Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подробнее о природе конфликтов
Напомним, что в случае конфликта, когда происходит распад энергии Ци, круговая связь разрушается (см. рис. 33), распадаясь на два линейных взаимодействия. На этапе, когда возникает конфликт, обе позиции – иньская и янская – усиливаются. То есть первый партнер будет настаивать, что пора двигаться вперед, а второй – что двигаться еще рано, нужно обустраиваться на этом месте. У каждого из них при этом будет накапливаться все больше веских аргументов, подкрепленных реальными обстоятельствами. Так энергии Инь и Ян становятся все более проявлены и приходят к противостоянию. Круговое взаимодействие нарушается, и в ряде контекстов начинают возникать линейные взаимодействия [14]. В этот момент обмен энергиями в системе расслаивается и усложняется. Разрушение круговых связей и переход к линейным взаимодействиям выражается в том, что энергия (в рамках контекста, затронутого конфликтом) перестает циркулировать по системе, начинается стабилизация, роли постепенно дифференцируются: действующие лица начинают решать, кто из них прав, создавая причинно-следственные связи. Теперь лидер и управляющий начинают видеть друг в друге причину всех сложностей. На этом этапе янский человек превращается в деспота, насильника, преследователя, а иньский становится жертвой, потерпевшим. Однако между ними продолжается и круговая (см. рис. 32), теперь конфликтная, коммуникация, в которой энергии Инь и Ян продолжают чередоваться (причем одна из них проявляется тайно или неосознанно). Например, один агрессивен, другой защищается, затем роли меняются, и т.д. Однако за агрессией всегда кроются страх и бессилие, и наоборот, проявленный страх всегда таит в себе вспышку протеста и возмущения, готовую обрушиться на партнера. То есть система продолжает существовать за счет круговых связей на эмоциональном уровне, а также за счет круговых связей в контекстах, не затронутых конфликтом. Так продолжается до тех пор, пока система не выйдет на новый стационарный режим. Возможны два таких предельных режима: либо вся энергия конфликта окажется трансформированной, и непрерывный круговой обмен восстановится в проявленной форме, и тогда он будет нести уже новую силу – либо, если линейными отношениями окажутся охвачены все контексты, система придет к полному расколу. Пример простейшей системы, постоянно проходящей процессы раскола и интеграции – семья, состоящая из двух человек, мужчины и женщины.
Итак, муж идет на работу, добывает там деньги, а жена остается дома и готовит изысканный ужин. Муж приходит с работы в шесть часов вечера, и они вместе наслаждаются свободным временем. Так проходит месяц за месяцем – до тех пор, пока не разражается кризис. Теперь мужу приходится возвращаться домой не в шесть, а в десять часов вечера, и жена лишена привычного общения с ним; к тому же, теперь весь смысл ее деятельности ставится под вопрос. Мужу совсем не до того, чтобы уделять ей внимание, и у нее возникает много претензий: она сидит дома одна, а он неизвестно где пропадает; он же будет говорить, что работает, и тяжело работает, и она его не понимает, не ценит его усилия… Так происходит до тех пор, пока оба не найдут в себе силы принять новую реальность. Если у них эта сила появится, то восстановится ситуация поддержки, когда муж заботится, чтобы жене не нужно было сталкиваться с миром, а жена помогает мужу противостоять давлению мира. Это может оказаться новым уровнем близости – а может и не оказаться: пройдя через конфликт, части системы могут либо стать ближе друг к другу, научившись понимать себя и другого, либо совсем разойдутся, так ничему и не научившись[15].
|