Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самостоятельная работа студентов. Содержание лекционного курсаСтр 1 из 7Следующая ⇒
Содержание лекционного курса Самостоятельная работа студентов Список произведений для обязательного чтения Список произведений для дополнительного чтения Примерные темы самостоятельных работ Примерные темы творческих работ Материалы для подготовки к экзамену Учебная и справочная литература
ЧАСТЬ 2. ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (1920–1990-е гг.) Общая характеристика литературного процесса XХ века Содержание лекционного курса Самостоятельная работа студентов Список произведений для обязательного чтения Список произведений для дополнительного чтения Примерные темы самостоятельных работ Примерные темы творческих работ Материалы для подготовки к экзамену Учебная и справочная литература
ВВЕДЕНИЕ ХХ век как литературную эпоху принято разделять на два больших периода, первый из которых охватывает последние десятилетия XIX века и начало ХХ века (приблизительно 1870 – 1910-е гг.), второй – время от окончания Первой мировой войны до конца столетия (1920-е–1990-е гг.). Эта периодизация является основой университетской дисциплины «История зарубежной литературы ХХ века». Соответственно, в настоящем методическом пособии содержание лекционного курса, задания, вопросы и списки литературы даны в двух разделах. Содержание лекционного курса представлено по темам. Как правило, на одной лекции рассматривается несколько тем. После каждой темы даются краткие списки литературы, к которым следует обращаться при выполнении самостоятельных и творческих работ. Оценка работы студента осуществляется на основе учета рейтинговых баллов по результатам текущего и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в течение семестра по результатам выполнения заданий контрольных работ по текстам, самостоятельных и творческих работ (на заочном отделении – только самостоятельных работ). Итоговый контроль осуществляется в форме зачета или экзамена в соответствии с учебным планом. Контрольные мероприятия Текущий контроль Контрольные работы по текстам Специфика историко-литературного курса состоит в том, что условием выполнения его программы является прочтение довольно большого количества произведений. Проверка знания произведений осуществляется в форме контрольных работ (КРТ). В КРТ вопросы могут формулироваться в закрытой и открытой форме. Задание может состоять в том, чтобы по фрагменту опознать произведение, правильно определить время и место действия, перечислить главных героев и т.д. Самостоятельные работы Выполнение самостоятельной работы (СР) не является обязательным. СР включает три вопроса различного характера. Это могут быть 1) общие вопросы по основным категориям и концептам литературы ХХ века; 2) вопросы на установление соотношения между основными категориями и концептами литературы ХХ века и конкретными произведениями; 3) вопросы по творчеству определенного автора, предполагающие характеристику его стиля, мотивов его творчества и т.п.; 4) вопросы по отдельным произведениям, предполагающие общий анализ их поэтики или соотношения с культурно-историческим и идеологическим фоном. Можно ответить на все три вопроса, можно на два, на один, можно вовсе не отвечать. Каждый ответ оценивается отдельно. При выполнении СР должны соблюдаться определенные требования. Ответы, в которых будут выявлены не взятые в кавычки цитаты, проверяться не будут, так как такие ответы не являются самостоятельными. Работа должна быть вычитана. Невычитанные работы не рассматриваются. Ответ на каждый вопрос не должен превышать одной страницы (А4, кегль 12, 1, 5 интервала, не более 3000 знаков с пробелами). Ответы, значительно превышающие объем, проверяться не будут. В каждом ответе должны быть цитаты не менее чем из двух источников. Цитаты должны быть в кавычках, источник цитаты должен быть указан (автор, название, год издания, страница). Если цитируются материалы, размещенные в сети Интернет, должны быть указаны автор, название работы, электронный адрес. Цитировать тексты, автор которых не указан, нельзя. Ответ не должен состоять только из цитат. Ответ должен быть связным. Перед началом работы студент должен удостовериться, что правильно понимает все слова, входящие в название темы. Определения терминов можно найти в лекциях, литературоведческих словарях (рекомендуется «Литературная энциклопедия терминов и понятий»). При этом определение термина не нужно включать в работу. Необходимым условием выполнения задания является чтение тех произведений, которые упомянуты в задании или знакомство с которыми предполагается его формулировкой. В ответе не должно быть ничего лишнего. Не надо писать о том, когда писатель родился, где он жил, какие произведения написал, как о нем отзывалась критика, если это не предусмотрено формулировкой темы.
Творческие работы (только для студентов очного отделения) Выполнение творческой работы (ТР) также не является обязательным. Объем ТР – 4–6 страниц. Тему нужно выбрать самостоятельно. Вопросы можно задать на консультации; на консультации возможно также изменение формулировки темы. Творческая работа должна представлять собой самостоятельное рассуждение, простейшим образцом которого является школьное сочинение. Отправным пунктом для рассуждения должно быть произведение или ряд произведений. Допустимы какие угодно сопоставления. Основное направление мысли не обязательно должно быть литературоведческим, оно может быть историческим, социологическим, психологическим, философским. Форма работы, ее логика, аргументация выстраиваются самостоятельно. Работа не должна быть просто набором фактов. Факты должны быть осмыслены, то есть связаны между собой. Важно, чтобы итоги работы не были очевидны с самого начала. В работе такого рода ценится оригинальность, проявление творческих способностей, широта кругозора, стиль. Можно обойтись без использования учебной и научной литературы, но если возникнет потребность, литературу можно найти в списке вопросов для самостоятельной работы. ТР может быть выполнена в форме комментария к фрагменту произведения (к главе, эпизоду, сцене и т. д.). Как известно, комментарии могут быть внутренними и внешними. Внутренний комментарий должен определить место фрагмента в художественной системе произведения, то есть, показать: 1) какие сюжетные линии завязываются, развиваются или разрешаются в нем; 2) как выявляются характеры персонажей; 3) какие образные мотивы, важные для произведения в целом, в нем присутствуют. Внешний комментарий может быть контекстуальным или интертекстуальным. Контекстуальный комментарий объясняет исторические и культурные реалии, знание которых необходимо для адекватного понимания текста. Интертекстуальный комментарий выявляет и объясняет присутствующие во фрагменте литературные аллюзии. ТР может включать все виды комментария или ограничиваться каким-либо одним видом. Возможен и комментарий, относящийся к одной детали (деталь облика персонажа, элемент бытового фона и т.д.). Всякий комментарий должен быть направлен к углублению понимания произведения в целом. Подготовка комментария требует знакомства с исследовательской литературой. Ориентиром при подготовке ТР такого рода могут служить комментарии Ю. М. Лотмана к «Евгению Онегину», Ю. К. Щеглова к романам Ильфа и Петрова, комментарии М. Л. Гаспарова и книга Эриха Ауэрбаха «Мимесис». Для ТР можно воспользоваться стандартной формой презентации. Презентация может быть подготовлена по одному из произведений программы. Основой презентации должен быть словесный текст, состоящий из фрагментов произведения, пересказа, комментариев и суждений критиков и литературоведов. Словесный текст должен сопровождаться визуальными и аудиоматериалами, непосредственно относящимися к произведению или передающими колорит эпохи. Это могут быть кадры из экранизаций, книжные иллюстрации, мода, живопись, музыка, танцы эпохи. Можно подобрать фото и видеоматериалы, представляющие место действия или относящиеся к историческим событиям, образующим фон действия. В такой же форме может быть представлено творчество писателя. В этом случае возможно выполнение работы коллективно, при условии, что степень участия каждого члена коллектива можно будет оценить индивидуально. Темы творческих работ в обязательном порядке утверждаются на консультации с начала семестра.
