Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6: строение дыхательной системы
Цель: изучить строение дыхательной системы.
Дыхательные органы обеспечивают важнейшие для жизнедеятельности организма процессы – поступление кислорода в легкие при вдохе, газообмен в легких и выведение из организма углекислоты. Дыхательные органы млекопитающих развиваются из вентральной стенки передней кишки и сохраняют с ней связь на всю жизнь. Этим и объясняется перекрест дыхательного и пищеварительного трактов в глотке. Дыхательная система человека представлена дыхательными путями и легкими. Дыхательные пути служат для доставки воздуха к легким. К ним относятся: носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи. Особенностью этих путей является построение их стенок из неподатливых тканей (костной и хрящевой), благодаря чему стенки не спадаются. К функциям дыхательных путей относятся также согревание, очищение и увлажнение вдыхаемого воздуха. Функция газообмена обеспечивается в легких альвеолярным эпителием, окруженным густой сетью кровеносных капилляров.
Задания: 1. Рассмотреть начальный отдел дыхательной системы – наружный нос. Найти следующие части носа: а) корень; 6) верхушку; в) спинку; г) боковые стороны; д) носовую перегородку; 2. Рассмотреть носовую полость и выписать в тетрадь те анатомические образования, благодаря которым возможно выполнение следующих функций: а) проведение воздуха; б) изгнание пыли; в) увлажнение воздуха; г) обогрев воздуха; д) улавливание запаха; е) дополнительная вентиляция воздуха. 3. Рассмотреть строение гортани: а) форму; б) преддверье; в) средняя часть (собственно голосовой аппарат); г) нижний отдел (подголосовая полость); д) хрящи гортани. 4. Изучить строение трахеи: строение хрящевых колец, их количество; 5. Изучить строение бронхиального дерева и выписать в тетрадь особенности строение различных типов бронхов: а) главных бронхов (правого и левого); б) долевых бронхов; в) сегментарных бронхов; г) конечных бронхиол. 6. Изучить строение легких, выписать в тетрадь отличия в строении правого и левого легкого, найти перечисленные образования легкого: а) основание; б) верхушку; в) 3 поверхности (диафрагмальную, реберную, медиальную) г) 2 края (передний и нижний); д) доли (3 доли - в правом, 2 - в левом); е) сегменты; ж) ворота легкого. 7. Рассмотреть и зарисовать в тетради строение альвеолярного дерева – ацинуса. 8. Рассмотреть плевру и плевральную полость: а) висцеральный листок; 6) париетальный листок.
Контрольные вопросы: 1. Какие преимущества имеет носовое дыхание перед дыханием через рот? 2. Назовите особенности строения гортани, связанные с выполнением ею следующих функций: проведение воздуха, задержка пыли и микроорганизмов, голосообразования. 3. При каком положении голосовых связок образуются звуки голоса? Какие элементы гортани изменяют просвет голосовой щели и напряжение голосовых связок? Какие еще органы дыхательной и пищеварительной систем принимают участие в формировании голоса? 4. Назовите особенности строения легких, обеспечивающие выполнение ими функции проведения воздуха и газообмена. 5. Что является структурно - функциональной единицей легких? 6. Где располагаются ворота легких? Какие образования входят в легкие и выходят из них в этой области? 7. Как легкие и сердце связаны морфологически и функционально? 8. Что представляет собой средостение? Чем образованы стенки средостения и какие органы в нем располагаются?
Терминология
|