Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Справочные материалы к лекциям






Учебно-методическое пособие

«История древнерусской литературы»

Для студентов факультета журналистики

(бакалавриат)

 

 

Москва

Институт международного права и экономики

Имени А.С. Грибоедова


 

 

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой истории

журналистики и литературы

 

 

Авторы – д. филол. наук, профессор О.Р.Темиршина,

Ответственный редактор – зав. кафедрой истории журналистики и литературы, профессор Н.И.Якушин

Рецензент – д. филол. н., профессор Л.Г.Кихней

 

 

Пособие подготовлено на факультете журналистики

 

Программа, справочные и учебно-методические материалы к курсу соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021400 «Журналистика»

 

©Темиршина О.Р. 2015

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов факультета журналистики (бакалавриат), чем и обусловливается его структура. Пособие помогает сориентироваться в соответствующем курсе, оптимально распределить время на его изучение и при необходимости составить самостоятельную программу работы.

Основная часть пособия представляет собой хрестоматию, где представлены тексты, о которых идет речь в справочных материалах. В пособии даны планы лекционных занятий, которые могут быть использованы и для самостоятельного изучения данных тем. Также учебно-методический комплекс содержит темы контрольных работ и вопросы для подготовки к зачету и экзамену

 

Пособие состоит из следующих разделов:

1. Рабочий план курса

2. Справочные материалы к лекциям

3. Учебная и художественная литература по курсу

4. Планы практических занятий

5. Вопросы к экзамену и зачету

6. Хрестоматия


 

РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА

ТЕМА ТЕКСТЫ (минимум) ЛИТЕРАТУРА КОНСПЕКТИРОВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ
  Понятие о древнерусской словесности. Древнерусская литература и фольклор.   Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М., 1998.   Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. (К постановке проблемы) // Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974. Конспект
  Литература Киевской Руси. «Повесть временных лет» Хождение Богородицы по мукам; О сотворении Адама; Об Адаме и Еве; О потопе; Повесть временных лет; Житие Феодосия Печерского; Сказание о Борисе и Глебе; Хождение Игумена Даниила;   Кусков В.В.История древнерусской литературы. М., 2003. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. Апокрифы Древней Руси. СПб., 2002.   Читательский дневник
  Торжественное и учительное красноречие. «Поучение Владимира Мономаха». Илларион «Слово о Законе и Благодати»; Поучение Владимира Мономаха; Красноречие Древней Руси. М., 1987   Читательский дневник
  Литература периода феодальной раздробленности.«Слово о полку Игореве». Слово о полку Игореве; Моление Даниила Заточника; Сказание об Индийском царстве;   Гудзий Н.К. Слово о полку Игореве и древнерусская литературная традиция Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. - Л., 1974. С. 99 – 120.   Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. СПб., 1998. См. следующие главы: «Устные истоки художественной системы «Слова»», «Поэтика «Слова о полку Игореве»», «Художественное время в «Слове»», «Свет и тьма в «Слове о полку Игореве»   Читательский дневник Конспект
  Русская литература периода монголо-татарского нашествия. Воинские повести. Повесть о битве на реке Калке; Слово о погибели Русской земли; Повесть о разорении Рязани Батыем; Повесть о житии Александра Невского; Проповедь Серапиона Владимирского;   Лихачев Д.С. Литература трагического века в истории России (13 в.) // Лихачев Д.С. Великий путь. Становление русской литературы XI - XVII веков. М., 1987. С. 69 – 95.     Читательский дневник
  Литература конца XIV - начала XVI века.«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Еромлая-Еразма. Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого; Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского; Сказание о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим; Задонщина; Сказание о Мамаевом побоище; Повесть о Царьграде; Повесть о Дракуле; Сказания о Соломоне и Китоврасе; Путешествие Афанасия Никитина; Повесть о новгородском белом клобуке; Повесть о Петре и Февронии; Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М., 1962 Лихачев Д.С. Поэтика художественного обобщения (абстрагирование, орнаментальность) // Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. О структуре Повести о Петре и Февронии // Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979. Повести сказания Древней Руси. М.; СПб., 2001.       Читательский дневник
  Литература XVII века. Бунташный XVII век. Протопоп Аввакум. Симеон Полоцкий. История о Казанском царстве; Переписка кн. А.Курбского с Иваном Грозным; Повесть о Юлиании Лазаревской; Житие протопопа Аввакума; Повесть о Савве Грудцыне; Повесть о Горе-Злосчастии; Повесть о Фроле Скобееве; Вирши Симеона Полоцкого. Лихачев Д.С. Литература периода формирования нового литературного сознания (начало 17 в.) // Лихачев Д.С. Великий путь. Становление русской литературы 11-17 вв. М., 1987. Демкова Н.С. и др. Сюжетное повествование и новые явления в русской литературе 17 в. // Истоки русской беллетристики. Л., 1970.     Читательский дневник.

 


 

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ

ТЕМА 1

Древнерусская литература – это начальный этап развития русской литературной традиции. Хронологические границы древнерусской литературы – XI – XVII вв.

Основные особенности древнерусской литературы:

- установка на религиозный символизм;

- отсутствие светской традиции;

- слияние этических и эстетических установок;

- поучительность, дидактизм;

- историзм, отсутствие вымысла;

-высокая степень каноничности, литературный этикет;

- рукописный характер;

-анонимность.

Система жанров древнерусской словесности двуедина. С одной стороны, наличествуют жанры церковно-религиозной литературы, с другой стороны, - сохраняется ряд жанров, связанных с фольклорной традицией (загадка, песня, плач, легенда и др.).

Периодизация древнерусской литературы:

1. Литература Киевской Руси (XI – начало XII вв.);

2. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы с татаро-монгольским нашествием (середина XII – XIV вв.);

3. Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (конец XIV – первая половина XV вв.)

4. Литература эпохи Московского централизованного государства (вторая половина XV – XVI вв.)

5. Литература XVII в.


ТЕМА 2

Основным посылом развития литературы в этот период является принятие христианства (что положило начало письменности), в то же время существует и фольклорная традиция, которая становится вторым источником древнерусской литературы.

Первоначальный этап развития литературы связывается с трансплантацией жанровой системы из Византии через Болгарию.

Жанры переводной литературы: псалтирь, книги Ветхого и Нового Заветов (полностью Библия была переведена только в XV в.), апокрифы, патристика, жития, патерики, естественнонаучные сочинения, хроники.

Возникновение оригинальной литературы связывается в первую очередь с жанром летописи, который частично восходит к византийским хроникам, однако отличается от последних принципами композиции исторического материала (погодные записи).

Летописание возникает на Руси не раньше 30-х гг. XI в. Одним из важнейших памятников летописного искусства является «Повесть временных лет». Ее основные особенности;

- построение по «симфоническому принципу» (включение в состав множества жанров);

- ориентация на литературный этикет;

- стиль монументального историзма;

- включение в состав повести фольклорных жанров.

«Повесть временных лет» оказала определяющее влияние на становление общерусского летописания и областных летописных традиций. Также она явилась источником сюжетов для писателей позднейшего времени (Сумароков, Рылеев, Пушкин и др.).

Активно развивается в этот период и агиографическая литература. Одна из важнейших идеологических целей древнерусской агиографии на тот момент была цель утверждения самостоятельности независимости русской религиозной традиции от Византии. Эта идея подспудно возникает в «Житии Феодосия Печерского» и житиях Бориса и Глеба.

Создание религиозного культа Бориса и Глеба было связано с двумя задачами. Их канонизация, во-первых, указывала на то, что на Руси могут быть и свои святые; во-вторых, она утверждала определенный политический, феодальный уклад.

«Сказание» о Борисе и Глебе, принадлежащее Нестору, в целом ориентировано на византийский житийный канон, однако здесь возникает ряд изменений этого канона, связанных с документальностью и историчностью повествования.

Еще один важнейших жанр, сформированный в этот период, - это жанр «хожения». «Хожение» - это рассказ о путешествии (преимущественно - паломничестве), созданном с назидательно-дидактическими целями. К этому ряду относится «Житие и хождение игумена Даниила…». Основные особенности текста:

- установка на фактографичность;

- композиционная структура – цепь путевых описаний и зарисовок;

- сплав реального и мифологического;

- лаконизм и скупость языковых средств.

ТЕМА 3

В киевскую эпоху развивается и ораторская проза, представленная торжественным и учительным красноречием. Одним из ярких памятников ораторского искусства этого времени становится «Слово и Законе и Благодати» Иллариона. Тематика слова - религиозно-историческая, отсюда и двухчастность его композиции. Первая часть посвящена вопросам сугубо религиозного характера (противопоставление иудейского Закона новозаветной Благодати), во второй части утверждается авторитет князя Владимира, принесшего христианство на Русь.

Дидактическая, учительная традиция представлена сочинениями Владимира Мономаха. Сочинение Мономаха состоит из трех частей: «Поучение», автобиографический рассказ и письмо к Олегу Святославовичу.

В «Поучении» представлены нормы христианской морали: быть кротким, слушать старших, не обижать сирот и вдов, быть добрым, прощать обидчиков. Однако основная мысль поучения носит политический характер: младшие князья должны беспрекословно подчиняться старшим.

«Поучение» - это единственный пример морально-этического наставления, созданного светским лицом, это связано с тем, что «Поучение» не столько опиралось на существующие в тот период жанры, сколько отвечало политическим потребностям своего времени.

 

ТЕМА 4

С середины 12 в. начинается процесс происходит феодального дробления Руси, образуется ряд мелких княжеств, в каждом из которых возникает своя литература. При этом большинство княжеств опирались на киевскую традицию. В эту эпоху завершается формирование жанровой системы древнерусской литературы. Так, окончательно складывается жанр воинской повести, появляется первый оригинальный патерик и появляется «Слово о полку Игореве». Воинская повесть представлена информативным и событийным вариантами. В первом случае событийно-сюжетная динамика сведена к минимуму, превалирует описательный компонент; во втором случае на первый план выдвигается сюжет.

Литература Киевского княжества. Создается Киевская летопись (около 1200 г.). Большую роль в ее составе играет жанр воинской повести. Все повести, встречающиеся в летописи, основаны на реальных событиях, легендарные повести и сказания отсутствуют. При этом ведущей оказывается событийная воинская повесть (ср. повести о князе Изяславе Мстиславовиче и Юрии Долгоруком, а также повесть о походе Игоря на половцев).

Киево-Печерский патерик – первое оригинальное произведение в жанре патерика (середина XI в.). По структуре – это антология «отеческих житий», связанная с греческим каноном. Однако есть и существенные расхождения с греческими образцами. Так, по форме и содержанию патерик близок к агиографической летописи. Также в патерике формируется русский идеал святого, связанный с «гуманизацией аскетического идеала христианства».

Литература Новгородского княжества. Новгород Великий – второй древнейший литературный центр Руси, где развивается своя собственная летописная традиция. Основное содержание летописи составляют записи о жизни города. Также в летописи обнаруживается жанр воинской повести со своими характерными местными особенностями. Так, граница между двумя типами воинской повести здесь не вполне определима: меньшее внимание уделяется описанию героев; летописцы неохотно описывают поражения Новгорода в битвах. Яркий образец воинской повести информативного типа, где реализовались все вышеперечисленные характерные особенности, – это рассказ о Невской битве.

Литература Владимиро-Суздальского княжества. Это княжество в XII в. было одним из самых сильных, поэтому летописная традиция здесь тяготела к «Повести временных лет», предлагая общерусский взгляд на исторические события. В состав Лаврентьевской летописи входят воинские повести информативного типа, к которому может быть отнесен рассказ о походе Игоря Святославовича на половцев. Примечательны местные особенности этого рассказа, которые существенно отличают его от киевской «версии» (отрицательная оценка князей Ольговичей, ярко выраженная поучительная позиция повествователя).

Другой оригинальный памятник этой традиции – «Моление Даниила Заточника». Основные особенности «Моления»: создается образ частного человека; соединяется высокая книжная и народная традиции; композиционно повесть строится по кумулятивному принципу; значительное влияние народно речевой стихии.

Литература Галицко-Волынского княжества. Эта традиция развивалась довольно изолировано и в какой-то мере тяготела к западным образцам. Эта тенденция хорошо просматривается в «Летописце Даниила Галицкого». Повествование носит светский характер, его задача – дать героическую биографию князя, что приводит к отказу от традиционного морально-дидактического подхода, связанного с религиозными установками летописцев.

«Слово о полку Игореве». Памятник уникален, так как его сюжетно-композиционное оформление не подчиняется ни одному известному канону. Текст делится на вступление (лирический зачин), основную часть (центральный сюжет о походе и лирико-публицистические фрагменты), заключение.

Важнейшее место занимает пейзаж, который выражает динамику сюжета и внутреннее состояние героев. Это приводит к тому, что пейзаж является не просто фоном, а начинает выполнять символическую функцию, свойственную фольклорным памятникам.

Жанр «Слова..» трудноопределим, здесь в единое целое связываются эпическое и книжное начало. Лихачев возводит «Слово..» к эпическим «песням о подвигах», характерных для западноевропейского средневекового эпоса.

Поэтика слова: ритмичность, символы, метафоры, использование антитез, «этикетность», гиперболизация, фольклорные клише, сосуществование реалистического и символического планов, звукопись.

 

ТЕМА 5

События, связанные с татаро-монгольским нашествием отразились во всех без исключения жанрах. Однако на первый план выдвигается воинская повесть, написанная в традиции русских воинских повестей 12 в. По своему типу она является информативной. В «Повести о битве на Калке» рассказывается о появлении неизвестного народа и о поражении русских в битве. Интерпретация традиционна: татары – это божье наказание за грехи.

«Слово о погибели земли Русской» - еще один характерный памятник. Предполагается, что он – либо отрывок из более крупного произведения, не дошедшего до нас, либо же он является вступлением к «Повести о житии Александра Невского». В слове создается идеализированный образ Руси, гиперболизируется воинская доблесть князя. Большую роль в структуре этого фрагмента играют описания природы и общая установка на ритмизованность.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» - часть свода, посвященная иконе Николы. В этот свод входят: рассказа о перенесении иконы Никоды из Корсуни в Рязань, «Повесть о разорении Рязани Батыем» и «родословие» служителей иконы.

Сама повесть состоит из четырех частей. Первая часть – самостоятельный сюжет о приходе Батыя к границам княжества. Вторая часть, основная, построена как воинская повесть событийного типа. Третья часть содержит эпическое сказание о Евпатии Коловрате (возможно, это позднейшая вставка). Четвертая часть рассказывает о приходе в Рязань князя Ингваря Ингваревича. Примечательно, что каждая из этих частей может быть соотнесена со своим жанровым каноном.

Агиография в этот период претерпевает ряд изменений. Прежде всего в качестве главного героя произведения теперь выступает не святой, а государственный деятель. Развивается жанр княжеского жития. Яркий пример – «Повесть о житии Александра Невского», где князь предстает как мудрый государственный деятель и храбрый воин. В этом произведении соединяются жанры воинской повести и жития, что приводит к трансформации агиографического канона (вместо рассказа о благочестивом детстве – «портрет» Александра, включение разных типов воинских повестей в состав памятника, элементы биографии).

 

ТЕМА 6

Конец XIV – начало XV вв. – время развития проторенессансных тенденций, чему способствовало общее укрепление Руси (в это время начинается процесс объединения северо-восточных княжеств). Основные жанры: летописание (летописи приобретают общерусский характер, центром становится Москва), агиография (рост субъективного начала, экспрессивно-эмоциональный стиль), легендарно-исторические сказания, хожения. Особое место занимают памятники Куликовского цикла.

В этот период происходят существеннейшие изменения в стилистике литературы, развивается стиль «плетения словес», связанный с именем агиографа Епифания Премудрого (жития Стефана Пермского и Сергия Радонежского). Особенности стиля «плетения словес»: усложненная семантика, звукопись, метафоричность, нанизывание повторов, антитез, обилие риторических восклицаний, повторы, обилие синонимов, общая установка на орнаментализм.

В эпоху Куликовской битвы продолжает разрабатываться жанр жития князя-воина. «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского» - агиографический памятник экспрессивно-эмоционального стиля. Высказывалось предположение, что он принадлежит перу Епифания Премудрого.

Памятники Куликовского цикла по своей структуре разнообразны, однако их общей основой является жанр воинской повести. Одним из оригинальных произведений этого цикла стала «Задонщина» - непосредственный отклик на Куликовскую битву. «Задонщина» интертекстуально связана со словом о полку Игореве, что позволяет доказать подлинность последнего. Основные черты поэтики: установка на религиозно-символический план, стилевая пестрота, меньшее количество лирических фрагментов (по сравнению со «Словом о полку Игореве»), совмещение разных жанров, установка на фольклор.

Вторая половина XV в. – образование единого русского государства. Одним из самых оригинальных памятников периода является «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Композиция прямо связана с жанром хожения и соотносится с разными «отрезками пути» главного героя (Тверь – Дербент; Дербент – Индия; путешествие по Индии и проч.). Основные особенности: обилие бытовых деталей, новый образ повествователя (психологизация), особенности стиля (динамичность за счет обилия глаголов).

XVI в. – эпоха московского царства. Отсюда и общая установка литературы – на централизацию, выработку некоего общего канона. Начинается процесс формирования государственной идеологии (Теории «Москвы – Третьего Рима» старца Филофея). Создается Стоглавый собор, который окончательно утвердил церковный культ и кодифицировал многие аспекты русской бытовой жизни. Составляются «Великие Минеи Четии» (месячные чтения, жития святых). Бытовой аспект жизни регламентируется «Домостроем». Централизуется и историческое повествование: в XVI в. русское летописание становится единым.

Существенно меняется агиографический канон. Так, «Повесть о Петре и Февронии», принадлежащая перу Ермолая-Еразма, представляет собой оригинальный сплав реминисценций из мировой литературы, фольклорных источников и собственно житийных жанровых установок.

Ярчайшим памятником публицистики становится переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. В посланиях Грозного смешиваются два жанра: полемический трактат (обширная аргументация, ссылка на канонические тексты) и посольская эпистолография.

 

ТЕМА 7

XVII в. – это последнее столетие развития русской литературы. Оно имеет переходный характер и характеризуется целым рядом оригинальных особенностей. 1. Разграничиваются сферы духовной и светской литературы. 2. Житие перерождается в бытовую повесть. 3. Растет роль авторского самосознания.

Некоторые тенденции, характерные для житийного жанра, реализовались в «Житии» протопопа Аввакума. Это житие отличает ярко выраженная автобиографическая направленность, неизвестная литературе прошлых столетий. Здесь дается иной образ человека, человек понимается как существо неоднозначное, психологически сложное. Также в житии силен сатирический компонент, что не было характерно для агиографического канона.

В этот же период начинается формирование исторической беллетристики («Весть о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Шуйского»). Для повести характерно смешение исторического и фольклорного элементов.

Формируется жанр бытовой повести, некоторые образцы которого вырастают из житийной традиции («Житие Юлиании Лазаревской»), где в повествование вводится психологические и бытовые мотивы, а также помещается свод биографических сведений. Таким образом, старая житийная схема трансформируется, наполняясь принципиально иным содержанием.

Параллельно развивается собственно жанр бытовой повести. Так, в «Повести о Савве Грудцыне» сочетаются элементы религиозной литературы (тема спасения души, поучения и проч.) с элементами новой формирующейся литературной традиции (автобиографические сведения, бытовые детали).

В XVII в. в литературе происходит окончательное разграничение прозы и стиха. Господствует силлабическая традиция. Ярким поэтом своего времени стал Симеон Полоцкий. Творчество Полоцкого тяготело к барочному канону, о чем свидетельствуют такие характерные черты, как установка на синтез искусств, усложненный стиль, сложная метафорика, наличие иносказательного смысла.

УЧЕБНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

Художественная литература

1. Хождение Богородицы по мукам

2. О сотворении Адама; Об Адаме и Еве; О потопе (семинар)

3. Повесть временных лет

4. Илларион «Слово о Законе и Благодати» (семинар)

5. Поучение Владимира Мономаха

6. Житие Феодосия Печерского

7. Сказание о Борисе и Глебе

8. Хождение Игумена Даниила

9. Слово о полку Игореве

10. Моление Даниила Заточника

11. Повесть о битве на Калке

12. Слово о погибели Русской земли

13. Повесть о разорении Рязани Батыем

14. Повесть о житии Александра Невского

15. Проповедь Серапиона Владимирского

16. Сказание об Индийском царстве

17. Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого

18. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского

19. Сказание о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим

20. Задонщина

21. Сказание о Мамаевом побоище

22. Повесть о Царьграде

23. Повесть о Дракуле

24. Сказания о Соломоне и Китоврасе

25. Путешествие Афанасия Никитина

26. Повесть о новгородском белом клобуке

27. Повесть о Петре и Февронии

28. История о Казанском царстве

29. Переписка кн. А.Курбского с Иваном Грозным

30. Повесть о Юлиании Лазаревской

31. Житие протопопа Аввакума

32. Повесть о Савве Грудцыне

33. Повесть о Горе-Злосчастии

34. Повесть о Фроле Скобееве

35. Вирши Симеона Полоцкого

Учебная литература

основная:

Кусков В.В.История древнерусской литературы. М., 2003.

Якушин Н.И. История русской литературы XI-XIX веков. М., 2013.

дополнительная:

Лихачев Д.С. Великий путь. Становление русской литературы XI - XVII веков. М., 1987.

Древнерусская литература. XI-XVII вв. М., 2003.

 

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал