Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание и работа пожарного оборудования.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция № 1 Тема лекции: «Пожарное оборудование. Общая часть»
План лекции 1. Описание и работа пожарного оборудования 2. Блок контроля и управления системы пожарной защиты 3. Перечень принятых сокращений
Литература: 1. Руководство по технической эксплуатации самолёта АН-148-100. Раздел 26 «Пожарное оборудование». Содержание лекции Описание и работа пожарного оборудования. Пожарное оборудование предназначено для обнаружения и ликвидации очагов пожара в отсеках гондол двигателей, отсеке ВСУ и багажно-грузовых отсеках, обнаружения перегрева в отсеках двигателей, дыма в туалетах, а также для тушения пожара в кабинах самолета. Структурная схема пожарного оборудования самолета приведена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Структурная схема пожарного оборудования
Система пожарной защиты (СПЗ) самолета включает в себя: – систему пожарной защиты двигателей и ВСУ; – систему пожарной защиты багажно-грузовых отсеков и туалетов; – переносные ручные огнетушители. Функциональные схемы систем пожарной защиты самолета приведены на рис. 1.2 и 1.3. Монтажная схема пожарного оборудования приведена на рис. 1.4. СПЗ двигателей и ВСУ включает в себя: – систему сигнализации о пожаре и перегреве в отсеках двигателей и пожаре в отсеке ВСУ; – систему пожаротушения в отсеках двигателей и в отсеке ВСУ. СПЗ багажно-грузовых отсеков (БГО) и туалетов включает в себя: – систему сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках и дыме в туалетах; – систему пожаротушения в подпольных багажно-грузовых отсеках; – огнетушители туалетов. Система пожарной защиты самолета обеспечивает: – сигнализацию о месте возникновения пожара, перегрева и дыма; – выдачу информации о пожаре, перегреве и дыме в систему управления общесамолетным оборудованием (СУОСО) и бортовое устройство регистрации (БУР); – автоматическое включение огнетушителя первой очереди двигателей и ВСУ; – ручное включение огнетушителей первой и второй очередей пожаротушения в гондолах двигателей, отсеке ВСУ и подпольных БГО; – автоматический контроль исправности СПЗ; – тестовый контроль исправности СПЗ на земле перед полетом; – выдачу информации об отказах систем пожарной сигнализации в СУОСО; – выдачу информацию об отказах СПЗ в бортовую систему технического обслуживания (БСТО).
Рис. 1.2. Функциональная схема СПЗ отсеков двигателей и ВСУ
Система пожаротушения в гондолах двигателей и в отсеке ВСУ обеспечивает тушение в автоматическом или ручном режиме пожара в защищаемых отсеках гондол двигателей и ВСУ. Система пожаротушения состоит из двух стационарных огнетушителей, установленных под левым и правым зализами крыла с фюзеляжем в районе шпангоутов № 25-26, трубопроводов, форсунок и распылительных коллекторов. При пожаре в отсеках гондол двигателей и ВСУ огнетушители срабатывают в две очереди – по одному в каждой. Красные сигнальные диски, установленные по левому и правому бортам в районе шпангоута № 26, предназначены для сигнализации саморазрядки огнетушителей. Отсутствие диска свидетельствует о саморазрядке огнетушителя, установленного в этом зализе. Дополнительно в правом зализе крыла с фюзеляжем между шпангоутами № 26-27 установлен огнетушитель третьей очереди пожаротушения в гондолах двигателей. Система пожаротушения подпольных БГО обеспечивает тушение в ручном режиме пожара в переднем и заднем подпольных БГО. Система пожаротушения БГО состоит из двух стационарных огнетушителей, установленных в левом обтекателе шасси в районе шпангоутов № 27-29, подводящих трубопроводов и форсунок.
Рис. 1.3. Функциональная схема СПЗ БГО и туалетов
При пожаре в подпольных БГО огнетушители включаются в две очереди – по одному в каждой. Красный сигнальный диск, установленный на обшивке левого обтекателя шасси в районе шпангоута № 28, предназначен для сигнализации саморазрядки огнетушителей. Отсутствие диска свидетельствует о саморазрядке одного из огнетушителей. Размещение органов управления и контроля системы пожарной защиты самолета показано на рис. 1.5. Функциональное назначение органов управления и контроля системы пожарной защиты самолета приведено в табл. 1.1.
Рис. 1.4. Монтажная схема пожарного оборудования
Рис. 1.5. Органы контроля и управления системы пожаротушения
Таблица 1.1. Функциональное назначение органов контроля и управления системы пожарной защиты
Контроль за работой систем пожарной защиты двигателей, ВСУ и подпольных БГО осуществляется блоком БКУ-СПЗ. Управление пожаротушением осуществляется с соответствующих щитков управления и индикации «ОГНЕТУШИТЕЛИ» и «ОГНЕТУШИТЕЛИ БАГАЖ ОТСЕКИ – РУЧНОЕ», установленных на верхнем пульте пилотов. Также информация о состоянии системы пожарной защиты самолета выдается через СУОСО на КИСС КСЭИС и кадр «СИСТ» МФИ КСЭИС. Блок контроля и управления системы пожарной защиты взаимодействует с СУОСО, БСТО, БУР. СУОСО на основании информации, полученной от БКУ-СПЗ, и заложенных программ функционирования, реализует: – формирование команд выдачи сигнальной информации для КСЭИС; – прием информации об исправности (неисправности) СПЗ от встроенной системы контроля БКУ-СПЗ. КСЭИС по полученной информации обеспечивает: – вывод аварийных, предупреждающих, уведомляющих и статусных сообщений на комплексный индикатор систем и сигнализации (КИСС) и многофункциональный индикатор (МФИ); – вывод рекомендаций по парированию аварийных и предупреждающих сообщений на КИСС и МФИ; – выдачу звукового сопровождения сообщений в аппаратуру внутренней связи (АВСА). БСТО на основании информации, полученной от БКУ-СПЗ, и заложенных программ функционирования обеспечивает: – выдачу в аппаратуру организации связи в полете информации об отказах для передачи ее на землю; – выдачу во встроенную систему контроля (ВСК) БКУ-СПЗ служебной информации (дата, время и т. д.) и команд, по которым ВСК осуществляет запоминание об отказах и организовывает интерактивный режим своей работы. БУР регистрирует информацию о пожаре в отсеках гондол двигателей, отсеке ВСУ и багажно-грузовых отсеках, перегреве в отсеках гондол двигателей, ручном включении огнетушителей. Для ликвидации очагов пожара в кабинах самолета, туалетах и в заднем багажно-грузовом отсеке применяются ручные огнетушители типа ОР1. Для уменьшения вероятности возникновения пожара и локализации возможных очагов пожара на самолете предусмотрены: – рациональная компоновка агрегатов, систем и оборудования; – применение огнестойких, огненепроницаемых и самозатухающих материалов; – электропроводка к сигнализаторам пожара в пожароопасных отсеках выполнена из огнестойких материалов; – дренаж мест возможного скопления горючих жидкостей; – установка в топливных магистралях двигателей и ВСУ перекрывных (пожарных) кранов; – отделение пожароопасных отсеков от других отсеков противопожарными перегородками и экранами, выполненными из огненепроницаемых материалов; – уплотнение отверстий, выполненных в противопожарных перегородках, прилегающими огненепроницаемыми окантовками и фланцами. Для примера рассмотрен случай ликвидации пожара в гондоле двигателя. При возникновении пожара и срабатывании сигнализаторов пожара/перегрева в двух каналах сигнал от них поступает в блок контроля и управления системы пожарной защиты (БКУ-СПЗ). В случае, если один канал сигнализаторов пожара/перегрева в отсеке двигателя отказал, БКУ-СПЗ переходит на режим работы по одному каналу. БКУ-СПЗ выдает информацию о пожаре в СУОСО и в БУР, а также сигнализирует место пожара на щитке «ОГНЕТУШИТЕЛИ» СПЗ – загораются кнопки-табло первой очереди пожаротушения. СУОСО выдает сигнал КСЭИС на выдачу информации о пожаре на экраны. По сигналу БКУ-СПЗ срабатывают пиропатроны огнетушителя первой очереди. Происходит разрядка огнетушителя в отсек гондолы двигателя. БКУ-СПЗ контролирует разрядку огнетушителей, выдает информацию об этом на щиток «ОГНЕТУШИТЕЛИ» СПЗ и в СУОСО. Если пожар ликвидирован – БКУ-СПЗ через СУОСО выдает информацию об этом в КСЭИС, если пожар не потушен огнетушителем первой очереди – БКУ-СПЗ через СУОСО выдает в КСЭИС информацию о необходимости ручного включения второй очереди пожаротушения и выдает сигнал на включение кнопки-табло второй очереди. Ликвидация пожара в подпольных БГО аналогична ликвидации пожара в двигателе. Отличие заключается в отсутствии автоматического включения первой очереди пожаротушения. Для срабатывания пиропатронов огнетушителей необходимо нажать соответствующую кнопку-табло. Для примера рассмотрен случай ликвидации пожара в гондоле двигателя. При возникновении пожара и срабатывании сигнализаторов пожара/перегрева в двух каналах сигнал от них поступает в блок контроля и управления системы пожарной защиты (БКУ-СПЗ). В случае если один канал сигнализаторов пожара/перегрева в отсеке двигателя отказал, БКУ-СПЗ переходит на режим работы по одному каналу. БКУ-СПЗ выдает информацию о пожаре в СУОСО и в БУР, а также сигнализирует место пожара на щитке «ОГНЕТУШИТЕЛИ» СПЗ – загораются кнопки-табло первой очереди пожаротушения. СУОСО выдает сигнал КСЭИС на выдачу информации о пожаре на экраны. По сигналу БКУ-СПЗ срабатывают пиропатроны огнетушителя первой очереди. Происходит разрядка огнетушителя в отсек гондолы двигателя. БКУ-СПЗ контролирует разрядку огнетушителей, выдает информацию об этом на щиток «ОГНЕТУШИТЕЛИ» СПЗ и в СУОСО. Если пожар ликвидирован – БКУ-СПЗ через СУОСО выдает информацию об этом в КСЭИС, если пожар не потушен огнетушителем первой очереди – БКУ-СПЗ через СУОСО выдает в КСЭИС информацию о необходимости ручного включения второй очереди пожаротушения и выдает сигнал на включение кнопки-табло второй очереди. Ликвидация пожара в подпольных БГО аналогична ликвидации пожара в двигателе. Отличие заключается в отсутствии автоматического включения первой очереди пожаротушения. Для срабатывания пиропатронов огнетушителей необходимо нажать соответствующую кнопку-табло.
|