Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЕЛОКЛуб






Катание на велосипедах становится в нашей стране массовым явлением, поэтому все больше ощущается потребность в велоклубах. Нередко энтузиасты-велотуристы и рады бы создать свой клуб, да не знают, с чего начать.

Сейчас возможны различные формы туристских клубов как юри-дических лиц. Многое зависит от состава учредителей, их условий и требований к создаваемому объединению. Клуб велотуристов может возникнуть под эгидой туристско-спортивного союза (федерации ту-ризма) региона, получив статус территориального туристского клуба (городского или районного) со специализацией по конкретному виду туризма. Велотуристский клуб может быть создан как филиал город-ского туристского клуба, при этом последний может доверить вело-клубу правомочия юридического лица, даже предоставить возмож-ность иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банков-ских и других кредитных учреждениях. Учредителями велотуристско-го клуба могут быть комитет по физической культуре и туризму,

159 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЫНОГО ВЕЛОТУРИЗМА

комитет по делам молодежи, управление образованием, муниципаль-ные учреждения дополнительного образования, а может быть совме-стное учредительство двух или нескольких организаций (юридических лиц). Отношения между учредителями и клубом определяются учре-дитепьным договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Велоклуб может существовать на стадионе, при управлении жи-лищно-коммунального хозяйства, во Дворце или доме культуры, а если велоклуб подростковый - то при станции юных туристов, во Дворце творчества детей и юношества, в школе. Могут быть и ве-домственные клубы - в учреждениях, институтах, на предприятиях. И чем таких клубов будет больше, тем лучше.

Задач, которые могут и должны решать велотуристские клубы, -очень много. Помимо того, что велоклубы объединяют поклонников велосипедного туризма города, района или крупного учреждения в единый коллектив, они дают людям возможность не только познако-миться друг с другом, но и стать друзьями. Клуб стимулирует разви-тие организованного самодеятелыного велотуризма, способствует выработке оптимальной тактики велотуризма в городе или районе с учетом местных особенностей. При наличии своего клуба легче со-брать группу, решить множество организационных вопросов, полу-чить походные документы. Проще договориться и по поводу поездки на выходные дни. Клуб дает возможность обсудить маршруты, све-рить карты, подвести итоги уже совершенных походов, обменяться фотографиями. В клубе можно организовать консультации по вопро-сам велотуризма. Здесь удобно набирать слушателей для семинаров велотуристской подготовки и проводить эти семинары.

Клуб способствует техническому творчеству. В нем встречаются умельцы, обмениваются чертежами багажников, рюкзаков и прочих нужных самоделок. Обсуждения и споры, как лучше сделать фляго-держатель, усовершенствовать переключатепь передач, рождают новые конструктивные идеи. В клубе удобно устроить ремонтную мастерскую. А если позволяет помещение, то здесь же можно орга-низовать и хранение велосипедов для тех туристов, у кого тесновато дома.

Велоклуб города или района как координирующая организация помогает создавать секции велотуризма в учреждениях и на пред-приятиях, по месту жительства, в парках культуры и отдыха и дру-гих местах. Клубу легче, чем каждому велотуристу в отдельности, завязывать и поддерживать контакты с «коллегами» из других горо-дов, областей, республик, государств. Клуб ходатайствует перед дру-гими организациями по поводу решения разных вопросов, организу-ет пропаганду велотуризма, в частности, выпускает афиши велопо-ходов выходного дня, массовых мероприятий по велотуризму, дает информацию в местные газеты. Для многих городов определенные трудности представляет выезд на велосипедах за город. Клубу легче и с этой проблемой совладать, договорившись с организациями, имеющими автотранспорт, о доставке велосипедов к маршрутам и обратно.

Велоклуб - это место для общения людей разных профессий и возрастов, объединенных общим интересом к двухколесному экипа-жу, к велопутешествиям. Сюда запросто может прийти любой, даже

Велоклуб

если он не имеет велосипеда и пока относится лишь к категории сочувствующих.

Выбор направления велотуристского клуба в какой-то степени зависит от того, под какой крышей велоклуб организуется. Под эги-дой спортивной организации велоклуб, очевидно, получит спортивное направление, в частности, постоянное стремление к повышению сложности походов, приоритетное место займут подготовка спорт-сменов-разрядников по туризму, регулярное участие в соревновани-ях по технике велотуризма, в спортивных велопробегах и марафо-нах.

