Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов. Средообразующая роль организмов. Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества. Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме. Разнообразие видов в сообществе. Экосистема- часть биосферы
Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды. Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы. Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.
Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений. Жизненные формы растений. Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей. Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека. Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений. Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения. Строение зеленого мха кукушкин лен. Строение сфагнума. Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа. Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания. Разнообразие современных папоротников и их значение. Отдел Голосеменные — древняя группа семенных растений. Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов. Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Бобовые. Семейство Пасленовые. Класс однодольные. Семейство Лилейные. Семейство Злаки.
Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества. Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших.Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах. Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения. Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах. Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями. Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей. Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов. Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие. Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие. Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых. Роль насекомых в экосистемах, практическое значение. Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика. Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры. Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение. Класс Земноводные, или Амфибии. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека. Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом. Птицы наземных и водных экосистем. Класс Млекопитающие, или Звери. Млекопитающие различных экосистем.
Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека. Царство Грибы. Общие признаки. Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.
Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия. Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы. Сохранение видового разнообразия. Красная книга России. Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории. Красная книга нашего края.
№ п/п
| Тема
| Дата
| Основные виды деятельности
| Домашнее задание
| Примечание
|
По плану
| По факту
|
Организация живой природы (5 часов)
|
1.
| Организм.
Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов. Средообразующая роль организмов.
|
|
| Называть основные уровни организации живой природы.
Описывать общие признаки живых организмов.
Приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов.
| §1
|
|
2.
| Вид.
Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества
|
|
| Выделять существенные признаки организма как живой системы; признаки, по которым особи объединяются в популяции и виды.
Сравниватьорганизменный и по- пуляционно-видовой уровни организации живой природы.
Приводить примеры близких видов.
Объяснять связи между особями одной популяции, делатьвыводы о значении внутрипопуляционных отношений для обеспечения целостности вида, его длительного существования.
| §2
|
|
3.
| Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме.
|
|
| Называть естественные и искусственные природные сообщества родного края.
Объяснять роль ярусности в использовании живыми организмами ресурсов среды обитания.
Прогнозироватьпоследствия исчезновения доминирующих и средообразующих видов.
Оценивать значение видового разнообразия.
| §3
|
|
4.
| Разнообразие видов в сообществе
|
|
| Работа с книгой (поиск ответа на вопросы).
Классифицировать объекты.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей
| Подготовить рефераты: природные сообщества: поле, луг, лес, озеро, река, болото.
|
|
5.
| Экосистема- часть биосферы.
Взаимосвязь природного сообщества с
неживой природой в процессе круговорота веществ. Экосистема и её компоненты. Пищевые связи организмов в экосистеме. Естественные и искусственные экосистемы, их значение для биосферы.
|
|
| Приводить примеры организмов производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в экосистеме.
Устанавливатьвзаимосвязь между живыми компонентами экосистемы и неживой природой.
Сравниватьестественные и искусственные экосистемы.
Составлять пищевые цепи. Называть компоненты экосистемы. Использоватьинформационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии экосистем в биосфере.
| §4
|
|
Эволюция живой природы (4 часа)
|
6.
| Эволюционное учение. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина
|
|
| Называть движущие силы и результаты эволюции.
Объяснять формирование приспособлений с позиций учения Дарвина. Использовать различные источники информации для подготовки сообщения, презентации доклада о жизни и деятельности
Ч. Дарвина, его путешествии.
| §5
|
|
7.
| Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды
|
|
| Приводить
примеры реликтовых видов животных и растений.
Объяснять
значение рудиментарных органов, реликтовых видов, сходство ранних этапов эмбрионального развития.
| §6
|
|
8.
| История развития жизни на Земле.
Гипотезы о возникновении жизни на
Земле. Историческое развитие живой природы: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.
|
|
| Называть эры в истории развития жизни на Земле и наиболее важные события в развитии животного и растительного мира. Характеризоватьвозникновение и существование жизни на Земле в форме экосистемы.
| §7
|
|
9.
| Систематика растений и животных.
