![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мдссовые походные мероприятия
Мы рассмотрим широкий спектр массовых мероприятий с сорев-новательным содержанием и без него, продолжительностью от не-скольких часов до нескольких месяцев, соответственно, с различной протяженностью дистанций или маршрутов, проходимых участниками. велоздезд Популярны во многих странах массовые велопарады, велозаез-ды, велошествия - называют по-разному. Проводят их по многим поводам, различной может быть дистанция - от нескольких кило-метров до нескольких сотен километров. Могут быть заезды с поли-тическими целями, природоохранными, пропагандистские либо по-священные праздникам, юбилеям, датам. Заезды устраивают с це-лью демонстрации оригинальной самодеятельной велотехники (осо-бенно популярны стали парады веломобилистов). Они могут быть организованы ради привлечения к оздоровительной велоезде и ве-лотуризму как можно большего числа людей, и тогда о них широко оповещают средства массовой ииформации. Шествия можно приуро-чить к открытию велосезона, юбилею клуба, круглой дате со дня проведения первого похода и т.д. Заезд, протяженность маршрута которого превышает, скажем, 40 км, можно уже считать походом выходного дня. О готовящемся заезде надо поставить в известность местное управление Государственной инспекции безопасности дорожного дви-жения (бывшей ГАИ). По согласованию с представителями ГИБДД велотуристов лучше построить в колонну по 2-3 человека - тогда она не так растянется. Вести колонну нужно в умеренном темпе, через 30-40 минут - остановки, после подъемов - замедление тем-па, чтобы колонна собралась. Во главе колонны уместно встать опытным велотуристам в единой форме с эмблемами, вымпелами или флажками на рулях велосипедов. Завершить шествие можно каким-нибудь праздником или мероприятием: общим чаем на боль-шой поляне, конкурсами, массовыми или показательными соревно- Массовые походные мероприятия ваниями. Заезд может длиться и два дня (суббота, воскресенье), и не-сколько дней. Перед проведением многодневного заезда трассу нуж-но хорошо разведать, наметить места ночлегов, может быть, загото-вить дрова, если ночлег предполагается в палатках. В этом случае надо убедиться, что для всех есть место в палатке, имеются спаль-ные принадлежности. Поскольку такой заезд обычно сопровождает автотранспорт, целесообразно заблаговременно расставлять большие палатки, а для готовки пищи привлечь походные кухни. По вечерам можно устраивать показы туристских слайдов и фильмов, а у кост-ра - конкурсы художественной самодеятельности и песни. Кросс-поход В кроссе дистанцию проходят на время (как можно быстрее), проводится он обычно по кольцевому маркированному маршруту. Но кросс - детище спорта, для велотуризма скорость не актуальна. По-этому трасса кросса должна по протяженности и по характеру мар-шрута соответствовать велопоходу выходного дня, чтобы ее могли проходить в любом режиме: и по-спортивному на время, и сугубо по-туристски с привалом. однодневное рдлли для широкого кругд велосипедистов В предыдущем разделе мы рассказали о том, как организуются ралли на соревнованиях тренированных велотуристов с походным опытом. Теперь предложим вариант ралли в походном режиме для всех желающих. Если предполагается, что в ралли будут участвовать семьи с детьми до 14 лет, трассу нужно проложить так, чтобы она не прохо-дила по дорогам с интенсивным автомобильным движением. Для ралли лучше всего выбирать песчано-гравийные, проселочные и полевые дороги, гладкие тропы, желательны и один-два труднопро-езжих участка (лесная заросшая дорога, песчаный участок, преодо-ление оврага или ручья и т.