Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Осуществление правосудия только судом
правосудие осуществляется только судом. Данное положение конкретизируют в ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано: " Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается". только компетентный суд, действующий на основании предписаний закона, может, признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Что касается отправления правосудия по гражданским делам, осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами, Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен законами К ним отнесены: Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Этот перечень является исчерпывающим. Требование, чтобы данный вид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.
Требования: · Компетентность, высокий уровень квалификации · Независимость · Беспристрастность.
24. Элементы: 1. Независимость судей: ü Запрет вмешательства в деятельность суда. Судья выносит решения только руководствуясь законом и внутренним убеждением – совестью. ü Никто не вправе давать указания в суде ü В ходе судебного заседания стороны должны высказывать мнения, но они не обязательны для судьи. ü Независимость судьи регулируют отношения между судьями (коллегиальное судопроизводство) один из них председательствующий, он голосует последний. 2. Подчинение судьи только закону. ü Судьям запрещено подчиняться чьим – либо указаниям. ü Не имеет права руководствоваться общественным мнением. ü Закон ограничивает независимость судьи не давая ей перерости во вседозволенность. ü Судья применяет не только законы, но и подзаконные акты, но он им не подчинен, если они не противоречат закону. ü Судьи решают важные вопросы.
Гарантии независимости судей: 1. Политические гарантии (гарантии прописаны в конституции) Судьям запрещено вступать в политические партии 2. Организационные гарантии (неприкосновенность, несменяемость судей) 3. Процессуальные гарантии (тайна совещательной комнаты, неизменность состава судей) 4. Социальные гарантии
25. " Разбирательство дел во всех судах, — говорится в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, — открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом". Суть данного принципа состоит в предоставлении возможности всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому или иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это способствует демократизму правосудия: предоставляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство судебного дела, является своеобразной формой народного контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу, так и по форме, проявлять заботу о том, чтобы все происходящее в суде было максимально убедительным, обоснованным. Вместе с тем из этого общего правила допускаются изъятия: в зал, где проходит открытое судебное заседание по уголовному делу, по педагогическим соображениям не допускаются лица моложе 16 лет; из-за недостаточности площади зала председательствующий может распорядиться в целях поддержания необходимого порядка об ограничении доступа посетителей. Кроме того, законодательство устанавливает и правила проведения закрытых заседаний суда. Такие заседания должны проводиться в интересах охраны государственной тайны. При рассмотрении уголовных дел суд может своим мотивированным решением (постановлением или определением) закрыть двери зала суда для лиц, не являющихся участниками процесса, при разбирательстве дел о преступлениях, совершенных подсудимыми, не достигшими 16 лет, о половых преступлениях, всех иных дел, если нужно для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, их родственников и других граждан. Федеральный закон " О борьбе с терроризмом " от 25 июля 1998 г. предоставил судам право рассматривать в закрытых заседаниях дела о преступлениях террористического характера или о возмещении вреда, причиненного террористическими акциями. Негласные заседания возможны при принятии судьями решений по некоторым конкретным вопросам, возникающим при производстве по уголовным делам (дача согласия на прослушивание телефонных переговоров и выемку почтово-телеграфной корреспонденции, проверка законности или обоснованности ареста или продления его срока и др.). Допускается закрытие судебных заседаний и в иных случаях (для обеспечения тайны усыновления, в целях охраны тайны переписки граждан). Слушание гражданских и уголовных дел в закрытых заседаниях ведется с соблюдением всех установленных законом правил судопроизводства. Принятые решения по гражданским или приговоры по уголовным делам всегда оглашаются публично.
26.
Язык судопроизводства –это язык судоговорения, и язык составления документов. Языком судопроизводства является русский язык, а также язык республик, входящих в РФ, в Конституционном суде, Верховном Суде, и всех арбитражных и военных судах, судопроизводство ведется только на русском языке. Если лицо, участвующее по делу не владеет или не достаточно владеет языком судопроизводства, ему предоставляют права: 1. Услуги переводчика 2. Давать показания, объяснения, приносить жалобы, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться с материалами дела на своем родном языке или на любом другом языке известном ему. 3. Право получать конституционные документы на своем языке 4. Если языком судопроизводства не владеет обвиняемый, то в деле обязательно участвует защитник.
27. Этот принцип правосудия также закреплен во многих законодательных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано: " 1. Все равны перед законом и судом. Вместе с тем в последние годы введение различного рода изъятий из общего правила о равенстве всех перед законом и судом приобретает характер нарастающей тенденции. Появились законы, ставящие особые условия многих должностных и не должностных лиц. В их числе оказались зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ и в депутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающего голоса, судьи всех судов, прокуроры и следователи прокуратуры, сотрудники органов федеральных служб охраны, безопасности, внешней разведки, правительственной связи и информации при исполнении ими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и др. До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью. Как это принято во многих демократических странах мира, российское законодательство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.), только в отношении главы государства и депутатов законодательных (представительных) органов. Например, в ст. 96 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее: " 1. Члены Совета федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. 2. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. 3. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой федерального Собрания". Равенство перед законом — это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия. Понятие равенства перед судом не отличается существенно от понятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех граждан, предстающих перед судом в том или ином качестве, равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, независимо от своего происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания. Правила судопроизводства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, одинаковы, независимо от того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.
28. Суть презумпции невиновности изложена в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: " Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". Презумпция невиновности – это предположение, которое является истинным без доказательств, пока не будет доказано противоположное утверждение. Элементы: ü Обвиняемый считается невиновным, пока не будет доказана его вина в порядке предусмотренном законом и подтверждена, вступившей в законную силу, приговором суда ü Обвиняемый и подозреваемый не обязаны доказывать свою невиновность, т.е. их отказ от участия в доказывании нельзя рассматривать как доказательство его вины. ü Бремя доказывания его вины лежит на стороне обвинения ü Все сомнения, которые не устранены в законном порядке толкуются в пользу обвиняемого. Недоказанная виновность, является доказательством его невиновности. ü Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
Защита –это деятельность участников уголовного процесса со стороны защиты, направленная на оправдание лица или на смягчение его ответственности.
Право на защиту (элементы): 1. Право на защиту – это совокупность всех прав, которыми УПК наделил подозреваемых и обвиняемых и для того, чтобы они могли защищаться от подозрения или обвинения в совершении преступления. Это комплексная категория. Подозреваемые и обвиняемые вправе защищаться сами путем совершения активных действий (ст 46-47 УПК) Так же эти лица вправе пользоваться услугами защитника. 2. Обеспечение права на защиту.
Гарантии: 1. Органы предварительного расследования и суд обязаны разъяснить подозреваемому и обвиняемому их права. 2. Органы предварительного расследования и суд обязаны создать условия для того, чтобы подозреваемые и обвиняемые могли свободно пользоваться своими правами. Каждому праву подозреваемого и обвиняемого корреспондируют соответственная обязанность должностного лица. Н-р праву обвиняемого заявлять ходатайства, корреспондирует обязанность должностного лица приобщить его к делу. 3. Если обвиняемый сам не приглашает защитника, но и не принимает письменный отказ от него, участие защитника, обеспечивается органами предварительного расследования или судом. 4. Если участие защитника в деле обеспеченно органом предварительного расследования или судом, то его услуги оплачиваются из федерального бюджета. 5. Ст 51 УПК Случаи обязательного участия в деле защитника: ü подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника ü подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним; подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту; ü подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу; ü лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь; ü уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей; обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном главой 40 настоящего Кодекса. (Глава 40. ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ ПРИ СОГЛАСИИ ОБВИНЯЕМОГО С ПРЕДЪЯВЛЕННЫМ ЕМУ ОБВИНЕНИЕМ) 30. ВС- это высший суд общей юрисдикции, осуществляющий правосудие по гр., админ., и уг., делам и надзор за деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции.
1. Рассматривает дела по 1 инстанции по гр. И админ. Делам 2. Рассматривает по 1 инстанции уг. Дела, перечисленные в ст 452 УПК, нос 1 января 2013 г. меняется право на рассмотрение уг. Дела по 1 инст. 3. Пересматривает в апелляционном порядке не вступившие в законную силу решения обл. Судов, окружных(флотских) военных судов и свои собственные решения, принятые по 1 инстанции. 4. Пересматривает дела по кассационной инстанции, не вступившие в законную силу решения судов. 5. Решения судов в порядке надзора (исключительная компетенция) 6. Осуществляет производство по ноым или вновь открывшимся обстоятельствам. 7. Верховный Суд 8. рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, 9. изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации; 10. разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации; 11. публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами; 12. В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. 13. Участвует в процедуре отрешения Президента от должности. 14. Иные полномочия, предусмотренные ФЗ.
Структура ВС: 1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации; 2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации; 3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации; 4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации; 5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; 6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации; 7) Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. 8) Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации ü Собрание судей ü Совет судей ВС 9)Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации 10) Печатный орган Верховного Суда Российской Федерации Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" 11) Судебный департамент при ВС РФ – осуществляет организационное обеспечение всех судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества.
СОСТАВ ВС: 1. Председатель ВС 2. 1 зам. 3. Заместители председателя, в том числе председатель судебных коллегий. 4. Председатель Апелляционной коллегии 5. Председатель Судебных составов. 6. Судьи 7. Работники аппарата.
31. В состав пленума входят Председатель ВС, все его заместители и все судьи. Он вообще не осуществляет правосудия. Внутренние полномочия: 1. Избирает из своего состава Судью – секретаря Пленума. 2. Утверждает персональный состав Судебной коллегии ВС 3. Утверждает состав научно- консультативного совета 4. Заслушивает сообщения о работе Президиума ВС и отчеты председателей коллегий ВС о работе коллегии. Внешние полномочия: 1. Дает разъяснения судам о правильном применении законодательства. 2. Пленум реализует право ВС на законодательную инициативу. 3. Пленум имеет право направлять в Конституционный суд РФ запросы о конституционности НПА. 4. Пленум избирает 3 судей ВС в дисциплинарное судебное присутствие. Рассматривает жалобы бывших судей (нет постоянного состава) 5. Иные полномочия, предусмотренные законом.
Порядок работы:
Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в четыре месяца. О времени созыва Пленума Верховного Суда и вопросах, которые вносятся на его рассмотрение, судьи Верховного Суда, а также приглашенные на заседание Пленума Верховного Суда лица уведомляются заблаговременно. Вопросы для обсуждения на заседании Пленума Верховного Суда вносятся Председателем Верховного Суда. Для работы над проектами постановлений Пленума Верховного Суда с учетом высказанных на заседании Пленума Верховного Суда и поступивших в письменном виде предложений и замечаний Пленум Верховного Суда в необходимых случаях образует редакционную комиссию. Заседание Пленума Верховного Суда правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановление Пленума Верховного Суда считается принятым, если за него проголосовали большинство судей Верховного Суда, участвующих в заседании. На заседании Пленума Верховного Суда утверждается регламент его работы и ведется протокол. Постановления Пленума Верховного Суда, а также протокол подписываются Председателем Верховного Суда и секретарем Пленума Верховного Суда. Секретарь Пленума Верховного Суда наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда: организует подготовку заседаний Пленума Верховного Суда, осуществляет контроль за соблюдением регламента работы Пленума Верховного Суда; осуществляет общее руководство секретариатом Пленума Верховного Суда; принимает участие в разработке планов работы Пленума Верховного Суда и подготовке проектов постановлений Пленума Верховного Суда, вносимых на его рассмотрение, участвует в работе образуемых Пленумом Верховного Суда редакционных комиссий для доработки проектов постановлений с учетом высказанных и поступивших в письменном виде замечаний и предложений; совместно с разработчиками проектов постановлений Пленума Верховного Суда осуществляет окончательную редакционную проверку принятых постановлений, подписывает и обеспечивает их передачу на подпись Председателю Верховного Суда.
32.
Статья 15. Президиум Верховного Суда Российской Федерации
1. В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и судьи Верховного Суда Российской Федерации. Количественный состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации. 2. Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 3. Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации. 4. Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 16. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации
1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации: 1) в соответствии с федеральными законами и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; 2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; 3) разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации; 4) утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание; 5) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации; 6) рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; 7) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. 2. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. 33. Статья 17. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
1. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из ее председателя и членов, являющихся судьями Верховного Суда Российской Федерации. Председатель и члены Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации: 1) рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации; 2) рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; 3) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. 3. Организует деятельность Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации ее председатель.
Статья 18. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации
1. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации формируются из числа судей Верховного Суда Российской Федерации в составе председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Председатель Верховного Суда Российской Федерации в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.
Статья 19. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации
В судебных коллегиях Верховного Суда Российской Федерации формируются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, формируются Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации возглавляют председатели судебных составов сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава соответствующей судебной коллегии неоднократно.
Статья 20. Компетенция судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации
Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации: 1) рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; 2) рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; 3) вправе обратиться на основании в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; 4) обобщают судебную практику; 5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее - суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Статья 6. Полномочия Судебного департамента
1. Судебный департамент: 1) организационно обеспечивает деятельность обл. судов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества; 2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента; 3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов; 4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия; 5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; 6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов; 7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; 8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента; 9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; 10) перераспределяет вакансии на должности судей; 11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента; 12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; 13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции; 14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; 15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента; 16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, 18) организует материальное и социальное обеспечение судей 19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями 20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; 20.1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета; 21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента. 2. Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе: 1) запрашивать у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы; 2) контролировать расходование бюджетных средств судами 3) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации,
Статья 7. Структура Судебного департамента
1. Судебный департамент состоит из следующих подразделений: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов; главное управление обеспечения деятельности военных судов; главное финансово-экономическое управление; управление государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионное управление; управление делами; управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений; отдел учебных и образовательных учреждений; отдел международно-правового сотрудничества; аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации
Обл. суды являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. 2. обл. суд действуют в составе: 1) президиума суда; 2) судебной коллегии по гражданским делам; 3) судебной коллегии по уголовным делам. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.
Компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа
1. обл. суд в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами. 2. В порядке, установленном федеральным законом, обл. суд в соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
Статья 32. Создание районного суда
1. Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. 2. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Статья 33. Состав районного суда
1. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 2. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.
Статья 34. Компетенция районного суда
1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. 2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях. 3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле. 4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района. 5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Военные суды Российской Федерации (далее - военные суды) являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также - органы), и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Окружной (флотский) военный суд
1. Окружной (флотский) военный суд действует на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Статья 14. Подсудность дел окружному (флотскому) военному суду
1. Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам. (часть 1 в ред. Федерального конституционного закона от 30.04.2010 N 3-ФКЗ) 2. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу. 3. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции. 4. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов. 1. Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к его подсудности, в следующем составе: 1) гражданские и административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей; 2) уголовные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично, либо коллегия, состоящая из трех судей, либо суд с участием присяжных заседателей. 2. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также жалобы и представления на решения гарнизонных военных судов, принятые ими в ходе подготовки к рассмотрению дела коллегией, состоящей из трех судей. 3. Жалобы и представления на не вступившие в законную силу определения и постановления гарнизонных военных судов по делам об административных правонарушениях, а также по результатам рассмотрения материалов о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест, рассматривает судья окружного (флотского) военного суда единолично. 4. Окружной (флотский) военный суд рассматривает на заседаниях президиума дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.
|