Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Федеральное Собрание
Статус Федерального Собрания — парламента Российской Федерации, основы его организации и деятельности определены в гл. 5 Конституции. Согласно Конституции Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно выступает официальным представителем всего многонационального народа Российской Федерации, формирует и выражает его волю. С наибольшей наглядностью это качество проявляется в утверждении государственного бюджета, назначении и освобождении от должности федеральных должностных лиц, решении вопросов войны и мира. Качество легитимного представительного органа обеспечивается периодическим обновлением состава палат Федерального Собрания. Законодательная функция Федерального Собрания включает принятие федеральных законов (федеральных конституционных законов), их изменение и дополнение, а также парламентский контроль за их реализацией. Наименование представительного и законодательного органа Российской Федерации — «Федеральное Собрание» — подчеркивает его федеративную природу, обязанность осуществлять свои полномочия в системе федеративных отношений и установленного Конституцией (ст. 71—73) разделения законодательных прерогатив. Конституция исключила из компетенции Федерального Собрания исполнительно-распорядительные полномочия и значительно сократила сферу контрольных прав. Основы структурной организации и состав Федерального Собрания определены в ст. 95 Конституции РФ. Федеральное Собрание подразделяется на две палаты: Совет Федерации и Государственную Думу. Двухпалатная структура представительных (законодательных) органов государственной власти достаточно распространена. Конституция РФ пошла в данном направлении значительно дальше: каждая из палат имеет собственную компетенцию, закрепленную в ст. 102и 103 Конституции. Если по ранее действовавшей Конституции палаты были включены в законодательный процесс параллельно (каждая из палат могла принять к своему рассмотрению любой законопроект), то сегодня они включены в этот процесс последовательно. Правом принятия федеральных законов наделена Государственная Дума, Совет Федерации правомочен одобрить либо отклонить принятый ею закон. Таким образом, между палатами парламента существует разделение властных полномочий. В политической практике Совет Федерации иногда называют сенатом или верхней палатой, а его членов — сенаторами, однако Конституция РФ подобных терминов не использует. Назначение этой палаты — представлять на федеральном уровне субъектов Федерации, выражать их согласованную волю и интересы. Порядок формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответвии с ним в Совет Федерации входят по два представителя от каждого Субъекта Федерации: по одному от его законодательного (предста вительного) и исполнительного органов государственной власти. Член Совета Федерации — представитель от регионального парламента избирается им на срок полномочий данного органа, а при формировании регионального парламента путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного парламента избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) на срок его полномочий. Совет Федерации — постоянно работающий орган. Конституция не предусматривает случаев роспуска либо приостановления его деятельности. Деятельность данной палаты не ограничена каким-либо конечным сроком. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Этот срок называется созывом. По его истечению состав палаты полностью обновляется, что отличает Думу от Совета Федерации. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам — увидеть практические результаты своей деятельности. Полномочия Думы прекращаются с момента начала работы Думы нового созыва (ч. 4 ст. 99 Конституции). Дума нового созыва приступает к работе, если она избрана в правомочном составе не менее чем две трети от общего числа депутатов (450). Это правило обеспечивает преемственность законодательной власти. Внутренняя организация палат Федерального Собрания. Обе палаты Федерального Собрания как постоянно действующие органы работают сессионно.Совет Федерации собирается по общему правилу на весеннюю сессию с 25 января по 15 июля и осеннюю — с 16 сентября по 31 декабря. Вновь избранная Государственная Дума собирается на первое заседаниена 30-й день после избрания. Месячный срок необходим для завершения работы избирательных комиссий, оформления документации, связанной с избранием депутатов. В этот период между фракциями, представленными в парламенте, проходят интенсивные консультациипо кандидатуре Председателя Думы, его заместителей, председателей комитетов, согласуются повестка дня и регламент первых заседаний Думы. Согласно Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Указанное требование направлено на самостоятельное осуществление палатами парламента своих полномочий, строгое соблюдение разделения функций палат в процессе законотворчества. Это не препятствует образованию палатами совместных органов — согласительных комиссий— для преодоления возникших разногласий по законопроектам. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Это важнейшее качество, на котором зиждется авторитет и влияние представительной власти. Важнейшим моментом организации палат Федерального Собрания является избрание ими председателей и их заместителей.Согласно Регламенту Совета Федерации Председатель, его Первый заместитель и заместители избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. При избрании Председателя Думы и его заместителей учитывается фракционная структура этой палаты. Председатель Думы и его заместители не могут быть представителями одного депутатского объединения. Председатели палат Федерального Собрания и их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты (ч. 2 ст. 101 Конституции). Часть 3 ст. 101 Конституции закрепляет важнейшие институты и формы парламентской деятельности: комитеты, комиссии, а также регламентские слушания. Комитеты являются постоянно действующими структурными под-делениями палаты, которые по предметам своего ведения осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; наделены функциями контроля за реализацией законодательства; организуют парламентские слушания; решают вопросы организации свой деятельности. Комиссии палат формируются, как правило, на определенный срок для проверки данных о событиях и должностных лицах, подсчета результатов тайного голосования, а также по другим вопросам. Одна из традиционных форм парламентской деятельности — парламентские слушания. На них могут рассматриваться законопроекты, требующие публичного обсуждения, международные договоры, федеральный бюджет и отчет о его исполнении, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Комитет, комиссия палаты Федерального Собрания могут принять решение о проведении закрытых парламентских слушаний, на которых обсуждаются вопросы конфиденциального характера, а также затрагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну. Каждая из палат Федерального Собрания принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ст. 101 Конституции РФ). Данное положение является важной организационно-правовой гарантией самостоятельности и независимости законодательной (представительной) власти. Правовое регулирование роспуска ГД. Конституция предусматривает три основания роспуска Думы. Первое основание закреплено в ст. 111 Конституции РФ. По данной статье предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится Президентом РФ не позднее двухнедельного срока после вступления его в должность или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Думой. Последняя обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает ее новые выборы. Второе основание роспуска Думы предусмотрено ч. 3 ст. 117 Конституции и связано с выражением недоверия Правительству РФ. Дума большинством голосов может выразить недоверие Правительству РФ, после чего Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Думу. Третье основание роспуска Думы зафиксировано в ч. 4 ст. 117 Конституции. Председатель Правительства РФ может поставить перед Думой вопрос о доверии Правительству по собственной инициативе. Если Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Думы и назначении новых выборов. Статья 109 Конституции РФ предусматривает определенные гарантии против произвольного роспуска Думы. Она не может быть распущена: по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Статья 111 Конституции РФ сконструирована таким образом, что заставляет Думу либо согласиться с предлагаемой Президентом РФ кандидатурой Председателя Правительства РФ, либо сознательно пойти на самороспуск. Таким образом, Президент всегда имеет безотказный механизм роспуска парламента: достаточно лишь трижды предложить для назначения кандидатуру, заведомо неприемлемую для депутатов. Не получив согласия парламента, Президент назначает Председателя Правительств РФа, причем это решение не требует подтверждения со стороны вновь избранной Думы. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, а не перед Думой (ст. 116 Конституции РФ). Таким образом, Дума фактически лишена конституционных рычагов влияния на деятельность Правительства, за исключением дачи согласия на назначение его Председателя. Дума может выразить недоверие Правительству РФ, однако окончательное решение вопроса находится в компетенции Президента РФ, который вправе в любой момент отправить Правительство в отставку по собственной инициативе, не спрашивая на то согласия Думы. Таким образом, постановка Думой вопроса о недоверии Правительству на практике означает лишь автоматическую постановку вопроса о собственном роспуске. Наконец, в минимальной степени влияя на состав Правительства РФ и его деятельность, Дума обязана по требованию Председателя Правительства выражать доверие Правительству РФ, и в случае отказа в доверии также может быть распущена Президентом РФ.
|