Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации
цифическая особенность гражданско-правовой статистики, отграничивающая ее от статистики экономической и демографической и от всех иных отраслей социально-экономической статистики. Содержание гражданско-правовой статистики обусловлено содержанием гражданского материального и процессуального права. Гражданско-правовая статистика дает количественную характеристику тем явлениям, качественные особенности которых изучает гражданское право, регулирует гражданский кодекс. Известно, что ч. I ГК РФ действует в целом с 1 января 1995 г. Часть II ГК вступила в силу с 1 марта 1996 г. С этого времени I и II части Кодекса применяются как единый Гражданский кодекс. Он устанавливает стабильные правила экономической деятельности, без которых любое общество нормально развиваться не может. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности всех форм собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Оно определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В них могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования1. Гражданско-правовая статистика призвана дать исчерпывающую количественную характеристику указанным правоотношениям, — их структуре и динамике, уровню в целом и закономерностям их развития. Заметим, что практически гражданско-правовая стати- Программно-методологические вопросы статистического наблюдения 1 О новом Гражданском кодексе России и его применении см.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и II. Со вступительной статьей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации профессора В.Ф. Яковлева. М.. 1996. стика, так же как и уголовно-правовая, учитывает свои объекты не изолированно, а в неразрывной связи с оценкой деятельности суда и арбитража по разбирательству и разрешению гражданско-правовых споров. Отсюда гражданско-правовая статистика должна освещать своими показателями отдельные стадии гражданского процесса по рассмотрению споров о праве гражданском. Итак, конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются: 1) спор о праве гражданском (гражданское дело); 2) стороны в гражданском процессе (истец и ответчик); 3) судебное решение. В показателях гражданско-правовой статистики находят отражение основные элементы гражданского правоотношения: право, обязанность, субъект права, объект. Она прежде всего учитывает виды правоотношений, рассматриваемые судом и арбитражем, — брачно-семейные, жилищные, трудовые, договорные и другие, соответствующие наиболее важным институтам гражданского права. Значительным числом показателей гражданско-правовой статистики характеризуются субъекты прав и обязанностей (стороны в процессе), а также объект гражданского правоотношения (то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения). Одним из постоянных объектов ее статистического наблюдения являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частности, суммы, полученные от конфискации имущества, удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки. В объект гражданско-правовой статистики, кроме споров о праве гражданском, входят и те гражданские правоотношения, которые, не являясь предметом конкретного спора и не выступая в форме правонарушения, удостоверены в порядке нотариального или судебного производства (например, совершение протестов векселей, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в определенном месте, завещаний, купли-продажи строений и пр.). 3. Объектами административно-правовой статистики являются: а) административные правонарушения (проступки), посягающие на государственный или общественный порядок, все формы соб164 Глава W. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации ственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления; противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР); б) лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 13, 18—20 КоАП РСФСР); в) меры административной ответственности— административные взыскания, применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 24 КоАП РСФСР). Основные виды административных взысканий: предупреждение, штраф, исправительные работы на срок до двух месяцев. Административный арест на срок до 15 суток может быть применен лишь в исключительных случаях за некоторые виды правонарушений. Эта мера, так же как исправительные работы, может быть назначена только районным (городским) судом (судьей). Дела об административных правонарушениях рассматривают довольно широкий круг органов и должностных лиц. Перечень их устанавливается федеральным законом. Из числа правоохранительных органов дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, налоговой полиции, таможни. Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов. Полное представление об объекте можно получить, используя такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения. Единица наблюдения — неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которого регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения (иногда ее называют единицей совокупности) — это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может быть человек, факт, предмет, процесс и т.д. Например, при переписи населения все проживающие в стране люди — это статистическая совокупность, а каждый отдельный человек — единица наблюдения. При демографических обследованиях ею может быть также и от- Т § 2. Программно-методо логические вопросы статистического наблюдения дельная семья. В правовой статистике такими единицами являются преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик. Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетная единица — это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о единицах наблюдения. В уголовно-правовой статистике, например, такими источниками являются: отделение милиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, ИУ и т.д. Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления. Согласно теории уголовно-правовой статистики, преступность измеряется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях (т.е. фактах) и субъектах (т.е. лицах, их совершивших). Отсюда зарегистрированная преступность — это данные как о фактах преступлений, так и о лицах, совершивших преступления. Эти данные важно разграничивать. Они практически всегда различаются и, как правило, число фактов превышает число лиц, их совершивших. Вот убедительный тому пример: за январь — декабрь 1997 г. в России зарегистрировано 2 397 311 преступлений, а лиц, совершивших преступления, выявлено 1 372 161. При оценке подобной картины необходимо помнить, что статистика зарегистрированных преступлений включает и те, по которым оказались неустановленными лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых. Поэтому при сравнении зарегистрированной преступности одновременно по фактам и лицам целесообразно учитывать данные и о тех преступлениях, по которым не выявлены лица, их совершившие. Расхождения этих суммарных величин бывают следствием распространенности групповой преступности, а также совершения двух и более преступлений одним и тем же лицом. Так, в 1997 г. из общего числа выявленных лиц совершили преступления: в группе'— 446 708, в том числе организованной или в составе преступного общества — 16 100. По этим же причинам единицей измерения распространенности преступности не может быть уголовное дело (следственное или судебное производство, протоколы и материалы, находящиеся в производстве), именуемое иногда в правоохранительной практике единицей учета. Единицы измерения в уголовной статистике обусловливаются целями наблюдения. Так, при изменении цели наблюдения, на166 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации § 2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения пример определение объема проделанной работы, то же уголовное дело становится одним из важнейших измерителей нагрузки следователя или следственного аппарата органов внутренних дел, прокуратуры, а также судов. Очень важным вопросом является разработка программы статистического наблюдения. Любое явление, в частности преступление, обладает множеством различных признаков. Напомним, что статистический признак — это конкретное свойство, качество, отличительная черта единицы наблюдения. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. В этих случаях отбирают те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения регистрируемых признаков и разрабатывается программа наблюдения. Программа наблюдения представляет собой научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее практическое и теоретическое значение и являются наиболее существенными для данного объекта. Содержание программы определяется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистического исследования. Отсюда составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков. В свою очередь, правильно с научных позиций составленная программа и строго достоверные данные— это первейшие условия успешной статистики. Уголовно-правовая статистика дает возможность подготовить обширные программы наблюдения, характеризующие в определенных показателях весь ход реализации государственных мер социального контроля над преступностью, ее уровень, структуру, динамику, данные о личности преступника и потерпевших. Научная основа таких программ — теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и предусмотренных законом действий государственных органов по социальному контролю над ней. Законодательным основанием этих признаков (программ наблюдения) являются действующие на территории Российской Федерации уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, а также различного рода нормативные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Исходя из основной задачи программы наблюдения уголовно-правовой статистики — характеристика преступности и процесс реализации государственных мер социального контроля над ней, она должна быть подразделена на следующие части, освещающие своими показателями: 1) состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника; 2) систему виктимологиче-ских показателей и других общественно опасных последствий преступности^) деятельность органов прокуратуры; 4) деятельность органов Министерства внутренних дел; 5) деятельность судебных органов; 6) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы; 7) детельность других правоохранительных органов. Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике должна быть подразделена на две части, характеризующие своими показателями: 1) состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и динамику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчиков) и 2) деятельность судов, арбитража и нотариата. Поскольку программа наблюдения как система взаимосвязанных показателей и признаков получает наиболее полное выражение в действующей отчетности, составляемой на основе первичных документов, поэтому мы рассмотрим подробно ее при ознакомлении с отчетностью в правоохранительных органах. К программе статистического наблюдения предъявляются определенные требования. Так, вопросы программы должны отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, быть точными и недвусмысленными. Важна и последовательность их расположения. Логичный порядок расположения вопросов (признаков) обеспечит получение достоверных сведений об изучаемом явлении. В программу наблюдения целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных. Современные технологии сбора и обработки данных позволяют создавать такие программы статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых со168 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичн ой инф ормации § 3. Организацио нные вопросы статистического наблюдения вокупностей.Это широко практикуется и при проведении криминологических исследований отдельных проблем преступности. Вопросы программы наблюдения размещаются на специальном бланке — статистическом формуляре. Статистический формуляр — это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д. Различают две системы формуляров — индивидуальную (карточную) и списочную. При индивидуальной системе каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения. В настоящее время получают распространение технические носители информации, т.е. совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ'. Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются в форму, воспринимаемую современной техникой, переносятся на машинные носители. Чтобы исключить трудоемкие операции при формировании больших массивов баз статистических данных, используются новые технологии и документы. Так, данные последних переписей населения заносились на машиночитаемые бланки посредством графических отметок, что позволяло вводить информацию в ЭВМ непосредственно с первичных документов. Характеристика признаков объектов статистического наблюдения правовой статистики отражается в показателях, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов. Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если речь идет о переписи населения страны, то в этом случае наблюдение охватывает территорию всей стра- ' См.: Компьютерные технологии в юридической деятельности: Учеб. и практ. пособие / Под ред. проф. Н.Полевого; канд. юрид. наук В.Крылова. М., 1994. ны. Аналогично и в правовой статистике. Так, в целях регистрации преступлений и лиц, их совершивших, в уголовно-правовой статистике наблюдением охватываются все правоохранительные органы страны, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия. Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике определяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, — по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения. Организационные вопросы статистического наблюдения Правильное и своевременное решение широкого спектра организационных вопросов наряду с тщательной методологической подготовкой обусловливает успех любого статистического наблюдения. Напомним, что к организационным вопросам статистического наблюдения относятся — выбор организационных форм, вида и способа проведения статистического наблюдения; определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения; подбор, обучение и инструктаж кадров; размножение и рассылка документов первичного учета и форм статистической отчетности, другого инструментария; установление сроков представления материалов, а также иные практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения. Формы статистического наблюдения. Различают следующие организационные формы статистического наблюдения: статистическую отчетность; специально организованное наблюдение; регистры и мониторинг. Статистическая отчетность. Отчетность, являясь главным источником статистической информации, представляет собой официальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или статистические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определенный период. 170 Глава IV. Статистическое наблюдение - осно вной метод сбора первичной информации § 3. Орг анизационные вопросы статистического наблюдения Отчетность подразделяется на бухгалтерскую и статистическую. Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности^ составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность'. Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом. Различают общегосударственную и внутриведомственную отчетность. Общегосударственная отчетность обязательна для предприятий и организаций всех форм собственности и представляется в органы государственной статистики! Внутриведомственная отчетность используется министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд. Все формы статистической отчетности утверждаются Госкомстатом России. Отчетность по формам, не утвержденным в установленном порядке, является незаконной («дикой») и подлежит отмене. Утвержденная форма статистической отчетности содержит следующие обязательные реквизиты: ъ) номер формы и дату ее утверждения; б) название формы; в) отчетный период и дату представления отчетности; г) адреса, в которые должна представляться отчетность; д) наименование и адрес отчитывающейся организации, предприятия, учреждения; е) должности лиц, обязанных подписать отчет и