Систематика организмов как раздел биологии. Основные систематические группы от царства до вида. Сравнение классификации животных и растений. Название видов.
|
|
| Определять предмет изучения систематики, естественной классификации.
Устанавливатьсоподчинённость основных систематических групп растений и животных. Обосновыватьнеобходимость двойных латинских названий в ботанической и зоологической классификации.
Характеризовать вклад К. Линнея в развитие биологической науки.
| §8, подготовиться к контрольной работе
|
|
10.
| Контрольная работа № 1
|
|
| Письменная работа
|
|
|
Растения- производители органического вещества (23 часа)
|
11.
| Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений. Жизненные формы растений
|
|
| Выявлятьотличительные признаки представителей царства Растения.
Называтьи приводитьпримеры основных жизненных форм растений.
Описывать основные этапы эволюции растений.
Обосновывать роль растений в природе.
Использоватьинформационные ресурсы для подготовки сообщений об историческом развитии расти- тельного мира.
| §9
|
|
12.
| Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.
Водоросли — самые древние растения Земли. Характерные особенности строения водорослей. Особенности строения и разнообразие представителей отдела Зелёные водоросли. Отдел Бурые водоросли — типичные обитатели прибрежной зоны морей и океанов. Самые глубоководные растения — представители царства Багрянки.
|
|
| Выявлять характерные особенности состава и строения водорослей. Приводить примеры представите- лей подцарств. Настоящие водоросли и Багрянки.
Объяснять причины разнообразия водорослей с позиции знания о движущих силах эволюции. Устанавливатьвзаимосвязь состава и строения водорослей в связи с условиями обитания в водной среде.
| §10
|
|
13.
| Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей
|
|
| Слушание объяснений учителя.
Выражение своих мыслей.
Наблюдение за демонстрациями учителя.
| Знать записи в тетради
|
|
14.
| Лабораторная работа
«Изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей»
|
|
| Выполнение лабораторной работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке
| Знать записи в тетради, индивидуальные задания
|
|
15.
| Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека
|
|
| Обосновывать роль водорослей в водных экосистемах, значение фитопланктона.
Устанавливать причины сокращения водорослей в природе. Применять знания о разнообразии и значении водорослей в практических ситуациях, приводить примеры их использования человеком.
| §11
|
|
16.
| Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений.
|
|
| Называть основные события в эволюции высших растений.
Выявлять характерные черты псилофитов, прогрессивные признаки высших растений.
| §12
|
|
17.
| Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения.
|
|
| Описывать внешнее и внутреннее строение мхов, выделять их существенные особенности.
Устанавливатьвзаимосвязь полового и бесполого поколений в жизненном цикле мхов.
Делать выводы о связи особенностей строения и размножения мхов со средой обитания.
| §13
|
|
18.
| Строение зеленого мха кукушкин лен. Строение сфагнума
Лабораторная работа
«Строение зеленого мха кукушкин льна и мха сфагнум»
|
|
| Выполнение лабораторной работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке
| Знать записи в тетради
|
|
19.
| Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.
|
|
| Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Слушание объяснений учителя
| §14
|
|
20.
| Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.
|
|
| Определятьпредставителей отделов Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные на натуральных объектах, рисунках.
Сравнивать
особенности строения и размножения мхов и папоротников,
делатьвыводы о более прогрессивном строении папоротников. Устанавливатьособенности строения и размножения папоротников, хвощей и плаунов в связи с их средой обитания.
Фиксировать
результаты наблюдений в виде схем и рисунков. Соблюдать
правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
| §15
|
|
21.
| Лабораторная работа
«Строение папоротника»
|
|
| Выполнение лабораторной работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке
| Знать записи в тетради
|
|
22.
| Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов.
Древние вымершие папоротникообразные. Образование и значение каменного угля. Разнообразие современных папоротников. Практическое значение папоротниковидных.
|
|
| Описывать
роль древних вымерших папоротникообразных в образовании каменного угля.