Если велоклуб создается под эгидой туристской организации (на-пример, туристско-спортивного союза), в его основу лягут катего-рийные многодневные походы.

В детском центре технического творчества уместно создать клуб, в центре внимания которого - сам велосипед, в парке культуры и отдыха - оздоровительно-массовой направленности, а при отделе Географического общества России, институте географического или исторического профиля - поисково-краеведческий велоклуб.

Но может быть и комплексный велоклуб, в котором создаются секции разных направлений деятельности, например, массовых ме-роприятий, краеведения, историческая, технического творчества, секция «Семья на велосипеде», видео- и фотосекция и т. д. Первая секция придумывает новые виды массовых велосипедных мероприя-тий и проводит их, стремясь привлекать как можно больше владель-цев велосипедов. Секция краеведения организует поисковые экспе-диции по изучению родного края и сбору информации о нем, похо-ды-экскурсии, обследует памятники истории культуры и архитектуры, разрабатывает новые маршруты, публикует описания маршрутов, материалы по результатам своих поисков, сборники и т.д. Историче-ская секция изучает историю велосипеда, вепоспорта и велотуризма, собирает материалы исторического содержания, публикует результа-ты поисков в печати, проводит походы по веломаршрутам прошлого, организует музей и т. д. Секция технического творчества собирает информацию о различных моделях велосипедов, усовершенствовани-ях велосипеда, проводит конкурсы самоделок. В рамках секции мо-жет быть организовано конструкторское бюро по усовершенствова-нию велосипеда для путешествий, конструированию оригинальных моделей, разработке и изготовлению новых видов снаряжения. Сек-ция «Семья на велосипеде» приобщает к велотуризму родителей и детей, организует семейные походы, туриады, ралли, разрабатывает игры и соревнования на велосипедах для детей и родителей. В этой секции со временем может образоваться подростковая секция. Чле-ны видео- и фотосекции создают слайдфильмы, документальные, исторические, учебно-познавательные, рекламные видеофильмы о велосипеде и велопутешествиях, организуют фотовыставки, конкурсы фотографий и видеофильмов, проводят занятия по фото- и видеоде-ЛУ, могут создать учебную киностудию игровых фильмов.

Возможны секции и других направлений. При этом вовсе не обязательно, чтобы люди ограничились деятелыностью в какой-то одной секции, наоборот, секции постоянно должны взаимодейство-вать друг с другом, их деятельность тесно переплетается между собой, это поможет избежать фракционности.

161ОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЫНОГО ВЕЛОТУРИЗМА

Как же организовать велокпуб, скажем, в небольшом городе об-ластного подчинения?

При создании клуба можно пойти разными путями. Сначала соз-дать секцию велотуризма у себя на работе или, как говорится, по месту жительства. А после этого расширить поле деятельности сек-ции, вовлекая в нее велотуристов со смежных предприятий или организаций, реорганизовать секцию в клуб, перевести его на ней-тральную территорию, придав ему статус общегородского.

Другой путь - найти в городе несколько заядлых велотуристов или просто велосипедистов, сформировать инициативную группу, которая возьмет на себя основную часть организационных хлопот. Затем набирать людей, желающих заниматься велотуризмом, обра-щаясь в организации, учреждения, на предприятия, в школы. Одно-временно с этим определить, какое предприятие или организация могут взять под опеку клуб, кто будет ему помогать материально, найти помещение.

Еще один путь - опытному туристу или велосипедисту, даже если он один, начать проводить велопоходы выходного дня для жителей всего города, если нет туристского клуба, под эгидой какой-нибудь организации (комитета по физической культуре и туризму, комитета по делам молодежи, спортклуба, Дворца культуры), давать в местной печати объявления о походах, вывешивать афиши на стендах, в вестибюлях организаций и предприятий. Постепенно в походах собе-рется контингент вепотуристов, среди них окажутся люди, которые с охотой возьмутся за организационную деятельность.

Можно, наконец, организовать семинар (школу) начальной вело-туристской подготовки, на который в качестве преподавателей при-гласить специалистов - медика, представителя Госавтоинспекции, мастера по ремонту велосипедов, тренера по велоспорту, инструкто-ров других видов туризма, опытных велотуристов из соседних облас-тей. Но тут лучше прибегнуть к помощи туристско-спортивного союза региона (если он есть), федерации туризма.

Начинает создавать клуб обычно один энтузиаст, двое или ини-циативная группа, но в любом случае у клуба должен быть заботли-вый и любящий «родитель», который близко к сердцу принимал бы.все дела клуба, был бы предан велотуризму, для которого небез-различны все те, кто приобщился к велопоходам, пришел в клуб. Вообще некоему сообществу людей легче действовать, когда есть конкретный адресат, для которого хочется стараться. Такой радею-щий за общее дело человек сплачивает коллектив, у него с «рядо-выми» членами сообщества, в частности клуба, создается стержень взаимодействия. Он тем прочнее, чем больше веры у людей в пи-дера, что тот вытянет все дело.

Вообще пюбое объединение, сообщество людей будет процветать и здравствовать, если наличествует его триединое ядро: идейный центр, организационный и психологический. Идейный центр - это чеповек (два, несколько), способный рождать увлекательные ориги-нальные идеи. Организационный (или центр активности) - тот, кто умеет наметить стратегию и тактику клуба, составить план конкрет-ных действий, распределить роли, выйти на нужные организации и т. д. Психологический центр - это привлекатепьный человек, который авторитетом, сипой характера ипи обаянием либо всем вместе, как

Велоклуб

магнитом, притягивает к себе людей. Эти три сущности, свойства ядра клуба могут заключаться в одном, а могут в двух, трех, не-скольких людях (разумеется, при согласии между ними). Отсутствует какой-то центр, и клуб становится ущербным, работает с перебоями либо вообще хиреет.

Вопрос о помещении для клуба - обычно самый проблемный, и выбирать часто не приходится, рады любому. А что все-таки должен представлять собой, скажем, велотуристский клуб областного центра в идеале?

Ему нужен зал для общих собраний. Здесь же можно просмат-ривать слайды, видеофильмы, проводить туристские вечера. Хорошо, если есть еще методический кабинет или учебный зал со столами для проведения семинаров, занятий, лекций. Если такого нет, заня-тия придется проводить в общем зале. Нужны хотя бы две комнаты для библиотеки, для собраний туристского актива, для решения де-ловых вопросов, работы МКК, организационных собраний походных групп и т. д. Здесь же - шкафы с документами. При недостатке по-мещений заседания правления клуба и другую подобную работу можно проводить в библиотеке. Если в клубе есть штатные инструк-торы, потребуется комната для них. Отдельное помещение должно быть предназначено для хранения снаряжения. Хорошо, если есть комнаты под фотолабораторию, музей клуба и истории велотуризма, архив. Еще два помещения - для хранения велосипедов и для мас-терской. И совсем хорошо, если в клубе есть свое кафе, работаю-щее на общественных начапах, - оригинально оформленная в соот-ветствии с тематикой клуба комната. Насколько непринужденнее, душевнее получаются встречи, обсуждения разных дел, просмотры слайдов, если они проходят за чашкой чая или кофе!

Подобное помещение - не такая уж мечта из области нереаль-ного. В городах еще немало довольно просторных неиспользуемых подвалов и полуподвалов или используемых нерационально, которые в результате нескольких дружных субботников и недорогого ремонта своими силами можно превратить в очень уютный уголок (что поде-лаешь, туристы, наверно, еще допго будут на положении «детей под-земелья»).

По-настоящему клуб начинает жить со дня первого организаци-онного собрания всех велотуристов, которые хотят быть его чпена-ми. К этому собранию инициативная группа должна подготовить проект устава клуба, который утверждается всеми собравшимися.

При подготовке документов создаваемого велотуристского клуба следует руководствоваться федеральными законами «Об обществен-ных организациях», «О государственной подцержке молодежных и Детских организаций», «О некоммерческих организациях», «Об об-разовании». За основу устава рекомендуем взять Типовое положе-ние о территориальном туристском клубе (центре), а также Типовое попожение о клубе туристов предприятия, учреждения, учебного заведения, утвержденное Туристско-спортивным союзом России 24 мая 1997 года (см. Справочный раздел).

В уставе клуба в начале указывают основную направленность объединения, цели и задачи, которые оно перед собой ставит.

Одно из важнейших положений устава - вопрос о членстве в велоклубе. Помимо основных требований к члену клуба могут быть

167ОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЫНОГО ВЕЛОТУРИЗМА

дополнительные специфические - в зависимости от направленности объединения. Если это спортивно-туристский клуб, то действительный член, например, - тот, кто участвовал хотя бы в одном категорий-ном походе (получил III спортивный разряд по туризму). Если у клу-ба, скажем, краеведческо-поисковая направленность, то членом может стать велотурист, который провел исследования на местности в соответствии с какой-то темой или обследовал комплекс памятни-ков архитектуры, культуры, природы и т. д., подготовил по результа-там поисков материал, выступил с ним в какой-то организации или в печати, В любом случае член велоклуба, очевидно, должен актив-но участвовать в его мероприятиях, вести в нем общественную работу, соблюдать устав клуба, подчиняться решениям общего соб-рания и вовремя вносить взносы. Кандидат в члены велоклуба, предположим, - имеющий значок «Турист России» и опыт участия в десяти походах выходного дня, участвующий в мероприятиях клуба и выполняющий общественные обязанности. Чтобы стать действитель-ным членом, человек должен иметь какой-то кандидатский «стаж». Почетным членом может стать особо проявивший себя в работе на благо клуба, сделавший что-либо значительное для него или для развития велосипедного туризма и спорта.

Членам и почетным членам можно в торжественной обстановке вручать членский билет, значок, эмблему клуба, шапочку и т. д. В уставе нужно оговорить и другие права члена клуба, а также его обязанности. Очень важно в клубе сразу установить дух всеобщей активности, заботы о нем всех и каждого, обстановку обязательно-сти и ответственности, не дать поселиться в коллективе самому живучему и опасному сейчас вирусу - равнодушию и потребительст-ву, который способен разрушить любое объединение.

В уставе оговаривается организационная структура клуба: состав правления или президиума, содержание работы его подразделений (секторов, секций, кружков и т. д.) и суть их целей, полезно распи-сать обязанности ответственных за тот или иной участок работы. Один отвечает за информацию, другой - за финансовую деятель-ность велоклуба, третий - за повышение квалификации его членов, четвертый - за организацию тематических программ на клубных сборах, пятый - за связь с другими организациями, шестой - за приобретение снаряжения, седьмой - за изготовление эмблем, значков и вымпепов, восьмой - за подготовку стендов и т.д.

Вообще четкое распределение обязанностей членов клуба -важное условие его жизнедеятельности. Дела клуба будут «буксо-вать», если все взвалят на себя 2-3 человека. Напротив, если при-влечь к деятельности клуба широкий актив и каждому поручить ма-ленький участок работы, который его не обременит, то при усердии каждого все вместе смогут осилить большие дела. И еще в клубе полезно ввести в практику такую заповедь: не можешь сам выпол-нить взятое на себя обязательство - найди себе замену.

Оговаривается в уставе вопрос о финансировании велоклуба, ко-торый решается в зависимости от того, где и кем он создается.

Но при любой принадлежности активисты клуба могут и должны стремиться зарабатывать деньги сами, устраивая мероприятия на принципах самоокупаемости, оказывая платные услуги населению. Это могут быть туриады, ралли, походы по путевкам и абонементам

Велоклуб

с посещением достопамятных мест; шкопы подготовки туристских общественных кадров, платные лекции и вечера; продажа афиш, буклетов с описанием туристских маршрутов, с полезными советами; знаков туристской символики; прокат, ремонт и наладка велотурист-ского снаряжения; снятие копий с книг, отчетов о походах, других материалов, хранящихся в велоклубе, и т. д, Велотуристы могут так-же зарабатывать деньги для клуба, устраивая трудовые «велодесан-ты», помогая лесхозам в расчистке и посадке леса, сельским хозяй-ствам в полевых работах, выполняя задания разных учреждений и институтов. Собственные деньги дадут клубу большую свободу для маневра. Прибыль, которую получит велоклуб в результате своей деятельности, поможет ему увеличить свой штат, а новые работники, в свою очередь, дадут возможность еще больше расширить деятель-ность клуба. Кроме того, полученные средства можно направить на поощрение актива клуба, приобретение нового снаряжения и т.д.

На организационном собрании избирается на два года правление клуба, которое состоит из председателя, его заместителя, секретаря. Избираются ответственные за деятельность подразделений (секций, секторов) по разделам работы, творческих направлений клуба.

