Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система статистической отчетности. Как перечисленные, так и некоторые другие отчеты Минюста представляют наибольший интерес для анализа судимости
Как перечисленные, так и некоторые другие отчеты Минюста представляют наибольший интерес для анализа судимости, а также причин и условий, способствующих совершению преступлений, поскольку они содержат достаточно показателей как правового, так и социально-демографического, криминологического характера, необходимых для научно-практического изучения преступности. На их основе подготавливаются аналитические обзоры и вносятся предложения по улучшению деятельности судов и органов юстиции, а также по совершенствованию законодательства. Строго говоря, данные именно этой отчетности, исходя из ст. 49 Конституции России, закрепившей признанный международным сообществом принцип презумпции невиновности, являются индикатором уровня преступности в стране по важнейшему ее показателю — судимости. Суд и только суд в правовом государстве вправе поставить конституционный диагноз и правовое клеймо «преступник» на человеке, подозреваемом органами предварительного следствия в совершении преступления. Но поскольку судебная и уголовно-правовая (органов предварительного расследования) статистика методологически не соотнесены друг с другом, возникают значительные трудности в процессе их использования и в научном, и в практическом отношениях. Именно поэтому, например, в ФРГ, где единицами учета в «Полицейской уголовной статистике», как и у нас, являются уголовные деяния и выявленные преступники, их в целях соответствия презумпции невиновности именуют «подозреваемыми»'. Надо отметить, что при проведении криминологических исследований отдельных проблем борьбы с преступностью предпочтительнее пользоваться документами первичного учета, так как количество информации, заложенной в них, значительно больше по сравнению с формами статистической отчетности. Например, из карточки формы № 1 (на выявленное преступление) в формы отчетности в среднем переносится лишь половина общих признаков и около 30% частных признаков. Вместе с тем информация, как свидетельствует практика, содержащаяся в соответствующих формах официальной статистической отчетности, является достаточной для оперативного руководства правоохранительными органами, а также для контроля за их деятельностью. См.: Шнайдер Г.Й. Указ. соч. С. 110.
202 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации В отличие от форм статистической отчетности заложенная в документах первичного учета информация более динамична: признаки, характеризующие зафиксированные явления и факты, могут соотноситься и изучаться в любом сочетании. Этому, как уже отмечалось, способствует и то обстоятельство, что основные документы первичного учета карточной системы как носители информации приспособлены к обработке их с применением средств современной вычислительной техники, что значительно ускоряет процесс исследования, дает возможность получать большее число сопряжений изучаемых признаков, позволяет проводить их регулярно на одной и той же информационной основе для решения различных исследовательских задач. После изучения вопросов статистического наблюдения долг каждого студента — практически (в процессе производственной практики) ознакомиться с постановкой первичного учета и ведения статистической отчетности в правоохранительных органах, органах юстиции и судах.
|