![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания. [4] Одним из участников предсъездовских дискуссий был видный экономист Лю Гогуан, подчеркивавший важность приоритета марксизма в исследованиях и преподавании
[1]См., например: Я.М. Бергер, В.В. Михеев. Общественный строй Китая: «постсоциалистический капитализм»? // Общество и экономика. 2005. № 7-8. [2] «Свободная мысль». 2007. № 9. С.153. [3] Там же [4] Одним из участников предсъездовских дискуссий был видный экономист Лю Гогуан, подчеркивавший важность приоритета марксизма в исследованиях и преподавании экономических наук. Он, в частности, отмечал, что уничтожение китайского социализма является следующей после развала СССР целью США. В качестве примера приводилась деятельность американского Фонда Форда, который, впрочем, как лукаво подмечает Лю Гогуан, «сделал немало для подготовки современных китайских экономистов, чем оказал большую услугу в построении социалистического рынка». Стоит заметить, что концепция «социалистического рынка» вызывает раздражение отнюдь не у всех на Западе. В Германии, например, ей находят параллель с теорией «социального рынка» Людвига Эрхарда. [5] В развернутом виде это положение доклада выглядит следующим образом: «При начальном распределении и перераспределении необходимо правильно регулировать отношения между эффективностью и справедливостью, но при последнем уделять еще больше внимания справедливости. Следует постепенно увеличивать долю доходов населения в распределении национальных доходов, повышать долю вознаграждения за труд при начальном распределении, специально повышать доходы низкооплачиваемых категорий людей, постепенно повышая как норму средств на преодоление бедности, так и норму минимальной заработной платы». Заметим, для усиления перераспределения в нынешнем Китае есть необходимая база: доходы бюджета в 2006 г. превысили уровень предыдущего года на 20%! [6] Key Indicators of Developing Asian and Pacific Countries. Hong Kong: ADB, 2007. P. 125, 205. [7] Пример народного творчества на эту тему приводит известный китаевед Ю.М. Галенович в превосходной статье о православии на Дальнем Востоке (в статье есть и серьезные постановки некоторых проблем российско-китайских отношений, но об этом - в другой раз). В Хабаровске на двух площадях, носивших ранее названия «Комсомольская» и «Площадь Славы», построены новые храмы. Местные жители именуют теперь эти площади «Соборная-Комсомольская» и «Слава Богу». Синтез социализма и православия, к счастью, состоялся (Свободная мысль, 2007. № 9. С.138). [8] Мне кажется очень точным наблюдение Н.А. Нарочницкой по поводу того, что социализм для Сталина был скорее инструментом державности, чем глобальным проектом. В еще большей степени это положение применимо к социализму в понимании Мао Цзэдуна. Замечу, что инструмент важно, во-первых, содержать в порядке, не давая ему покрываться ржавчиной догматизма. Во-вторых, со временем он становится частью руки мастера и отсекать его жалко и больно. Ни той, ни другой ошибки поздних советских коммунистов китайцы, похоже, не повторили.
|