д.). Удобна кольцевая трасса со стартом и финишем в одном месте. Протяженность трассы ралли в зависи-мости от предполагаемого контингента участников может быть в среднем 40-100 км, вся трасса разбивается на два отрезка: до при-вала и после него. На привале организаторы ралли могут пригото-вить чай. Темп движения зависит тоже от степени тренированности велосипедистов, которые собираются участвовать в ралли. Может быть и медленный темп, и средний, и быстрый, и спортивный, соот-ветственно меняется и километраж (скажет, от 40 км за 5 часов до 160 км за 8 часов). Но могут быть приняты два или даже три темпа в одном ралли. Участники сами выбирают приемлемый для себя. В этом случае судейская коллегия разрабатывает на каждый темп отдельный график движения. Поскольку наше ралли туристское, лучше составить команды по 2-6 человек, но можно разрешить участвовать в ралли в любом составе: в одиночку, вдвоем и т.д. Одно из важных условий участия в ралли - наличие часов, а также у велосипедов счетчиков, вело-меров или компьютеров (для измерения лройденного расстояния). В 467МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ команде должен быть хотя бы один такой прибор. В личных сорев-нованиях в ралли каждый сможет проверить свои возможности пра-вильно рассчитывать путевое время, тренировать свои способности определять скорость движения, что важно в многодневных походах. А чем должны руководствоваться участники ралли при движении по трассе? Может быть несколько вариантов. Первый вариант - движение по маркированной трассе. Органи-заторы ралли накануне соревнований на перекрестках вешают на деревья специальные знаки или флажки. Недостаток этого способа: если кто-нибудь из посторонних снимет в месте поворота знак, все соревнования могут пойти насмарку. Поэтому и в поездке по мар-кированной трассе следует снабжать участников схемой. Второй вариант - движение по описанию с компасом. Как вы-глядит описание, можно посмотреть в разделе «Игры на велосипе-де». Третий вариант - участникам ралли выдается маршрутная схе-ма, в качестве которой может служить копия с карты с необходи-мыми дорогами. На схеме выделяется нитка маршрута, направление движения, наносятся пункты КВ. Режим движения на участках ралли задается в виде расстояния (с точностью до одной десятой километ-ра) и нормы времени (до одной минуты) - все это тоже пишется на схеме. Четвертый вариант - движение по легенде. В этом случае на стандартном листе писчей бумаги, разделенном на небольшие клет-ки, рисуют схемы-абрисы всех поворотных пунктов. Клеток столько же, сколько на трассе перекрестков, крутых по-воротов и вообще точек, способных вызвать со-мнение относительно направления дальнейшего движения (перекрестки дорог, которые нужно проезжать прямо, можно в легенду не включать, но в правилах ралли следует этот момент огово-рить). Все они пронумерованы, причем удобнее, если абрисы расположены колонками снизу вверх и слева направо. Чертят их в топографических условных знаках (рис. 7.2). Между точками ука-зываются расстояния с точностью до 0, 05 км. Легенду выдают каждой команде. На трассе, как правило, устанавливают пунк-ты контроля времени (КВ) и пункты внезапного контроля времени (ВКВ). Месторасположение пунктов КВ указывается на схеме, в легенде, описании, местоположение пунктов ВКВ участни-кам ралли не сообщается. При разработке трас-сы организаторы ралли тщательно измеряют рас-стояние между стартом, финишем и всеми пунк-тами КВ и ВКВ. Затем в зависимости от слож-ности участков устанавливают скорость движения на каждом из них. Вторым путевым документом каждой команды (или участника) является контрольная карта, ко-
Массовые походные мероприятия Контропьная карта вепоралли «Белое озеро - Березово» Темп медленный Команда №__ клуба ___ Список членов команды (2-6 человек): Табпица 7.6
График прохождения трассы раппи
Поощрительные очки (записываются на старте) Дополнительные соревнования _________ Результаты прохождения трассы раппи
