознательных физических выражений» (40). В 1986 году Эрнест Росси, один из первых учеников Эриксона, издатель многих трудов, посвященных теории и учению Эриксона, и сам выдающийся исследователь, утверждал: «Поскольку воспоминание зависимо и ограничено состоянием, в котором было приобретено, мы говорим, что это «связанная с состоянием информация» (44). «Разум и тело — два аспекта в единой информационной системе. Жизнь — это информационная система. Биология — это процесс информационной трансдукции (информационных преобразований). Разум и тело — две грани, или два пути в концептуализации этой единой информационной системы. Все методы психотелесного оздоровления и терапевтического гипноза оперируют подходами и конструкциями памяти, зависящей от состояния и обучения, в системах, в которых закодированы симптомы и проблемы...» (44). Посредством резонанса прикосновение срастается с этой единой информационной системой, позволяя связанной с состоянием информации стать осознанной через расслабление, за которым следует физическое облегчение, и всплывают воспоминания (6). К тому же хорошая релаксация помогает восстановить энергию тела и дать всем мышцам и суставам полноценный отдых. Отличное физическое состояние тесно связано с улучшением циркуляции крови и лимфы. Все органы, начиная с мозга и заканчивая конечностями, хорошо очищаются и обогащаются кислородом, что стимулирует метаболические, дыхательные, пищеварительные и прочие функции организма. Что касается нервной системы, то полная разрядка оставляет в стороне симпатическую нервную систему, постоянно подверженную перегрузкам (основной удар при стрессах, состояниях агрессивности или тревоги падает именно на нее). Парасимпатическая же нервная система обеспечивает восстановление, и, прежде всего, ассимиляцию, то есть регулирует пищеварительные функции, и активно вовлечена в процесс релаксации. Расслабление — это также и техника открытия тела; здесь оно получает возможность проявить себя. А за умением слушать дыхание приходит углубленное сознание, которое становится основанием для еще более серьезного опыта (37). В своей книге «20 минут перерыва»Эрнест Росси говорит: «Прикосновение может быть наиболее сильным социобиологическим сигналом из всех… Не удивительно, что люди, которым мы позволяем прикасаться к нам — массажисты и физиотерапевты, парикмахеры, медсестры и врачи, - часто становятся объектами нашего глубокого личного доверия» (45). ЛИТЕРАТУРА 1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. - М., 1997. 2. Бинсвангер Л. Бытие в мире. - М., 1999. 3. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М., 1997. 4. Бреннан Р. Пособие по применению методики Александера. - СПб., 1998. 5. Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок - Мн., 1999. 6. Вутен С. Прикасаясь к телу, трогаешь душу. - Пер. с англ. Н.А.Климановой и А.М.Галимулина - М., 1998. 7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь справочник. - Мн., 2001. 8. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. - М., 2000. 9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Мн., 1993. 10. Левитов Н.Д. Психические состояния беспокойства, тревоги / Вопросы психологии. - 1969, №1. 11. Лоуэн А. Биоэнергетика. - СПб., 1998. 12. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела /Пер. с англ. С.Коледа - М., 2000. 13. Лоуэн А. Радость / Пер. с англ. Е.Г.Гендель. - М., 2000. 14. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфаркта / Пер. с англ. С. Коледа. - М., 2000. 15. Лоуэн А. Терапия, которая использует язык тела. - СПб., 2000. 16. Мак - Нили Д. Прикосновение: глубинный анализ и телесная терапия / Пер. с англ. П.Андавов. - М., 1999. 17. Нарицын Н. Я и ты - ты не я. - М., 2001. 18. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1998. 19. Основы психологии. Практикум / Ред. - сост. Л.Д.Столяренко. Ростов Н/Д., 1999. 20. Перлз Ф. Опыты психологии самосознания. - М., 1993. 21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - СПб., 2000. 22. Практическая психодиагностика. Методики и тесты /Ред. - сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 2000. 23. Психологические методы обретения здоровья: Хрестоматия - Сост. К.В.Сельченок. - М., 2001. 24. Руководство по телесно-ориентированной терапии. - СПб., 2000. 25. Свободное тело / Ред.- сост. В.Ю. Баскаков. - М., 2001. 26. Семенова Н.Д.Телесно-ориентированные методы в психотерапии больных бронхиальной астмой / Социальная и клиническая психиатрия. - 1995, №2. 27. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2000. 28. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. - М., 2001. 29. Современный словарь по психологии / Авт. - сост. В.В. Юрчук. - Мн., 2000. 30. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989. 31. Уилбер К. Никаких границ. - М., 1998. 32. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М., РОУ, 1991. 33. Фельденкрайц М. Осознание через движение. - СПб., 1998. 34. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. - Мн., 1991. 35. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1990. 36. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. 37. Этевенон М. Дорога тела. - СПб., 1996. 38. Юнг К. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. - М., 1995. 39. Янов А. Первобытный крик. - М., 1997.
|