![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Первые оперативно-розыскные мероприятия (разумеется не под этим наименованием) использовались в области сыска в разных странах с давних времен
Первые оперативно-розыскные мероприятия (разумеется не под этим наименованием) использовались в области сыска в разных странах с давних времен. Появление новых методов оперативно-розыскной деятельности вызывалось к жизни как новыми явлениями криминального характера, так и совершенствованием научно- технических средств сохранения разного рода секретов, интерес к которым проявляли спецслужбы и полицейские ведомства. Эволюция криминогенных процессов вызывала к жизни необходимость совершенствования методов, не только правовых, но и технических в получении, фиксации и доказательном закреплении информации, представляющей интерес для оперативно- розыскного органа. В борьбе с преступностью, в том числе осуществляемой таможенными органами оперативно-розыскная деятельность играет ключевую роль. Для эффективной реализации задач оперативно- розыскной деятельности большое значение имеет ее техническое обеспечение, использование последних достижений науки для совершенствования этого обеспечения. Используемые технические средства, в некоторых аспектах оперативно-розыскной деятельности в наше время могут иметь определяющее значение. Преступный мир, обладая значительными финансовыми ресурсами ставит на вооружение самые совершенные технические средства совершения преступлений и их сокрытия, что требует адекватного технического ответа правоохранительных органов для преодоления «защитных» барьеров в криминальной среде Сложность и, зачастую, высокий риск проведения оперативно-розыскных мероприятий для их участников делает актуальным использование техники в целях обеспечения безопасности. Использование техники снижает риск расшифровки мероприятия, раскрытия сил и средств, используемых при его проведении Информация, полученная и закрепленная с применением технических средств, имеет больше шансов стать допустимым и весомым доказательством в уголовном процессе. Разумеется, техника никогда не заменит человека в оперативно-розыскной деятельности, но сэкономить время, ресурсы, обеспечить безопасность и эффективность, судебную перспективу можно только при высоком техническом уровне органов, осуществляющих оперативно розыскную деятельность. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся на всех факультетах Российской таможенной академии, ее филиалов и других вузов, осуществляющих подготовку по специальности «Таможенное дело», а также должностных лиц таможенных органов. Вклад авторского коллектива: А.Е.Озолинг – введение, глава 1; П.Н.Афонин осуществлял общую редакцию подготовленных материалов; А.Н.Сигаев – главы 2-. 1. Организационно-правовые основы 1.1. Наделение таможенных органов правами Правами на проведение оперативно – розыскной деятельности таможенные органы впервые были наделены со дня вступления в действие главы 36 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года, озаглавленной «Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации». Эта глава вступала в силу по истечении 6 месяцев со дня опубликования Кодекса. В главу 36 были включены три статьи – 224, 225 и 226. Статья 224 устанавливала, что таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, совершающих или совершивших правонарушения, признаваемые законодательством Российской Федерации преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Статья 225 указывала, что таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в соответствии с «Законом Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Статья 226 устанавливала, что оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность таможенных органов, проводятся в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. После введения в действие главы 36 ее положения вступили в противоречие с положениями действовавшего на тот момент закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности». В статье 11 этого закона таможенные органы в перечне субъектов оперативно-розыскной деятельности не значились. Эта коллизия была устранена с принятием Государственной Думой 5 июля 1995 года федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии со статьей 13 этого закона право осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации предоставлено, в том числе, таможенным органам. В части 4 статьи13 определены полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в связи с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации, то есть применительно к таможенным органам в сфере деятельности, регулируемой таможенным законодательством. Таможенные органы получили право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, предусмотренные статьями 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ, а также при запросах международных (в том числе таможенных) организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в иных целях законодательство таможенным органам не предоставляет (за исключением обеспечения собственной безопасности и в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством). В таможенном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 января 2004 года в п.5 статьи 408 вновь было сформулировано право таможенных органов осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознание по которым, отнесено уголовно-процессуальным законодательством к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности. Действующий с 1 июля 2010 года Таможенный кодекс Таможенного союза в п.2 статьи 7 определяет, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств – участников таможенного союза в соответствии с законодательством государств – участников таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности. Таким образом статус таможенных органов РФ как субъектов оперативно-розыскной деятельности в настоящее время закреплен в нормах как национального, так и международного права.
|