Приводить
примеры папоротников, хвощей и плаунов, произрастающих на территории родного края;
называтьвиды, нуждающиеся в охране. Обосновывать
значение современных папоротников в лесных экосистемах, их роль в практической деятельности человека.
Использовать
ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений о разнообразии папоротников, хвощей, плаунов.
Фиксировать
результаты наблюдений, делатьвыводы.
| §16
|
|
23.
| Отдел Голосеменные — древняя группа семенных растений.
|
|
| Выявлять
общие черты семенных растений.
Объяснятьпреимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.
Фиксировать
результаты наблюдений и делатьвыводы.
Соблюдать
правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
| §17
|
|
24.
| Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных.
|
|
| Приводить
примеры наиболее распространённых хвойных растений, реликтовых видов голосеменных. Устанавливатьвзаимосвязь между особенностями строения и функциями хвои.
Фиксироватьрезультаты наблюдений и делатьвыводы.
Применять
знания о строении и особенностях размножения голосеменных в практической деятельности. Использовать
ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений о разнообразии голосеменных.
| §17
|
|
25.
| Лабораторная работа
«Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной»
|
|
| Выполнение лабораторной работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке.
| Знать записи в тетради
|
|
26.
| Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов
|
|
| Сравниватьдоминирующие виды темнохвойной и светлохвойной тайги.
Прогнозироватьпоследствия нерациональной деятельности человека для развития экосистемы тайги.
Оцениватьзначение тайги как устойчивой экосистемы для сохранения целостности биосферы; важность природоохранной деятельности, своего участия в ней.
| §18
|
|
27.
| Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные.
|
|
| Выявлять
черты более высокой организации у покрытосеменных, чем у голосеменных.
Называтьи сравниватьпредставителей разных классов покрытосеменных растений.
Применять
знания о движущих силах эволюции для объяснения происхождения цветковых растений.
Фиксироватьрезультаты наблюдений в форме сравнительных таблиц в процессе лабораторной работы, делатьвыводы.
Соблюдать
правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Использоватьинформационные ресурсы для подготовки реферата об исследованиях учёных-систематиков.
| §19
|
|
28.
| Класс Двудольные.
Семейство Крестоцветные
Лабораторная работа
«Признаки растений семейства Крестоцветные»
Отличительные признаки семейства Крестоцветные. Разнообразие видов. Дикорастущие, культурные растения семейства. Значение крестоцветных в природе, охраняемые виды. Определение растений семейства.
|
|
| Описыватьотличительные признаки растений семейства Крестоцветные, составлять
формулу цветка. Приводить
примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Определять
растения семейства Крестоцветные по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ.
| §20
|
|
29.
| Практическая работа «Определение растений семейства Крестоцветные»
|
|
| Выполнение практической работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке.
| Повторить §20
|
|
30.
| Семейство Бобовые. Семейство Пасленовые
Лабораторная работа
«Признаки растений семейства Бобовые, Пасленовые»
|
|
| Выполнение лабораторной работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке
| §21-22
|
|
31.
| Практическая работа «Определение растений семейства Бобовые»
|
|
| Выполнение практической работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке
| Повторить §22
|
|
32.
| Класс однодольные
Семейство Лилейные.
Лабораторная работа
«Признаки растений семейства Лилейные»
|
|
| Выполнение лабораторной работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке
| §23
|
|
33.
| Класс Однодольные.
Семейство Злаки.
Практическая работа «Определение растений семейства Лилейные»
|
|
| Выполнение практической работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке
| §24
|
|
| Роль Покрытосеменных в развитии растениеводства.
Основные направления земледелия. История развития земледелия. Пшеница — основная зерновая культура. Твёрдая и мягкая, озимая и яровая формы пшеницы. Овощеводство. Сорта и разновидности капусты.
|
|
| Называть
основные культурные растения различных семейств.
Устанавливатьотличительные особенности твёрдой и мягкой, озимой и яровой форм пшеницы, разновидностей капусты.
