Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место Сунны в Исламе
Коранические аяты и достоверные хадисы однозначно свидетельствуют о том, что ниспосланные пророку Мухаммаду, e, откровения не ограничивались тем, что вошло в Коран. Мы уже отмечали, что Коран – это Слово Аллаха. Господь произнес его истинно и научил ему ангела Джибрила, который услышал его и передал пророку Мухаммаду, e. Вторым источником Божьего откровения в Исламе является Сунна. Арабское слово «сунна» означает «образ», «дорога», «жизненный путь». В этом смысле оно может носить как положительный, так и отрицательный характер. В достоверном хадисе, переданном Ибн Маджой со слов Абу Джухейфы, сообщается, что пророк, e, сказал: «Кто проложит добрый путь, которым будут следовать после него, тот получит свое вознаграждение и вознаграждение тех, кто последовал за ним, причем их вознаграждение от этого ничуть не уменьшится. А кто проложит дурной путь, которым будут следовать после него, тот взвалит на себя свой грех и грех тех, кто последовал за ним, причем их грех от этого ничуть не уменьшится».[179] В шариатской терминологии слово «сунна» имеет различные определения. В законоведении «сунной» называются предписания, которые законодатель приказал выполнять, но не сделал их обязательными. Знатоки хадисов называют Сунной предания обо всех словах и поступках, которые пророк, e, совершал сам или одобрял, а также о нравственных и внешних качествах, которыми он отличался до начала пророчества и после этого. Нас же интересует только та часть Сунны, которая освещает его слова и поступки после начала пророчества, потому что именно в этот период посланник, e, получал откровение и руководствовался Божьими повелениями. Сунна складывается из хадисов, которые делятся на две части: пророческие хадисы (ахадис набавиййа) и священные хадисы (ахадис кудсиййа). Пророческие хадисы чаще всего называют просто хадисами. Они охватывают слова и поступки, которые пророк, e, совершал сам или одобрял, а также его качества и характеристики. Священными хадисами называют предания, которые пророк, e, рассказывал от имени своего Господа, в точности передавая их смысл. Священные хадисы передают смысл слов Аллаха, но по форме являются словами посланника[180], e. Они превосходят остальные хадисы, которые являются словами самого пророка, e, по смыслу и по форме. Это превосходство совершенно очевидно, поскольку Слова Аллаха всегда превосходят слова творений. Доказательства того, что пророк Мухаммад, e, в своих словах и поступках руководствовался откровением от Господа, мы можем встретить во многих аятах. Всевышний сказал: «Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь откровение, которое внушается». [181] Шейх ас-Саади писал: «Мухаммад не проповедует среди вас то, что приходит ему на ум, а возвещает вам только то, что узнает из ниспосылаемого ему откровения. Он сам следует прямым путем и призывает к этому других. Эти аяты являются доказательством того, что высказывания пророка Мухаммада, e, которые дошли до нас в достоверных хадисах, являются частью божественного откровения».[182] Все это подтверждается аятом, в котором Господь однозначно засвидетельствовал, что пророку Мухаммаду, e, помимо священного Корана, была ниспослана и мудрость: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» [183] Аллах научил пророка, e, мудрости для того, чтобы он разъяснил людям смысл Божьего писания и обучил их всему, что они должны знать для того, чтобы искренне и правильно выполнять свои обязанности и поклоняться Господу. В Коране об этом сказано: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались». [184] Пророк, e, полностью покорился воле Господа, обучил своих последователей Корану и тонкостям богословия, благодаря чему его сподвижники стали самыми образованными людьми. Более того, они стали образцами для подражания для всех ученых и праведников. Они превзошли всех людей в благородстве и праведности, знаниях и духовности. Они очистились от скверны невежества и грехов и стали вождями правоверных и вдохновителями благочестивых. Всевышний сказал: «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении». [185]Знатоки богословия и толкователи отмечали, что под писанием и мудростью здесь подразумеваются Коран и Сунна.[186] Немало подтверждений тому, что хадисы пророка, e, являются частью откровения, мы находим и в самой Сунне. В достоверном хадисе аль-Микдама б. Маадикариба сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Слушайте! Мне было даровано писание и столько же вместе с ним. Слушайте! Близко то время, когда сытый человек будет лежать на своем диване и говорить: «Вы должны придерживаться этого Корана. Считайте дозволенным только то, что вы находите в нем дозволенным, и считайте запрещенным только то, что вы находите в нем запрещенным». Слушайте же! Вам не дозволены ни мясо домашнего осла, ни всякий клыкастый хищник, ни то, что потерял немусульманин, заключивший с вами договор, если только хозяин потерянной вещи не нуждается в ней. А если путник остановился в гостях у людей, то они обязаны угостить его, и если они не угощают его, то он может отнять у них силой то, что равноценно его угощению». Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд.[187] Сунна необходима для правильного понимания Корана, и Всевышний Аллах оберегает ее наряду с Кораном, ибо, если мусульманская община останется без хадисов и пророческих разъяснений, правоверные не смогут правильно понять писание Аллаха и непременно собьются с прямого пути. Вот почему для каждого мусульманина так важно изучать жизнеописание посланника, e, и придерживаться его решений во всех начинаниях. Все это нашло отражение в хадисе, переданном имамом Маликом, в котором говорится: «Воистину, я оставляю вам то, с чем вы не впадете в заблуждение после меня, если будете придерживаться этого. Это – Писание Аллаха и моя Сунна».[188] А в другом известном хадисе аль-Арбада б. Сарийи сообщается, что пророк, e, сказал: «Я заповедаю вам исповедовать богобоязненность, а также слушаться и повиноваться, если даже вами будет править абиссинский раб. Тот из вас, кто будет жить после меня, увидит много разногласий. Посему придерживайтесь моей Сунны и сунны праведных халифов. Руководствуйтесь ею и держитесь за нее задними зубами. А еще остерегайтесь новшеств, потому что любое новшество – это ересь, а любая ересь – это заблуждение». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хаким.[189] Только следуя путем пророка Мухаммада, e, правоверный сможет снискать благоволение Господа и пройти прямым путем, не уклонившись от него и не погрязнув в ереси и нечестии. Этот путь является светлым и ясным, и его свет не прерывается в момент расставания с этой жизнью и не расстается с человеком ни в могиле, ни после воскрешения. И поскольку воздаянием за следование этим путем является Райская обитель и прощение от Аллаха, на нем человека ожидают великие испытания и большие трудности. В достоверном хадисе Абу Хурейры, переданном Ахмадом и ат-Тирмизи, говорится: «Верующий подобен колосу: ветер не перестает теребить его, и испытания не перестают постигать верующего. А лицемер подобен рисовому стеблю, который не колеблется, пока не созреет для уборки».[190] Устоять перед бесконечными искушениями удается только тем, кто познал истину и возложил надежду на Аллаха и будущую жизнь, кто понял, что этот мир не является его постоянным местопребыванием, кто отнесся к мирской жизни как к огромному океану и сделал праведные деяния своим надежным кораблем. Помочь же в этом может только Всемогущий Творец!
|