Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И футурология
Прогноз – это вероятностное, основанное на научных данных, предположение. Нормативное прогнозирование – это достижение желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Поисковое прогнозирование строится на определенной шкале (поле, спектре) возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления. Целевое прогнозирование предполагает построение на определен-ной шкале (поле, спектре) возможностей сугубо оценочной функции, т.е. функции распределения предпочтительности: нежелательно, менее желательно, более желательно, наиболее желательно, оптимально (при компромиссе по нескольким критериям). Плановое прогнозирование представляет обработку поисковой и нормативной прогнозной информации для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий, директив с выявлением нежелательных, подлежащих устранению альтернатив и с тщательным выяснением прямых и отдаленных, косвенных последствий при-нимаемых плановых решений. Программное прогнозирование формулирует гипотезу о возможных взаимовлияниях различных факторов, указывает гипотетические сроки и очередность достижения промежуточных целей на пути к главной. Проектное прогнозирование призвано содействовать отбору оптимальных вариантов перспективного проектирования, на основе которых должно развертываться затем реальное, текущее проектирование. Организационное прогнозирование текущих решений (применительно к сфере управления) служит для достижения предусмотренного желаемого состояния явления, поставленных целей. По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз, – различаются оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго- и дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы. Оперативный, как правило, рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследования – ни количественных, ни качественных. Краткосрочный – на перспективу только количественных изменений, долгосрочный – не только количественных, но преимущественно качественных. Среднесрочный охватывает перспективу между кратко- и долгосрочным с преобладанием количественных изменений над качественными, дальнесрочный (сверхдолгосрочный) – перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах развития природы и общества. Оперативные прогнозы содержат, как правило, детально-количе-ственные оценки, краткосрочные – общие количественные, среднесрочные – количественно-качественные, долгосрочные – качественно-количественные и дальнесрочные – общие качественные оценки. Временная градация прогнозов является относительной и зависит от характера и цели данного прогноза. В некоторых научно-технических прогнозах период упреждения даже в долгосрочных прогнозах может измеряться сутками, а в геологии или космологии – миллионами лет. В социально-экономических прогнозах сообразно с народнохозяйственными планами и в соответствии с характером и темпами развития прогнозируемых явлений эмпирически установлен следующий временной масштаб: оперативные прогнозы – до одного года, краткосрочные – от одного до пяти лет, среднесрочные – на пять–десять лет, долгосрочные – на период до пятнадцати–двад-цати лет, дальнесрочные – за пределами долгосрочных. Однако и здесь имеются различия, связанные с особенностями отдельных отраслей социально-экономического прогнозирования. Так, в сфере политики диапазон между кратко- и долгосрочностью сужается до пределов ближайшего десятилетия, в градостроительстве – растягивается на целое столетие (так как на ближайшие десятилетия большая часть объектов уже запроектирована и возможно только оперативное прогнозирование), в экономике – приспосабливается к диапазонам народнохозяйственных планов и т.д. По объекту исследования различают соответственно научные, научно-технические и социальные в прогнозы. Естественно-научные прогнозы разделяются: – на метеорологические (погода, воздушные потоки и другие атмосферные явления); – гидрологические (морские волнения, режим стока воды, паводков, цунами, штормов, замерзания и вскрытия акватории, другие гидросферные явления); – геологические (залежи полезных ископаемых, землетрясения, срыв лавин и другие литосферные явления); – биологические, включая фенологические и сельскохозяйственные (урожайность, заболеваемость и другие явления в растительном и животном мире, вообще в биосфере); – медико-биологические (ныне преимущественно болезни человека); – космологические (состояние и движение небесных тел, газов, излучений, всех явлений космосферы); – физико-химические прогнозы явлений микромира. Научно-технические прогнозы охватывают перспективы состояния материалов и режима работы механизмов, машин, приборов, электронной аппаратуры, всех явлений техносферы. В смысле перспектив развития научно-технического прогресса – они охватывают проблемы развития науки, ее структуры, сравнительной эффективности различных направлений исследования, развитие научных кад-ров и учреждений, техники (системы «человек – машина»), управ-ляемых аспектов научно-технического прогресса в промышленности, строительстве, городском и сельском хозяйстве, на транспорте и связи, включая систему информации. Социальные прогнозы делятся: – на социально-медицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт); – социально-географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан); – социально-экологические (перспектива сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества); – социально-космические (перспектива освоения космоса); – экономические (перспектива развития народного хозяйства, во-обще экономических отношений); – социологические, или социальные в узком смысле (перспектива развития социальных отношений); – психологические (личность, ее поведение, деятельность); – демографические (рост, половозрастная структура, миграция на-селения); – филолого-этнографические, или лингво-этнологические (разви-тие языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев); – архитектурно-градостроительные (социальные аспекты расселения, развития города и деревни, жилища, вообще обитаемой среды); – образовательно-педагогические (воспитание и обучение, развитие кадров и учреждений в области народного образования – от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая подсистемы повышения квалификации и переподготовки кадров (самообразование взрослых, образование родителей, дополнительное образование и др.); – культурно-эстетические (материально-техническая база искусства, литературы, всей культуры; художественная информация, развитие кадров и учреждений культуры – книжного, журнального, газетного дела, радио и телевидения, кино и театра, музеев и парков культуры, клубов и библиотек, памятников культуры и т.д.); – государственно-правовые, или юридические (развитие государ-ства и законодательства, права и криминологии, вообще правовых отношений); – внутриполитические (внутренняя политика своей и другой страны); – внешнеполитические (внешняя политика своей и другой страны, международные отношения в целом); – военные (военно-технические, военно-экономические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные прогнозы). При прогнозировании используются методы: 1) анкетирования (интервьюирование, опрос) – опрос населения, экс-пертов с целью упорядочить, объективизировать субъектные оценки прогнозного характера. Большое значение имеют экспертные оценки; 2) экстраполирования и интерполирования (выявление промежуточного значения между двумя известными моментами процесса) – построение динамических рядов развития показателей прогнозируе-мого явления на протяжении периодов основания прогноза в прош-лом и упреждения прогноза в будущем (ретроспекции и проспекции прогнозных разработок); 3) моделирования – построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления на период упреждения прогноза по имеющимся прямым или косвенным данным о масштабах и направлении изменений. Наиболее эффективная прогнозная модель – система уравнений. Человеческая жизнь невозможна без предвидения. Люди всегда стремились заглянуть вперед, в завтрашний день, в будущее. Эти попытки выливались в различные формы мифических пророчеств и всевозможных гаданий, необоснованных надежд и утопических меч-таний, ненадежных расчетов «здравого смысла», основанных на вы-водах из повседневного опыта, пока, наконец, не привели к разработке отдельных приемов объективного предсказания и методов научного прогнозирования. Теперь проблемы прогнозирования стали особенно актуальными. Это объясняется возрастанием прогностических возможностей современной науки, широким использованием прогностических выводов во всех областях общественной жизни. Таким об-разом, вопросы о том, что же ожидается в будущем, каким будут общество и мир, не являются праздными и рассуждения по этому поводу должны опираться на научные и практические факты. Прежде всего следует отметить, что в социальном прогнозировании ключевое значение имеет проблема. Жизнь (любая – растительная или животная) – это непрерывный процесс решения каких-либо проблем, и как только они перестают возникать – прекращается сама жизнь. Иными словами, решение проблем – имманентная (внутренняя) сущность жизнедеятельности любого организма, от колонии микробов до человеческого общества включительно. Конечно, нужно различать проблемы социальные и проблемы, которые носят предметный характер. Последние гораздо шире по масштабу, хотя и те, и другие имеют много общего. Первые связаны только с человеческим обществом, вторые со всем органическим миром, растительным и животным, от микроорганизма до человека. Однако социальные проблемы в отличие от более широких предметных имеют не только общие с последними черты, но и существенные особен-ности. Для любой разновидности флоры и фауны, исключая человека, проблемы одни и те же (питание, рост, размножение), – и в этом состоит сущность органического мира. Напротив, социальные проблемы имеют вполне закономерную конструктивную особенность, что как только решается одна из них, на ее месте возникает другая, третья и т.д., причем каждая, как правило, более сложная, более трудная для решения, но и более «высокая» по своему характеру и значению для жизнедеятельности личности или общества. Другой особенностью социальных проблем является их связь с конкретно-исторической обстановкой данного общества на данном этапе его развития. И разрешение таковых обязательно связано с социальной целью, что в свою очередь подразумевает сознательную, целенаправленную деятельность людей. Изучение и рассмотрение различных видов деятельности показывает, что одни люди занимаются чем-либо охотно, с энтузиазмом, другие – нет. В чем же причины активности одних и пассивности других? Каков побудительный механизм поведения людей? Что лежит в его основе? Вопросы эти сами по себе не простые и знание побудительного механизма является непременным условием улучшения не только организации трудовой, общественной, творческой деятельности, но и качества самой жизни. Если человек действует, это значит, что он сам стремится достигнуть чего-то, либо к этому его побуждают внешние причины и обстоятельства. Синтез внешнего и внутреннего, личного и общественного, психического и социального характеризует сложность побудительного механизма сознательной человеческой деятельности. Весьма резонно полагать таким образом, что этот механизм включает в себя стимулы и мотивы, понимая под первыми внешние побуждения, а под вторыми – внутренние. На первый взгляд оба термина в чем-то синонимичны, однако есть особенности в понимании того и другого. Стимул – это внешний, объективный побудитель поведения, существующий вне сознания человека. Определяющей особенностью стимулов является их способность активизировать человека, в систему ценностей которого данная деятельность не включена. «Активи-зирующая способность» внешних факторов обусловлена, во-первых, их субъективной значимостью; во-вторых, свойством содержать в себе ценность, соотносящуюся с той или иной деятельностью как с одним из возможных средств достижения этой ценности; в-третьих, свойством ориентировать в конкретной ситуации на определенную деятельность, быть своего рода «подсказкой» выбора. Побуждения к деятельности, идущие извне, могут выступать как благоприятные условия и как условия необходимости, вплоть до принуждения. Само слово «стимул» (от лат. stimulus – остроконечная палка-погонялка) изначально означало как раз принуждение. Однако теперь этот термин в социологической и экономической ли-тературе употребляется для обозначения внешнего побудителя добровольной деятельности, в отличие от первоначального значения. Стимулы могут быть стихийными и организованными. Организованное стимулирование есть целенаправленное воздействие на сознание, и его задачей, в конечном счете, является формирование соответствующих мотивов, т.е. внутренних побуждений к сознательной добровольной деятельности. Стимул лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда он превращается в мотив. Однако это превращение не определяется только самими стимулами, так как связь между ними опосредуется структурой личности, потребностями человека, его жизненным опытом, взглядами, убеждениями. Кроме этого значение имеет пол, возраст, образование, профессия, место жительства и другие объективные характеристики. Особенности структуры личности, ее социального статуса и социального окружения определяют характер действия тех или иных стимулов, сложность процесса формирования мотивов. Внешнее воздействие, чтобы стать стимулом, должно иметь таким образом «правильный адрес». Совокупность стимулов, по существу, необъятна – все внешние факторы, как направленные, так и стихийные, могут играть роль стимулов. И если они не являются принуждением, воздействие их избирательно. Для мотива характерно то, что он связан с осознанием какой-либо ситуации, внутренней или внешней, которая, по мнению человека, требует изменения. В этом смысле слово «мотив» трактуется тоже как побуждение, но он исходит от самого человека. Необходимость реализации потребностей и интересов, достижения ценностей побуждает человека к деятельности. Научное объяснение мотивов так или иначе начинается с вопроса, ценен ли для него тот или иной вид деятельности и чем именно, ибо деятельность – феномен сложный, и ценной может быть не только сама деятельность, но и ее конечный результат (продукт), а также условия и средства ее достижения. Деятельность как субъективная ценность должна рассматриваться в первую очередь с точки зрения ее объективного содержания – той целью, для достижения которой она сама оказывается средством. Условия и результаты деятельности отдельного человека объективно включены в систему общественных отношений. Но и сама индивидуальная деятельность, каковы бы ни были стоящие за ней личные мотивы, представляет собой «частицу» социального процесса, ведь сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений. Соотношение личного, субъективного момента в побуждениях людей и социального характера порождаемой ими деятельности является центральным вопросом в проблеме мотивации. Это соотношение носит различный характер в разные периоды общественно-экономического развития, однако для будущего сообщества людей необходимым условием его существования будет то, что общество будет стремиться наиболее полно удовлетворять потребности человека, а он, в свою очередь, будет реализовывать не только свои личные, но и общественные цели. Особо можно выделить значимость мотивов. Если деятельность не представляет для человека ценности, то исчезновение внешнего побуждения (стимула) может повлечь за собой прекращение деятельности, в то время как наличие внутренних побуждений (мотивов) приводит к тому, что для людей, стремящихся заниматься чем-либо, неблагоприятные внешние условия порой не являются существенным ограничением. Они их или как бы «не замечают», или активно преобразовывают. Люди живут страстями. Под этой расхожей фразой скрывается важность или значимость чего-либо, что определяет поведение и деятельность человека. Отсюда деление мотивов на ценностные, которые порождены какими-либо интересами, потребностями и на ситуационные, которые возникают под влиянием стимулов. Важным признаком ценностного мотива выступает устойчивое побуждение к деятельности, его относительное постоянство, что обуславливается устойчивостью личности. Ценностные мотивы складываются в процессе ее развития и в отличие от ситуационных не поддаются прямому регулированию и управлению. Как бы ни изменялись внеш-ние условия, личность в главном сохраняет свою целостность, само-стоятельность, единство, способность противостоять изменяющимся условиям и изменять их. Ситуационные мотивы, напротив, неустойчивы. Их важнейшее свой-ство – возникать и исчезать в зависимости от изменяющихся условий – облегчает процесс адаптации человека, дает ему возможность действовать добровольно и сознательно в новых, порой неблагоприятных условиях, сохранять себя как личность, усваивая новое, развиваясь. Личность, поведение которой «жестко» определяется лишь внут-ренними побуждениями, не смогла бы адаптироваться к среде, имею-щей свои ценности и нормы, требующие от нее изменения мотивационной структуры. Понятие «мотив» является, безусловно, важным с точки зрения места и выбора человеком того вида деятельности, которой он будет заниматься. Таким образом, из сказанного выше в социальном прогнозировании ключевым значением обладают проблемы, стимулы и мотивы. И следует особо подчеркнуть, что процесс социализации личности связан со стратегией лиц, которые принимают управленческие решения (это могут быть представители частных структур, государства). И во многом «целостность» общества определяется «взаимодействием» конкретного человека с этими социальными субъектами. Сегодня очевидно, что определяющая роль в этом процессе принадлежит государству, и именно оно устанавливает «правила игры» для каждого человека. Что ожидает человечество в будущем, каковы перспективы развития общества и государства – на эти вопросы пытается дать ответы футурология. Сам термин (от лат. futurum – будущее, logos – наука) впервые появился в 1943 г. и его предложил эмигрировавший в США до Второй мировой войны немецкий социолог О. Флехтхайм. В широком смысле это общая концепция будущего Земли и человечества, а в узком – отрасль научных знаний, которая изучает тенденции социальных процессов, синоним слов «прогнозирование» и «прогностика». Радикальные социальные изменения и кризисы XX в., бурное развитие экономики, науки и техники, глобализация мировых тенденций и новые геополитические сдвиги вызвали потребность в объяснении хода и перспектив, прогнозирования его результатов. В 50–60-х гг. XX в. разворачивается футурологическая деятельность в США, появляется большое число специальных изданий прогнозного характера. В стране создается «Комиссия по 2000 году», футурологическая группа при президенте Д. Кеннеди «Белый дом смотрит в будущее», а также сотни организаций и институтов, занимающихся изучением перспектив в различных областях. Это экономика, социальные отношения, внутренняя и внешняя политика, освоение космоса, защита природы, демографическая ситуация, меж-дународные отношения, научно-технический прогресс и др. Очень скоро исследование будущего из американской проблемы превращается в проблему международную. В апреле 1965 г. во Фран-ции состоялась первая интернациональная конференция футурологов, в сентябре 1967 г. в Осло организуется крупнейшая международная конференция «Человечество в 2000 году», в которых широкое участие приняли представители западно-европейских стран. В 1966 г. учреждается Всемирное футурологическое общество, которое поддерживается правительствами США, Англии, Франции. В даль-нейшем к этой неправительственной организации, как было задекларировано, присоединятся