Использоватьинформационные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о хлебных зерновых культурах, овощах.
| §25, подготовиться к контрольной работе
|
|
| Контрольная работа № 2
| |
| Письменный контроль
|
|
|
Животные- потребители органического вещества (23часа)
|
| Царство Животные.
Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.
|
|
| Выявлять
отличительные признаки царства Животные.
Описывать
основные симметрии многоклеточных животных, наиболее значимые события в эволюции животного мира.
Использовать
различные источники информации для подготовки сообщений и презентации учебных проектов о происхождении и развитии животного мира.
| §26
|
|
| Подцарство Одноклеточные. Роль Одноклеточных в экосистемах.
Общие признаки. Роль простейших. Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.
|
|
| Выявлять
характерные признаки подцарства Одноклеточные, типа Саркожгутиконосцы.
Приводить
примеры представите- лей типа.
Распознаватьпредставителей под- царства и типа по рисункам, фотографиям.
Обосновывать
роль простейших в экосистемах.
| §27
|
|
37.
| Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения.
|
|
| Выявлять
характерные признаки подцарства Одноклеточные, типа Саркожгутиконосцы.
Приводить
примеры представителей типа.
Распознаватьпредставителей подцарства и типа по рисункам, фотографиям.
Обосновывать
роль простейших в экосистемах.
| Знать записи в тетради
|
|
38.
| Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные.
Общие признаки, их роль в экосистемах.
|
|
| Описывать
основные признаки под- царства Многоклеточные.
Называть
представителей многоклеточных животных.
Обосновывать
выводы об усложнении живой природы в ходе эволюции.
Выделять
признаки наиболее вероятного предка многоклеточных бес- позвоночных.
Раскрывать
роль беспозвоночных в экосистемах
| §28
|
|
39.
| Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах.
|
|
| Выявлять
характерные признаки типа Кишечнополостные.
Приводить
примеры представителей разных классов типа Кишечнополостные.
Определятьпредставителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах.
Характеризоватьпризнаки более высокой организации кишечнополостных по сравнению с простейшими. Устанавливатьвзаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности гидры обыкновенной. Раскрывать
роль кишечнополостных в экосистемах.
| §29
|
|
40.
| Тип Плоские черви.
Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями
|
|
| Выделять
характерные особенности типа Плоские черви.
Распознаватьпредставителей классов плоских червей по таблицам, рисункам, фотографиям. Устанавливатьвзаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания плоских червей.
Применять
в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых паразитическими видами плоских червей.
| §30
|
|
41.
| Тип Круглые черви.
Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями
|
|
| Описывать
характерные особенности типа Круглые черви.
Устанавливать
черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими — появление первичной полости тела. Распознаватьпредставителей круглых червей, используя наглядные средства.
Устанавливатьвзаимосвязь между особенностями строения, жизнедеятельности и средой обитания круглых червей.
Применять
в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых паразитическими вида- ми круглых червей.
| §31
|
|
42.
| Тип Кольчатые черви.
Роль червей в почвенных экосистемах.
Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей
Лабораторная работа
«Внешнее строение дождевого червя»
|
|
| Выполнение лабораторной работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке
| §32
|
|
43.
| Тип Моллюски.
Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.
Лабораторная работа
«Строение раковины Моллюска»
|
|
| Выполнение лабораторной работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке
| §33
|
|
44.
| Тип Членистоногие. Класс ракообразные.
Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.
|
|
| Выявлять
характерные признаки классов типа Членистоногие, черты более высокой организации по сравнению с кольчатыми червями.
Определятьпредставителей класса Ракообразные на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливатьвзаимосвязь строения речного рака с условиями среды его обитания.
Описывать
роль членистоногих в водных экосистемах и жизни человека.
| §34-35
|
|
45.
| Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Отличительные особенности, разнообразие.
|
|
| Выявлять
характерные признаки паукообразных.
Определятьи классифицироватьпредставителей класса по рисункам, коллекциям, фотографиям. Распознавать
ядовитых паукообразных.
