Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когда ведущая и первичная репрезентативные системы различны.






Другое важное различие состоит в том, находится ли ведущая репрезентативная система в пределах сознавания, или она не сознается. Иными словами, может ли человек видеть внутренне вызываемые картины, или чувствовать внутренне вызываемые чувства, или слышать внутренне вызываемые звуки и слова, которые вызывают переживания. Очень часто для людей, которые приходят на терапию, ведущая система лежит вне сознавания. Таков, например, ранее описанный случай юноши с головной болью.

Когда система, типично вызывающая переживания (ведущая система) находится вне сознания, индивидуум не имеет возможности выбора относительно того, какого рода опыт будет порожден: внутренне вызываемый опыт находится вне контроля. Это чаще случается, когда суще­ствует различие между ведущей системой и репрезента­тивной системой, чем когда они едины.

Обращая внимание на предикаты в речи человека и на его ключи доступа, вы заметите, что иногда они не соот­ветствуют друг другу. Например, человек получает доступ к внутренней информации визуально, но говорит о своих чувствах, или доступ у него кинестетический, а он говорит о том, как вещи выглядят для него, — или любая другая возможная комбинация систем. Это указывает на то, что ведущая система отличается от первичной репрезентатив­ной системы. В опыте доступ к информации осуществляет­ся посредством одной системы, а в сознание поступает ин­формация в другой модальности.

Например, клиент, обратившийся ко мне после двух суициедальных попыток, выражает чувства глубокой де­прессии и безнадежности. Каждый раз, когда я его спраши­ваю, “каким образом вы знаете, что подавлены? ” или “К чему относится ваше чувство безнадежности? ”, он делает глазами движение вверх и влево (эйдетические визуаль­ные образы) и говорит: “Я не знаю, я просто чувствую”. — В этом случае его ведущая система находится вне его со­знания. Он действительно не имеет понятия, что вызывает эти чувства. Используя наложение, я смогла помочь ему увидеть его внутренне порождаемые картины. Оказалось, что он видел повторяющийся образ из своего прошлого. Это был образ жены, когда он стоял рядом с ее постелью в больнице, когда она умирала от болезни Ходжкина, и действительно он переживал подавленность и безнадежность Стоя рядом и видя, что она умирает. Не сознавая, что вызывает его чувства, он не имел выбора в том, как с ними справиться. Когда его визуальная ведущая система была осознана, стало понятно, что чувства являются реакцией на прошлый опыт, а не на то, что происходит в настоящем.

Дальше мы поработали, используй переформирование чтобы развить в нем способность получить доступ к картинам, более полезным и продуктивным для его переживания.

Другой клиент жаловался на чувство неполноценно­сти, в особенности по отношению к жене. Каждый раз, когда он говорил о неполноценности и, он смотрел вниз и влево. Когда я спрашивала его, что он говорит себе, он отвечал: “Ничего, я просто чувствую себя неполноцен­ным”. Однако чувство неполноценности каким-то образом вызывалось — оно не возникало спонтанно. Во внешнем сенсорном опыте не было ничего; что могло бы вызвать это чувство (его жены не было). Ключ доступа указывал, что вне его сознания оставался внутренней диалог, который и вызывал его чувства. В дальнейшем это оказалось пра­вильным. Благодаря использованию техники наложения клиент смог привести оскорбительный голос и слова в со­знание (это был голос его матери, постоянно повторяю­щий, что он “ни на что не годен”). Когда это было достигнуто, с голосом можно было взаимодействовать напрямую и отделить его от ассоциации с женой. Чувство неполно­ценности исчезло, уступило место более полезным и удов­летворяющим чувствам.

