Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод обратной трассировки
Метод обратной трассировки лучей позволяет значительно сократить перебор световых лучей. Метод разработан в 80-х годах, основополагающими считаются работы Уиттеда и Кея. Согласно этому методу отслеживание лучей производится не от источников света, а в обратном направлении — точки наблюдении. Так учитываются только те лучи, которые вносят вклад в формирование изображения. Рассмотрим, как можно получить растровое изображение некоторой трёхмерной сцены методом обратной трассировки. Предположим, что плоскость проецирования разбита на множество квадратиков — пикселов. Выберем центральную проекцию с центром схода на некотором расстоянии от плоскости проецирования. Проведем прямую линию из центра схода через середину квадратика (пиксела) плоскости проецирования. Это будет первичный луч обратной трассировки. Если прямая линия этого луча попадает в один или несколько объектов сцены, то выбираем ближайшую точку пересечения. Для определения цвета пиксела изображения нужно учитывать свойства объекта, а также то, какое световое излучение приходится на соответствующую точку объекта. Если объект зеркальный (хотя бы частично), то строим вторичный луч - луч падения, считая лучом отражения предыдущий, первичный трассируемый луч. Выше мы рассматривали зеркальное отражение и получили формулы для вектора отражённого луча по заданным векторам нормали и луча падения. Но здесь нам известен вектор отражённого луча, а как найти вектор падающего луча? Для этого можно использовать ту же формулу зеркального отражения, но определяя необходимый вектор луча падения как отражённый луч. То есть отражение наоборот, i. Для идеального зеркала достаточно затем проследить лишь очередную точку пресечения вторичного луча с некоторым объектом. Неидеальное зеркало резко усложняет трассировку — нужно проследить не один, а множество падающих лучей, учитывать вклад излучения от других видимых из данной точки объектов. Если объект прозрачный, то необходимо построить новый луч, такой, который при преломлении давал бы предыдущий трассируемый луч. Здесь также можно воспользоваться обратимостью, которая справедлива и для преломления. Если объект обладает свойствами диффузного отражения и преломления, то, в общем случае, как и для неидеального зеркала, необходимо трассировать лучи, приходящие от всех имеющихся объектов. Для диффузного отражения интенсивность отраженного света, как известно, пропорциональна косинусу угла между вектором луча от источника света и нормалью. Здесь источником света может выступать любой видимый из данной точки объект, способный передавать световую энергию. Когда выясняется; что текущий луч обратной трассировки не пересекает какой-либо объект, а уходит в свободное пространство, то на этом трассировка для этого луча заканчивается.
Рис. 14.1 Пример обратной трассировки лучей.
Обратная трассировка лучей в том виде, в котором мы её здесь рассмотрели, хоть и сокращает перебор, но не позволяет избавиться от бесконечности числа анализируемых лучей. В самом деле, данный метод позволяет сразу получить для каждой точки изображения единственный первичный луч обратной трассировки. Однако вторичных лучей отражения уже может быть бесконечное количество. Так, например, если объект может отражать свет от любого другого объекта, и если эти другие объекты имеют достаточно большие размеры, то какие именно точки излучающих объектов нужно учитывать для построения соответствующих лучей, например, при диффузном отражении? Очевидно, все точки. Принцип работы метода трассировки лучей: 1. Испускается воображаемый луч из глаза наблюдателя через некоторый пиксел экрана и отслеживается его путь, пока он не пересечет объект. 2. Из первой точки пересечения луча со сферой испускается отраженный луч. Пусть поверхность непрозрачна. Тогда преломленные лучи не рисуем. Обозначаем луч тени от точки пересечения к источнику света. Так как этот луч не пересекает другую непрозрачную поверхность, то источник света непосредственно влияет на интенсивность освещения в данной точке. 3. Пусть отраженный луч пересекает другой объект, на этот раз полупрозрачную сферу, которая отражает и пропускает свет. Испускаются отраженный и преломленный лучи вместе с теневым лучом, идущим к источнику света. Пропущенный луч меняет свое направление до и после вхождения в сферу в соответствии с эффектом преломления. 4. Пусть точка, в которой луч пересекает сферу, не будет прямо освещена источником, потому что путь теневого луча преграждает непрозрачная поверхность. Если бы сцена содержала несколько источников света, то теневые лучи должны были бы быть пущены в каждый из них. 5. Влияние всех лучей, сгенерированных явно или неявно с помощью начального луча, суммируется и результат определяет RGB-значение данной точки.
|