Устанавливатьвзаимосвязь строения паукообразных с их хищным и паразитическим образом жизни. Объяснятьнеобходимость мер профилактики клещевого энцефалита и болезни Лайма.
| §36
|
|
46.
| Тип Членистоногие. Класс Насекомые.
Общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых
Лабораторная работа
«Внешнее строение насекомого»
|
|
| Выполнение лабораторной работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке
| §37
|
|
47.
| Роль насекомых в экосистемах и жизни человека.
|
|
| Слушание объяснений учителя.
Классифицировать объекты.
Фронтальная беседа.
| §37,
подготовиться к контрольной работе
|
|
48.
| Контрольная работа № 3
|
|
| Письменный контроль
|
|
|
49.
| Тип Хордовые.
Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.
|
|
| Описывать основные признаки типа хордовые.
Сравнивать
особенности строения бесчерепных и позвоночных животных.
Выявлять
черты более высокой организации ланцетника по сравнению с беспозвоночными, позвоночных животных по сравнению с бесчерепными.
Обосновывать
выводы о родстве бесчерепных и позвоночных животных.
| §38
|
|
50.
| Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде.
Лабораторная работа
«Внешнее и внутреннее строение рыбы»
|
|
| Выполнение лабораторной работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке
| §39
|
|
51.
| Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры
|
|
| Описыватьвнешнее и внутреннее строение рыб в связи с жизнью в водной среде.
Выявлятьпризнаки более низкой организации хрящевых рыб по сравнению с костными.
Распознаватьи классифицироватьпредставителей хрящевых рыб по таблицам, рисункам, фотографиям.
Наблюдатьи описыватьповедение рыб.
Обосновывать
роль хрящевых рыб в экосистемах и жизни человека, необходимость их охраны.
| §40
|
|
52.
| Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение
|
|
| Описывать
основные признаки класса Костные рыбы.
Определятьи сравниватьпредставителей костных рыб по таблицам, рисункам, фотографиям, влажным препаратам.
Выявлять
черты более высокой организации костных рыб по сравнению с хрящевыми, лечепёрых по сравнению с лопастепёрыми.
| §41
|
|
53.
| Класс Земноводные, или Амфибии. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах.
|
|
| Описыватьособенности внешнего и внутреннего строения земноводных.
Выявлятьпрогрессивные признаки в строении систем органов земноводных по сравнению с рыбами. Определятьи классифицироватьпредставителей земноводных по таблицам, фотографиям, рисункам, натуральным объектам.
Устанавливатьвзаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания.
Наблюдать
стадии индивидуального развития лягушки.
Фиксировать
результаты наблюдений, делатьвыводы.
| §42
|
|
54.
| Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.
|
|
| Называтьи описыватьобщие признаки класса Пресмыкающиеся. Определятьи классифицироватьпресмыкающихся по натуральным объектам, рисункам, фотографиям. Сравниватьпресмыкающихся и земноводных, делать
выводы о причинах их сходства и различия. Устанавливать
черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.
Приводитьпримеры представителей разных отрядов пресмыкающихся.
| §43
|
|
55.
| Класс Птицы.
Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.
|
|
| Описыватьособенности внешнего строения птиц в процессе выполнения лабораторной работы. Распознавать
птиц в природе, а также на таблицах, рисунках, фотографиях.
Сравнивать
строение птиц и пресмыкающихся, делатьвыводы о происхождении птиц.
Устанавливать
связь внешнего и внутреннего строения птиц с их приспособленностью к полёту.
Фиксироватьрезультаты наблюдений, делатьвыводы.
| §44
|
|
56.
| Птицы наземных и водных экосистем.
|
|
| Описывать
особенности строения и образа жизни птиц в связи с жизнью в определённых экосистемах.
Обосновыватьнеобходимость охраны птиц наземных и водных экосистем.
Использоватьинформационные ресурсы для подготовки учебных проектов о разнообразии экологических групп птиц.
| §45
|
|
57.
| Класс Млекопитающие, или Звери.
|
|
| Описывать
основные признаки млекопитающих. Распознаватьи классифицироватьконкретных представителей класса на рисунках, фотографиях, таблицах.
Сравниватьмлекопитающих с пре- смыкающимися,
делатьвыводы о происхождении млекопитающих, более высоком уровне их организации.
Объяснятьпричины высокого уровня обмена веществ и теплокровности млекопитающих.
| §46
|
|
58.
| Млекопитающие различных экосистем
|
|
| Описывать
характерные особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни млекопитающих различных экосистем.
Приводить
примеры представителей млекопитающих различных экосистем, редких и исчезающих видов.
Определятьпредставителей млекопитающих различных экосистем, используя натуральные объекты, рисунки, фотографии. Обосновыватьнеобходимость охраны редких видов млекопитающих и экосистем.
| §47
|
|
| Роль птиц и млекопитающих в жизни человека
|
|
| Оценивать
значение птиц и млеко- питающих в жизни и хозяйственной деятельности человека. Называть
предков домашних птиц и млекопитающих, их основные породы
| §48
|
|
Бактерии, грибы- разрушители органического вещества. Лишайники. (3 часа)
|
59.
| Царство Бактерии.
Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека
|
|
| Описывать
характерные признаки бактерий.
Приводить
примеры автотрофных и гетеротрофных бактерий, бактерий — возбудителей заболеваний человека.
Раскрывать
значение бактерий в экосистемах, деятельности человека.
Применять
в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых бактериями.
| §49
|
|
60.
| Царство Грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
«Строение плодовых тел шляпочных грибов»
|
|
| Выполнение лабораторной работы.
Слушание объяснений учителя.
Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке
| §50-51
|
|
61.
| Лишайники.
Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.
|
|
| Описывать
особенности строения, роста и размножения лишайников; условия их обитания; основные компоненты лишайника как сим- биотического организма.
Распознавать
накипные, листоватые и кустистые лишайники.
Раскрывать
роль лишайников в экосистемах.
| §52, подготовиться к контрольной работе
|
|
62.
| Контрольная работа№ 4
|
|
| Письменный контроль
|
|
|
Биоразнообразие 7 часов
|
63.
| Видовое разнообразие — компоненты биологического разнообразия.
|
|
| Называтьи определятьисчезнувшие виды растений и животных на рисунках и фотографиях.
Оценивать
значение видового разнообразия для поддержания устойчивости экосистемы.
Устанавливать
причины сокращения видового разнообразия в процессе эволюции и в результате деятельности человека.
| §53
|
|
64.
| Экосистемное разнообразие— основа устойчивости биосферы.
|
|
| Описывать
естественные и искусственные экосистемы, лесные и степные экосистемы.
Объяснять
причины сокращения экосистем лесов и степей.
Прогнозировать последствия сокращения естественных экосистем для биосферы.
| §54
|
|
65.
| Пути сохранения биоразнообразия
|
|
| Называтьи определятьнекоторые редкие и исчезающие виды, включённые в федеральную и региональную Красные книги, по рисункам, фотографиям.
Знать
наиболее известные особо охраняемые природные территории (ООПТ) России и своего края.
Оценивать
значение Красных книг и ООПТ.
Объяснятьроль биосферных заповедников.
Прогнозироватьпоследствия сокращения численности популяций редких видов.
| §55
|
|
66.
| Красная книга России
|
|
| Устные сообщения учащихся.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Фронтальная беседа.
| Индивидуальные задания
|
|
67.
| Сохранение разнообразия экосистем
|
|
| Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Слушание объяснений учителя.
| Индивидуальные задания
|
|
68.
| Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки.
|
|
| Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке. Устные сообщения учащихся
| Индивидуальные задания
|
|
69.
| Полезные и опасные растения и животные.
|
|
| Устные сообщения учащихся
Анализ проблемных ситуаций.
Фронтальная беседа.
| Индивидуальные задания
|
|
Резерв (1 час)
|
70.
| Повторение
|
|
| Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Индивидуальные задания.
Беседа
|
|
|