Еще один случай — мужчина, страдавший импотен­цией. Каждый раз, когда он описывал ряд событий, состав­ляющий опыт его импотенции, он смотрел вверх и налево и говорил: “Я чувствую, будто не могу делать этого; я чувст­вую, что вынужден потерпеть неудачу”. Мы обнаружили. что он извлекал эйдетический образ его первого переживания импотенции, случившегося многими годами ранее. Когда картина возникала, он реагировал на нее конгруентными этому образу чувствами, но в сознание получали доступ только чувства. Он не видел картины. Когда визуальная ведущая система была приведена в сознавание, он смог вызвать эйдетические картины случаев, когда он, по его словам, “весьма в форме”. Тогда он переживал чувства, конгруентные этим картинам, которые вносили свой вклад в его сексуальные переживания.

Проблемы, связанные с ревностью, типичным образом включают разницу между ведущей и первичной репрезентативной системами, причем одна из них оказывается вне сознания. Люди часто чувствуют ревность, не зная причи­ны этих чувств. В таких случаях ключи доступа обычно указывают на ведущую систему, находящуюся вне сознавания.

Например, представьте себе женщину, сидящую в одиночестве дома в ожидании мужа. Она вызывает в себе внутренние образы мужа, задерживающегося из-за разго­вора с другой женщиной, или может даже образ того, как он действительно находится в интимности с другой жен­щиной. Когда эти образы возникают, она реагирует на них чувством ревности. Этот процесс находится совершенно вне ее контроля, если она не сознает своего внутреннего воображения. Если дело обстоит именно так, она знает только то, что переживает чрезвычайно сильные чувства ревности, не зная их источника. У нее нет выбора относи­тельно выбора чувств, потому что они приходят извне ее сознавания. Она не может выбрать вызывание других, бо­лее полезных образов, которые изменяет ее чувства. И слишком часто эта женщина может встретить мужа так, будто эта невидимые образы имели место в действительно­сти.

Каждый из этих внутренних конфликтов — пример то­го, как внутренние процессы могут быть использованы для того, чтобы обеднить, а не обогатить переживания челове­ка. Такого рода взаимодействия процессов удивительно распространены. Терапевтическая цель в работе с такими внутренними конфликтами состоит в том, чтобы сделать каждый и всякий внутренний процесс ресурсом, возмож­ностью. В таком качестве каждый внутренний процесс вносит свой вклад в полноту общего опыта человека либо как стимул, ведущий к желательному опыту, либо как до­полнение к другому сенсорному измерению в опыте.

В случаях сексуальной дисфункции эффективная терапия часто связана с тем, чтобы научить клиента различ­ные внутренне или внешне вызываемые стимулы во всех системах. (??? так было в книжке напечатано.) В результате происходит движение к принося­щим удовольствие кинестетическим представлениям и способности использовать любую модальность для внут­реннего или внешнего вызывания желательных чувств. таким образом:

 

Внутреннее:
визуализация сексуальных картин ведет к чувствованию сексуального возбуждения
внутренний диалог, описывающий сексуальные чувства ведет к переживанию сексуальных чувств
воспоминание о чувствах, которые переживались в последний раз, когда имела место значительная сексуальпая стимуляция ведет к переживанию сексуальной стимуляции
Внешнее:
видение, что партнер возбужден ведет к чувствованию возбуждения
слышание возбужденного дыхания партнера ведет к чувствованию возбуждения
чувствование прикосновения тела партнера ведет к чувствованию возбуждения

 

 

Техники для достижения этого представлены в разде­лах о наложении и применений якоря.

Итак, кроме использования своих чувств для обнару­жения первичной и наиболее типичной ведущей системы человека, вы можете также распознать, не находится ли какой-нибудь из их внутренних процессов вне их сознавания. Чтобы обнаружить, что ведущая система находится вне сознавания, обратите внимание на ключи доступа и на предикаты в речи, отметив, нет ли между ними неконгруентности. Если есть, продолжите исследование, путем пря­мого расспрашивания или используя более скрытые сред­ства, чтобы убедиться, действительно ли ведущая система находится вне сознавания. Эта информация может указать наилучший способ развития терапевтического процесса, равно как основу для суждения о терапевтическом успехе. Разумеется, цели легче достигаются, когда клиент свободен в обращении с внутренними процессами, задействованны­ми в вызывании желаемых переживаний.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал