Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие требования, предъявляемые к статистическим данным. учтенных на данной стадии преступлений будет значительно выше, чем число уголовных деяний, отражаемых статистикой последующих стадий уголовного процесса
учтенных на данной стадии преступлений будет значительно выше, чем число уголовных деяний, отражаемых статистикой последующих стадий уголовного процесса. Это объясняется тем, что определенное число деяний, учтенное статистикой предварительного расследования как преступления, может не оказаться таковым при рассмотрении уголовных дел в суде по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законом (например, прекращение уголовного дела за отсутствием события преступления или за отсутствием в деянии состава преступления). С другой стороны, предметом судебного разбирательства не станут нераскрытые преступления, а также те уголовные дела, которые разрешаются прокурорами, а также следователями и органами дознания с согласия прокурора по основаниям, указанным в ст. 6—9 УПК РСФСР. Эффект «воронки» — отражение своего рода «нормы естественной убыли» при учете преступлений. По мнению специалистов, статистическая информация о преступности отражает разные ступени истины, она включает и сведения о тех этапах расследования, когда преступление и виновность лица, его совершившего, еще не установлены1. Сведения об этих этапах, как отмечалось, в известной мере отражают лишь деятельность органов прокуратуры, внутренних дел, Государственного таможенного комитета, Федеральной службы налоговой полиции и ФСБ. С позиции законности к преступности можно отнести лишь то число деяний и лиц, их совершивших, по которым судами вынесены обвинительные приговоры. Это вытекает из нашей современной правовой доктрины и закрепленной в ст. 49 Конституции РФ презумпции невиновности — основного принципа правосудия. В соответствии с ним никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда. Иными словами, факт вины в совершении преступления, а значит, и факт совершения преступления (а следовательно, и основание его централизованного учета) может установить только суд в своем вступившем в законную силу приговоре. Следовательно, деяния, зарегистрированные органами внутрен-нихдел как преступления, до вступления обвинительного приговора в законную силу юридически таковыми не являются, а лишь предполагаются ими на основании материалов предварительного следствия. Поэтому, на наш взгляд, естественно, что неукоснительное 1 См.: Кондрашков Н.Н. Количественные методы в криминологии. М., 1971. С. 25.
Глава VII. Границы достоверности данных правовой статистики выполнение требований закона, чему и служит принцип презумпции невиновности, должно быть положено в основу оценки состояния преступности на базе уголовно-статистической информации, т.е. фактически на основе данных судебной статистики, а не статистики органов предварительного расследования. Достоверность тесно связана с полнотой данных. Полнота информации означает, что изучаемое явление охарактеризовано со всех сторон в опреде/7енных пространственно-временных пределах. Она обеспечивается тремя обстоятельствами. Во-первых, охватом единиц наблюдаемой совокупности. В уголовно-правовой статистике регистрации должны подлежать все известные правоохранительным органам преступления и лица, их совершившие. Так в идеале, хотя практически, как будет показано ниже, это далеко не так. Что касается административно-правовой статистики, то ее неполнота вызвана тем, что в стране (на уровне МВД, ГУВД, УВД) ведется учет только лиц, совершивших административные -правонарушения, и мер административного воздействия. Сами факты, т.е. административные правонарушения, не учитываются. Кроме того, ответственность по отдельным составам административных деликтов установлена на региональном и местных уровнях (в соответствии с п,. «к» ст. 72 Конституции РФ административное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов), учет которых в общегосударственном масштабе не ведется. Во-вторых, полноту следует понимать и как охват наиболее существенных сторон явления, так как каждое изучаемое социальное явление имеет достаточно сложный характер и раскрывается через совокупность самых разнообразных признаков. Так, преступление, как уже отмечалось, раскрывается не только признаками его состава, являющегося основанием уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ), но и через систему тех признаков, которые разработаны науками криминалистического цикла. И в-третьих, при изучении явлений в их развитии во времени полнота предполагает получение данных за максимально длительные периоды. Полнота — непременное требование к информации, используемой в управлении социальными процессами вообще и в области социального контроля над правонарушениями в особенности. Информация о преступности призвана быть полезной, т.е. в максимальной степени способствовать решению стоящих перед про- § 1. Общие требования, предъявляемые к статистическим данным воохранительными органами задач. Н.Н. Кондрашков в свое время определял это требование к уголовно-статистической информации как содержательность, под которой понимается не только необходимость включения в программу наблюдения именно тех показателей, которые нужны для правильной оценки состояния преступности и характеристики преступников, но и исключение из нее лишних показателей, не используемых при анализе1. Полезность (содержательность) информации близка к понятию ее ценности. Ценность информации неразрывно связана с управлением, с его целесообразным характером. Управление невозможно без получения ценной информации (а не просто информации). Информация, поскольку она отражает те или иные реальные процессы и явления, всегда полезна. Ценность же ее измеряется тем эффектом в управлении, который с ее помощью достигается2. Содержательность и полезность информации о правонарушениях определяют и их оптимальность. Оптимизировать информацию — это значит избежать ее недостатка и чрезмерности. Недостаток информации не дает субъекту управления возможности получить правильное представление о состоянии дел, разобраться в существе вопроса и принять рациональное решение. Недостаток информации — источник субъективизма, необоснованных волевых скоропалительных решений. В то же время вреден и чрезмерный избыток информации. В этом случае информацию трудно систематизировать, много времени и сил расходуется на ее переработку, создается опасность «потонуть» в потоках бессистемной, необработанной информации, а результат бывает такой же, как и при ее недостатке, — необоснованность решений. Не секрет, что данные единого учета преступлений, с одной стороны, далеко не полностью используются практическими органами при анализе результатов их деятельности, с другой же — их зачастую недостаточно для углубленного научного изучения преступности и связанных с ней проблем, поскольку они не всегда содержат необходимые науке и практике криминологические сведения (например, отсутствуют данные о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений). Но их объем нельзя и беспредельно расширять. Ведь заполнение учетных документов производится и без того сильно загруженными работниками ни- 1 См.: Кондрашков Н.Н. Указ. соч. С. 29. 2 См.: Урсул А.Д. Информация. М., 1971. С. 207 и след.
|