Итоговый контроль Экзамен (зачет) по дисциплине проводится в два этапа.
Итоговая контрольная работа Письменная итоговая контрольная работа (ИКР) – первый этап экзамена (зачета) по дисциплине. Задание ИКР включает около 25 вопросов в закрытой и открытой форме. Цель ИКР, главным образом, – проверка фактических знаний студентов в пределах программы. В задание включаются, во-первых, вопросы на конкретное знание текста. Задания на конкретное знание текста формулируются только по тем произведениям, которые включены в обязательный минимум. Вопросы по текстам аналогичны тем, которые включены в семестровые КРТ. Во-вторых, значительная часть вопросов – это проверка конкретных историко-литературных знаний. Студент должен представлять себе содержание основных историко-литературных категорий (авангардизм, модернизм, поток сознания и т.п.); круг авторов, представляющих в данную эпоху ту или иную литературу; основную проблематику и круг произведений тех или иных писателей; иметь представление о важнейших литературных репутациях. Проверяться будет необходимый минимум фактических знаний в объеме программы. Для подготовки к ИКР достаточно учебника и лекционного материала. При этом ИКР не характеризует ни способность к творческой работе, ни способности мышления и самостоятельной интерпретации материала. Для этого предусмотрены задания, выполняемые в течение семестра, и собеседование по программе курса. Баллы, полученные за ИКР, добавляются к тем, которые были получены в течение семестра. По сумме баллов выставляется предварительная оценка, которая может быть внесена в ведомость и в зачетную книжку, если студент посчитает эту оценку достаточной. Баллы, которых студенту не хватает для получения желаемой оценки, могут быть получены по результатам собеседования по дополнительным вопросам.
Собеседование по дополнительным вопросам Собеседование по дополнительным вопросам – второй этап экзамена (зачета). Оно проводится в почти традиционной экзаменационной форме. Студент получает билет, в который включены пять вопросов из программы курса, и после подготовки отвечает. Каждый ответ оценивается отдельно. Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.
Экзамен В зависимости от обстоятельств, экзамен может быть проведен в традиционной экзаменационной форме, по билетам, в каждый из которых включены по два вопроса. При этом баллы, набранные за самостоятельные и творческие работы, контрольные работы по текстам, итоговую контрольную работу и дополнительные вопросы, не учитываются.
ЧАСТЬ 1. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКА (1870–1910-е гг.) Общая характеристика литературного процесса конца XIХ – начала XХ века
Первая часть курса «История зарубежной литературы ХХ века» охватывает литературу 1870–1910-х годов. В советском литературоведении была принята такая же периодизация, однако в качестве исторических вех, определяющих границы периода, отмечались Парижская коммуна и Октябрьская революция в России. Видимо, точнее будет датировать начало периода франко-прусской войной 1870–1871 годов, а конец – Первой мировой войной и даже 1919–1920 годами, когда в Версале и Париже утверждался послевоенный мировой порядок. При этом литературная хронология не всегда совпадает с календарным временем: в программу включен ряд произведений, написанных и опубликованных позднее, но находящихся в глубокой смысловой связи с духовным миром рубежа веков. Современники обычно связывают начало новых времен с какой-то определенной датой. Но все-таки смена эпох – это не момент, а тоже достаточно длительный процесс, на протяжении которого вызревают новые настроения и созидаются новые формы. Таким периодом вызревания для ХХ века стали 1870–1890-е годы. Три десятилетия после франко-прусской войны были временем впечатляющего господства буржуазии и буржуазности во всех сферах жизни. В большинстве развитых стран Запада произошли буржуазно-демократические преобразования, что обеспечило стабильность и рост благосостояния. Но утвердившийся порядок был удручающе вульгарным и жестоким. Жестокость проявлялась и в социальном неравенстве, и в хищнической эксплуатации колоний; жестокость была заложена и в основы буржуазно-викторианской культуры, подавлявшей все индивидуальное и неординарное в личности; примером здесь может служить трагическая судьба Оскара Уайльда. Кризис буржуазного гуманизма отражен в произведениях Ги де Мопассана. Его творчество лишено цельности, оно является неосуществимой попыткой примирить идею рациональности мира с духовным опытом современного человека. Иррациональная, абсурдная и гротескная реальность (широко представленная в образности Мопассана) не умещается в формы классического буржуазного реализма. Поиски новых форм ведутся в литературе очень активно, в более и менее перспективных направлениях (символизм, «алхимия слова» Рембо, натурализм). Целый ряд эстетических идей реализовал Хенрик Ибсен. Начав с романтических пьес, он в дальнейшем создает реалистическую социальную драму, основанную на идейном конфликте («Кукольный дом», «Враг народа»), «натуралистическую» трагедию («Привидения») и, наконец, становится одним из основоположников символистского театра («Строитель Сольнес», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся»). Творчество Ибсена оказало огромное воздействие на развитие мирового театра, на Чехова, Гауптмана, Шоу. Огромное значение для развития культуры и для ее самопознания имела деятельность Фридриха Ницше. Вслед за Вагнером он охарактеризовал современность как ситуацию всемирно-исторического декаданса, «гибели богов». Он произвел грандиозную деконструкцию институтов западной цивилизации: ее политики, религии, морали, искусства и самой ее основы – буржуазного индивидуализма. По мнению Ницше, человек, его благополучие и совершенство не являются ни целью, ни исходным пунктом исторического развития: человек – то, что нужно преодолеть. «Преодоление человека» означает разоблачение его мнимой свободы, мнимой самостоятельности, мнимой рациональности. Идея преодоления мифа личности становится одной из главных составляющих духовного мира ХХ века. Другим основанием этой идеи стало учение Зигмунда Фрейда, сложившееся также в последние десятилетия ХIХ века. Идеи Ницше получили широкий общественный резонанс уже в1890–1900-е годы. Благодаря Ницше произошло своего рода «опознание болезни» европейского духа: этот дух уже не верит в разум и прогресс, не верит в возможность построения гармоничного и справедливого общества в духе идей Просвещения. Те европейские интеллектуалы, которые сохранили веру в возможность какой-либо исторической жизнестроительной практики, пытаются найти для этого новые духовные основания; Томас Манн, Герман Гессе, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Ромен Роллан пытаются сохранить верность идее гуманизма, освободив ее от индивидуалистической узости. В том же контексте могут быть рассмотрены Гамсун, Баррес с их почвенническим антииндивидуализмом и антиинтеллектуализмом. Веру в историю сохранили также те, кого принято считать основоположниками авангарда (футуристы в Италии, экспрессионисты в Германии и Австрии). Авангардисты считают себя не наследниками прошлого, но провозвестниками будущего. Свое творчество они осознают как работу во имя будущего. Предельный пафос авангарда состоял не в том, чтобы создать новое искусство, а в том, чтобы изменить мир. Для этого нужно переделать слово, сделать его материальной силой, непосредственно воздействующей на реальность. В этом смысле прототипом авангарда было творчество Рембо, его «алхимия слова». Но в те же годы формируется школа «высокого модернизма», для которой характерно резкое противопоставление исторической и эстетической практики (Марсель Пруст, Джеймс Джойс, Франц Кафка): «История – это кошмар, от которого я пытаюсь проснуться», – заявляет герой Джойса. Модернизм сохраняет конструктивную энергию, но направляет ее исключительно на духовные цели, создавая эстетические миры вне и поверх мира реального. Обычно творчество представителей «высокого модернизма» рассматривают в следующем разделе курса. Действительно, основные произведения Пруста, Джойса, Кафки были опубликованы в 1920-е годы, но творчество этих авторов тесно связано с интеллектуальной и эстетической атмосферой декаданса, являясь ее порождением и преодолением. Первая мировая война, напротив, очень мало отозвалась в их произведениях. Между тем именно война оказалась началом ХХ века в общемировом масштабе. В годы войны настроения, которые прежде были достоянием духовной элиты, стали массовыми. Их носителями стали миллионы людей, для которых цивилизация оказалась соотнесенной с войной и приравненной к смерти.