Всего штрафных очков Главный судья ралли _ Итого очков Дата ____ 469МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ торая одновременно играет роль заявки на участие в соревнованиях и маршрутного листа, состоит из трех частей (см. образец на табл. 7.6). В первой части члены команды записывают краткие сведения о себе (капитан команды записывается под №1). Далее дается график-задание на прохождение трассы ралли. Здесь перечисляются все пункты КВ трассы, на каждом участке между ними задаются протя-женность и скорость либо протяженность и время прохождения уча-стка. Зная два из этих параметров, можно вычислить третий (но можно в контрольные карты внести все данные). В нашем примере дан образец контрольной карты для медленного темпа. Для среднего темпа значения в графе «Скорость» контрольной карты будут соот-ветственно 10, 15 и 12 км/час, для быстрого ориентировочно - 12, 20, 15 км/час (может быть еще и спортивный темп: 15, 25, 20 км/час). Скорость выбирается в первую очередь в зависимости от дорожных условий. В третьей части контрольной карты размещается таблица результатов прохождения трассы ралли. Здесь судьи на старте, на пунктах КВ и ВКВ и на финише фиксируют время прибы-тия и отправления команд (участников). На старте заносятся поощ-рительные очки, на финише - подсчитывают сумму штрафных очков и записывают итоговое количество очков (разность между штраф-ными и поощрительными). В ралли по описанию и по легенде тоже можно изготовить и размножить общую схему, которую выдавать участникам на старте. На ней нанесены пункты контроля времени (КВ). Схему целесооб-разно выполнить в условных знаках топографических карт, однако, строго говоря, абсолютной необходимости в схеме нет. Участники ралли будут очень довольны, если им перед ралли вручат (продадут) эмблемы, значки. На местности пункты обозначаются яркими и броскими указате-лями. По маршруту ралли желательно развесить серьезные и шутли-вые подбадривающие приветствия, советы, предупреждения, оживить трассу веселыми рисунками. На каждом пункте КВ и ВКВ должны находиться двое судей, ко-торым вручается бланк судейского протокола (табл. 7.7), а на фини-ше должен быть и график движения участников по маршруту ралли (табл. 7.8). Судейские протоколы необходимы в серьезных соревио-ваниях, в массовых ралли они выполняют скорее роль игрового элемента, хотя и здесь могут возникнуть споры из-за одной минуты. Тщательно проверяются часы. Дпя этого желательно судьям иметь на пунктах контроля транзисторные приемники. Чтобы оживить ралли, можно начислять поощрительные очки, например, за подачу заявки на участие в ралли группой не менее 4 человек (5 очков), за наличие в команде женщины, двух любых членов одной семьи (5 очков), трех и более членов одной семьи (10 очков). Всех участников ралли на старте перед началом соревнований надо детально ознакомить с условиями участия в нем, чтобы ни у кого не возникло сомнений на трассе (вывесить на видном месте). Еще удобнее - если правила участия в ралли напечатаны на оборо-те контрольной карты. Каждой команде (или участнику) присваивает-ся номер. Команды последовательно стартуют через определенные промежутки времени и двигаются по маршруту согласно стрелкам Массовые походные мероприятия Таблица 7.7 Судейский протокол пункта контроля времени велоралпи № ____
Таблица 7.8 График движения участников по маршруту ралли (только для судей) Темп медленный
легенды. В каждом пункте КВ и ВКВ участники ралли предъявляют судьям контрольную карту, в которой те записывают время прибы-тия в пункт и отправления из него, а также штрафные очки за не-полный состав команды и нарушение Правил дорожного движения. В пунктах КВ команды могут находиться не более 20 минут, су-дьи отправляют команды из каждого пункта тоже с интервалом в несколько минут, причем, как правило, в том порядке, в каком они в этот пункт прибыли. Таким образом, на прохождение трассы ралли в 30 км в медленном темпе потребуется меньше 4 с половиной часов (от завтрака до обеда). На послеобеденное время можно предусмотреть прохождение дистанции еще в 20-30 км (если иметь в виду все тот же медленный темп). Один из пунктов КВ желательно наметить у какого-нибудь досто-примечательного объекта, чтобы ралли, наряду со спортивно-туристским и развлекательным, имело и познавательный аспект. За прибытие в пункты КВ и ВКВ с отклонением от заданного в контрольной карте графика в любую сторону команда получает штрафные очки из расчета, например, 5 очков за каждую полную минуту опоздания или опережения графика. Время прибытия в пунк-ты определяется по замыкающим членам групп. Кроме того, коман-дам начисляются штрафные очки, предположим, за пропуск каждого пункта КВ и ВКВ (отсутствие отметки в контрольной карте), за не-полный состав команды (за каждого отсутствующего участника и на каждом пункте), за большой разрыв в группе между членами коман-ды, за каждое нарушение Правил дорожного движения (ПДД). 471 МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ На финише по мере прибытия команд (участников) судейская коллегия заносит результаты в таблицу, выполненную на большом листе бумаги и вывешенную для всеобщего обозрения. После того как финиширует последняя команда, можно устроить дополнительные соревноваиия (ДС), например, на элементах фигурного вождения, на попосе препятствий либо организовать игры. Результаты участия в дополнительных соревнованиях записываются на соответствующей строке (см. образец контрольной карты). После проведения ДС судьи определяют победителей по всему ралли. При этом если итоговый результат у двух команд-призеров окажется одинаковым, приоритет отдается большей по численности команде, а при одинаковом количестве членов команды - той, где больше женщин и подростков. Тут же в присутствии всех участников и зрителей обычно производят награждение победителей. При умелой организации ралли превращается в массовую увле-кательную игру, в которой может участвовать сколько угодно людей. Учитывая трудоемкость организации подобного ралли, уместно его устраивать на принципах самоокупаемости, подготовив краткое описание достопримечательностей по маршруту в виде буклета-путевки, там же можно написать условия участия в ралли. В стои-мость путевки целесообразно также включить расходы на изготовле-ние документации, значка, эмблемы, на призы, оплату труда органи-заторов ралли, судей и т.д. ДвуХДНЕВНОЕ рАЛДИ Двухдневное рапли может быть нескольких вариантов, причем, как правило, варьируется программа второго дня (воскресенья). То есть в субботу организуется ралли по тому образцу, который мы только что описали, после этого организуется общий лагерь на бе-регу реки или озера, тут устраиваются конкурсы, шутливые и серь-езные соревнования, игры, турниры и т.д. В воскресенье ралли можно продолжить в таком же виде, как и в субботу. Второй вариант: утром в районе лагеря организуются большие соревнования по обширной программе. Сюда можно включить, на-пример, кросс, триал, фигурное вождение, ориентирование, полосу препятствий, улражнения по общетуристской и велотуристской техни-ке, игры на велосипеде и т. д. Тогда в субботу вечером целесооб-разнее провести конкурсы художественной самодеятельности, тури-стской песни у общего костра. А можно в воскресенье провести конкурс на разработку самого интересного варианта маршрута. Командам - участницам ралли за-дается конечный пункт в 40-60 км от места ночлега и время при-бытия на него (опять же с учетом разного темла движения). Стар-товое время у каждой группы свое, путь следования участники вы-бирают сами. Им выдаются крупномасштабные туристские карты или ксерокопии с них либо подробные схемы дорог района. На финише ралли оцениваются маршруты, проложенные участниками. Чем больше маршрут проходит по дорогам местного значения и уютным тропинкам, чем больше на нем достопримечательностей и живопис-ных мест, тем больше очков маршруту присуждает судейская колле- Массовые походные мероприятия гия или жюри конкурса. Дополнительное поощрение тому, кто соста-вит описание маршрута. Следовательно, на эту краеведческую рабо-ту участникам надо дать побольше времени. Такой вариант ралли полезен для приобретения опыта разработки маршрутов походов. Вечером в воскресенье - подведение итогов всего ралли, на-граждение победителей.
|