многие страны по той простой причине, что их дальнейшее развитие будет напрямую связано с решениями тех задач, которых носят не локальный, а мировой характер. В 1968 г. создается Римский клуб. Эта организация действует и поныне, объединяя в своих рядах крупнейших ученых различных отраслей знаний, общественных деятелей, бизнесменов разных стран. В сфере внимания Римского клуба находятся глобальные проблемы современного общества и пути их разрешения. Аналогична, кстати, и дея-тельность экономического форума в Давосе (Швейцария), на котором обсуждаются экономические проблемы, определяется стратегия раз-вития мировой экономики. И хотя решения этих организаций во многом носят рекомендательный характер, тем не менее, они довольно серьезно рассматриваются правительствами различных государств и, исходя из них, те планируют свою деятельность по разным направлениям. Всевозможные конференции, съезды, общества футурологов позиционировали и позиционируют себя свободными (не ангажированными) политически и работают по проблемам планирования будущего в контакте с соответствующими государственными органами. Такое представление себя и своих возможностей, видимо, оправдано, и другого варианта быть не может. В 1960–1970-х гг. XX в. разработаны основные концепции буду-щего: индустриального общества, постиндустриального общества, информационного общества, «технотронной эры», «процветающего», «организованного», «образованного» и других обществ, теория роста социального развития и формирования новых мировых систем (теория нового мирового порядка), концепция социальных изменений социологии, теория социального действия. Среди известных футурологов можно назвать имена Т. Парсонса, Д. Белла, Г. Кана, Э. Тоффлера, Т. Джонса, Дж. Форестера, Б. де Жю-венеля, Э. Шумахера, И. Валлерстайна и др. Исторически в западной футурологии существуют два основных направления исследования будущего. Первое, имеющее более длительную традицию, так называемое пессимистическое, увязывает развитие общества с чередой кризисов и катастроф, которые неизбежно отразятся на человеческом социуме и приведут его к гибели. В своей основе оно разделяется на ряд школ и тенденций: футурология поворотного будущего, проектирования моделей мирового развития, гуманистическая группа, входящая в Римский клуб, футурология гуманистически ориентированных естествоиспытателей. По содержанию версии будущего ненамного отличаются от того, что высказал О. Шпенглер в 20-е гг. XX в. относительно неизбежности заката цивилизации. И хотя тогда речь шла о Европе, для современного мира рассматривается такой же финал. Безусловно, разница между обществом 20-х гг. XX в. и современным очевидна, однако это нисколько не отменит «конца света». Второе направление – оптимистическое, представлено сциентистской прогностической группой, Комиссией 2000 года и др. Оно в целом придерживается оптимистической интерпретации будущего при условии проведения государствами всевозможных реформ, при-чем их необходимость обусловлена самим ходом развития экономики, производства, управления, науки, иными словами всего хозяйства, что не может не отразиться на человеке и обществе. В том, что исследование будущего целесообразно и необходимо, сомнений уже нет. В нем присутствует заинтересованность человека и общества той предполагаемой ситуацией, которая предвидится, так как ее формирование будет сопряжено со многими факторами. На это обращал внимание и сам О. Флехтхайм, определяя футурологию как чистое учение о прогнозах и проекциях, теорию программирования и планирования и философию (методологию, теорию познания, этику) будущего. Ее значимость будет определяться тем, что она объединит прогнозы, проекции, планы и т.п. всех теоретических и прикладных наук. Вполне очевидно в этом смысле, что футурология не должна быть чем-то вроде научной фантастики или вольной интерпретацией людей, не являющихся учеными-специалистами в какой-либо определенной области исследования. Подходы в ней должны являться строго научными и серьезными, тем самым не выдавая желаемое за действительное. За основу в футурологических исследованиях берется экономика (и это вполне оправданно): она есть центральный пункт и главное направление прогнозирующей деятельности. Государственное стиму-лирование экономического роста и научно-технического прогресса рассматривается в качестве основного средства ослабления экономических и социальных потрясений, которые и далее будут сопровождать это развитие. Экономика есть та основа, на которой строится благополучие общества в целом и отдельного человека в частности. Насколько в государстве сохраняется экономический порядок и стабильность, настолько и в обществе смягчается всевозможные социальные проблемы и противоречия. Сегодня такой подход принимается большинством ученых, и такая взаимозависимость считается очевидной. Теперь в любом государстве осуществляется планирующая деятельность, имеется разнообразная статистика, на основании которой анализируется современная ситуация и делаются предсказания дальнейшего развития. Управление социальными процессами, их про-гнозирование носит определяющий характер, ибо человек создает экономический потенциал в государстве и ему важно знать, как его деятельность будет оценена и как она отразится на его жизни. В этом отношении выше говорилось о том, что является значимым и определяющим для человека, личности, индивида. Речь шла о проблемах, стимулах, мотивах. В этом и состоит методика изучения социального прогнозирования, которая проводится по различным направлениям общественной жизни. Без сомнения эти стимулы и мотивы во многом определят, какой вид деятельности выберет человек, но их одних недостаточно. Люди живут в обществе, государстве и в этом отношении они тоже предъявляют определенные требования, может быть даже заставляют человека заниматься тем, что ему не нравится. Примеров конфронтации между личными интересами и интересами общественными, которые выражает государство, масса. Кстати, следует отметить и такую особенность, что общественные интересы не всегда равнозначны государственным и такое соотношение в будущем приводит к глубоким социальным потрясениям. Идеальный вариант, когда и те, и другие совпадают. Тогда говорят о развитии экономики, которая неизбежно влечет за собой рост благосостояния общества и, как следствие, отдельного человека. Банальная фраза о том, что бытие определяет сознание, не утратила своего смысла и сегодня. Подводя итог сказанному, следует еще отметить, что социальное прогнозирование – это особый способ включения гуманитарно ориентированной науки в практику выработки и принятия управленческих решений. Цель такого рода деятельности состоит в том, чтобы избежать серьезных антрополого-экологических просчетов, чтобы прогнозы законодательного, правового, экономического, инженерно-технического, образовательного и прочего характера были в научном отношении достаточно продуманны и обоснованны. Это и определяет необходимость и значимость футурологии как науки. Предсказание о том, что «ждет нас там, за поворотом», звучит довольно интригующе, но оно этим не исчерпывается. Следует еще и увидеть «за поворотом» возможную опасность, которую нужно обойти.
Литература
1. Волчек, Е.З. Философия: учеб. пособие с хрестоматийными из-влечениями / Е.З. Волчек. – Минск, 2006. 2. Дождикова, Р.Н. Курс лекций по философии / Р.Н. Дождикова. – Минск, 2009. 3. Ильин, В.В. Философия для студентов технических вузов: крат-кий курс / В.В. Ильин. – СПб., 2004. 4. Калмыков, Н.В. Основы философии: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2003. 5. Семенюк, В.А. Восточная философия: индийская и китайская традиции / В.А. Семенюк. – Минск, 2007. 6. Семенюк, В.А. Философия Средневековья и Возрождения / В.А. Семенюк. – Минск, 2007. 7. Семенюк, В.А. Европейская философия ХVII–ХVIII веков. – Минск, 2009. 8. Стёпин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Стёпин, В.Г. Го-рохов, М.А. Розов. – М., 1996. 9. Философия: материалы для самостоятельной работы / Сост. И.П. Маныкин. – Минск, 2001. 10. Философия / под. общ. ред. Ю.А. Харина. – Минск, 2006. 11. Философия / под. ред. Н.И. Жукова. – Минск, 1995. 12. Философия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007. 13. Философия / под. общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001. 14. Философия для студентов технических и экономических специальностей / под. общ. ред. А.И. Лойко. – Минск, 2010. 15. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки / Я.С. Яскевич, В.К. Лукашевич. – Минск, 2009.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ТЕМЫ ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
1. Философия в глобализирующемся мире. 2. Эвристическая функция философии. 3. Философия в культуре постмодернизма. 4. Философия в культуре возрождающейся духовности. 5. Мировоззренческая функция философии на рубеже ХХ–ХХI столетий. 6. Философия в современном мире религиозных традиций. 7. Философия и наука: инновационная стратегия развития человечества. 8. Мифы в структуре философского знания. 9. Нравственно-этическая функция философии. 10. Философия и идеология. 11. Философия Древнего и современного Китая. 12. Философия Древней и современной Индии. 13. Арабская философия и традиции арабского народа. 14. Философия в структуре современной христианской культуры. 15. Православные традиции народной мудрости и духовного сподвижничества. 16. Роль философии в борьбе с нигилизмом, бездуховностью, сквернословием. 17. Философия и национальные традиции белорусского народа. 18. Белорусское Возрождение и его философствующие представители. 19. Философская культура современной Франции. 20. Британская философия в динамике эпох. 21. Интеллектуальные дилеммы немецкой философии. 22. Исторические судьбы философии марксизма. 23. Роль позитивизма и прагматизма в обосновании образа современной науки и инженерии. 24. Роль структурализма в обосновании институциональной методологии как основы устойчивости и стабильности современных государств. 25. Психоаналитическая философия и тайны души современного человека. 26. Экстремализм современной жизни в отображении экзистенциализма. 27. Роль герменевтики в сохранении исторической памяти народа. 28. Лингвистическая философия и растущая многофункциональность естественных и искусственных языков. 29. Коммуникативная философия как фактор интерактивной культуры. 30. Синергетика и нелинейная динамика. 31. Современная научная картина природы. 32. Пространство и время в динамике бытия. 33. Происхождение Вселенной и теория Большого взрыва. 34. Философия человека о жизни и смерти. 35. Философия любви. 36. Личность и ее духовные основания. 37. Искусственный интеллект и философия сознания. 38. Мышление и язык. 39. Логические и риторические аспекты речи. 40. Дискурс и нарратив в структуре современного языка. 41. Архетипы современного сознания. 42. Виртуальная реальность как предмет философского осмысления. 43. Чувственные формы познания и отображения реальности. 44. Логические формы познания и отображения реальности. 45. Истина и ложь в культуре современного человека. 46. Жизнеутверждающая сила слова и веры. 47. Правда и нравственная ответственность. 48. Слова и дела в их взаимосвязи. 49. Наука и инновационная деятельность. 50. Экспериментальная наука: тенденции развития, проблемы функ-ционирования. 51. Теоретические исследования современной науки. 52. Наука и нравственная ответственность ученого за результаты проводимых исследований. 53. Теория измерений и современная философия качества. 54. Менеджмент качества и его философские основания в диалектике. 55. Философия рисков и ее диалектические основания. 56. Инновации и традиции в структуре модернизирующегося об-щества. 57. Устойчивое развитие общества и биосфера. 58. Философия безопасности. 59. Информационное общество и информационная эпоха. 60. Коэволюция общества и биосферы. Теория ноосферогенеза. 61. Философские концепции экономических отношений в об-ществе. 62. Современная бизнес-философия. 63. Медиафилософия, ее статус и функции. 64. Логистическая философия. 65. Философия инвайронментализма. 66. Философия управления. 67. Философия власти. 68. Философия права. 69. Визуальная философия и ее методы. 70. Компаративистика и диалог цивилизаций. 71. Цивилизационные противоречия и проблема идентичности. 72. Цивилизация и культура. 73. Философия техники и проблема гуманизации инженерной дея-тельности. 74. Проектирование и конструирование как этапы инновационной деятельности инженеров. 75. Эвристика и теория решения изобретательских задач. 76. Аксиологические параметры научно-технического прогресса. 77. Модернизация и инновационная деятельность инженеров и ученых. 78. Философия австрийской экономической школы. 79. Философия чикагской экономической школы. 80. Философия шотландской экономической школы. 81. Белорусская модель социально-экономического развития и ее философско-методологические основания. 82. Философия и методология современного прогнозирования. 83. Высокие технологии и философия информационного общества. 84. Философия экономической безопасности. 85. Футурология и глобальные проблемы современности. 86. Римский клуб: история и современность. 87. Экология в глобальном решении. 88. Продовольственная безопасность человечества. 89. Информационная безопасность человечества. 90. Демографическая безопасность человечества. 91. Энергетическая безопасность человечества. Студенческая самостоятельная научная работа и подготовка к экзаменационной сессии строятся на собственной инициативе, умении работать с литературой, библиотечным фондом как на бумажном, так и на электронном носителях. Важным ресурсом информации выступает научная библиотека БНТУ. Студенческая самостоятельная научная работа осуществляется в контакте с преподавателем (руководителем) и предполагает выбор темы, определения цели исследования, методов и способов ее реализации. На начальном этапе студенческая научная работа сводится в основном к реферативному изложению существующих результатов исследований на основе анализа научных изданий. Реферат является формой представления результатов самостоятельной работы. Он имеет структуру в виде титульного листа, введения, трех вопросов, заключения, списка литературы. Лучшие реферативные работы по рекомендации преподавателя представляются на участие в студенческой научной конференции вуза по соот-ветствующей секции. Студент готовит выступление в виде тезисов доклада с мультимедийным сопровождением, или, если нет таковых возможностей, без него. Лучшие студенческие работы по рекомендации секции готовятся к участию в республиканских и международных конференциях в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами кон-ференций. По итогам конференций издаются сборники научных студенческих работ в виде тезисов докладов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
|