Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этикет чтения Корана
Всевышний Аллах предписал правоверным читать священный Коран определенным способом, как его читал пророк Мухаммад, e. В священном Коране по этому поводу говорится: «И читай Коран размеренным чтением». [974] Аллах велел читать Коран степенно, без спешки, размышляя над его смыслом, правильно выговаривая звуки и отчетливо произнося слова, дабы его можно было легче понять, усвоить и запомнить. Безусловно, достичь этой прекрасной цели можно только, соблюдая правила чтения Корана, которые называются «таджвид». Этим правилам сподвижники научились у Пророка, e, а затем они передали их последующим поколениям. Они дошли до нас в хадисах через множество путей, что не позволяет нам усомниться в их достоверности. А наряду с этими правилами мусульманские богословы определили общие предписания, которые следует соблюдать при чтении Корана. Эти предписания, которые также опираются на коранические аяты и достоверные хадисы, можно назвать этикетом чтения Корана.
1. Поскольку священный Коран является самым лучшим из поминаний Аллаха, и известно, что Пророку, e, не нравилось поминать Господа без омовения, читать Коран следует в состоянии ритуального очищения. Однако нам следует более подробно остановиться на некоторых вопросах. Во-первых, богословы разошлись во мнениях относительно законности чтения Корана в состоянии полового осквернения и во время менструаций. Большинство богословов, в том числе имам аш-Шафии, считали, что в состоянии полового осквернения категорически запрещается читать коранические откровения, даже если они представляют собой всего один аят или часть аята. Абу Ханифа считал, что в состоянии полового осквернения разрешается произносить менее одного аята, потому что отрывок аята нельзя назвать Кораном. Некоторые богословы ханифитского толка считали, что разрешается произносить часть аята, если человек произносит эти слова без намерения читать Коран. Передают, что Али рассказывал: «Пророк, e, обучал нас Корану, когда он не находился в состоянии полового осквернения».[975] Передают, что Абу аль-Гариф аль-Хамадани рассказывал: «Однажды мы находились на открытой местности вместе с Али, и вдруг он направился на край поля. Клянусь Аллахом, я не знаю, он отправился помочиться или справить большую нужду. Затем он вернулся и попросил принести ему кружку воды. Затем он помыл кисти рук, сжал их в кулак и прочел немного из Корана. Затем он сказал: «Читайте Коран, если вы не находитесь в состоянии полового осквернения. Но если вы оказались в состоянии полового осквернения, то не читайте даже одной буквы из Корана».[976] Имам аш-Шаукани и многие знатоки хадисов отмечали, что нет ни одного достоверного хадиса о том, что пророк Мухаммад, e, запрещал читать Коран в состоянии полового осквернения или во время менструации. Что же касается мнения Али, то известно, что не все сподвижники разделяли его. Аль-Бухари сообщил, что Ибн Аббас не считал предосудительным читать Коран в состоянии полового осквернения.[977] Это мнение усиливается хадисом Аиши о том, что посланник Аллаха, e, поминал Аллаха в любое время.[978] Этот хадис имеет самый широкий смысл и конкретизировать его можно только при наличии достоверных хадисов от имени Пророка, e. Ибн Хаджар сообщил, что аль-Бухари, ат-Табари и Ибн аль-Мунзир разрешали читать Коран в состоянии полового осквернения, опираясь на хадис Аиши. Однако ранее мы уже сказали, что лучше поминать Аллаха и читать Коран после очищения как от полового, так и от малого осквернений, ибо это свидетельствует о богобоязненности раба. Всевышний сказал: «Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах». [979] Во-вторых, читать Коран в состоянии малого осквернения также не запрещается, поскольку Пророк, e, поминал Аллаха в любом состоянии, хотя лучше так не поступать. Передают, что аль-Мухаджир б. Кунфуз рассказывал, что однажды он поприветствовал пророка, e, когда тот совершал омовение. Он не ответил на его приветствие до тех пор, пока не завершил омовение, и только после этого он поприветствовал его. А затем он сказал: «Я не стал отвечать на твое приветствие только потому, что не люблю поминать Аллаха без ритуального очищения».[980] В версии Абу Давуда сообщается, что в это время посланник Аллаха, e, мочился.[981] В-третьих, между богословами существуют разногласия по поводу законности прикосновения к свитку Корана в состоянии полового осквернения. Передают, что Абдуллах б. Абу Бакр рассказывал, что в послании, которое посланник Аллаха, e, отправил Амру б. Хазму, было сказано: «Пусть к Корану не прикасается никто, кроме чистых».[982] Аш-Шаукани писал: «Этот хадис свидетельствует о том, что прикасаться к свитку Корана разрешается только чистым. Однако чистым можно назвать любого правоверного. Чистым также можно назвать того, кто очистился полового или малого осквернения. Чистым также можно назвать того, на чьем теле нет нечистот. В пользу первого толкования свидетельствует коранический аят: «Воистину, многобожники являются нечистыми». [983] Кроме того, Пророк Мухаммад, e, обращаясь к Абу Хурейре, сказал: «Правоверный не может быть нечистым». В пользу второго толкования свидетельствует следующее кораническое откровение: «А если вы находитесь в состоянии полового осквернения, то очиститесь». [984] В пользу третьего толкования свидетельствуют слова Пророка, e, сказанные о кожаных носках: «Не снимай их, потому что я надел их на чистую ногу». А в пользу четвертого толкования свидетельствует единое мнение людей, согласно которому все, что очищено от материальных или духовных нечистот, можно назвать чистым. Некоторые богословы считали, что необходимо руководствоваться всеми толкованиями одновременно. Однако по этому поводу существуют известные разногласия. Тем не менее, богословы единодушны в том, что к свиткам Корана нельзя прикасаться в состоянии полового осквернения. И только Давуд не разделял этого мнения. Богословы, которые запрещали прикасаться к свиткам Корана при половом осквернении опирались на следующее кораническое откровение: «Воистину, это – благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные». [985] Однако этот довод можно считать убедительным только в том случае, если местоимение в последнем аяте относится к Корану. Однако совершенно очевидно, что оно относится к сокровенному писанию – Хранимой скрижали, поскольку это существительное ближе к местоимению. А это значит, что очищенными являются ангелы. И если мы признаем это толкование неочевидным, то предыдущее толкование окажется всего лишь предположением. Но даже в этом случае утверждения о том, что человек не может дотрагиваться до Корана в состоянии полового осквернения, являются необоснованными. Очищенным считается тот, кто не является нечистым. А известно, что правоверного нельзя называть нечистым, поскольку в хадисе говорится: «Правоверный не может быть нечистым». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Несправедливо утверждать, что очищенными являются только те, которые очистились от полового осквернения, или менструации, или малого осквернения, или нечистот. Напротив, очищенными считаются те, которые не являются многобожниками. Об этом свидетельствуют коранический аят «Воистину, многобожники являются нечистыми» и упомянутый выше хадис. Об этом также свидетельствует хадис, в котором запрещается брать в дорогу коранический свиток, если мусульманин отправляется во вражескую страну. Следовательно, правоверные всегда являются чистыми, и содержащийся в хадисе запрет не распространяется на них, даже если они находятся в состоянии полового или малого осквернения, страдают менструальным кровотечением или запачканы нечистотами. По словам великого богослова Мухаммада б. Ибрахима аль-Вазира обратные утверждения недопустимы ни в прямом, ни в переносном смысле и не подтверждаются канонами арабского языка. Кто-то может спросить: «Если чистыми являются все, кроме многобожников, то как вы объясните хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом со слов Ибн Аббаса, в котором сообщается о послании Пророка Мухаммад, e, правителю Византии Ираклию? В этом послании говорилось следующее: «От раба и Посланника Аллаха Мухаммада повелителю Рима Ираклию. Мир всем, кто следует верным путем! Я предлагаю тебе принять Ислам. Прими Ислам, и ты обретешь спасение, а Аллах дарует тебе двойное вознаграждение. Если же ты откажешься, то на тебя лягут и грехи твоих хлебопашцев». Далее в этом послании было упомянуто следующее откровение: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами». [986] Как объяснить это послание византийцам, которые были поражены нечистью многобожия и полового осквернения, если совершенно очевидно, что они дотрагивались до коранических аятов?» Я считаю, что это предписание касается одного-двух коранических аятов. Многобожникам позволительно прикасаться к такому количеству аятов, если из этого можно извлечь пользу, например, обратить этих многобожников в Ислам. Также можно сказать, что в этом послании коранические аяты были перемешаны с другими словами, и поэтому многобожникам было позволено прикасаться к ним. Это распространяется на толкования священного Корана, в которых не приводятся только аяты и хадисы. Из всего сказанного следует, что священные тексты однозначно запрещают прикасаться к кораническим свиткам только многобожникам. О разногласиях по поводу мусульман в состоянии полового осквернения мы уже упомянули. Похожие разногласия также существуют по поводу мусульман в состоянии малого осквернения. Ибн Аббас, аш-Шааби, ад-Даххак, Зейд б. Али, Давуд и некоторые другие богословы разрешали прикасаться к свитку Корана в состоянии малого осквернения. Имам Йахйа и большинство богословов не разрешали поступать таким образом. При этом они опирались на доводы, которые мы перечислили выше».[987]
2. Перед чтением Корана желательно почистить зубы и ротовую полость мисваком – веточкой дерева арак, которую используют в качестве зубочистки. Тем самым, человек проявит уважение к Слову Аллаха, которое он намеревается прочесть. Передают, что Зейд б. Халид рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Если бы я не боялся обременить моих последователей, то отложил бы вечерний намаз до конца первой трети ночи и приказал бы им использовать зубочистку перед каждым намазом».[988] Имам ан-Навави сказал: «Использовать зубочистку желательно в любое время, но особенно желательно в пяти случаях: перед намазом, независимо от того, водой очистился человек или песком или же вообще не очистился, не найдя ни воды, ни песка; при омовении; перед чтением Корана; после просыпания ото сна; при изменении запаха или вкуса во рту».[989]
3. Читать Коран следует в чистой одежде и в чистом месте. Безусловно, самым лучшим местом для поклонения Аллаху являются мечети. Тем не менее, чтение Корана дома также является одним из богоугодных занятий, приносящих пользу рабам не только после смерти, но и в мирской жизни. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что пророк, e, сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, сатана избегает дома, в котором читают суру «аль-Бакара».[990] А в другом хадисе говорится: «Дом, в котором поминают Аллаха, и дом, в котором не поминают Аллаха, подобны живому и мертвому».[991]
4. Для чтения Корана желательно по мере возможности повернуться в самом лучшем направлении – лицом к кибле.
5. Перед чтением Корана желательно попросить Аллаха о защите от проклятого сатаны, поскольку Всевышний сказал: «Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха». [992] 6. Также желательно произнести слова «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим», которые означают «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» В хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что пророк, e, сказал: «Любое важное дело, которое не начинается именем Аллаха, будет лишено благого конца».[993] Достоверных хадисов на эту тему нет. Тем не менее, богословы считали такой поступок желательным, особенно, если человек собирается читать Коран с начала какой-либо суры.
7. При чтении писания Аллаха следует проявлять смирение и покорность, размышляя над Его словами и задумываясь над их глубоким смыслом. В этом заключается величайшая цель чтения Корана, и благодаря этому облагораживаются души и просветляются умы. Всевышний сказал: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?». [994] В другом аяте говорится: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание». [995] Читающий Коран не должен отвлекаться на праздные разговоры и занятия, смотреть по сторонам и забавляться. Ему надлежит задумываться над тем, что он произносит, вникать в смысл аятов и содержащихся в них повелений и запретов, размышлять над своими поступками. Вспоминая совершенные ранее грехи, он должен просить прощения и каяться, а, читая о праведных поступках, которые он еще не совершает, он должен утверждать в своей душе намерение восполнить это упущение в ближайшее время. Читая аяты о милости и прощении Аллаха, ему следует радоваться и обращаться к Нему с молитвами и просьбами, а, читая откровения о наказании и мучениях в Аду, он должен трепетать и молить Аллаха о защите. Встречая аяты о совершенных и возвышенных качествах Господа, он должен славить Его, подчеркивая Его абсолютное совершенство, а, читая аяты с молитвами, он должен смиряться и проникаться ими всем сердцем. Безусловно, справиться с этой задачей может только мусульманин, знающий арабский язык и понимающий значения аятов, и поэтому правоверным следует уделять должное внимание изучению арабского языка. А наряду с этим следует читать и даже заучивать краткие и достоверные толкования Корана, позволяющие ощутить дух небесного писания при его чтении. Одним из таких толкований является великолепный труд «Облегчение от Великодушного и Милосердного» шейха Абд ар-Рахмана б. Насира ас-Саади, переведенный на русский язык.
8. Читать Коран надлежит степенно, неторопливо, произнося звуки и слова отчетливо, поскольку Всевышний сказал: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша». [996]Он также сказал: «…И читай Коран размеренным чтением». [997]Такое чтение пробуждает сердца, готовит их к восприятию откровения и заставляет их преклоняться перед Аллахом. Оно позволяет вникнуть в смысл аятов и задуматься о них.
9. Читающий Коран должен проявлять усердие и украшать свое чтение голосом. Передают, что Абу Хурейра слышал, как посланник Аллаха, e, сказал: «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев».[998] Имам Ахмад говорил: «Читать Коран нужно красиво, выражая грусть и задумчивость. Именно в этом состоит смысл слов «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев».[999] В хадисе Башира б. аль-Мунзира сообщается, что пророк, e, сказал: «Не относится к нам тот, кто не читает Коран нараспев».[1000] В хадисе, переданном со слов аль-Бары б. Азиба, сообщается, что пророк, e, сказал: «Украшайте Коран своими голосами».[1001] В другом хадисе, переданном с его же слов, говорится: «Я слышал, как во время вечернего намаза пророк, e, читал: «Клянусь смоковницей и оливой…», – и не приходилось мне слушать человека с более приятным голосом, чем у него».[1002] Красивый голос – это милость, которую Аллах дарует тем из рабов, кому пожелает. Однако лишь немногие из тех, кому оказывается такая милость, благодарят за нее своего Господа и пользуются ею так, как Ему угодно. Передают, что Абу Муса рассказывал, что однажды пророк, e, сказал ему: «О Абу Муса, тебе дарована одна из свирелей семейства Давуда!»[1003] Таким эпитетом Пророк, e, охарактеризовал прекрасный голос славного сподвижника. Посланнику Аллаха, e, нравилось слушать, как его сподвижники читают Коран, и это также относится к богоугодным поступкам. Сообщается, что Абдуллах б. Масуд рассказывал: «Однажды пророк, e, сказал мне: «Почитай мне Коран!» Я сказал: «Как же я буду читать его тебе, когда он был ниспослан тебе?!» Он же сказал: «Я люблю слушать его от других». Я стал читать ему суру «ан-Ниса», а когда я дошел до слов «Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих?» [1004] – он сказал: «Довольно!» Я повернулся к нему, и оказалось, что глаза его были переполнены слезами».[1005] Однако богословы отмечали, что читать Коран нараспев не означает распевать его так, как поют песни. Кадий Ийад сказал: «Богословы разошлись во мнениях относительно мелодичного чтения Корана. Малик и большинство богословов считали это нежелательным, поскольку это отдаляет человека от основной цели Корана – смирения и размышления. Но Абу Ханифа и некоторые ранние богословы, опираясь на хадисы, разрешали читать Коран нараспев, поскольку это смягчает сердца, порождает страх и привлекает людей».[1006] А шейх-уль-ислам Ибн Теймиййа писал: «Мелодичное чтение Корана, подобное распеванию песен, нежелательно и является ересью, о чем говорили Малик, аш-Шафии, Ахмад б. Ханбал и другие имамы».[1007]
10. Однако стремление приукрасить чтение голосом не должно мешать соблюдению всех правил чтения Корана. Читающий откровения должен удлинять звуки там, где их следует удлинять, и выполнять все остальные предписания таджвида. Передают, что Анаса б. Малика спросили: «Как читал Коран пророк, e?» Он сказал: «Он удлинял определенные звуки». После этого он прочитал: «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим», протяжно прочитав слова «би-сми-лляхи», и слово «ар-рахмани», и слово «ар-рахим».[1008]
11. При чтении аятов о мучениях в Аду желательно просить у Аллаха избавления от наказания, при чтении аятов о вознаграждении в Раю следует молить Его о милости и великодушии, а при чтении молитв следует смиренно обращаться к Нему с этими молитвами. Передают, что Хузейфа рассказывал: «Однажды ночью я совершал намаз вместе с пророком, e, и он начал читать «аль-Бакару». Я подумал, что он совершит поклон после ста аятов, но он продолжил. Я решил, что он прочтет ее полностью за два раката, но он продолжил. Я подумал, что он совершит поклон, закончив ее, но он вновь продолжил и начал читать «ан-Ниса». Завершив ее, он начал читать суру «Аль Имран». Он читал ее степенно. Читая аят, содержащий прославление Аллаха, он славил Его; читая аят, содержащий молитву, он взывал к Нему; а читая аят, содержащий мольбу о защите, он просил защитить его. Затем он совершил поясной поклон и сказал: «Пречист Великий Господь мой!» Его поясной поклон длился почти столько же, что и стояние. Затем он произнес: «Аллах слышит того, кто восхваляет Его! Господь наш, хвала Тебе!» Затем он долго стоял и простоял почти столько же времени, что он находился в поясном поклоне. Затем он совершил земной поклон и сказал: «Пречист Всевышний Господь мой!» И его земной поклон длился почти столько же, что и стояние».[1009]
12. Похвально, когда читающий Коран плачет, и, если откровения не могут вызвать у человека слезы, он должен задуматься о своих поступках, вспомнить о смерти и будущей жизни и представить себя перед Господом в День воскресения, когда каждый грешник пожелает, чтобы между ним и его деяниями была непреодолимая пропасть. Ему следует осознать свою бесконечную нужду в милости и прощении Всевышнего и сделать все для того, чтобы его сердце смягчилось, а на глазах его выступили слезы, поскольку Господь миров любит, когда рабы плачут, вспоминая о Нем. Всевышний сказал: «Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают». [1010] В другом аяте говорится: «Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение». [1011] Передают, что Абу Салих рассказывал: «Однажды группа жителей Йемена приехала к Правдивейшему Абу Бакру. Читая Коран, они плакали, и Правдивейший Абу Бакр сказал: «Такими же были и мы, пока наши сердца не почерствели».[1012]
13. Читать Коран следует не громко и не шепотом. Всевышний сказал: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим». [1013] В достоверном хадисе сообщается, что пророк, e, сказал: «Читающий Коран вслух подобен тому, кто раздает пожертвования открыто, а читающий Коран про себя подобен тому, кто раздает пожертвования тайно».[1014]
14. Читать коранические откровения желательно одним из достоверных способов чтения, даже если чтецу известно несколько из них.
15. После прочтения некоторых аятов желательно совершить земной поклон, поскольку так поступал пророк Мухаммад, e. Всего таких аятов в Коране – пятнадцать, и все они помечены определенными значками. Передают, что Абдуллах б. Умар рассказывал: «Когда пророк, e, читал суру, в которой есть земной поклон, он падал ниц, и мы падали ниц вместе с ним, а некоторые из нас даже не могли найти место для того, чтобы положить лоб».[1015] Передают также, что Ибн Умар рассказывал: «Пророк, e, читал нам Коран, когда же он проходил место земного поклона, он возвеличивал Аллаха и падал ниц, и мы тоже падали ниц».[1016]
Передают также, что Абу Хурейра рассказывал: «Мы совершали земные поклоны вместе с пророком, e, когда читали суры «Когда небо разверзнется…» («аль-Иншикак») и «Читай во имя Господа твоего» («аль-Аляк»)».[1017] Передают также, что Ибн Аббас рассказывал: «Повеления совершать земной поклон в суре «Сад» не было, но я видел, что посланник Аллаха, e, поступал так».[1018] Передают также, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что однажды пророк, e, читал суру «ан-Наджм» и совершил земной поклон. Все, кто был рядом с ним, тоже поклонились, и только старый мужчина взял горсть камешек или горсть земли и поднял ее до своего лба со словами: «С меня хватит и этого». Абдуллах говорил: «Воистину, впоследствии я видел, как он был убит, будучи неверующим».[1019] В другом хадисе, переданном аль-Бухари со слов Зейда б. Сабита, говорится: «Я прочел Пророку, e, суру «ан-Наджм», и он не совершил земного поклона».[1020] А в другом длинном хадисе сообщается, что Умар б. аль-Хаттаб сказал: «О люди! Мы читаем аяты, после которых следует совершать земные поклоны. Кто совершает эти поклоны, тот поступает правильно. А кто не делает этого, тот не совершает греха».[1021] Из этих и многих других сообщений следует, что земные поклоны во время чтения Корана узаконены шариатом, и между богословами нет разногласий по этому поводу. Совершать их можно как во время намаза, так и в другое время. Большинство богословов считают их желательными, но не обязательными. Богословы ханифитского толка, руководствуясь своей терминологией, считают их важными (ваджиб), но не обязательными (фард). [1022] Некоторые богословы считали, что при совершении земных поклонов во время чтения Корана обязательно соблюдать несколько условий: находиться в состоянии ритуальной чистоты, поворачиваться лицом в сторону киблы и прикрывать части тела, которые должны быть прикрытыми (аурат). Что касается ритуальной чистоты, то имам аш-Шаукани писал, что в священных текстах нет ясных указаний на необходимость соблюдения этого условия. Известно, что Абдуллах б. Умар совершал эти поклоны без омовения. Кроме того, в достоверных хадисах сообщается, что вместе с посланником Аллаха, e, эти поклоны совершали все, кто находился рядом с ним. При этом он не велел им совершить омовение, и трудно представить, что в это время все они находились в состоянии ритуального очищения.[1023] Что же касается обращения лицом в сторону киблы и прикрытия аурата, то эти предписания следует соблюдать по мере возможности. По некоторым сообщениям, богословы были единодушны по этому поводу.[1024] Также следует знать, что в земных поклонах во время чтения Корана желательно читать молитвы, которые читал посланник Аллаха, e. Передают, что Аиша рассказывала, что ночью, во время совершения земных поклонов при чтении Корана, пророк, e, говорил: «Мой лик пал ниц перед Тем, Кто сотворил его, придал ему облик и наделил его слухом и зрением благодаря Своей силе и Своему могуществу».[1025]
16. Если во время чтения Корана человек хочет зевнуть, ему следует прекратить читать Коран до тех пор, пока зевота не пройдет, поскольку зевота – от сатаны. Аль-Бухари передал хадис Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророк, e, сказал: «Воистину, Аллах любит чихание и не любит зевоту, и если кто-нибудь из вас чихнет и воздаст хвалу Всевышнему Аллаху, то каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать: «Да помилует тебя Аллах!» Что же касается зевоты, то она – от сатаны, и если кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть он подавляет зевоту, пока может, ибо, когда любой из вас зевает, сатана смеется над ним».[1026] В другом восходящем хадисе, переданном со слов Абу Саида, говорится: «Если кто-нибудь из вас захочет зевнуть, пусть прикроет рот рукой, ибо сатана может проникнуть в него».[1027]
17. Желательно читать Коран от начала до конца, поскольку именно так поступали посланник Аллаха, e, его сподвижники и праведные богословы. Тальха б. Мусарриф рассказывал: «Я встречал праведников из числа первых мусульман, и им нравилось завершать чтение всего Корана в начале ночи или в начале дня. Они говорили, что если ты завершаешь читать Коран в начале дня, то ангелы благословляют тебя до вечера, а если ты завершаешь читать его в начале ночи, то ангелы благословляют тебя до утра».[1028] Для праведных мусульман завершение чтения Корана полностью было знаменательным событием, поскольку они знали о щедрой награде, обещанной тем, кто поступает так. Ибн Абу Шейба рассказывал, что Анас б. Малик, когда завершал чтение Корана полностью, собирал всех своих жен и детей вместе. То же самое передают от имени Ибн Масуда и других.[1029] Передают, что Абдуллах б. Амр рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал ему: «Читай Коран за месяц». Он сказал: «Я чувствую в себе силу на большее». Тогда он сказал: «Тогда читай его за семь дней и не делай этого быстрее».[1030] В другом хадисе от Ибн Умара сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Кто читает Коран быстрее, чем за три дня, тот не понимает его».[1031] Абу Убейд же передал слова Аиши о том, что пророк, e, не читал Коран полностью быстрее, чем за три дня. Поэтому Ахмад, Абу Убейд, Исхак б. Рахавейх и многие другие предпочитали не читать Коран быстрее, чем за три дня. Тем не менее, известно, что многие ранние мусульмане поступали так. Ан-Навави же сказал: «Я считаю, что это зависит от самих людей. Если человек обладает хорошими способностями и может концентрировать свои мысли, то для него желательно ограничиваться тем сроком, который позволит ему добиться желаемого, поразмыслив над аятами и уяснив их смысл. То же самое относится к тем, кто приобретает знания или трудится во благо религии и мусульман. Для него желательно читать Коран за тот срок, который позволит ему постичь смысл откровений. Если же человек не обладает такими способностями, то ему лучше читать столько, сколько ему по силам, чтобы Коран не наскучивал ему, и чтобы он не тараторил его. А лучше всего об этом известно Аллаху!»[1032] 18. После прочтения Корана не следует говорить: «Правдив Великий Аллах!», потому что пророк Мухаммад, e, не поступал так. Нет ни одного достоверного сообщения о том, что так поступал кто-либо из его сподвижников. Напротив, достоверные хадисы свидетельствуют об обратном. Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал: «Пророк, e, сказал мне: «Прочти мне Коран!» Я сказал: «О посланник Аллаха, неужели я буду читать его тебе, тогда как он тебе ниспослан?» Он ответил: «Да». Тогда я начал читать ему суру «ан-Ниса», пока не дошел до слов: «Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих?» [1033] Тут он сказал: «Пока хватит». Я повернулся к нему, и ему глаза были наполнены слезами».[1034] К широко распространенным поступкам, которых должны избегать мусульмане, также относится целование свитка Корана. Ни Коран, ни Сунна не велят мусульманам поступать так, и достоверно известно, что пророк Мухаммад, e, не целовал записи с аятами Аллаха. Следовательно, такой поступок является ересью, которая отвергается Всевышним Аллахом. Передают, что Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, e, сказал: «Если кто-нибудь принесет в это дело наше то, что к нему не относится, то это будет отвергнуто».[1035] Из этого следует, что если даже человек целует свиток Корана для того, чтобы возвеличить Слово Аллаха и выказать смирение перед Ним, то этот поступок не принесет ему пользы, а лишь навредит ему, потому что посланник, e, не делал этого и не пытался приблизиться к Аллаху таким путем. Безусловно, он лучше всех нас знал, как можно снискать благоволение Господа, и ему не составило бы труда поцеловать записи с кораническими аятами. Однако он не делал этого, и мусульмане должны брать с него пример и не совершать поступков, которые противоречат его прямой дороге. Единственным предметом, который пророк, e, целовал с целью приблизиться к Аллаху, был черный камень, заложенный в одном из йеменских углов Каабы. Ислам поощряет целование черного камня во время обхода вокруг Каабы, потому что такой поступок подтверждается достоверными хадисами. Передают, что Аббас б. Рабиа рассказывал, что видел, как Умар б. аль-Хаттаб поцеловал черный камень и сказал: «Поистине, я знаю, что ты – всего лишь камень, который не причиняет вред и не приносит пользу. И если бы я не видел, что посланник Аллаха, e, целовал тебя, то я бы не стал делать этого».[1036] Что же касается целования Корана, то оно не имеет никакого основания в пречистом шариате Аллаха. 19. Наконец, слушающим Коран также полагается придерживаться определенных правил. Они должны вести себя смиренно, внимательно вслушиваться в слова Аллаха и размышлять над ними, соблюдать тишину, избегать празднословия и смеха до тех пор, пока чтение Корана не будет завершено. Всевышний сказал: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют». [1037] Шейх ас-Саади в толковании этого аята писал: «Это предписание распространяется на каждого, кто слышит чтение писания Аллаха. Каждый мусульманин обязан слушать коранические аяты и хранить молчание. Под хранением молчания подразумевается прерывание разговоров и прекращение всех дел, которые отвлекают человека от слушания аятов. А под слушанием аятов подразумевается внимательное слушание откровений и размышление над ними. И если человек выполняет эти два предписания, когда рядом с ним читают писание Аллаха, то он обретает великое добро, приобретает огромные познания, обновляет свою веру, укрепляется на прямом пути и становится более проницательным в делах своей религии. Именно поэтому Аллах связал обретение Божьей милости с этими двумя предписаниями. Из всего сказанного также следует, что если человек не прислушивается к кораническим откровениям, когда их читают возле него, и не хранит молчание, то он лишается огромного блага и великой милости. Следует знать, что еще более важным является предписание внимать кораническим откровениям и хранить молчание во время намазов, которые читаются вслух. Когда имам читает Коран вслух, то молящиеся позади него должны молча внимать ему, и некоторые богословы даже считали, что молчать для них предпочтительнее, чем читать суру «аль-Фатиха».[1038] Нам осталось лишь коснуться важного вопроса, который часто возникает у мусульман в последнее время в связи с распространением аудиокассет с записью различных коранических сур. Этот вопрос задали шейху Мухаммаду Насир ад-Дину аль-Албани: «Каково отношение шариата к поведению людей, которые беседуют друг с другом и не слушают чтение священного Корана, когда его воспроизводит магнитофон? Совершает ли грех кто-либо из присутствующих, или же его совершает тот, кто включил магнитофон?» Шейх Мухаммад Насир ад-Дин сказал: «Ответ на этот вопрос зависит от рода собрания, на котором магнитофон воспроизводит чтение Корана. Если это происходит на собрании, где изучают науки, поминают Аллаха и читают Коран, то присутствующие обязаны внимательно слушать его. А всякий, кто не делает этого, совершает грех, потому что он противится сказанному Всевышним и Всеблагим Аллахом в Коране: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют». Если же это не происходит на собрании, на котором изучают науки, поминают Аллаха и читают Коран, например, если человек работает дома, или занимается, или читает, то в этом случае не разрешается включать магнитофон и воспроизводить запись Корана так громко, чтобы ее могли слышать присутствующие в доме или на собрании. В таком положении они не обязаны слушать чтение Корана, потому что они не собрались с этой целью. Ответственность несет тот, кто прибавляет звук магнитофона так, чтобы его слышали другие, потому что он ставит людей в трудное положение и заставляет их слушать Коран тогда, когда они не готовы его слушать».[1039]
|