Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Алгоритм Коэна-Сазерленда
В процессе работы с ГС пользователь формирует графические объекты произвольных размеров и сложности в СК наблюдателя. Используемые графические устройства имеют фиксированные границы (обычно прямоугольные). Иногда надо задать некоторую прямоугольную область на экране, которая определяет размеры желаемого изображения. Эта область называется областью вывода. Следовательно, попадание частей объекта за пределы области вывода может привести к определенным затруднениям. Иногда не попадающие полностью в область вывода линии просто не вычерчиваются, но это не всегда приемлемо. Поэтому приходится отсекать части отрезков прямых линий, выходящих за пределы области.
Рис. 4.1
Рассмотрим прямоугольник АВСD, который является окном (областью вывода). Все видимые отрезки прямых линий должны лежать внутри окна. Процесс отсечения должен выполнятся автоматически. Команды на вычерчивание треугольника PRQ интерпретируются как команды на вычерчивание отрезков . Координаты точек и неизвестны. Их надо вычислить, зная координаты точек P, Q и R. Наклон отрезка PR вычисляется следующим образом:
Мы рассмотрели ситуацию, когда Р находится внутри окна, а R — удовлетворяет неравенствам:
Однако необходимо рассмотреть значительно больше ситуаций. Большое разнообразие логических операций, которые надо выполнять для решения этой задачи, делают проблему отсечения линий очень интересной с алгоритмической точки зрения. Коэн и Сазерленд разработали алгоритм для отсечения отрезков прямых линий. Его суть в том, что конечным точкам отрезка ставится в соответствие некоторый четырехбитовый код:
где может быть либо 0 либо 1. Этот код содержит информацию о положении точки Р относительно окна.
Возможны 9 из 16 битовые комбинации показаны на рисунке.
Рис. 4.2
Пусть для отрезка получены коды: . · Если коды содержат только 0, то целиком лежит внутри окна и должен быть начерчен полностью. · Если коды содержат единичный бит в одной и той же позиции, то отрезок целиком лежит за границами окна и не вычерчивается. Остальные случаи рассмотрим подробнее. Если хотя бы 1 из кодов содержит единичный бит, то либо , либо перемещаются из области вне окна к одной их границ окна или к ее продолжению (точка перемещается в точку R, точка — в точку U). В последнем случае точка по-прежнему будет находится вне окна и понадобится еще одно перемещение (точка R переместиться в точку S, точка U — в точку Т). Таким образом, процесс отсечения может быть многоступенчатым, на каждом шаге расстояние между точками и уменьшатся. Процесс завершается, как только обе точки окажутся в пределах окна (код 0000). Оставшаяся часть отрезка будет вычерчена (ST), Пример.
Рис. 4.3
Так как расположение отрезка не соответствует рассмотренным двум случаям, то проводится отсечение. Точка перемещается в точку Q.
Требуется дальнейшее отсечение,
,
Теперь условие соответствует случаю 2, и обе точки находятся ниже окна. Следовательно, отрезок (или его усеченный вид QR) чертить не надо.
|