![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Психолог, который занимается экспериментальной работой, вряд ли почерпнет что-то новое в этой книге
Психолог, который занимается экспериментальной работой, вряд ли почерпнет что-то новое в этой книге. По своему содержанию она мало чем отличается от многочисленных, в первую очередь зарубежных, учебников, посвященных методам психологического исследования. Но для студентов-психологов, а также специалистов других областей она может быть полезной. Сегодня наука находится в обороне: слишком велик напор адептов околонаучного и псевдонаучного знания, претендующих на истину в последней инстанции. Длительный и кропотливый поиск истины в эксперименте непрестижен, плохо оплачивается, а главное – экспериментальная критика недостоверного знания, фантазий и мифов не прощается. Психолог-экспериментатор может найти утешение в следовании морали стоиков или же в словах великого Макса Нордау, которые я приведу в завершение этой работы: «Конечно, тот, кто требует от науки, чтобы она с непоколебимою уверенностью отвечала на все вопросы праздных или беспокойных умов, терпит разочарование, потому что она не хочет и не может удовлетворять этому требованию. Всякого рода метафизика облегчает себе задачу: она сочинит какую-нибудь побасенку и рассказывает ее вполне серьезно. Когда люди ей не верят, сочинители бранятся и угрожают; но они ничего не могут доказать, они не могут заставить людей принимать их фантасмагории за чистую монету. Это их, однако, не смущает: им ничего не стоит прибавлять к словам новые слова, к недоказанным положениям – новые недоказанные положения, воздвигать на одном догмате новые догматы. Серьезный и нормальный ум, жаждущий и алчущий точного знания, не будет обращаться к метафизике: к ней обращаются только те, кого может удовлетворить убаюкивающая сказка старой няни. Наука не соперничает ни с метафизикою, ни с богословием. Если последние раскрывают тайну мироздания, то это ихдело. Наука же скромно говорит: «Вот – факт, вот – гипотеза, вот – предположение. Я не могу дать больше без обмана». За столом науки есть место для всех, и всякий может присоединить свои наблюдения к наблюдениям других» (М. Нардау. «Вырождение». М., 1995). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Адлер Ю. Л. Предпланирование эксперимента. М., 1978. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании М • Наука, 1982. АйвазянС. А.. БухштаберВ. М., ЕноковИ. С., МешалкинЛ. Д. Прикладная статистика: классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989. Айвазян С. А., ЕноковИ. С., МешалкинЛ. Д. Прикладная статистика: исследование зависимостей. М.: Финансы и статистика 1983. Айвазян С. А., ЕноковИ. С., МешалкинЛ. Д. Прикладная статистика: основы моделирования и первичная обработка данных. М.: Финансы и статистика, 1983. АнамаринИ. П., Васильев Н. Н., АмбросовВ. А. Быстрые методы статистической обработки и планирования экспериментов Л • ЛГУ, 1974. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М • Наука, 1977. АнастазиА. Психологическое тестирование. В 2-х т. М., 1982. АртьемьеваЕ. Ю., Мартынов Е. В. Вероятностные методы в психологии. М.: МГУ, 1975. Архангельский С. И., Михеев В. И. Теоретические основы научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993. Биометрия: Учебное пособие/Под ред. М. М. Тихомировой. Л.: ЛГУ, 1982. БрушлинскийА. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. БунгеМ. Философия физики. М.: Прогресс, 1975. Быков В. В. Методы науки. М., 1972. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1970. ВудвортсГ. Экспериментальная психология. М., 1950. ГайдаВ. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование Л -ЛГУ 1982. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. Ганзен В. А., БалинВ. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. ГодфруаЖ. Что такое психология. В 2-х т. М.: Мир, 1992. Головина Г. М., Крылов В. Ю., Савченко Т. Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М.: ИП РАН, 1995. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 1982. Грабарь М. И., Красня некая К. А. Применение матемагической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. ДружининВ. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: СГУ, 1990. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1994. Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., 1977. Дэйвидсон М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных. М.: Финансы и статистика, 1988. ДюкВ. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994. ЕрофеевА. К. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. М.: МГУ, 1987. Журавлей Г. Е. Структура эксперимента по вероятностному про-гнозированию//Вероятностное рогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. Журавлев Г. Е. Системные проблемы развития математической психологии. М.: Наука, 1983. Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития//История становления и развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. ЗаксЛ. Статистическое оценивание. М.: Статистика, 1976. Ильин Е. П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (изучение психомоторики). Л.: ЛГПИ, 1981. ИнгекампК. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях/Под ред. В. Г. Андреенковой, Ю. Н. Толстовой. М.: Наука, 1987. Исторический путь психологии: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. В. А. Кольцовой и Ю. Н. Олейника. М.: ИП РАН, 1992 Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов Киев, 1994. Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974. Корнилова Т. В. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч. IV. М.: МГУ, 1987. Крылов В. Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. Крылов В. Ю., Моргунов Ю. И. Кибернетические модели в психологии. М.: Наука, 1990. Кулагин Б. Ф. Основы профессиональной психодиагностики. М. Медицина, 1984. КуликовЛ. В. Введение в психологическое исследование. СПб., 1994. КуликовЛ. В. Психологическое исследование. СПб.: Наука, 1994. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. КэмпбеллД. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. ЛакатосИ. Доказательства и опровержения. М.: Прогресс, 1967. Лефевр В. А. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии. М.: Прогресс, 1991. Лбов Г. С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных. Новосибирск: Наука, 1981. ЛебедевА. Н., БоковиковА. Н. Экспериментальная психология в российской рекламе. M.: Academia, 1995. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. ЛогвиненкоА. Д. Измерения в психологии: математические основы. М.: МГУ, 1993. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. Математика в социологии. М.: Мир, 1977. Математические методы в исследованиях индивидуальной и групповой деятельности. М.: ИПАН, 1990. Математические методы в социальных науках. М.: Прогресс, 1973. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека/Под ред. Л. Г. Дикой. М.: ИП РАН, 1994. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп/Под ред. А. Л. Журавлева и Е. В. Журавлевой. М.: ИП РАН, 1995. Методология и методы социальной психологии/Под ред. Е. В. Шо-роховой. М.: Наука, 1977. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. 4. 1/Под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1974. Методы и средства автоматизации психологических исследований/Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Наука, 1982. Методы психологического исследования проблемы и поиски путей реализации. М.: ИП АН, 1986. Методы психологической диагностики. Вып. 1/Подред. В. Н. Дружинина и Т. В. Галкиной. М.: ИП РАН, 1993. Методы психологической диагностики. Вып. 2/Под ред. А. Н. Воронина. М.: ИП РАН, 1994. Методы социальной психологии/Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. Мостеллер Ф.. Тьюки Дж. Анализ данных и регрессия. Л.: Финансы и статистика, 1982. Налимов В. В. Теория эксперимента. М., 1971. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. Общий практикум по психологии. Психологический экспери-мснт/Подред. М. Б. Михалевской, Т. В. Корниловой. М.: МГУ, 1985. Осипов Г. В., Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977. Основы психодиашостики/Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: Феликс, 1996. Паповян С. С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1983. ПельиД., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М.: Прогресс, 1973. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование формы репрезентаций в обыденном сознании. М., 1983. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: МПА, 1994. Пирьов Г. Д. Классификация методов в психологии//Психодиаг-ностика в социалистических странах. Братислава, 1985. ПоланиМ. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. ПономаревЯ. А. Методологическое введение в психологию. М. Наука, 1983. ПономаревЯ. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. ПопперК. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. Практикум по инженерной психологии/Под ред. А. А. Крылова В. А. Ганзена. Л.: ЛГУ, 1978. Практикум но инженерной психологии и психологии труда. Л. ЛГУ, 1983. Практикум по общей психологии/Под ред. А. И. Щербакова. М. 1990. Практикум по общей и экспериментальной психологии/Ред А. А. Крылов. Л.: ЛГУ, 1987. Практикум по психодиагностике. Диф4)еренциальная психометрика/Ред. В. В. Столиц, А. Г. Шмелев. М., 1984. Практикум по психологии/Под ред. А. НЛеонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1972. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие/Ред. А. А. Крылов. Л.: ЛГУ, 1990. Практикум по экспериментальной психологии/Ред. В. Д. Шадрисов. Ярославль, 1974. Практические занятия по психологии/Под ред. Д. Я. Богдановой, И. П. Волкова. М., 1989. Приходько 77. Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск: Наука, 1979. Психодиагностика: теория и практика. М., 1986. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов)/Подред. А. А. Бодалева, А. Д. Дворяшиной, И. М. Палея. Л.: ЛГУ, 1976. Психологическая диагностика: проблемы и исследования/Под ред. К. М. Гуревича. М., 1981. Психологические и психофизические особенности студентов/Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1977. Психология и математика/Под ред. Г. Е. Журавлева, Ю. М. Забродина, В. Ю. Крылова, В. Ф. Рубахина. М.: Наука, 1976. Пфанчагль И. Теория измерений. М.: Мир, 1976. Пэнто Р., Гравии. М. Методы социальных наук. М., 1972. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1994. Развитие и диагностика способностей/Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. Роговин М. С. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1969. Роговин М. С. Психологическое исследование. Ярославль: ЯрГУ, 1979. Роговин М. С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск, 1988. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974. Рузавин Г. И. Научная теория: логический и методологический анализ. М.: Мысль, 1978. Савченко Т. Н. Математические методы в психологии и социологии: программа курса. М.: Российский открытый университет, 1993. СельеГ. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. Семенов В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1983. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. СолсоР. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. СпасенниковВ. В. Конструирование и использование психологических и дидактических тестов. Учебное пособие. Калуга, 1991. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. М.: Финансы и статистика, 1990. Суппес 77, ЗиппесДж. Основы теории измерений//Психологи-ческие измерения. М.: Мир, 1976. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Л ГУ, 1972. ТерехинаА. Ю. Анализ данных методом многомерного шкалирования. М.: Наука, 1986. ТьюкиДж. Анализ результатов наблюдения. Разведочный анализ. М.: Мир, 1981. Тюрин Ю. Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере. М.: Финансы и статистика, 1995. ФайерабендП. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. Факторный идискриминантный анализ. М.: Финансы и статистика, 1989. Франселла Ф., БаннистерД. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. Хайтун С. Д. Наукометрия: состояние и перспективы. М.: Наука, 1983. ХарманГ. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972. Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. М., 1967. Челышкова М. Б. Разработка педагогических тестов на основе со временных математических моделей. М., 1995. ШадриковВ. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. Шмелев Л. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: МГУ, 1983. ШмелевА. Г., ПохилькоВ. И., Козловская-ТелыюваА. Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике. (Тезаурус личностных черт.) М.: МГУ, 1988. Шошин П. Б. Психологические измерения. 4. 1. М.: МГУ, 1989. Экспериментальная психология. Вып. 1-2/Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1966. Экспериментальная психология. T. l/Редактор-составитель С. С. Стивене. М.: Изд-во иностранной литературы, I960. ЯдовВ. А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1987.
|