Содержание лекционного курса Основная литература по всем темам курса указана в разделе «Учебная и справочная литература». В настоящем разделе указана дополнительная литература, рекомендуемая для подготовки самостоятельных и творческих работ.
Тема 1. Культурно-исторический контекст литературной жизни 1870–1890-х годов Важнейшие явления и события исторической жизни Европы 1870–1890-х годов (европейский колониализм, объединение Германии, Франко-прусская война, падение II Империи и установление III Республики во Франции, дело Дрейфуса, Испано-американская война, конец правления королевы Виктории в Англии). Ликвидация последствий реакционного Венского конгресса. 1870–1890-е годы как время относительной социально-политической стабильности в Европе. Буржуазно-демократические преобразования в политической и общественной жизни ведущих европейских стран. Массовая культура и ее ценности. Буржуазно-просветительская концепция человека (рациональность, ответственность, конструктивность) Значение творчества Рихарда Вагнера для осознания современности как всемирно-исторического декаданса, «гибели богов». Ощущение глубокого кризиса европейской системы ценностей, разочарование в идеях гуманизма и рационализма. Культурная маска декадента: отказ от идеи искусства как «служения», установка на потребление, а не на производство духовных ценностей; стиль и стилизация в искусстве декаданса. Декаданс как тип трагического миросозерцания и творческой мифологии; религиозно-мистическое содержание искусства в эстетике декаданса. Значение книги Освальда Шпенглера «Закат Европы» как завершения кристаллизации идей культурно-исторического декаданса, начатой Вагнером. Соотношение культуры и цивилизации в концепции Шпенглера. Критика буржуазной концепции человека, буржуазно-демократической модели общества в произведениях Фридриха Ницше, Зигмунда Фрейда.
Литература Лосев А. Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Толмачев В. Декаданс: опыт культурологической характеристики // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. М., 1991. № 5. Цвейг С. Вчерашний мир. Воспоминания европейца // Цвейг С. Статьи, эссе. Вчерашний мир. Воспоминания европейца. М., 1987.
Тема 2. Натурализм в европейских литературах Преобладание реализма как «воспроизведения жизни в формах самой жизни» в европейских литературах 1840–1860-х годов. Формирование на основе реалистической традиции новых направлений литературы. Научные и философские основы натурализма: позитивизм, теория «трех факторов» Ипполита Тэна, естественно-научные открытия и открытия в области общественных наук, изобретение фотографии. Живопись импрессионизма как аналог литературного натурализма. Литературный феномен «братьев Гонкур». Начало творчество. Занятия историей. Исторический метод братьев Гонкур. Важнейшие произведения. «Дневник» Гонкуров. Гонкуровская премия. Художественная манера братьев Гонкур в романе «Жермини Ласерте»: фрагментарность образной картины действительности, отказ от общих планов, объяснений и комментариев. «Научность» и эстетическое содержание метода братьев Гонкур. Метод братьев Гонкур и живопись импрессионизма. Золя как создатель теории и практики натурализма. Творчество Золя в литературном, научном и политическом контексте времени. Общественная деятельность Золя: «Я обвиняю». Романтические мотивы раннего творчества. Опыт применения идей социального и биологического детерминизма в романе «Тереза Ракен». Проблема вины главной героини. Замысел и композиция романного цикла «Ругон-Маккары». Закономерности жизни человека и общества и вопрос о свободе личности в понимании Золя. Социальный протест, тема возмездия цивилизации за насилие над природой. Мифологизация наследственности и среды. Романтические и идеалистические черты натурализма Эмиля Золя. Приемы создания характера, построение сюжета, аллегория и символика в романах Золя. Крупнейшие представители натурализма и натуралистические тенденции в произведениях европейских писателей («Привидения» Х. Ибсена, «Фрекен Юлия» А. Стриндберга, «Перед восходом солнца» Г. Гауптмана).
Литература Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987. Брандес Г. Литературные характеристики: Французские писатели // Брандес Г. Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б.г. Т. 13. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности // Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987. Затонский Д. В. Искусство романа и ХХ век. М., 1994. Лансон Г. История французской литературы. Современная эпоха. М., 1909. Лосев А. Ф. Реализм, натурализм и позитивизм // Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994. Миловидов В. Поэтика натурализма. Тверь, 1996. Толмачев В. М. Мир Гонкуров // Гонкур Э., Гонкур Ж. Жермини Ласерте. М., 1990. Шор В. Братья Гонкуры: их эстетика и романы // Гонкур Э., Гонкур Ж. Жермини Ласерте. М., 1972.
Тема 3. Мопассан Литературная и личная судьба Мопассана. Роль Флобера в его творческом становлении. Новеллистика Мопассана. Условный и реальный смысл сюжета «Пышки». Истоки сюжета. Своеобразие решения сюжета о героической деве. Структура сюжета: внешнее и внутреннее действие. Образ Пышки, ее портрет и характеристика. Символика причастия в новелле. Проблема авторской позиции: ирония и героика. Миф в структуре сюжета новеллы «Заведение Телье». Фабула и сюжет. Персонажи, их внешний и внутренний облик. Соотношение реальности и ее восприятия персонажами. Смысловая роль таинства пресуществления в образном строе новеллы. Любовный сюжет в новеллах Мопассана. Повторяющиеся мотивы. Субъект и объект любовного чувства, развитие чувства, его результаты. Позиция Мопассана по отношению к участникам любовного сюжета. Тематическое и смысловое содержание мотива безумия в новелле «Орля». Использование Мопассаном классических форм биографического, плутовского, психологического романа («Жизнь», «Милый друг», «Сильна, как смерть»). Трагедия Мопассана – писателя: несоответствие реального духовного опыта, реального человеческого содержания и литературных форм классического реализма и культурных форм буржуазного общества.
Литература Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987. Брандес Г. Литературные характеристики: Французские писатели // Брандес Г. Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б.г. Т. 13. Ерофеев В. В. Поэтика и этика рассказа: Стили Чехова и Мопассана // Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996. Маркин А. В., Смышляева А. М. Неконструктивное противоречие в структуре новеллы Ги де Мопассана «Пышка» // Известия Уральского государственного университета. 2000. № 3. Моруа А. Мопассан // Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983. Розанов В. В. Один из певцов «вечной весны» (Мопассан) // Розанов В. В. О писательстве и писателях. М., 1995. Толстой Л. Предисловие к соч. Гюи де Мопассана // Толстой Л. Что такое искусство? М., 1985; или: Толстой Л. Н. Собрание соч.: в 22 т. М., 1983. Т. 15: Статьи о литературе и искусстве. Франс А. Мопассан и французские рассказчики // Франс А. Собр. соч.: в 8 т. М., 1960. Т. 8.