К первому собранию инициативная группа должна подготовить план работы велоклуба на какой-то отрезок времени (лучше на год), примерную смету расходов. Чем подробнее и конкретнее составлен план дел и мероприятий клуба, тем четче пойдет его работа, тем меньше будет самотека и сумбура.

Дела велотуристского клуба делятся на четыре основные группы: организационные мероприятия непосредственно в клубе; постоянная работа консультационного и агитационного характера; собственно туристские мероприятия на лоне природы; деятельность, связанная с выездом в другие города.

К мероприятиям первой группы прежде всего относятся общие собрания велотуристов, которые рекомендуем проводить один раз в год, и заседания правления клуба (раз в месяц), заседания мар-шрутно-квалификационной комиссии (если она есть), собрания руко-водителей велопоходов выходного дня (например, перед началом велосезона и после окончания его), вечера для новичков, итоговые вечера в конце года, семинары велотуристской подготовки, суббот-ники в клубе.

Вторую группу мероприятий составят регулярные консультации по велотуризму для всех, связь с велотуристскими секциями учреж-дений, предприятий и учебных заведений, шефство над школьными велоклубами и кружками, деятельность сектора агитации и пропа-ганды, о которой говорилось выше.

К третьей группе помимо походов выходного дня и спортивных многодневных путешествий следует отнести велоэкспедиции в неиз-веданные места, слеты и соревнования, ралли, трудовые велодесан-ты и т.д.

Четвертая группа - участие в областных, краевых, республикан-ских ^и всероссийских слетах, соревнованиях, поездки в качестве гостей к велотуристам других городов, за границу и т.д.

Своя маршрутно-квалификационная комиссия в велоклубе обра-зуется не сразу, поскольку для ее комплектования надо, чтобы вы-росли опытные велотуристы. На первых порах комиссия оформляетОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЫНОГО ВЕЛОТУРИЗМА

туристские маршруты I категории сложности. В составе МКК должно быть не менее трех человек, имеющих опыт руководства велопохо-дами II категории сложности, а в общем члены МКК должны иметь опыт руководства походами на категорию выше тех, которые они рассматривают. МКК должна быть обеспечена туристской, географи-ческой, краеведческой литературой, картами, атласами автодорог, отчетами о совершенных путешествиях, расписаниями поездов и другими материалами.

Еспи в МКК - три человека, то рационально распределить рабо-ту так: один отвечает за маршрутную работу, другой - за квалифи-кационную, а третий - за консультационную и подготовку кадров. Кто-то из членов МКК может заниматься учетом и хранением отче-тов о сложных спортивных велопоходах.

Консультации в первую очередь охватывают следующий круг во-просов: выбор маршрутов для походов выходного дня и многоднев-ных; подбор карт; организация походов; подбор снаряжения, продук-тов питания; техника и тактика велопоходов; мера безопасности на маршруте. Для консультаций полезно привлекать специалистов со стороны: краеведов, тренеров по велоспорту, механиков и т.д.

На отчеты заводится картотека, в карточку обычно заносят сле-дующие данные: порядковый номер или шифр отчета; название клу-ба или организации, выпустившей группу; категория сложности; рай-он похода, нитка маршрута, время его совершения; фамилия, адрес и телефон руководителя. Группировать отчеты лучше по регионам, поскольку в маршрутах обычно есть элементы не одной, а двух и даже нескольких категорий сложности. Если маршрут захватывает два региона, на отчет заводят две карточки.

Но письменные отчеты составляют, как правило, лишь для высо-ких категорий сложности, а кроме того, часто нужен не весь отчет, а лишь краткие сведения о маршруте. Поэтому в клубе полезно завести картотеку маршрутов, причем не обязательно категорийных. Содержание паспорта маршрута приводится в разделе «Подведение итогов похода».

Консультационная работа значительно облегчится, если в поме-щениях клуба будут развешены стенды с различной информацией и рекомендациями. Здесь должны быть Правила проведения соревно-ваний туристских спортивных походов, разрядные требования по велотуризму и условия присвоения разрядов, планы работы клуба и велопоходов выходного дня, рекомендации новичкам - участникам этих походов. Среди рекомендаций собирающимся в многодневные походы на стенде могут быть списки группового и личного снаряже-ния, образец заполнения маршрутной книжки с соответствующими пояснениями, советы, как самому сшить велорюкзак. Отдельный стенд можно посвятить безопасности в велопоходе, Правилам до-рожного движения, адресованным велосипедистам.

