Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции политической социологии и ее категориальный аппарат






Политическая социология как наука выполняет определенные функции, а именно: познавательную, прогностическую, социального проектирования, социально-технологическую.

Познавательная функция заключается в теоретическом осмысле­нии политической действительности на основе раскрытия принципов и закономерностей ее развития, выявления причинно-следственных связей и отношений.

Прогностическая функция состоит в том, что на основе знания зако­номерностей политического развития, причинно-следственных связей и отношений, политическая социология способна строить кратко-, средне-и долгосрочные прогнозы в сфере политики и управления, в избиратель­ных кампаниях и политических конфликтах.

Функция социального проектирования выражает практическое отношение социологии к политической действительности. В задачу со­циального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей и институ­тов, но и политических партий или движений. В странах с развитыми институтами гражданского общества большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социально-технологическая функция политической социологии состоит в том, что на основе научных данных о политической дейст­вительности она способна осуществлять управление политическими процессами, активно участвовать в управлении избирательными кам­паниями или политическими конфликтами.

Концептуализация предмета политической социологии требует систематизации ее основного категориального аппарата. В этом плане следует особо подчеркнуть два момента, связанных с его происхож­дением.

Во-первых, политическая социология во многом заимствует свой категориальный аппарат у теоретической социологии. Это касается в основном таких понятий, как социальное пространство, роль, функ­ция, норма, ценности, социальная структура и стратификация, орга­низация, социализация, поведение и т. д.

Во-вторых, политическая социология в процессе своего развития создала и собственный концептуальный и категориальный аппарат, способствовавший ее самоорганизации и внутренней дифференциа­ции (электорат, электоральное поведение, политическая система, по­литическая культура, поле политики, и т. д.).

Ключевыми понятиями политической социологии выступают та­кие понятия, как «политика», «власть», «господство», «государство», «политическое участие».

Прежде всего, нужно определить содержание понятия «политика». Но нужно четко понимать, что множество значений, в каких употребляется это понятие, невозможно отразить в единой формулировке. Итак, политика есть человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого они принимаются. Следовательно, политика есть действия людей в сфере власти и властных отношений. Согласно М. Веберу, политика обозначает «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти». Поли­тика может иметь самые различные объекты, на которые направляется политическая деятельность. В этом плане понятие «политика» употреб­ляется в смысле управления, когда следует указание на объект и область действия: например, экономическая политика, социальная политика, де­мографическая политика, эмиграционная политика и т. д.

Политическая деятельность имплицитно включает в себя представле­ние о субъектах политики. Субъекты деятельности, или акторы, — в дан­ном случае мы используем эти понятия как взаимозаменяемые — обла­дают способностью понимать, что они делают, в то время как они это делают, и это является неотъемлемой характеристикой их деятельности. Способность к рефлексии свойственна людям как субъектам деятель­ности. «Для того чтобы быть деятелем, — подчеркивает Э. Гидденс, — необходимо реализовывать способность к использованию (постоянно, в повседневной жизни) всего спектра власти. Деятель перестает быть деятелем, если он или они теряют способность " преобразовывать", т. е. реализовывать определенный вид власти».

Политика есть творческая человеческая деятельность, она включает в себя свободу выбора субъекта целей и средств ее реализации. В практи­ческом отношении понимание политики давно включает в себя представления о ней как об «искусстве возможного», «искусстве управления». Политика обычно отождествляется с оказанием влияния, борьбой за власть, конкуренцией между индивидами и группами по поводу распре­делении внутри общества вознаграждений, ценностей и «благ».

Понятие «власть» является одним из основополагающих родовых категорий социологии. Как любое предельно абстрактное понятие, оно не поддается однозначному определению, а раскрывается через взаимосвязь с другими понятиями. Оно занимает в политической со­циологии центральное место и имеет несколько основных значений:

Ø власть - это «возможность для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопре­ки сопротивлению» (М. Вебер);

Ø власть есть «способность одного индивида или группы осуществлять свою волю над другими через страх, либо отказы­вая в обычных вознаграждениях, либо в форме наказания и несмотря на неизбежные сопротивления; при этом оба спо­соба воздействия представляют собой негативные санкции» (П. Блау);

Ø «власть есть участие в принятии решений: А имеет власть над Б в отношении ценностей К, если А участвует в принятии ре­шений, влияющих на политику Б, связанную с ценностями К» (Г. Лассуэлл, А. Каплан);

Ø «власть - это обобщенная способность обеспечивать исполнение связывающих обязательств элементами системы кол­лективной организации, когда обязательства легитимизиро­ваны относительно коллективных целей» (Т. Парсонс).

Политическая социология исходит из того фундаментального положения, что власть есть универсальный феномен человеческого общения, начиная от диадического взаимодействия и кончая слож­ными системами. В самом широком смысле власть есть способность вторгаться в течение социальных событий. В зависимости от того, ка­ковы источники властного воления, ресурсы, привлекаемые для осу­ществления власти, и последствия, как предвиденные, так и непредви­денные, властного действия или бездействия, мы имеем возможность рассматривать ее как специфический феномен той или иной сферы об­щественной жизни, в том числе и политики.

Политическая власть есть конкретно-исторический тип власти. Она представляет собой специализированный, организационно-правовой, институционализированный ее вид. Политическая власть осуществляет специализированные функции, которые имеют политический характер: она осуществляет социальный выбор и обнаруживает коллективную волю, которая противопоставляется индивидуальным волям. Полити­ческая власть внутренне дифференцируется на государственную и об­щественную.

Государственная власть есть особым образом организованная и специализированная политическая власть. Государство представля­ет собой иерархически организованную систему институтов власти. «Государство, — писал М. Вебер, — есть «отношения господства од­них людей над другими, опирающиеся на легитимное насилие».

Господство есть такой порядок взаимодействия людей, при котором одни люди могут приказывать, а другие обязаны подчиняться. Отноше­ния господства и подчинения предполагают навязывание своей воли одними группами людей другим группам. Добровольное подчинение господству становится легитимным порядком. В знаменитых лекциях Ф. Гизо «История цивилизации в Европе» ученый, касаясь проблемы легитимности власти, писал, что политическая легитимность есть оче­видным образом право, основанное на древности, на длительности; на первенство во времени ссылаются как на источник права, доказательс­тво легитимности власти. Для политической легитимности прежде всего характерно отрицание силы как источника власти, воссоединение с мо­ральной силой, идеей права, справедливости, разума. Таким образом, политический философ способен решать вопрос о подлинной и не под­линной легитимности, измеряя ее меркой древности или справедливос­ти и разума, или того и другого. Социолог же не может в рамках своей дисциплины высказываться о легитимности самой по себе. Социолог исследует легитимность как веру в легитимность. Для него нет правиль­ных и неправильных порядков, а значит, нет подлинной и неподлинной легитимности.

Политическое участие означает возможность для отдельных граж­дан и групп влиять на политический процесс. Современное общество имеет многочисленные институционализированные и неинституционализированные формы такого участия, с помощью которого отдельные группы граждан могут защищать свои интересы в условиях постоянного взаимодействия с правящей элитой и бюрократией. Режим взаимодейст­вия общества и государства, обеспечивающий контроль граждан над адми­нистративно-государственным аппаратом, может принимать различные формы. В современной политической действительности наибольшее распространение получили два типа политических систем: авторитарная и демократическая. Наибольшую взаимосвязь и взаимозависимость между интересами большинства общества и политикой, осуществляемой госу­дарством, обеспечивает демократическая политическая система.

Политическая система представляет собой систему государственных и негосударственных институтов и организаций, и их взаимодействий, а также норм, правил, обеспечивающих целедостижение в обществе. В по­литическую систему входят такие институциональные образования, как государство, партии, группы интересов, которые, взаимодействуя друг с другом в рамках установленных правил и норм, находясь в состоя­нии конкурентной борьбы за власть или участие в принятии решений, в конечном счете, вырабатывают определенную политику, реализация которой, в свою очередь, воздействует на состояние всей социальной системы.

Институты — это правила игры в обществе. Или, более формаль­но, — это ограничения, изобретенные самими людьми, формирующие взаимодействие между экономическими или политическими агентами. Тем самым они приводят к возникновению стимулов к обмену, будь то обмен политический, социальный или экономический. Они созда­ют структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия, уменьшают неопределенность, организуя повседневную жизнь. Поли­тические институты воздействуют на выбор акторами стратегии свое­го поведения или способа, которым они стремятся достичь цели. Ин­ституты дают основание определения и понимания того, кто является законным (легитимным) актором, регулируют количество акторов и порядок их действия.

В современной политической социологии политическая система также рассматривается как свободное социальное пространство, в котором постоянно происходят столкновения политических интере­сов, борьба за власть, статусы, позиции, ресурсы между различными социальными группами. Политическая система имеет динамический характер, ее функционирование определяет содержание политическо­го процесса, определяет его институциональную основу.

Понятие по­литического процесса имеет важное значение для социологического изучения политической жизни. Оно выражает динамическую характе­ристику всей политической системы, последовательность смены ее со­стояний и стадий развития. Описания политического процесса с пози­ции системного и структурно-функционального анализа акцентируют внимание на порядке взаимодействия системы и окружающей среды, на алгоритмах выработки и принятия политических решений.

Политический процесс можно определить как упорядоченную пос­ледовательность действий и взаимодействий политических акторов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Можно привести и другое определение политического процесса. Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и про­странстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаи­модействий.

Наряду с понятием «политический процесс» в социологии исполь­зуется категория «политическая жизнь». Политическая жизнь — более широкое понятие, чем политический процесс. Она включает в себя все формы жизнедеятельности людей: политическое участие, политическая компетентность, конфликты, коалиционные соглашения, электоральное поведение, протестное поведение, абсентеизм, лоббизм и т. д.

Социоло­гическое исследование политической жизни предполагает установление определенных показателей и индикаторов, с помощью которых можно измерить состояние и тенденции социальных и политических изменений. И российской политической социологии есть несколько основных под­ходов к построению системы показателей и индикаторов. Участие каждого индивида в политической жизни предполагает из­мерение с помощью нескольких групп количественных и качественных показателей: формы участия, факторы участия, способы участия.

Формы участия включают в себя следующие показатели: работа в органах и организациях; выборы; референдумы; обращения в органы власти, политических организаций и средства массовой информации; выступления; массовые акции (митинги, демонстрации, забастовки, сбор подписей, пикетирование и т. д.).

Факторы участия включают в себя: социальный статус, социаль­ную траекторию, квалификацию, образование, политическую прина­длежность, опыт политического участия.

Способы участия включают 4 блока переменных:

1) политическая заинтересованность: потребность в политических знаниях и деятельности, интерес к политическим событиям, стремление к личному участию в политической жизни;

2) политическая компетентность: информированность о событиях политической жизни, усвоение политических понятий и норм, способность самостоятельно ориентироваться в политике;

3) политическая активность: включенность в политическую деятельность, участие в политических кампаниях и массовых акциях, в работе партии и организаций, овладение политическими навыками;

4) политическая идентичность: приверженность политическим институтам, партиям, лидерам, ценностям, взглядам.

Содержание и формы политического развития зависят от множества факторов, среди которых особое место занимает политическая культура. Под культурой обычно понимают совокупность ценностей, установок, верований, ориентации и убеждений, превалирующих сре­ди членов общества. Политическая культура есть часть общей культу­ры. Взаимодействие культуры и политики является традиционной для социологии проблемой, которая была в ней поставлена и исследова­на, например, еще в работах М. Вебера, хотя выделение политической культуры как важнейшего компонента политики произошло в поли­тической науке только в середине 50-х годов XX века. Политическая культура описывает взаимодействия индивидов, социальных групп, наций с политической системой в целом, с ее отдельными институтами и политическими лидерами. Уровень развития политической культу­ры совершенно различный в разных регионах мира. Поэтому одни и те же политические институты (например, институты представительной демократии) могут не только функционировать по-разному в разных системах общества, но и выполнять в нем различные функции.

Политическая культура нации может иметь разную структуру. Она может быть сильно или слабо фрагментированной, включать в себя не­сколько субкультур, быть дифференцированной по вертикали и по го­ризонтали.

В любом обществе политическая культура элит отличается от политической культуры массы, хотя и имеет с ней много общего. Политика всегда была, есть и будет сферой деятельности правящего меньшинства. Современная политика еще больше стала сферой про­фессиональной деятельности, основанной на знании, компетентности, ответственности. Это, конечно, не значит, что граждане должны быть исключены из процесса выработки политики или правительственного курса. Скорее наоборот, их большинство должно активно участво­вать в политическом процессе с тем, чтобы осуществлять гражданский контроль за деятельностью правящей элиты, чтобы политика точнее соответствовала интересам большинства общества. Но между правя­щей элитой и остальной частью общества должна быть определенная социальная и политическая дистанция. Политическое развитие обще­ства не может происходить только в силу устремлений или намерений элит. Оно требует определенной активности масс, их понимания и под­держки действий, инициированных элитой. В то же время элита не может действовать произвольно. Она, как правило, выражает господствующие в обществе настроения или интересы. Элита, говоря словами В. Парето и Г. Моска, является неотъемлемой частью любого общества и служит для управления им, реагируя на вызовы современности, мобилизуя массы на решение поставленных социальным прогрессом задач.

Категориальный аппарат политической социологии не ограничивается вышеперечисленными понятиями. Он постоянно пополняется новыми категориями и терминами, которые приходят в него как из общей социологии, так и из других гуманитарных наук. Представлен­ные наиболее широко используемые понятия дисциплины отражают основную специфику социологических исследований политики, и в то же время подчеркивают всю сложность самих исследований, необхо­димость овладения в процессе обучения всем богатством накопленно­го и накапливаемого знания.

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал