Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и законы диалектики
Принципы – это исходные положения, на которых строится теория или концепция. В основе диалектики как концепции лежат следующие принципы: – объективности; – взаимосвязи и взаимодействия; – системности; – развития. Принцип объективности указывает на то, что концепция диалектики строится на основе существующей независимой от сознания людей реальности. Принцип взаимосвязи и взаимодействия подчеркивает ту особен-ность, что диалектика строится на тезисе не просто существования дискретных материальных тел, а их отношения, обусловленного свойствами бытия. Принцип системности (материального единства мира) указывает на то, что диалектика строится на тезисе существования материального бытия как целостности, имеющей определенную организационную составляющую в виде энергии. Принцип развития фиксирует динамику бытия в ее направленности. Законы диалектики отражают закономерности развития материального бытия, связанные: – с источником развития, заключенным в единстве и борьбе противоположностей; – механизмом развития, выражающимся во взаимном переходе количественных и качественных изменений; – преемственностью развития и ее обусловленностью, выражаю-щимися в отрицании отрицания и детерминизме. Законы диалектики имеют разные реакции формулирования. Но независимо от семантических тонкостей речь всегда идет о трех законах: – единства и борьбы противоположностей; – взаимного перехода количественных и качественных изменений; – отрицания отрицания. Каждый закон имеет определенную концептуальную интерпретацию, связанную с категориями. К закону единства (тождества) и борьбы противоположностей применимы категории тождества, про-тиворечия, противоположности, борьбы. К закону взаимного перехода количественных и качественных изменений – категории количества, качества, меры, скачка; к закону отрицания отрицания – отрицания, преемственности. Категории в диалектике, кроме функций, связанных с интерпретацией принципов и законов, выполняют функцию отражения закономерностей развития различных сфер бытия и человеческой деятельности (познания и социальной сферы). Эти категории по преимуществу имеют парный характер. Среди них можно выделить следующие: – единичное и всеобщее; – сущность и явление; – содержание и форма; – возможность и действительность; – необходимость и случайность; – необходимость и свобода; – причина и следствие. Диалектика как концепция характеризуется тем, что применима в онтологии, антропологии, гносеологии, социальной философии, т.е. во всех разделах философии. В этом отношении ее можно рассматривать как универсальную методологию. На аналогичный статус в начале ХХІ в. стала претендовать еще одна концепция развития – синергетическая. В ней акцентировано внимание ученых на развитии с точки зрения системного подхода. Бытие трактуется как некая целостность, характеризующаяся динамикой хаоса и самоорганизации систем. Концептуальное оформление синергетики происходило в 60–70-х гг. ХХ в. В этой работе участвовали ученые Бельгии, Германии, России, занятые междисциплинарной тематикой. К числу основоположников этого движения относят Г. Хакена и И. Пригожина. Системный подход значительно дополняет картину развития мира. Однако две концепции не только сосуществуют по принципу допол-нительности, но и находятся в противоречии друг с другом, когда речь идет об интерпретации процессов обусловленности, причин-ности. В диалектике большая роль отводится динамическим закономерностям, в которых доминирует необходимость. В синергетике акцент делается на случайность, хаос, вероятность, наблюдаемую на уровне диссипативных структур. Появление синергетики наряду с диалектикой свидетельствует о том, что реальные процессы развития бытия намного разнообразнее, чем одна-две концепции развития этого же бытия. Возможно, философия придет на каком-то этапе к синтезу концептуальных построений и получит возможность разработки достаточно полной научной картины развития бытия. Таким образом, во второй теме рассмотрены наиболее актуальные проблемы онтологии, касающиеся статики и динамики бытия; рассмотрена структура бытия в форме присущих ему атрибутов; динамика отражена на уровне проблемы развития и отражающих ее концепций – диалектической и синергетической.
|