Целесообразно повесить таблицу, которую можно назвать так: «Запишись сам». На листе ватмана - две таблицы. Над одной - за-головок: «Заявка на участие в категорийном спортивном велопоходе (самозапись)». Вторая таблица озаглавлена так: «Заявка на руково-дство категорийными спортивными велопоходами». Тот, кто хочет поехать «рядовым» путешественником, записывается в первую таб-лицу, указывая в соответствующих графах фамилию, имя и отчество,

Велоклуб

свой возраст, походный опыт, тип велосипеда, время, когда он мо-жет отправиться в поездку, в последней графе сообщает свой теле-фон (адрес). А кто хочет сам повести людей в поход, записывается во второй таблице. Здесь указывается категория сложности велопо-хода, время выезда и возвращения, сообщается район путешествия или даже нитка маршрута, фамилия, имя, отчество руководителя, его телефон.

Полезно оборудовать фотостенды о совершенных путешествиях, вывешивать вырезки из газет и журналов, посвященные велосипеду и велотуризму. Если у клуба нет помещения для музея, можно сде-лать витрину с грамотами, призами, особо ценными реликвиями. Наконец, отдельная доска отдается самым разнообразным объявле-ниям.

Желательно, чтобы в велоклубе регулярно выходила стенгазета. Предлагаем примерный состав редколлегии: главный редактор, ре-дактор информации и объявлений отенгазеты, литературный редак-тор, фотокорреспондент и ответственные за материальное обеспече-ние, за перепечатку материалов.

Форм вовлечения людей в клуб, приобщения к велотуризму -множество. Это велопоходы выходного дня с широким «ассортимен-том» для всех, кто ни пожелает; показательные или массовые со-ревнования по технике велотуризма и кроссы; выступления по ме-стному радио, в печати, беседы в учреждениях и на предприятиях; введение в традицию клуба принципа «пришел сам - приведи това-рища»; вечера для начинающих в клубе с показом слайдов, видео-фильмов, сопровождающихся рассказами участников походов, и мно-гое другое. Побывав в клубе, посмотрев слайды и видеоролики тех, кто уже накрутил несколько тысяч километров, послушав рассказы о пройденных трудных и не очень трудных, но всегда увлекательных маршрутах, гость клуба, за редким исключением, заразится походной романтикой, захочет ее ощутить не по рассказам, а непосредствен-но в путешествии.

У каждого клуба должны сложиться свои дела, традиции, харак-терные только для него «изюминки». Например, свой ритуал откры-тия и закрытия велосезона. Должно быть у клуба и собственное «изобретение» - какое-то оригинальное мероприятие или необычный поход: туриада выходного дня или двухдневный звездный поход, ежегодный массовый велофестиваль (скажем, в день рождения клу-ба) или ралли, оригинальный слет или туристский праздник с «вело-дискотекой».

Зимой работа велоклуба не затихает. Просмотры слайдов и ви-Деофильмов, занятия и лекции, подготовка к будущему сезону вело-сипедов, тренировки по легкой атлетике, лыжные походы выходного дня - все это способствует сохранению велотуристами хорошей спортивной формы, духа коллективизма в клубе. В этот период обычно идет разработка плана на будущий сезон, который обяза-тельно должен принести в жизнь клуба что-то новое. Чтобы каждый велотурист чувствовал себя активным членом клуба, чтобы в клубе Царил творческий настрой, изобретательский пыл, рекомендуем в зимние клубные вечера устраивать коллективные так называемые «мозговые штурмы». Что под этим подразумеваем? Всем присутст-ующим предлагается общая идея, например, разработать поход-игру

167ОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЫНОГО ВЕЛОТУРИЗМА

с ориентированием «Казаки-разбойники», и начинается обсуждение, какой конкретно она должна быть. При этом каждый может выдви-нуть любое, даже шутливое или фантастическое, предложение.

А в конце года обычно проводится вечер всех членов клуба с приглашением гостей, посвященный подведению итогов года, награ-ждением отличившихся, показом слайдов и фильмов, с викторинами и конкурсами.

ассоциация ВЕЛотуристских клубов

В больших городах обычно закономерно или стихийно возникает несколько зарегистрированных и неформальных велосипедных объе-динений. Каждое объединение барахтается и выплывает (или не выплывает) в неуютном море рыночных отношений собственными усилиями. Между тем отстаивание интересов велосипедистов стано-вится заметно эффективнее, когда клубы и другие общественные велосипедные организации объединяются в ассоциацию.

Формально учредителями ассоциации могут быть клубы, зареги-стрированные органами юстиции города. Конечно, лучше всего пе-ред созданием ассоциации зарегистрировать все неформальные объ-единения и «велогруппировки», которые хотят войти в ассоциацию, тем более сейчас это сделать несложно и даже не требуется клуб-ное помещение. Но можно договориться, что формально ассоциацию создают зарегистрированные объединения, а остальные входят в нее тоже, и их лидеры присутствуют на собраниях, вносят предложения при решении каких-то вопросов, участвуют в обсуждениях на правах совещательных голосов, но окончательные решения принимают руко-водители зарегистрированных клубов.

Общие цели ассоциации - объединение усилий велосипедистов в отстаивании их интересов перед лицом государственных и любых других организованных структур, сотрудничество с организациями, имеющими отношение к велотуризму (производители и продавцы велосипедов и снаряжения, туристские фирмы, транспортные компа-нии, средства массовой информации и т. д.), мобилизация общест-венной активности велосипедистов и им сочуствующих в направле-нии развития велотуризма и оздоровительного катания на велосипе-дах вообще.

Какие же конкретные задачи может решать ассоциация велоту-ристских клубов в городе и регионе?

Прежде всего это объединение усилий в защите прав велосипе-дистов, в ходатайстве перед властями об улучшении условий для велосипедной езды в городах и на дорогах России. Для солидной организации город скорее выделит помещение и средства, например, на участие в общегородском празднике. Общими усилиями легче организовать общегородское велосипедное мероприятие: демонстра-цию на велосипедах, показательные соревнования по фигурному вождению, велотуристский вечер и т. д. Ассоциация - фактор, спо-собствующий тому, чтобы совместные велотуристские мероприятия (туриады, звездные походы, ралли, зарубежные путешествия и т.д.) проходили интереснее, привлекли больше участников. Вепика может быть роль ассоциации в обмене информацией и о том, что происхо-дит в велотуристском мире вообще, и о планах каждого объедине-

Ассоциация велотуристских клубов

ния. От имени ассоциации более действенными будут обращения в различные инстанции как внутри страны, так и за рубежом. Ассо-циации сподручнее учредить свое печатное периодическое издание.

Главное условие успешного функционирования ассоциации вело-сипедных общественных организаций - она должна создаваться и действовать всецело на принципах добровольности. Второй осново-полагающий принцип, без которого вряд ли удастся добиться успе-ха, - принцип равенства. Все объединения, входящие в ассоциацию, должны быть равны, а решения принимает совет президентов и председателей клубов простым большинством. Совет руководителей может принимать положительные решения по поводу обращения к каким-то организациям каждого клуба от имени ассоциации, если это обращение не наносит прямого ущерба ассоциации или какому-либо другому клубу (объединению), входящему в нее. В свою оче-редь ассоциация не ущемляет права других велосипедных, турист-ских и велотуристских организаций, не входящих в нее. Но двери ассоциации открыты, она всегда может принять в свою «семью» любой клуб (объединение), который согласен с ее уставом.

В ассоциацию могут входить государственные и коммерческие организации, непосредственно связанные с велотуризмом, на тех же правах и условиях, что и остальные члены ассоциации.

Ассоциация как юридическое лицо может иметь свой бланк, штамп, печать, эмблему и другие атрибуты.

Самый сложный вопрос - финансирование организационной дея-тельности ассоциации (ну хотя бы на изготовление своей атрибути-ки). Проще всего, конечно, установить членские взносы для всех входящих в нее клубов, причем, чтобы не возникли споры, кому сколько платить, можно сделать их одинаковыми для всех, так ска-зать, действительных членов ассоциации, а для неформальных (пока) объединений, присутствующих на заседаниях и других мероприятиях ассоциации в качестве кандидатов в ее члены, - тоже одинаковыми, но меньшими по сумме, в качестве добровольных взносов. А можно условиться, что ассоциация работает исключительно за счет добро-вольных взносов и пожертвований входящих в нее объединений, других организаций и частных лиц. Но тогда нужно, чтобы ассоциа-ция сумела заинтересовать эти другие организации вкладывать деньги.

Собираться представителям клубов лучше всего на нейтральной территории.

IV


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал