![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Последовательность работы.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Малое открытое пространство Задание и методические указания к выполнению курсового проекта № 1 для студентов 2-ого курса Специальности 270114 “Проектирование зданий”
Ижевск 2006
Составитель: Доц. канд. архитектуры Л. И. Ившина Рецензент: член союза архитекторов России К. Ш. Галиханов
Методические разработки предназначены для студентов младших курсов специальности “Проектирование зданий” и имеют цель дать студентам начальные представления о проектировании архитектурной среды. Предлагается система учебных заданий для различных этапов проектной деятельности. Используется принцип расчленённой постановки проектных задач.
Общие положения 1.1 Цели и задачи, тематика проектирования.
На втором курсе студенты переходят к самостоятельной творческой работе в условиях усложняющихся проектных задач. Традиционно, первым объектом проектирования служит малое открытое пространство в городской среде (детские игровые летние и зимние площадки и городки, дворовые и парковые зоны отдыха и т.д.). Выбор названной темы в качестве первого самостоятельного проекта продиктован гибкостью функциональной организации и отсутствием сложных конструктивных решений. В то же время, эта тема обладает значительным потенциалом средства архитектурной выразительности, что позволяет получить первые навыки проектной деятельности. При выполнении проекта студенты должны продемонстрировать знания и навыки, полученные на 1-ом курсе по «Основам архитектурной композиции», «Архитектурной графике», «Макетированию», «Начертательной геометрии», «Рисунку», «Материаловедению». Проектирование основано на методе сценарного моделирования, отражающего взаимодействие сложившегося образа среды и темы нового процесса. Место и процесс являются основными источниками образов обновляемой и театрализованной среды. Цель проекта: изучить и освоить начальные понятия о средовом проектировании, спроектировать камерное гармоничное архитектурное пространство (площадью 400-500 кв.м) в конкретной градостроительной ситуации, грамотно решив вопросы функционального и образно-композиционного построения объекта и его взаимодействия с окружающей средой. Задачи: -сформировать общие представления о подготовительном периоде проектирования; -научить разработке сценария действия в литературно-графической форме; -выражать навыки построения планировочной структуры с учетом функциональных и формообразующих качеств пространства; -освоить средства формализации в поиске выразительных архитектурных форм; -закрепить навыки линейно-штриховой графики; -освоить технику выполнения пространственного макета на топографической подоснове;
1.2.Состав курсового проекта.
Объем проекта -1 планшет 55х75 см с изображением ситуации в М 1: 1000; 1: 500, полихромного макета в М 1: 50, 1: 25; 4-х разверток в М 1: 50, 1: 25. Пояснительная записка объемом 9-10 страниц с зарисовками видовых кадров, анализом исходной ситуации, поиском вербального хода, литературно-графическим сценарием обзором отечественного и зарубежного опыта с зарисовками и аннотациями, функциональной схемой, поисковыми композиционными схемами, фотографиями рабочего макета, вариантами колористического решения. Композиционные схемы и варианты колористического решения могут быть вынесены на планшет.
Последовательность работы.
2.1. Предпроектное исследование. Работа начинается с выбора участка: набережная Ижевского пруда, дворовые и парковые пространства.
Целью этапа является анализ влияния внешней среды на планировочную структуру малого открытого пространства (МОП).
Задачи этапа: 1. Выявить влияние пространственной ситуации; 2. Показать влияние ландшафта местности; 3. Проанализировать влияние внешних коммуникаций сложившейся структуры функциональных процессов (транспортных и пешеходных маршрутов). Для достижения поставленных цели и задач необходимо выполнить два задания на основе визуального анализа исходной ситуации. Задание 1. Уточнить исходные данные на месте объекта проектирования; - выявить градостроительные доминанты; - выявить ландшафтные особенности местности; - фотофиксировать или графически зарисовать место размещения объекта с характерных видовых точек. Задание выполняется в виде серии краткосрочных упражнений: - на месте размещения объекта уточнить существующие зеленые насаждения и другие композиционные ориентиры и графически зафиксировать их на генплане участка; - на месте размещения объекта выявить характерные точки восприятия МОП с внешних транспортных и пешеходных магистралей (визуальные оси); - зарисовать или сфотографировать объект с каждой из намеченных видовых точек; - выполнить рабочий макет подосновы с показом рельефа местности и существующих зеленых насаждений. Результатом задания является рабочий макет подосновы, схема генплана (М 1: 100) с нанесением на неё всех исходных данных и видовые кадры (4-6) с фиксированием точек (рис. 1.2), графические материалы на форматах А4 или А3 подшиваются в пояснительную записку. Задание 2. Анализ участка, кроме выявления связи с окружающей застройкой и ландшафтом, пешеходными подходами и природными характеристиками места строительства преследет цель оценить его образно-композиционные и функционально-планировочные качества. Необходимо определить социальную функцию места, его художественные достоинства(“дух места”) и наметить пути совершенствования участка как в эстетическом, так и функциональном плане. Определить гипотетический контингент детей подростков или взрослых, пользующихся проектируемым пространством. Это позволит представить образно-изобразительный ключ ситуации, уточнить и индивидуализировать тему проекта. Последняя конкретизируется в процессе разработки визуального пространства на втором этапе проектирования. 2.2 Архитектурная композиция пространства. Ставит своей основной задачей поиск архитектурного образа с помощью художественных форм пространства и оборудования. Основанием для поиска образа является разработанный автором сценарий действия отдыхающих (детей, подростков или взрослого населения) на будущей площадке и пластические характеристики места строительства. Сценарий представляет собой развернутую образную интерпретацию средового процесса, театрализацию действий (игры, активный отдых, развлечения, тихий отдых). Разработанный сценарий переводится на язык объемно-пространственного выражения с помощью функциональных и композиционных схем.
Происходит закрепление и использование знаний по теоретическому курсу основ объемно-пространственной композиции во взаимосвязи с функциональными требованиями проектируемого объекта. Результатом этого этапа являются композиционные варианты возможных планировочных решений, отбор наиболее оптимального и проверка этой композиционной схемы в объёмном рабочем макете. Поисковые композиции, как уже отмечалось, могут по выбору автора размещаться как на планшете, так и в записке. Рабочий макет выносится на планшет, фотографии с него фиксируются в записке (рис. 4).
|