Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Спрос и предложение
Экономическая теория для ГМУ
Часть I. Микроэкономика-14
Рабочая тетрадь
Тема 3. Рыночная система: спрос и предложение
План
Рыночная система
Спрос и предложение
Равновесие спроса и предложения
Эластичность спроса и предложения
3.1. Рыночная система
| Рынок (market)
| представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 
Трансакционные издержки
| издержки в сфере обращения, связанные с передачей прав собственности
| | | | | | |
|
| | | | |
Спрос и предложение
Спрос
(demand)
| то количество экономического блага, которое покупатели готовы купить при каждой данной цене в течение определённого периода времени
|
|
|
|
|
| Закон спроса
(law of demand)
| При прочих равных условиях понижение цены, как правило, ведёт к увеличению объёма покупок (величины спроса). И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены, как правило, ведёт к уменьшению объёма покупок (величины спроса). Обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
| Кривая спроса
(demand curve)
| кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
| | |

QD = f(P), где QD – величина спроса (demand); P – цена (price).
|
Функция спроса
(demand fuction)
| Функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов
| Факторы, влияющие на спрос: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.
| QD = f(P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B)
| | | Изменение ценозначает движение по кривой спроса (изменение величины спроса) (рис. 3-2)
| Изменение факторов, влияющих на спрос, приводит к смещению всей кривой спроса (изменение спроса) (рис. 3-3).
|

Увеличение денежных доходов потребителя
| | | | | | Рост цен а товар, который является субститутом
| | | | | Повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо
| | | | | Число покупателей
| | |

Вкусы потребителей
| | | | Изменение величины спроса:
| | | Изменение спроса:
| | |
Предложение
(supply)
| то количество экономических благ, которое продавцы (производители) готовы поставить на рынок при каждой данной цене в течении определённого периода времени.
|
|
| Закон предложения
(low of supply)
| При прочих равных условиях, повышение цены, как правило, ведёт к увеличению предложения. И наоборот. При прочих равных условиях, понижение цены, как правило, ведёт к уменьшению предложения. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта.
| QS = f(P)
| | Кривая предложения
| кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
|
|

Функция предложения
| Определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов
| Факторы, влияющие на предложение: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий; 5) количество продавцов и др.
| QS = f(P, Pr, K, T, N, B)
| Изменение ценыозначает движение по кривой предложение. (рис. 3-7).
|

Воздействие факторов, влияющих на предложение, приводит к смещению всей кривой предложения(рис. 3 – 8).
|

|
|
| Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени
|
|
|
|
|
|
|
|
| 
|
|
|
|
|
|
| 3.3. Равновесие спроса и предложения
| Равновесная цена
|
| 


В точке равновесия PE = PD = PS
|
| Равновесная цена
| цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил
|
|
|
| Излишек (выигрыш) потребителя; излишек (выигрыш) производителя
|

|
|
| Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены:
Л. Вальраса и А. Маршалла
| Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объёме спроса (предложения)
| Главным в подходе А. Маршалла является разность цен P1 – P2
|

|
|
|
|
|
|
| Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс
| А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»).
|
|
|
|
|
|
|
| Дефицит
|
| и излишки
|
|
|
|
|
|
|
|

Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации
| В случаях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные.
|

Последние связаны
| | | | | | | | В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесными ценами.
| | | | | Устойчивость
|
| равновесия
|
|
|
|
|
| 



3.4. Эластичность спроса и предложения
|
|
| Эластичность
| показывает относительное изменение объёма спроса под влиянием изменения цены
| спроса
| на один процент
| относительно
|
| цены
|
|
|
|
| = ,
или модуль .

Точечная
| может быть определена, если провести касательную к кривой спроса
| эластичность
|
|
|
|
|
|

Дуговая эластичность
| Показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2
|
x = x = x 
,

Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
|
|
|

Таблица 3-1
|