Тема 4. Хенрик Ибсен Особенности исторического пути и культурного облика скандинавских стран во второй половине XIX века. Эволюция творчества Ибсена, внутренняя логика перехода от романтических пьес к реалистической социальной драме, основанной на идейном конфликте, и затем к символистскому театру. Романтический и патриотический характер ранних пьес Ибсена. Причины и смысл отъезда Ибсена из Норвегии. Место в творчестве Ибсена пьес «Бранд» и «Пер Гюнт»: два типа ибсеновских героев – героический идеалист и реалист. Реалистические сатирические пьесы Ибсена 1870–1880-х годов Пьесы «Нора, или Кукольный дом» и «Враг народа». Конфликт и герой; общность проблематики. Приемы характеристики персонажа и выявления смысла действия. Деталь и диалог. Завязка действия, «подводное течение» и «открытый финал». Пьесы «Дикая утка» и «Гедда Габлер». Развитие проблематики конфликта героя-идеалиста, сильной личности с мещанским миром. Нора и Гедда; доктор Стокман и Грегерс Верле. Значение сюжетного мотива преступления и расследования в драматургии Ибсена. Шекспировские аллюзии в «Дикой утке». Авторская позиция. Драма «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» и ее место в творчестве Ибсена. Символика пьесы. Образ Рубека, его искусство, его отношения с Иреной и Майей. Новаторство художественного метода Ибсена. Усвоение, переосмысление и переоценка эстетических принципов Ибсена Чеховым и Шоу. Трагедия индивидуалиста, тема творчества и юности в поздних пьесах Ибсена. Ибсен в русском театре.
Литература Адмони В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. Л., 1989. Анненский И. Бранд-Ибсен // Анненский И. Книги отражений. М., 1979. Белый А. Символический театр. Кризис сознания и Генрик Ибсен // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 2. Берковский Н. Я. Ибсен // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. М.; Л., 1962. Мережковский Д. Ибсен // Мережковский Д. Вечные спутники. М., 1995. Хейбьерг Х. Генрик Ибсен. М., 1975. Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма // Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.
Тема 5. Английская литература 1870–1890-х годов Викторианская культура и ее литературное значение. Викторианская культура как британский и общеевропейский феномен. Буржуазно-демократические основы викторианства. Критицизм английских интеллектуалов по отношению к викторианской цивилизации, к буржуазно-просветительским мифам о рациональности человека, о справедливости общественного устройства. Деятельность «Фабианского общества». Критика викторианской цивилизации в сочинениях Джона Рескина, в творчестве прерафаэлитов. Проблема красоты в творчестве Уолтера Пейтера. «Эстетизм» и «дендизм» как реакция на викторианство. Крупнейшие английские писатели периода (Джордж Элиот, Джордж Мередит, Джордж Гиссинг). Сатирическое творчество Сэмюэла Батлера. Континентальные влияния (натурализм, символизм, ницшеанство) в английской литературе. Традиции «готической прозы» в английской литературе конца XIX века (Уайльд, Стивенсон, Джеймс, Уэллс). Реализм Томаса Гарди (Харди). Проза и поэзия в творчестве писателя. Романы «уэссексского цикла». Тема социальной, культурной, исторической среды, отношение к прогрессу. Образы староанглийской архитектуры в произведениях Гарди. Отношение к церкви. Проблема свободы человека, его способности управлять собственной судьбой в романах-трагедиях Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» и «Джуд Незаметный». «Натуралистический» и «романтический» элементы в творчестве Гарди. Генри Джеймс как «англо-американский» писатель. Формирование личности. Важнейшие литературные влияния. Европа и Америка в произведениях Джеймса. Романное творчество Джеймса. Образ «американской девушки» в повести «Дэзи Миллер». Проблематика повести «Поворот винта». Приемы повествования; проблема точки зрения; недостоверный рассказчик. Рациональное и иррациональное в новелле: уровни интерпретации. Смысл оппозиции «джентльмен – неджентльмен» в новелле. Художественная техника Генри Джеймса: ирония, игра точками зрения, использование фигуры недостоверного рассказчика. Генри Джеймс – теоретик литературы. Творчество Роберта Льюиса Стивенсона. Раскрытие темных сторон человеческой природы в авантюрном сюжете. Отношение к нормам буржуазно-викторианской цивилизации. Проблема зла в романе «Остров сокровищ», в повести «Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда». Сюжет и композиция. Способы создания атмосферы ужасного. Мифологизация науки в новелле; культурно-философские аспекты содержания. Образ художника в новелле «Ночлег Франсуа Вийона». Антивикторианство и викторианство Стивенсона.
Литература Викторианская культура: Современный взгляд // НЛО, 2004, № 70 (Алябьева Л. Дискуссии о женщине и спорте в викторианской Англии; Праш Т. Весь мир в одном городе: Лондон в 1851 году; Бьюмонт М. Мир как универсальный магазин: Утопия и политика потребления в конце XIX века; Карпенко Л. «Очарованность ужасным»: притягательный мир викторианского паноптикума; Вайнштейн О. Зрительные игры XIX века: оптика английского денди; Алябьева Л. Викторианская Англия в Интернете). Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. Стрэчи Л. Королева Виктория. Изд-во «Феникс», 1999. Томас Гарди Демурова Н. Томас Гарди, прозаик и поэт // Гарди Т. Избр. произв.: в 3 т. М., 1989. Т. 1. Фаулз Дж. Англия Томаса Харди // Фаулз Дж. Кротовые норы. М., 2002. Генри Джеймс Елистратова А. Предисл. // Джеймс Г. Повести и рассказы. М., 1973. Зверев А. М. Джеймс. Пора зрелости // Джеймс Г. Послы. М., 2000. Каули М. Два Генри Джеймса // Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973. Мориак Ф. Что дал роману Фрейд? Заметки на полях «Бостонок» // Мориак Ф. Не покоряться ночи. М., 1986. Палья К. Личины сексуальности. Екатеринбург, 2006 (Гл. 23: Американские декаденты: Эмерсон, Уитмен, Джеймс). Селитрина Т. Л. Генри Джеймс и проблемы английского романа, 1880–1890. Свердловск, 1989. Сноу Ч. П. Генри Джеймс // Сноу Ч. П. Портреты и размышления. М., 1985. Урнов Д. М. Англо-американский вариант (к проблеме определений) // Контекст-1985. М., 1986. Шерешевская М. А. Генри Джеймс и его роман «Женский портрет» // Генри Джеймс. Женский портрет. М., 1984. Роберт Льюис Стивенсон Будур Н. Готическая английская проза и пути ее развития // Английская готическая проза: в 2 т. М., 1999. Т. 1. Вулис А. З. В мире приключений: Поэтика жанра. М., 1986. Дьяконова Н. Я. Стивенсон и английская литература XIX века. Л., 1984. Кагарлицкий Ю. И. Литература и театр Англии XVII–XX вв.: авторы, сюжеты, персонажи. М., 2006. Лавров А. В. Стивенсон по-русски: Доктор Джекил и мистер Хайд на рубеже двух столетий // Эротизм без берегов. М., 2004. Набоков В. В. Роберт Льюис Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда // Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. М., 2000. Олдингтон Р. Стивенсон: Портрет бунтаря. М., 1973.
Тема 6. Творчество Оскара Уайльда Творчество Оскара Уайльда: духовные истоки. Эссеистика Уайльда. Проблематика романа «Портрет Дориана Грея». Роман «Портрет Дориана Грея». Основной событийный ряд книги и построение сюжета. Стиль романа. Соотношение позиций героев (лорда Генри, Дориана, Холуорда) и позиции автора. Мораль Оскара Уайльда. Место книги в культуре европейского декаданса. Секуляризация мира и сакрализация искусства в эстетизме Уайльда. Драматургия Уайльда. «Идеальный муж» как комедия интриги и комедия характеров. Действующие лица, мотивы их поступков. Насколько закономерно развитие и разрешение интриги? «Идеальный муж» и сюжет детективной новеллы. Характеры героев, построение диалогов. Идейная структура и мораль пьесы. «Как важно быть серьезным». Условное и реальное, серьезное и несерьезное в характерах и действии. Природа комизма. Категории правдоподобия, смысла и содержания в пьесе Уайльда. Судьба Оскара Уайльда – свидетельство силы и слабости викторианской культуры. Викторианская культура и декаданс.
Литература Аникин Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М., 1986. Аникст А. А. Оскар Уайльд // Оскар Уайльд. Избранные произведения: в 2 т. М., 1960. Т. 1; или: Оскар Уайльд. Пьесы. М., 1960. Берштейн Е. Русский миф об Оскаре Уайльде // Эротизм без берегов. М., 2004. Борхес Х. Л. Об Оскаре Уайльде // Борхес Х. Л. Собр. соч.: в 4 т. СПб, 2005. Т. 2. Бэлза И. Оскар Уайльд // Оскар Уайльд. Избранное. М., 1989. Вайнштейн О. Денди: мода, литература, стиль. М., 2005. Викторианская культура: Современный взгляд // НЛО, 2004, № 70. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. Палья К. Личины сексуальности. Екатеринбург, 2006 (Гл. 20. Прекрасный мальчик-разрушитель: «Портрет Дориана Грея». Гл. 21. Английский эпицен: «Как важно быть серьезным» Уайльда). Парандовский Я. Король жизни // Парандовский Я. Алхимия слова. М., 1990. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. Соколянский М. Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса, 1990. Чуковский К. И. Оскар Уайльд // Чуковский К. И. Люди и книги. М., 1960. Шестаков Д. П. Парадоксалисты // Театр. 1977. № 3. Эллман Р. Оскар Уайльд. М., 2000.
Тема 7. Французская лирика 1870-х годов Французские поэтические школы 1860–1870-х годов как литературный фон поэзии Поля Верлена. Поэзия парнасцев, Бодлера, Гюго. Верлен и декаданс. Тема «римского мира периода упадка». Стилизация и ирония в «Галантных празднествах». «Поэтическое искусство» Верлена и традиция классицистистического рационализма во французской поэзии. Программа Верлена: отрицание риторики, требование «музыки». «Песни без слов»: предмет и материал поэзии Верлена, смысл названия сборника. Верлен и живопись импрессионизма. Поэтическая техника Верлена: сочетание естественности речи со сложной ритмической и строфической формой. Верлен и русская поэзия. Жизнь и личность Артюра Рембо. Взаимоотношения Рембо с близкими, с профессиональной литературной средой. Основные тематические циклы. Антибуржуазный, антивоенный, бунтарский пафос. Антитеза движения – покоя. Эволюция поэтического стиля Рембо. Эстетика Рембо: взаимоотношения жизни и искусства, назначение поэзии. Теория ясновидения, «алхимия слова». Замысел «Озарений». Попытка преодоления символической природы слова, построения языка, «непосредственно доступного для органов чувств». Значение опытов Рембо для формирования программы литературного авангардизма. «Сезон в аду» как итог поэтического пути Рембо и отказ Рембо от поэзии.
Литература Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987. (Гл: Поэзия зримого и незримого. С. 100–136.) Великовский С. И. В скрещенье лучей. Групповой портрет с Полем Элюаром. М., 1987. Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма // Поэзия французского символизма. М., 1994. Мурашкинцева Е. Д. Верлен и Рембо. М., 2001. Теория литературы: Учеб. пособие: в 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. 2: Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2004. С. 267–287. Верлен Валери П. Вийон и Верлен. Проходящий Верлен // Валери П. Рождение Венеры. СПб., 2000. Волошин М. Поль Верлен // Волошин М. Лики творчества. Л., 1988. Грачев Р. Поль Верлен // Писатели Франции. М., 1964. Пастернак Б. Л. Поль-Мари Верлен. // Пастернак Б. Л. Собрание сочинений: в 5 т. М., 1991. Т. 4; или Пастернак Б. Л. Воздушные пути. М., 1982. Франс А. Поль Верлен. Поль Верлен, «Мои больницы» // Франс А. Собр. соч. в 8 т. Т. 8. М., 1960. Эткинд Е. Г. Поль-Мари Верлен // Верлен П. М. Лирика. М., 1969. Рембо Андреев Л. Г. Феномен Рембо // Рембо А. Произведения. М., 1988. Балашов Н. И. Рембо и связь двух веков поэзии // Рембо А. Стихи. М., 1982. Карре Ж. М. Жизнь и приключения Жана-Артюра Рембо. СПб., 1994. Миллер Г. Время убийц // Иностранная литература. 1992. № 10. Отд. изд.: Миллер Г. Время убийц. М., 2002.
Тема 8. Символизм в европейских литературах Символизм: аспекты содержания понятия. Символизм как мировидение и как художественный стиль. Символизм и романтизм; символизм и декаданс. Центральное место символизма в художественных исканиях эпохи декаданса. Идеи символизма как отрицание позитивизма и материализма. Культурно-исторические и философские основы символизма: неоплатонизм, учение Шопенгауэра. Цель художественного творчества в эстетике символизма: попытка построения метафизического синтеза, интуитивное преодоление разрыва между знаком и смыслом, явлением и сущностью, частным и общим, воплощением и идеей, объектом и субъектом. Религиозно-мистические устремления символистов. Символизм и поэтическая практика Верлена и Рембо: общность и различие. Отрицание описательности и логицизма, утверждение музыкальной природы творчества. Черты символизма в произведениях Ибсена, Уайльда и др. Становление концепции символизма в творчестве Стефана Малларме. Философские основы поэтической практики Малларме. Поэтическая метафизика и поэтическая техника Малларме. Мир форм и мир идей и принципы построения поэтического текста. Разрушение традиционных схем поэтического описания. Метафора у Малларме. Место Малларме в истории французской поэзии, значение его литературного салона. Поль Валери о Малларме. Драматургия символизма. «Поэтичность» и «театральность» символистской драмы в отличие от прозаизма натуралистической драмы и «драмы идей». Черты символистской драмы в творчестве Хенрика Ибсена, Герхарда Гауптмана. Философские и поэтические основы, сказочно-мифологический сюжет пьес Метерлинка 1890-х годов. «Театр молчания». Отказ от принципов бытового правдоподобия. Традиции театра дель арте в искусстве Метерлинка. «Подводное течение», открытый финал, диалог, деталь, метафора в драме Метерлинка. Игра со сценическим пространством, использование звуковых и световых эффектов, декоративности. Образное воплощение символистских тем молчания, ожидания, непонимания, сна и пробуждения, лжи и правды. Метерлинк и Чехов. Романтические пьесы Метерлинка 1900-х годов («Монна Ванна», «Синяя птица»). «Театр покоя» и поиски «сокровища смиренных» в пьесе «Синяя птица». «Ибсеновские» мотивы в проблематике пьесы «Монна Ванна» и их символистское решение. Метерлинк в русском театре.
Литература Андреев Л. Г. О двух знаменитых бельгийцах // Верхарн Э. Стихотворения. Зори. Метерлинк М. Пьесы. М., 1972. Андреев Л. Г. Сто лет бельгийской литературы. М., 1967. Бачелис Т. И. Заметки о символизме. М., 1998. Белый А. Символизм как миропонимание. Символизм. // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 2. Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987. Гаспаров М. Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. М., 1998. С.5–44. Гинзбург Л. Я. О лирике. М.; Л., 1964. (Гл: Наследие и открытия. С. 255–267.) Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы. М., 1975. Иванов Вяч. Две стихии в современном символизме. Заветы символизма. Мысли о символизме // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. Кассу Ж. и др. Энциклопедия символизма. М., 1998. Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма // Поэзия французского символизма. М., 1994. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994. Лосев А. Ф. Логика символа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1977. Минц З. Г. Поэтика символизма. СПб, 2000. Теория литературы: Учеб. пособие: в 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. 2: Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2004. С. 267–287. Тишунина Н. В. Театр У. Б. Йейтса и проблемы развития западноевропейского символизма. СПБ, 1994. Малларме Валери П. Письмо о Малларме. Я говорил порой Стефану Малларме… // Валери П. Об искусстве. М., 1993. Валери П. Стефан Малларме. Последний визит к Малларме. Малларме // Валери П. Рождение Венеры. СПБ., 2000. Великовский С. И. В скрещенье лучей. Групповой портрет с Полем Элюаром. М., 1987. (Гл: Подвластно ль выраженью невыразимое (Стефан Малларме). С. 126–134.) Зенкин С. Пророчество о культуре // Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. М., 1995. Сартр Ж. П. Малларме // Сартр Ж.П. Ситуации. М., 1998. Метерлинк Бердяев Н. А. К философии трагедии (Морис Метерлинк) // Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. М., 2002. Блок А. А. Собр. соч. Т. 10. Литературная критика. 1903–1921. Л., 1935. О драме (Метерлинк). Зингерман Б. И. Очерки истории драмы ХХ в. М., 1979. Французский символизм. Драматургия и театр / Сост. В. Максимова. СПб, 2000. Эткинд Е. Г. Морис Метерлинк // Иностранная литература. 1962. № 8.
Тема 9. Фридрих Ницше Судьба и личность Ницше, их мифологизация в творчестве самого Ницше и в осмыслении его читателей. Ницше как ученый, философ и художник. Шопенгауэр и Вагнер в восприятии Ницше. «Происхождение трагедии из духа музыки». Исследование феномена греческой трагедии и проблемы современного мира. Аполлоническое и дионисийское в мифологии Ницше; тема взаимосвязи болезни и гениальности. Сократ и сократическая культура в философствовании Ницше. Идея возрождения трагического чувства жизни в «Происхождении трагедии». Проблема декаданса в произведениях Ницше «Веселая наука», «Сумерки кумиров» и др. Деконструкция институтов западной цивилизации: ее политики, религии, морали, искусства и ее основы – буржуазного индивидуализма. Значение тезисов Ницше о смерти Бога и о необходимости «преодоления человека». Идея преодоления мифа личности как одна из основ духовного мира ХХ века. Ницше и «сверхчеловечество». Необходимость исторического контекста для осмысления творчества Ницше. Ницше как философ и художник: концепт и дискурс сочинений Ницше. Стиль Ницше, своеобразие его афористической манеры. Ницше и проблема диалога. Рецепции творчества Ницше в ХХ веке. Ницше и русская культура.
Литература Аствацатуров А. Три великие книги Фридриха Ницше // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. Верцман И. Е. Проблемы художественного познания. М., 1967. Гайдукова Т. Г. У истоков. М., 1995. Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М., 1982. Кропотов С. Л. Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида. Екатеринбург, 1999. Ман П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Изд-во Урал. ун-та, 1999. Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта // Манн Т. Собр. соч. М., 1961. Т. Х. Свасьян К. А. Фридрих Ницше, мученик познания // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. М., 1990. Т. 1. Цвейг С. Ницше // Цвейг С. Собр. соч.: в 10 т. М., 1992. Т. 5.
Тема 10. Культурно-исторический контекст литературной жизни и основные литературные направления 1900–1910-х годов Быстрый экономический рост как результат завершения буржуазно-демократических преобразований в европейских странах. Буржуазное процветание и нарастание военной напряженности. Негативные аспекты формирования индустриального массового общества. Массовая культура. Культурно-исторический фон развития литературы во Франции. Выход страны из депрессии, вызванной поражением в войне с Пруссией. Укрепление демократии, рост экономического и политического могущества Франции, повышение ее международного авторитета. Культура «belle é poque». Стиль модерн. Положение Германии, ее военно-политические амбиции. Усиление националистических настроений. Особенности культурной и политической ситуации в Австро-Венгрии, сочетание архаической военно-бюрократической имперской государственности с исключительной свободой духовной жизни. Французское влияние в немецкой и австрийской культуре рубежа веков. Вена и Прага как литературные центры. Своеобразие духовной атмосфера Англии 1900–1910-х годов. Богатство и сложность художественной жизни в Европе 1900–1910-х годов. Разнообразие литературных направлений, формирование новых художественных школ (экспрессионизм, кубизм, унанимизм, футуризм, венская школа модерн и др.). Поиск новых ценностей за пределами декаданса и позитивизма. Критика характерных для культуры конца века масок писателя-ученого (натурализм) и эстета (декаданс). Антипозитивистские идеи в романе Поля Бурже «Ученик». «Католическое возрождение» и Поль Клодель. Неоромантический пафос Эдмона Ростана («Сирано де Бержерак»). Значение Ницше в культуре начала века: утверждение Ницше идеи будущего и возможности преодоления декаданса, осознание современности не как «конца времени», но как начала новой эпохи. Духовное наследие Просвещения, классического буржуазного гуманизма в творчестве Анатоля Франса, Генриха Манна. Скептицизм Анатоля Франса. Жанровые традиции Франса: философская повесть XVIII века (Вольтер, Дидро). Историческая тема Франса, особенности его историзма («Таис», «Боги жаждут»). Идея культуры у Франса. Сатира Генриха Манна и неоромантические тенденции в его творчестве. Карикатура и гротеск в романе «Учитель Унрат». Общественно-политическая позиция Генриха Манна. Обращение Ростана, Мориса Барреса, Габриэле д’Аннунцио, Кнута Гамсуна, Томаса Манна к националистической и патриотической проблематике. Формирование идеологии «крови и почвы», иррациональной связи человека с родной почвой, с национальным духом. Реакционный и анахронический характер подобных утопий, причины их эстетической притягательности. Творчество Ромена Роллана. Важнейшие духовные влияния (Толстой, Спиноза, Вагнер, Ницше). Героико-трагический пафос Роллана, представление о «душе вселенной» и творческом порыве как высшем проявлении эмоциональной стихии универсума. Романтическая традиция; гений, история и общество в романе «Жан Кристоф». Общественная позиция Роллана.
Литература История всемирной литературы: в 9 т. М., 1994. Т. 8. (Разд. 2: Литературы Западной Европы: Введение; Гл. 1. § 1; Гл. 8; Гл. 10. § 1; Гл. 11). Парамонов Б. Шедевр немецкого «славянофильства». О «Размышлениях аполитичного» Томаса Манна // Парамонов Б. След: Философия. История. Современность. М., 2001.
Тема 11. Творчество Кнута Гамсуна Трагическая судьба Кнута Гамсуна. Его вступление в литературу. Лирико-философская проза 1890-х годов («Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория»). Автобиографический герой. Сюжет. Мир людей и мир природы в книгах Гамсуна. Драма богооставленности и проблема любви-ненависти. Позднее творчество Гамсуна.
Литература Горький М. Кнут Гамсун // https://maximgorkiy.narod.ru/OTH/knut.htm Куприн А. О Кнуте Гамсуне // Куприн А. Собр. соч.: в 6 т. М., 1958. Т. 6. Палиевский П. Кнут Гамсун в европейской культуре // Наш современник. 2001. № 7. Сергеев А. В. О Кнуте Гамсуне // Гамсун К. Избр. произв. М., 1992.
Тема 12. Неоромантизм в европейских литературах рубежа веков Основные черты «неоромантической» тенденции в искусстве начала ХХ века: утверждение героической личности, жизненной активности, реальности вещного мира, классической эстетической формы взамен туманности символизма. Многообразие содержания понятия неоромантизм. Джозеф Конрад: судьба писателя, своеобразие его положения в английской литературе. Проблематика книг Конрада, своеобразие героики. Сюжет Конрада, его символический смысл. Тема «сердца тьмы», раскрытия скрытой сущности человеческой природы, идея стойкости. Цивилизация и природа в книгах Конрада. Романтическое и антиромантическое в прозе Конрада. Приемы повествования Конрада, усвоение его поэтики в литературе ХХ века. Редьярд Киплинг: «певец британского империализма»? Идея верности цивилизации, «бремени белого человека». Полемика с эстетизмом и символизмом. Экзотический фон, тема встречи культур. Героическое и антигероическое, поэзия и проза Киплинга. Произведения для детей, связь «Сказок» и «Книги Джунглей» с «взрослым» творчеством Киплинга. Юмор и фантастика Киплинга. Развитие детективного жанра в творчестве Артура Конан Дойля. Происхождение детектива (По, Коллинз). Упрощение структуры и содержания детективной новеллы в рассказах о Шерлоке Холмсе. Образ Шерлока Холмса. Смысл оппозиций: Холмс – Уотсон, Холмс – Лестрейд, Холмс – преступник. «Банальное» и «гениальное» сознание. Сущность и смысл преступления. Образ пространства в новелле Конан Дойля: гостиная на Бейкер-Стрит – город – мир. «Магистральный сюжет» детективной новеллы. Философские и культурологические аспекты содержания сюжета. Детектив и викторианская культура: проблема рациональности. Авантюра дискурса в детективной новелле: фабула Уотсона, фабула Холмса, фабула преступника. Новелла Конан Дойла в историческом ряду (Коллинз, Диккенс, По). Шерлок Холмс среди других великих детективов (Дюпен, патер Браун, Пуаро, Мегрэ и др.).
Литература Вулис А. З. В мире приключений: Поэтика жанра. М., 1986. История всемирной литературы: в 9 т. М., 1994. Т. 8. Кагарлицкий Ю. И. Литература и театр Англии XVII–XX вв.: авторы, сюжеты, персонажи. М., 2006. Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1966. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. Конрад Литературный гид. Джозеф Конрад: Между мирами // Иностр. литература. 2000. № 7. Киплинг Борхес Х. Л. Киплинг и его автобиография // Борхес Х. Л. Собр. соч.: в 4 т. СПб, 2005. Т. 1. Долинин А. Редьярд Киплинг, новеллист и поэт // Киплинг Р. Рассказы. Стихотворения. Л., 1989. Куприн А. Редиард Киплинг // Куприн А. Собр. соч.: в 6 т. М., 1958. Т. 6. Моэм У. С. Моэм выбирает лучшее у Киплинга // Моэм У. С. Подводя итоги. М., 1991. Артур Конан Дойл Адамов А. Г. Мой любимый жанр – детектив: Записки писателя. М., 1980. Вайль П. Гений места. М., 1998. (Конан Дойл) Вулис А. З. Поэтика детектива // Новый мир. 1978. № 1. Генис А. Закон и порядок. Мой Шерлок Холмс // Знамя. 1999. № 12. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. К описанию структуры детективной новеллы // Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст. М., 1996. Каграманов Ю. Метаморфозы детектива // Лит. обозрение. 1981. № 7. Моэм У. С. Упадок и разрушение детектива // Моэм У. С. Подводя итоги. М., 1991. Тугушева М. П. Под знаком четырех: О судьбе произведений Э. По, А. К. Дойла, А. Кристи, Ж. Сименона. М., 1991. Фаулз Дж. Конан Дойл // Фаулз Дж. Кротовые норы. М., 2002.
Тема 13. Английские сатирики рубежа веков. Герберт Джордж Уэллс. Джордж Бернард Шоу Традиции и формы английской сатиры. Реализм, утопия, фантастика в английской сатире. Формирование личности Уэллса, естественно-научные интересы и занятия журналистикой. Назначение искусства в понимании Уэллса, полемика с Генри Джеймсом. Уэллс и социализм. Сатирическое и социально-утопическое творчество. Реальное и фантастическое; игра с социально-культурными стереотипами; пародия. Уэллс и наука. Проблема цивилизации в творчестве Уэллса. Концептуальное и художественно-образное содержание произведений Уэллса. Джордж Бернард Шоу. Раннее творчество, важнейшие влияния: Вагнер, Маркс, Ницше. Идеи Фабианского общества. Шоу об Ибсене («Квинтэссенция ибсенизма»). Представление о современной драме как о драме идей. Театр 1890–1900-х годов. «Неприятные пьесы», «Приятные пьесы». Художественная деконструкция буржуазно-викторианского общества. Связь Шоу с символизмом и декадансом, отношение к революционным идеям. Идеалисты и реалисты в пьесах Шоу: вопрос о «тирании идеалов», о мотивах человеческих поступков. Комедия «Пигмалион». Тема и основное направление действия. Реализм и условность. Проблематика природы и культуры, мужского и женского, жизненной практики и игры в пьесе. Образ профессора Хиггинса, двойная роль творца культуры и ее разрушителя. Социально-политический утопический смысл лингвистической программы Шоу. Реальное и ирреальное в пьесе «Дом, где разбиваются сердца». Подзаголовок пьесы: чеховские мотивы в комедии. Тема общественного порядка, викторианского лицемерия в пьесе. Тема взаимоотношений мужского и женского, старости и молодости. Мера психологической мотивированности поступков героев. Структура диалога. Образ капитана Шотовера, его амбивалентность. Смысл финала. Шоу и Чехов. Позднее творчество Шоу.
Литература Уэллс Борхес Х. Л. Ранний Уэллс // Борхес Х. Л. Собр. соч.: в 4 т. СПб, 2005. Т. 2. Кагарлицкий Ю. И. Вглядываясь в грядущее. Книга о Герберте Уэллсе. М., 1989. Ковтун Е. Поэтика необычайного. М., 1999. Сноу Ч. П. Уэллс // Сноу Ч. П. Портреты и размышления. М., 1985. Степновская Т. Научная фантастика как вид фантастической литературы. Ростов-на-Дону, 1985. Чернышева Т. Природа фантастики. Иркутск, 1984. Шоу Гражданская З. Бернард Шоу // Шоу Б. Пьесы. М., 1969. Гражданская З. Бернард Шоу. М., 1979. Деннингхаус Ф. Театральное призвание Бернарда Шоу. М., 1978. Образцова А. Драматургический метод Бернарда Шоу. М., 1965. Пирсон Х. Б. Шоу. М., 1972. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. Шестаков Д. П. Парадоксалисты // Театр. 1977. № 3.
Тема 14. Становление концепции «высокого модернизма» и творчество Марселя Пруста Факторы формирования установок «высокого модернизма» в культуре конца XIX – начала ХХ века: второй кризис буржуазно-демократической идеологии, критика буржуазной концепции личности в творчестве Вагнера, Ницше, Фрейда и Шпенглера. Художественные предпосылки: творчество Флобера, французских «проклятых поэтов», символизм, авангардистское искусство начала ХХ века. Отношение высокого модернизма к наследию Просвещения и декаданса. Рационалистический и немистический характер модерна; конструктивный пафос. Андре Жид. Противоречия творческого пути. Раннее творчество, его связь с искусством символизма и декаданса. Ницше и Достоевский в творческом сознании Жида. Проблема имморализма в произведениях начала века; переосмысление проблематики бунта в романах «Подземелья Ватикана» и «Фальшивомонетчики». Поль Валери. Особое положение в истории французской литературы. Проблематика этюда «Вечер с господином Тэстом». Попытка Валери найти в поэзии сферу «абсолютного творчества», отказ от романтической исповедальности и декадентски-символистского иррационализма; поэзия как «специфическое приложение возможностей разума» и сложно устроенный язык. Значение идей Валери для научных и эстетических поисков ХХ века. Творчество Марселя Пруста и литература модернизма. Вопрос о соотношении традиционного и новаторского в романе «В поисках утраченного времени». Классические жанры литературы Нового времени – мемуары и роман воспитания – в структуре «Поисков». Разрушение привычных сюжетных схем и проблема организации жизненного материала. Ключевые мотивы, ключевая ситуация и эстетическая основа книги Пруста. Потребность в конкретно-чувственном восприятии идеала, объединяющего красоту, добро и истину, и глубокое разочарование в реальности. Ситуации любви и ревности: стремление героя привести реальность в соответствие с его представлениями о должном и его результаты. Ключевая ситуация романа Пруста – крушение попытки активного действия героя, волевым усилием преобразующего мир. Драма сознания Марселя: безуспешные попытки создания своей биографии из фактов своей жизни, подчинения этих фактов нормативному прообразу. Система персонажей романа как отражение и проекция сознания Марселя; роман как грандиозный портрет сознания героя, а не как история его жизни. Задача искусства: создание метафоры, как словесного, музыкального или живописного соответствия эстетическому порядку мироздания, обретенному сознанием художника, построение художественного образа, действующего с силой и настоятельностью самой жизни, и преодоление тем самым временности предметного мира. Литература Андреев Л. Г. Пруст. М., 1968. Батай Ж. Литература и Зло. М., 1994. Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987. Бочаров С. Г. Пруст и поток сознания // Критический реализм и модернизм. М., 1967. Валери П. Памяти Марселя Пруста // Валери П. Рождение Венеры. СПб., 2000. Вишневский А. О Поле Валери // Валери П. Об искусстве. М., 1993. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1976. Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980. С. 385–431. Дудова Л. В., Михальская Н. П., Трыков В. П. Модернизм в зарубежной литературе. Учеб. пособие. М., 1998. Еремеев Л. А. Французский литературный модернизм. Киев., 1991. Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996. Женетт Ж. Метонимия у Пруста // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М., 1998. Т. 2. Женетт Ж. Пруст-палимпсест. Пруст и «непрямой» язык // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М., 1998. Т. 1. Кокто Ж. Портреты-воспоминания. М., 1985. Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте: Психологическая топология пути. М., 1995. Ман П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Изд-во Урал. ун-та, 1999. Михайлов А. Д. «Содом и Гоморра» // Пруст М. Содом и Гоморра. М., 1993. Михайлов А. Д. Цикл Альбертины // Пруст М. Пленница. М., 1992. Мориак Ф. По направлению к Прусту // Мориак Ф. Не покоряться ночи. М., 1987. Моруа А. В поисках Марселя Пруста. СПб., 2000. Моруа А. Литературные портреты. М., 1970. Моруа А. Пруст // Моруа А. От Монтеня до Арагона. М.: Радуга, 1983. Набоков В. В. Марсель Пруст // Набоков В. В. Лекции о зарубежной литературе. М., 2000. Ортега-и-Гассет Х. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Ревель Ж. Ф. О Прусте: Размышляя о цикле «В поисках утраченного времени». М., 1995. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. Теория литературы: Учеб. пособие: в 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 2. С. 258–266, 287–312. Фернандес Д. Древо до корней: психоанализ творчества. Эссе. СПб., 1998.
Тема 15. Джеймс Джойс Формирование личности Джойса в особых условиях подъема национально-освободительного движения в Ирландии. Отношение Джойса к идее патриотизма, имперской государственности, религии, буржуазной морали. Индивидуалистическое и сверхличное в художественно-философской концепции Джойса. Этапы становления метода Джойса: сборник рассказов «Дублинцы», роман «Портрет художника в юности». Роман «Портрет художника в юности» как обоснование художественного метода и жизненной позиции писателя. Истоки концепции Джойса, влияние Флобера. «Поток сознания» в «Портрете»; «Портрет» и традиция воспитательного романа. Отличие метода «Улисса» от метода «субъективной эпопеи» в «Портрете». Отсутствие фиксированной авторской точки зрения в «Улиссе»; воспроизведение хаотического, спонтанного жизненного потока. Приемы повествования: монтаж, интертекстуальность, ассоциативность. Система кодов «Улисса». Роман Джойса как попытка итогового выражения культуры и всеобъемлющего воспроизведения действительности. Код «Одиссеи» в «Улиссе». Мифологическая структура как способ упорядочения хаоса. Возможность двойного прочтения романа Джойса. Джойс, модернизм и постмодернизм.
Литература Вайль П. Гений места. М., 1998. Дудова Л. В., Михальская Н. П., Трыков В. П. Модернизм в зарубежной литературе. Учеб. пособие. М., 1998. Литературный мир об «Улиссе» // Иностранная литература. 1989. № 5, 8, 10, 11. Мелетинский Е. М. Антитеза: Джойс и Томас Манн // Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976. Набоков В. В. Джойс // Набоков В. В. Лекции о зарубежной литературе. М., 2000. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. Теория литературы: Учеб. пособие: в 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 2. С. 258–266; 287–312. Эко У. Поэтики Джойса. СПб., 2003. Элиот Т. С. «Улисс», порядок и миф // Иностранная лититература. 1988. № 12.
Тема 16. Франц Кафка Судьба Кафки, условия формирования его личности, принципиальное неучастие в литературной жизни. Смысл слов Кафки: «Я весь – литература». Посмертная судьба Кафки. Образ мира в произведениях Кафки, его загадочность. Положение героя. Тема выбора, действия и наказания в трилогии «Кары» («Приговор», «Превращение», «В исправительной колонии»). Закономерное и абсурдное в развитии сюжета новелл. Возможные уровни его объяснения: социальный, исторический, психологический и пр. Структура кафкианского мира: время и пространство, иерархические отношения. Автор и его участие в тексте. Романы Кафки: незавершенность как структурный принцип. Метафоризация административно-бюрократической системы в романе «Процесс». Мнимая замкнутость в «Замке». Возможность различных осмыслений произведений Кафки. Художественное произведение как языковой и образный эквивалент необъяснимости мира. Ситуация тотального отчаяния и необходимость творчества. Произведения Кафки как последовательное и радикальное воплощение принципов «высокого модернизма».
Литература Батай Ж. Литература и Зло. М., 1994. Беньямин В. Франц Кафка. М., 2000. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., 1998. Борхес Х. Л. Франц Кафка. «Превращение» // Борхес Х. Л. Собр. соч.: в 4 т. СПб, 2005. Т. 3. Вайль П. Гений места. М., 1998. Гароди Р. О реализме без берегов. М., 1966. Гессе Г. Франц Кафка // Гессе Г. Письма по кругу. М., 1987. Дудова Л. В., Михальская Н. П., Трыков В. П. Модернизм в зарубежной литературе. Учеб. пособие. М., 1998. Затонский Д. В. Предисловие // Кафка Ф. Рассказы. Пропавший без вести (Америка): Роман. М., 1999. С. 5–44.
|