ответственных за его составление. Система отчетности и объем ее показателей определяются перечнем (табелем) отчетности, утверждаемым Госкомстатом России. Табель представляет собой список действующих форм оперативно-статистической отчетности. В правовой статистике, в том числе и уголовно-правовой, наблюдение проводится главным образом в форме государственной статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики (аналитические группы, учетно-регистрационные подраз- ' См.: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369. деления) соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Минюста России. По способам представления сведений отчетность бывает телеграфной, телетайпной и почтовой, по содержанию — типовой и специализированной. Типовые формы отчетности содержат одни и те же показатели для всех предприятий и организаций данной отрасли и всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности вопросы видоизменяются в зависимости от особенностей отдельных отраслей народного хозяйства. Данные статистической отчетности могут служить эффективным средством управления социальными процессами, в том числе и в области реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями, лишь при соблюдении некоторых общих требований, предъявляемых к ней, а именно: — отчетные данные должны быть достоверными, полными, точными и своевременными; при этом стремление к достижению полноты и своевременности должно увязываться с соображениями экономичности, с сокращением затрат на получение и обработку данных; — данные отчетности должны быть сопоставимы, т.е. единообразны по своим качественным признакам (программе наблюдения) и отрезкам времени. Специально организованное статистическое обследование (как вторая форма наблюдения) в правовой статистике используется реже. К ней прибегают в тех случаях, когда необходимы показатели, не охваченные официальной статистической отчетностью. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступностью может возникнуть необходимость изучить участие сотрудников органов внутренних дел в правовой пропаганде, работу по повышению их профессионального мастерства и т.д. В этих целях соответствующими подразделениями органов внутренних дел проводятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования), которые дают возможность не только уточнить необходимые показатели отчетности, но и более детально ознакомиться с фактическим положением дел на местах, выявить слабые и сильные стороны в деятельности подотчетных подразделений. Наиболее простым примером специально организованного статистического обследования является перепись. Перепись — это 172 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, в целях получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наиболее известны переписи населения. Перепись населения страны в целом — одно из наиболее крупных и сложных мероприятий такого рода. Достаточно сказать, что всего за годы существования царской России и СССР проводилось девять переписей населения (1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.). Всероссийской переписи постсоветского периода еще не проводилось. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. Всероссийская перепись населения будет проводиться в 1999 г: Период ее проведения — с 16 по 23 февраля (включительно). Критическим моментом, или моментом счета населения, устанавливается 12 часов ночи с 15 по 16 февраля, т.е. счет населения проводится на ноль часов 16 февраля (с понедельника на вторник). Как и предыдущая перепись (1989 г.), программа переписи сочетает сплошное и выборочное наблюдение. Для отработки организационных и методологических вопросов предстоящей переписи, технологического процесса обработки материалов с применением сканирующих устройств в ноябре 1996 г.— марте 1997 г. в четырех районах (Рыбновском Рязанской области, Октябрьском г. Ижевска, г. Алейске и Алейском районе Алтайского края) проводилась пробная перепись населения. Госкомстату РФ поручено в III квартале 1997 г. представить в Правительство РФ обработанные материалы пробной переписи населения1. Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение — это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало,, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра, представляющего собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий2. 1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 19 октября 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 5049. 2 Подробнее см.: Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмой-ловой. С. 46-48. Организационные вопросы статистического наблюдения Поскольку в правовой статистике эти формы наблюдения не находят применения, мы не останавливаемся на них. В современных условиях получает распространение специально организованное систематическое наблюдение за состоянием явлений и процессов, объектов совокупности — мониторинг. Мониторинг используется для характеристики и слежения за социальными индикаторами, позволяющими исследовать, например, качество жизни, ее уровень. Так, например, в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания экономической безопасности страны необходим объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности. Наиболее вероятными угрозами в этом направлении, на локализацию которых должна быть направлена Деятельность федеральных органов государственной власти и, следовательно, за ними должно вестись постоянное статистическое наблюдение, в частности, являются: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия в результате действия следующих факторов: а) расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; б) увеличения бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и т.п.; в) роста безработицы, что может привести к социальным конфликтам; криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: а) рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений, как свидетельствует уголовно-правовая статистика, совершается лицами, не имеющими постоянного дохода; б) сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и проникновения в различные властные структуры; в) ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на 174 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспорт-но-импортных операций и торговли и др.1 Поэтому первоочередная задача Госкомстата России, его органов на местах и ведомственных систем статистики, в том числе и правоохранительных, — создание организационно-информационной базы о таких факторах и обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимой статистической информацией о них2. На практике мониторинг обычно выходит за рамки традиционного статистического наблюдения. Тем не менее в каждом конкретном случае он может явиться важным источником статистических данных, информации3. Известно, что одной из составных частей проводимой в стране судебно-правовой реформы почти после 80-летнего перерыва в 9 регионах страны в течение пяти лет вновь реально действует новый и в то же время забытый старый правовой институт — суд присяжных заседателей. Далеко не однозначно к нему относятся не только российские юристы— ученые и практики, но и в тех странах, где он существует давным-давно (США, Великобритания, Германия). В целях обобщения накопленного опыта осуществляются мониторинговые обследования их деятельности, результаты которых публикуются4. Обобщенные статистические данные о первых процессах с участием присяжных заседателей обсудил Пленум Верховного Суда РФ, разъяснивший судам ряд уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в 1 См.: Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» // СЗ РФ. 1996. № 18. 2 См.: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 1997 год» // СЗ РФ. 1996. № 18. 3 См., напр.: Статистический бюллетень. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. За II квартал 1996 г. / Под ред. В.Б. Корняк и В.Л. Со-колина. М., 1996. В сборнике представлены статистические данные о социально-экономическом потенциале семей России во II квартале 1996 г., сопоставление стоимости жизни и реальных объемов потребления; аналитические материалы о доходах, уровне и качестве удовлетворения основных потребительских нужд семей с детьми, влиянии структурно-демографических факторов на реальные различия в социально-экономическом потенциале семей. 4 См.: Результаты мониторинга деятельности суда присяжных заседателей. М, 1995. Организационные вопросы статистического наблюдения суде присяжных в целях обеспечения их единообразного применения1. Полученные данные являются объектом пристального вйимания не только практиков, но и ученых, исследующих уроки исторического наследия российского суда присяжных, проецирующих их на сегодняшнюю действительность, соотнося, насколько это возможно, с зарубежным опытом и формулируя на этой основе предложения о вероятности распространения этой формы судопроизводства на суды всех субъектов Федерации. По словам Председателя Верховного Суда РФ В.М.Лебедева, уже удалось выявить одну любопытную деталь: несмотря на большой процент оправдательных приговоров, следствие готовит дела для рассмотрения судом присяжных куда качественнее, чем в обычные суды. То есть следственные работники стараются расследовать все обстоятельства до мелочей, не упуская ни одной детали2. Виды статистического наблюдения. По времени регистрации фактов статистическое наблюдение подразделяется на текущее или непрерывное; периодическое или дискретное; единовременное или прерывное. Текущее наблюдение проводится, когда необходимо зарегистрировать все единицы совокупности, случаи, факты и т.п. по мере их возникновения. Это систематическая регистрация фактов, например, при регистрации рождений, браков, смерти, преступлений и т.д. Такое наблюдение проводится с целью изучения динамики какого-либо явления. Соответственно, отчетность по срокам -представления бывает ежедневной, недельной, месячной, квартальной и годовой. Причем отчетность с периодичностью до года называется текущей. Если наблюдение проводится через определенные промежутки или периоды времени, то такое наблюдение является периодическим. К такого рода наблюдениям относятся переписи населения, которые, по рекомендациям международных статистических органов, должны проводиться не реже чем через 10 лет, в год, оканчивающийся на ноль, или смежный, т.е. оканчивающийся на единицу или девятку. Единовременное наблюдение производится по мере возникновения потребности в сборе данных, в исследовании конкретного явления или процесса, не охватываемого показателями текущей статистики. 1 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 3. 2 См.: Российская газета. 1998. 7 марта.
176 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации § 3. Организационные вопросы статистического наблюдения ■ По полноте охвата единиц исследуемой совокупности статистическое наблюдение может быть сплошным и несплошным. Сплошное наблюдение — это полный учет всех единиц совокупности. Такой вид наблюдения дорогостоящий, поэтому в последнее время органы государственной статистики все чаще прибегают ко второму виду наблюдения. Кроме того, ни одно сплошное наблюдение, как правило, не обеспечивает полного охвата всех без исключения единиц совокупности. Это касается и регистрации преступлений, ставших известными органам уголовной юстиции. Конечно, преступления должны быть учтены полностью, без единого пропуска. Но хорошо известно, что это далеко не так. Несплошное — это такое наблюдение, при котором регистрации подлежит только часть единиц изучаемой совокупности. Эта часть может быть выбрана по-разному. Поэтому несплошное наблюдение можно подразделить на способ основного массива, выборочное и монографическое. Обследование основного массива заключается в том, что регистрации и изучению подвергаются самые существенные, обычно наиболее крупные единицы наблюдения, имеющие доминирующий удельный вес во всей совокупности. Например, при изучении криминологической обстановки в области для статистического наблюдения отбираются районы, занимающие ведущее место по основным показателям (территории, численности населения, совершенным преступлениям и т.п.). Полученные результаты с известной долей условности могут распространяться и на другие районы области. Именно этот вид используется для организации наблюдения за ценами на городских рынках. Монографическое наблюдение (обследование) применяется для глубокого изучения единичных, но типичных в криминологическом отношении объектов, например воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних. Оно проводится с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии какого-либо явления. Такие обследования характерны для популяризации передового опыта, при исследовании вопросов, ответ на которые нельзя получить из данных статистической отчетности. Монографические обследования часто проводятся для составления («обкатки») программы нового массового наблюдения. Они дают возможность уточнить структуру исследуемой совокупности, связь между отдельными признаками, характеризующими изучаемое явление. Наиболее распространенным способом несплошного наблюдения является выборочный. Необходимость прибегать к выборочным методам объясняется либо невозможностью, либо экономической невыгодностью исследований всей генеральной совокупности. Невозможно, например, определить среднюю долговечность электролампочек или качество консервов сплошным исследованием — для этого пришлось бы пережечь все электролампочки или вскрыть все консервные банки! Сущность метода выборочного наблюдения состоит в том, что, поскольку изучить всю статистическую совокупность часто невозможно или затруднительно, исследуется доступная наблюдению либо специально отобранная ее часть (выборка) и на основе этого делаются выводы о всей совокупности в целом. Выборочное наблюдение предусматривает специальные методы отбора и формирования изучаемой части совокупности (см. гл. XI). Способы статистического, наблюдения. Само получение статистической информации проводится различными способами, важнейшими из которых являются: а) непосредственное наблюдение; б) документальный учет фактов; в) опрос. В научной литературе используются и другие основания классификации1. Непосредственное наблюдение — метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Основное достоинство непосредственного наблюдения — возможность выявления неожиданного богатства картины наблюдаемого объекта. Естественно, в процессе непосредственного восприятия программа наблюдения может существенно расширяться за счет выявления ранее не предполагавшихся, но существенных с точки зрения целей исследования обстоятельств. Объектами такого наблюдения могут быть: — поведение отдельных лиц или групп в условиях конкретной обстановки или определенной ситуации; — высказывания, реакции, суждения правонарушителей или лиц из контрольной группы; 1 См.: Косоплечее Н.П. Методы криминологического исследования. М., 1983. С. 7, 8; Курс советской криминологии: Предмет, методология. Преступность и ее причины. Преступник. М., 1985. С. 36, 37.
178 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации — результаты действий (бездействия) правонарушителей, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений; — среда, окружающая обстановка изучаемого контингента. По положению наблюдателя, его участию в исследуемой ситуации наблюдение бывает полным, включенным и наблюдением-участием. В полном наблюдении исследователь изучает значимые явления пассивно, как бы со стороны, что допустимо до известных пределов, исключающих ответственность наблюдателя за укрывательство. Включенное наблюдение предполагает изучение криминогенных явлений и процессов изнутри, путем непосредственного восприятия исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Он смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов, рядовым участником ее жизнедеятельности. Как и в первом случае, здесь также может возникнуть ситуация, когда для слияния с группой перед исследователем встанет нравственно-этический вопрос об участии в аморальных или даже противоправных действиях, что недопустимо. Эти соображения обусловливают проблематичность широкого использования данного метода непосредственного наблюдения. При наблюдении-участии наблюдатель, в отличие от предыдущего способа, не только живет, но и позитивно участвует в изучаемых им процессах и явлениях. Это могут быть, например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления, активно участвующие в противодействии им путем проведения следственной, прокурорской, судебной работы. Фиксация результатов наблюдения может быть разнообразна: в специально разработанных карточках, дневнике наблюдения или с помощью технических средств — магнитофона, телевидеоаппаратуры. В числе отрицательных моментов наблюдения следует указать на то, что оно требует значительных затрат времени, на его результаты могут оказать нежелательное влияние сам факт присутствия наблюдателя при интересующем его событии, а также его личностные качества. Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера. Это надежный способ получения данных о массовых явлениях; на практике он § 3. Организационные вопросы статистического наблюдения имеет широкое распространение. На документах базируется и отчетность. При опросе источником сведений являются сами опрашиваемые лица. Это способ сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.д., основанный на непосредственном (очный опрос — интервью) и опосредованном (заочный опрос — анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом). В целях получения данных могут использоваться разные способы их собирания: экспедиционный, корреспондентский, явочный, анкетный. Экспедиционный (устный) способ заключается в том, что специально подготовленные регистраторы на основе опроса заполняют формуляры (анкеты, переписные листы и др.), одновременно контролируя правильность получаемых ответов. Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы, ведущие наблюдения, сообщает штат добровольных корреспондентов на специально разработанном бланке. Явочный способ предусматривает представление сведений в органы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например, при регистрации браков, рождений, разводов, декларации о доходах и т.д. При выборе того или иного способа опроса необходимо учитывать: с какой точностью надо провести обследование; возможность практического применения того или иного способа; материальные возможности. Очный опрос обращен непосредственно к конкретному чело-веку. Его можно адресовать лицам ближайшего окружения преступника, лицам, обладающим профессиональными знаниями в области борьбы с преступностью или реализующим меры воспитательно-предупредительного характера. Используются модификации опроса — свободное и направленное (программируемое) интервью. Основные различия между этими модификациями — в их информационной емкости, степени обратной связи между опрашивающим и респондентом, степени возможной формализации и т.д. Непосредственный опрос позволяет собирать обширную информацию о фактах, субъективных суждениях, мотивах поведения, установках и т.д. Поэтому личностный характер отношений между интервьюером и респондентом, субъективность оценок предъявляют жесткие методологические и методические требова 180 Глава W. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации ния к подготовке и проведению опроса, невыполнение которых ведет к искажению результата. На достоверность сведений, полученных в ходе непосредственного опроса, влияет ряд обстоятельств объективного и субъективного характера: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, процедура оповещения респондента о предстоящем опросе и др. Особую сложность представляют опросы осужденных. В свое время предлагалось сгруппировать осужденных по степени их отношения к проводимым исследованиям: — негативно набтроенных к исследованию и личности исследователя (отказ от заполнения анкет, нежелание участвовать в беседе и т.д.). Эта группа составляет около 6%; — заинтересованные осужденные, желающие извлечь определенную «выгоду» для себя и поэтому стремящиеся показать свою откровенность в ходе опроса, — 25%; — осужденные, усматривающие возможность пообщаться с исследователем, получить свежие впечатления в ходе контактов. Эта группа (преимущественно несовершеннолетние, молодежь, женщины) составляет около 20% осужденных; — безразлично относящиеся к исследованию и исследователю — 18%; — позитивно настроенные осужденные, стремящиеся всячески содействовать исследователю, с тем чтобы «предостеречь других» от совершения преступлений, — 17 %; — осужденные, использующие опросы с целью подачи заявлений, жалоб, — 13 %>, В любом случае успех опроса во многом определяется установлением психологического контакта, непринужденностью беседы, а при программируемом опросе — и грамотным составлением вопросника2. Анкетный опрос (анкетирование)— один из эффективных и широко используемых в правовых исследованиях методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц; уровнях понимания ими • См.: Пирожков В.Ф. Проблемы организации психологической службы в органах, исполняющих уголовные наказания, и особенности психологических исследований личности осужденных// Теоретические и практические проблемы исследования среды и личности осужденных в ИТУ. Рязань, 1979. С. 44. 2 См.: Черепанов В.Л. Вопросник как инструмент социально-правового исследования // Тр. ВНИИ МВД СССР. 1975. № 36; Савюк JI.K. Организация и методика изучения преступности органами внутренних дел: Учеб. пособие. М., 1988. С. 29.
|