№ урока
| Кол-во часов
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
| Дидактико-технологическое оснащение
| Планируемые результаты
| Комментарии учителя
|
план
| факт
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
| Введение (1 час)
Русский язык как национальный язык русского народа. Выдающиеся отечественные языковеды.
| Комбинированный
(элементы лекции, исследование, …) мультимедиа – урок.
| Информационно – коммуникативные, использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов, тех.эвристического обучения, диалоговые, личностно – ориентированные, здоровье
Сберегаю
щие,
| Анализ текстов о языке репродуктивное составление вопросов, индивидуальная работа в начале урока, участие в коллективном диалоге, работа в группах составление высказывания на лингвистическую тему, мини - проекты,
| Информативные карточки (материал для наблюдений), опорные слова для актуализации знаний, критические статьи, обучающие диафильмы, презентации, паспорт проектной работы
| Ученик осознает роль русского языка как национального языка русского народа. Имеет представление об истории становления и развития русского языкознания,
знает представителей русской науки о языке.
| Проводит параллели между русским языком и другими славянскими и неславянским языками;
Осознает роль языка в формировании национальной культуры.
| Осознает себя как часть национального единства.
|
|
|
|
|
| Понятие о системе и структуре языка.
| Комбинированный
(элементы лекции, исследование, …) мультимедиа – урок.
| Предметно – ориентиро
ванные, личностно – ориентированные, игровые (сюжетно – ролевая игра, дидактические словесные игры), Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие.
| Репродуктивное составление вопросов, ответы на них, самопроверка, работа в парах с дидактическим материалом, коллективная работа, комментированное выставление оценок, орфографическая дуэль, работа со словарем.
| Информативные карточки (материал для наблюдений), опорные слова для актуализации знаний, критические статьи, обучающие диафильмы, презентации, паспорт проектной работы
| Ученик осознает роль русского языка как национального языка русского народа. Имеет представление об истории становления и развития русского языкознания,
знает представителей русской науки о языке.
| Проводит параллели между русским языком и другими славянскими и неславянским языками;
Осознает роль языка в формировании национальной культуры. Визуализирует информацию по теме урока (схема, кластер и т.д.)
| Осознает себя как часть национального единства.
|
|
|
|
|
| Текстоведение №1. Текст. Текст как средство коммуникации.
| Комбинированный(практикум, индивидуальный, групповой, урок – совершенствование, исследование, мультимедиа – фрагменты), урок применения знаний и формирования УУД
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые (сюжетно – ролевая игра, дидактические словесные игры), Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие.
| Стилистический эксперимент, соревнование по группам, самопроверка с последующей самооценкой, индивидуальная работа, коллективное проецирование дифференцированного домашнего задания, коллективный диалог, чтение отрывков, анализ текстов.
| Раздаточный материал, опорные слова для актуализации знаний, тексты и задания к ним, тексты для редактирования, обучающие диафильмы, презентации, информативные карточки(материал для наблюдений)
| Знает законы построения текста как крупной синтаксической единицы, владеет навыками составления текста, использует средства связи предложений в частях текста.
| Создает текст, используя его как средство коммуникации.
| Осознает себя как языковую личность.
|
|
|
|
|
| Уровневая организация языка (фонетика, морфемика, морфология, лексикология, синтаксис, стилистика).
| Комбинированный
(элементы лекции, исследование, …) мультимедиа – урок.
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые (сюжетно – ролевая игра, дидактические словесные игры), Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие.
| Самостоятельная
работа с учебником: запись основной теоретической информации в тетрадь.
Анализ худ. текстов, чтение отрывков, участие в коллективном диалоге, заполнение таблицы, работа с наглядными пособиями мини – проекты, защита проектов, круглый стол, комментирование работы и достигнутых результатов.
Дифференцированное задание по карточкам. Выборочный опрос.
| Отрывки из художественных произведений, алгоритм анализа худ. произведения, информативные карточки.
| Осознает основные единицы языка, определяет их роль в устном и письменном общении, разграничивает основные уровни языка, распознает их.
| Соблюдает нормы литературного языка и требования к речи в устных и письменных высказываниях, оперирует основными понятиями.
| Осознает себя как языковая личность.
|
|
|
|
|
| Основные единицы разных уровней языка.
| Новый материал (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые (сюжетно – ролевая игра, дидактические словесные игры), Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие.
| Самостоятельная
работа с учебником: запись основной теоретической информации в тетрадь.
Анализ худ. текстов, чтение отрывков, участие в коллективном диалоге, заполнение таблицы, работа с наглядными пособиями мини – проекты, защита проектов, круглый стол, комментирование работы и достигнутых результатов.
Дифференцированное задание по карточкам. Выборочный опрос.
| Отрывки из художественных произведений, алгоритм анализа худ. произведения, информативные карточки.
| Совершенствует учебно-исследовательскую и проектную деятельность, развивает умение ориентироваться в различных источниках информации и интерпретировать. Совершенствует навыки рефлексии.
| Отрабатывает навыки сотрудничества со сверстниками, развивает интеллектуальные и творческие способности, использует русский язык для самореализации, самовыражения в учебной деятельности.
| Осознает себя как языковая личность.
|
|
|
|
|
| Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.
| Новый материал (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые (сюжетно – ролевая игра, дидактические словесные игры), Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие.
| Самостоятельная
работа с учебником: запись основной теоретической информации в тетрадь.
Анализ худ. текстов, чтение отрывков, участие в коллективном диалоге, заполнение таблицы, работа с наглядными пособиями мини – проекты, защита проектов, круглый стол, комментирование работы и достигнутых результатов.
Дифференцированное задание по карточкам. Выборочный опрос.
| Материалы, лекции, отрывки из художественных произведений, алгоритм анализа худ. произведения, информативные карточки.
| Ученик осознает роль русского языка как национального языка русского народа. Имеет представление об истории становления и развития русского языкознания,
знает представителей русской науки о языке, совершенствует учебно-исследовательской и проектной деятельности, развивает умение ориентироваться в различных источниках информации и интерпретировать. Совершенствуют навыки рефлексии.
| Проводит параллели между русским языком и другими славянскими и неславянским языками;
Осознает роль языка в формировании национальной культуры. Отрабатывает навыки сотрудничества со сверстниками, развивает интеллектуальные и творческие способности, использует русский язык для самореализации, самовыражения в учебной деятельности.
| Осознает себя как языковая личность.
|
|
|
|
|
| Входной контроль. Диктант.
| Урок контроля знаний.
| Здоровьесберегающие технологии, технология личностноориентированного обучения.
| Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы, контроль и самоконтроль сформированности орфографических, пунктуационных и грамматических навыков по различным разделам русского языка; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.
| Текст диктанта
| Владеет орфографическими, пунктуационными и грамматическими навыками на уровне образовательных стандартов.
| Умеет пользоваться полученными знаниями.
| Отражает в устной и письменной форме результаты своей деятельности; осознает социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
|
|
|
|
|
| Языковая норма, ее функции и типы.
| Новый материал (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые (сюжетно – ролевая игра, дидактические словесные игры), Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие.
| «Свертывание» материала лекции (кластер, таблица, дерево знаний и т.д.). Классификация, систематизация изученного материала. Выполнение индивидуального задания (устное высказывание «Насколько моя речь и речь моих знакомых и друзей соответствует требованиям речевой культуры»)
| Отрывки из художественных произведений, алгоритм анализа худ. произведения, информативные карточки (редактирование текста).
| Совершенствует навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, развивает умение ориентироваться в различных источниках информации и интерпретировать ее. Совершенствуют навыки рефлексии.
Обнаруживает отступления от нормы литературного языка, различает нормативное и ненормативное использование языковых средств.
| Отрабатывает навыки сотрудничества со сверстниками, развивает интеллектуальные и творческие способности, использует русский язык для самореализации, самовыражения в учебной деятельности. Занимает активную позицию в отношении литературной нормы.
| Отражает в устной и письменной форме результаты своей деятельности; осознает социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
|
|
|
|
|
| Текстоведение №2.Признаки текста
| Урок изучения нового материала (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок, мультимедиа - урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Составление опорных схем, «грозди ассоциаций», кластера, выступление с докладом, рефератом, создание текста, презентация темы.
| Учебник, учебные тексты, схемы (кластер) «Основные признаки текста». Алгоритмы, памятники по составлению теста.
| Ученик осознает роль русского языка как национального языка русского народа. Имеет представление об истории становления и развития русского языкознания,
знает представителей русской науки о языке, совершенствует учебно-исследовательской и проектной деятельности, развивает умение ориентироваться в различных источниках информации и интерпретировать. Совершенствуют навыки рефлексии.
| Проводит параллели между русским языком и другими славянскими и неславянским языками;
Осознает роль языка в формировании национальной культуры. Отрабатывает навыки сотрудничества со сверстниками, развивает интеллектуальные и творческие способности, использует русский язык для самореализации, самовыражения в учебной деятельности.
| Отражает в устной и письменной форме результаты своей деятельности; осознает социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
|
|
|
|
|
| Принципы русской орфографии.
| Урок изучения нового материала (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок, мультимедиа - урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Структурирует информацию (морфологический, фонетический, традиционный принципы), классифицирует типы и виды орфографических правил, работает с интернет-ресурсами, афиширует результаты учебного труда (сообщение, презентация)
| Текст с пропущенными орфограммами, раздаточный материал, опорные слова для актуализации знаний, материал для разбора и тренировок, электронные тренажеры.
| Понимает особенности орфографии как одного из разделов науки о языке; знает основные принципы русской орфографии.
Правильно пишет слова с гласными в корне слова.
Знает классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них.
Различает проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова. Применяет правила слитного, раздельного, дефисного написания слов, редактирует текст (обнаруживает орфографические ошибки, исправляет их) пользуется орфографическим словарем
| Умеет самостоятельно анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления в речи.
| Увеличивает словарный запас; расширяет кругозор; совершенствует способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
|
|
|
|
|
| Тематическая контрольная работа №1. Разноуровневое тестирование.
| Текущий контроль учета и оценки знаний, умений, навыков, урок письменного контроля знаний.
| Личностно-ориентированные.
| Выполнение разноуровневых тестов.
| Тесты.
| Понимает учебные задачи, владеет орфографическими навыками на уровне стандартов образования.
| Ориентируется в способах решения задач.
Способен определять цели и последовательность действий, предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной).
| Выбирает оптимальные решения.
Развивает способностьвыделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности.
|
|
|
|
|
| Фонетический (фонологический) уровень языка.
Классификация фонетических единиц русского языка.
| Урок изучения нового материала (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок, мультимедиа - урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Дифференцированный подход в обучении.
| Подготовка устного высказывания о русской орфографии как системе правил с использованием схем; выполнение фонетического разбора слов: сравнение произношения и написания с применением орфографических правил; участие в коллективном диалоге; выполнение индивидуальной работы с последующей взаимопроверкой. Тестирование, тренинг, проблемные задания. Проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.
| Комплект демонстрационных таблиц по русскому языку по разделу: «Фонетика», языковой тренажер, информативные карточки, презентация.
| Определяет место фонетики (фонологии) в системе языка;
имеет представление о взаимосвязи фонетического уровня с другими уровнями языка, проводит фонологический анализ слова;
использует знаково-символические средства представления информации;
пользуется орфоэпическими словарями.
| Представляет язык как часть общечеловеческой культуры;
умеет извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
| Совершенствует коммуникативные способности; развивает готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
|
|
|
|
|
| Развитие речи №1. Изложение с творческим заданием.
| Урок контроля учета и оценки знаний, умений, навыков.
| Личностно – ориентированные, технологии развития критического мышления.
| Чтение и слушание текста, определение главной мысли, темы текста, выявление микротем и ключевых слов; составление плана текста. Заполнение таблицы: основные этапы подготовки
и написания изложения;
обобщение
необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала,
объединение частей текста и др.
Комплексный анализ текста. проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.
| Дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное». Текст изложения
| Знает признаки текста, умеет определять его тему и основную мысль.
Имеет понятие о различных видах устного и письменного высказывания.
Передаёт содержание прослушанного и прочитанного текста полностью и по частям в устной и письменной форме.
| Создаёт различные виды высказывания в соответствии с учебной задачей, преобразовывает информацию; выразительно читает.
| Обладает достаточным объемом словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей.
|
|
|
|
|
| Классификация фонетических единиц русского языка.
| Урок изучения нового материала (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок, мультимедиа - урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Дифференцированный подход в обучении.
| Работа с различными источниками информации, инсценирование фрагмента пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Создание «фонетического портрета» (М. Панов) цветочницы Э.Дулиттл
| Орфографический словарь, учебник, тренажеры.
| Определяет место фонетики (фонологии) в системе языка;
имеет представление о взаимосвязи фонетического уровня с другими уровнями языка, проводит фонологический анализ слова;
использует знаково-символические средства представления информации;
пользуется орфоэпическими словарями.
| Представляет язык как часть общечеловеческой культуры;
умеет извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
| Совершенствует коммуникативные способности; развивает готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
|
|
|
|
|
| Звук речи. Соотношение звука и буквы. Фонема.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Здоровьесберегающие.
Технология личностно ориентированного обучения, ИКТ.
| Работа с орфоэпическим словарем при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером.
Аналитическая работа с текстом, толковым словарем. Проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.
| Орфоэпический словарь, учебник, памятки, инструктивные карточки, языковой тренажер.
| Определяет место фонетики (фонологии) в системе языка;
имеет представление о взаимосвязи фонетического уровня с другими уровнями языка, проводит фонологический анализ слова;
использует знаково-символические средства представления информации;
пользуется орфоэпическими словарями.
| Представляет язык как часть общечеловеческой культуры;
умеет извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
| Совершенствует коммуникативные способности; развивает готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
|
|
|
|
|
| Интонационные особенности русской речи. Основные интонационные нормы.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Здоровьесберегающие.
Технология личностно ориентированного обучения, ИКТ.
| Выразительное чтение текстов, работа с учебником. Работа в парах или группах по выполнению КСУ (коммуникативно-ситуативные упражнения). Тренинг начинающих ораторов.
| Учебник, презентации КСУ и памятки по предъявлению конечного речевого продукта, карточки-задания группам.
| Определяет место фонетики (фонологии) в системе языка;
имеет представление о взаимосвязи фонетического уровня с другими уровнями языка, проводит фонологический анализ слова;
использует знаково-символические средства представления информации;
пользуется орфоэпическими словарями.
| Представляет язык как часть общечеловеческой культуры;
умеет извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
| Совершенствует коммуникативные способности; развивает готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
|
|
|
|
|
| Чередования звуков (исторические и позиционные).
Слог. Ударение. Нормы ударения в современном русском языке.
| Новый материал (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Самостоятельная
работа с учебником. Текст под
диктовку. Орфографическая дуэль, групповая работа, работа в парах с дидактическим материалом, работа с языковым материалом. Фонетический разбор.
| Раздаточный материал, статья учебника, языковой тренажер, информативные карточки, презентация.
| Определяет место фонетики (фонологии) в системе языка.
Имеет представление о взаимосвязи фонетического уровня с другими уровнями языка, устанавливает и объясняет эту связь. Выполняет фонетический разбор, знает классификацию звуков речи, алфавит. составляет фонетическую транскрипцию слова.
| Умеет обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждение и делать выводы.
| Осознает роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
Осознает ответственность за произнесенное и написанное слово.
|
|
|
|
|
| Изобразительные средства фонетики русского языка.
| Новый материал (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Анализ худ. текста по плану, работа в парах с дидактическим материалом, работа в группах с информационными карточками защита мини - проектов
| Медиаматериал, информационные карточки, паспорт проектной работы.
| Определяет место фонетики (фонологии) в системе языка;
имеет представление о взаимосвязи фонетического уровня с другими уровнями языка, проводит фонологический анализ слова;
использует знаково-символические средства представления информации;
пользуется орфоэпическими словарями.
| Представляет язык как часть общечеловеческой культуры;
умеет извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
| Совершенствует коммуникативные способности; развивает готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
|
|
|
|
|
| Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
| Комбинированный, совершенствование знаний, умений и навыков (практикум)
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Художественный и лингвистический анализ текстов, работа с дидактическим материалом, защита мини-проетов
| Памятки художественного и лингвистического анализов текста, медиаматериалы, художественные тексты.
| Имеет представление о взаимосвязи фонетического уровня с другими уровнями языка, устанавливает и объясняет эту связь.
| Умеет обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждение и делать выводы.
| Активно использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач в повседневном общении.
|
|
|
|
|
| Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
| Комбинированный, совершенствование знаний, умений и навыков (практикум)
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Художественный и лингвистический анализ текстов, работа с дидактическим материалом, защита мини-проетов
| Памятки художественного и лингвистического анализов текста, медиаматериалы, художественные тексты.
| Оперирует основными понятиями фонетики, устанавливает роль стилистических средств фонетики.
| Анализирует явления звукописи, ассонанса, аллитерации в художественных текстах.
| Активно использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач в повседневном общении.
|
|
|
|
|
| РР № 2
Обучение лингвистическому
анализу художественного текста.
Звукопись и благозвучие
Изобразительные средства
фонетики русского языка.
| Комбинированный совершенствование знаний, умений и навыков (практикум)
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Анализ худ. текста по плану, работа в парах с дидактическим материалом, работа в группах с информационными карточками защита мини - проектов
| Медиаматериал, план анализа, информационные карточки, паспорт проектной работы.
| Имеет представление о взаимосвязи фонетического уровня с другими уровнями языка, устанавливает и объясняет эту связь.
| Умеет обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждение и делать выводы.
| Активно использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач в повседневном общении.
|
|
|
|
|
| РР №3.Лабораторная работа. Стилистические ресурсы звукового строя русского языка. Фоника.
| Комплексное применение знаний.
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные. Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Исследовательская работа, эксперимент, создание лингвистических загадок, выполнение творческих работ.
| Сборник «Лабораторные работы. Русский язык. 11 класс» (авторы: Бережная И.В., Симонова И.В., Мельникова Л.В.), интерн-ресурсы.
| Формирует умение и навыки, необходимые для выполнения самостоятельной, творческой, исследовательской работы.
| Выбирает успешные стратегии в трудных ситуациях, вырабатывает готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач.
| Повышает уровень языковой и коммуникативной компетентности, моделирует коммуникативное пространство, совершенствует коммуникативные способности.
|
|
|
|
|
| Системные отношения в лексике русского языка.
| Комбинированный, изучение нового материала, учебный кинофильм, мультимедиа – урок, деловая игра
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые (сюжетно – ролевая игра, дидактические словесные игры), Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие.
| Репродуктивное составление вопросов, ответы на них, самопроверка, работа в парах с дидактическим материалом, коллективная работа, комментированное выставление оценок, орфографическая дуэль, работа со словарем.
| Раздаточный материал, опорные слова для актуализации знаний, тексты для анализа, презентации, информативные карточки (материал для наблюдений), лингвистические статьи.
| Знает принципы классификации словарного состава языка и объясняет системные отношения в лексике русского языка;
анализирует отдельные примеры сходства и различия в лексических системах русского и изучаемого иностранного языка;
объясняет причины исторических изменений в словарном составе языка.
Распознает фразеологические единицы, пословицы, поговорки, афоризмы.
Употребляет лексические и фразеологические единицы в соответствии с коммуникативной целесообразностью.
Находит выразительные средства лексики, определяет их назначение.
| Владеет понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
соблюдает в практике речевого общения нормы литературного языка;
умеет создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
| Формирует ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к самообразованию;
умеет толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы.
|
|
|
|
|
| Классификация по типу семантических отношений лексических единиц русского языка (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы).
| Комбинированный. Изучение нового материала, обобщение и систематизация. Совершенствование знаний, умений и навыков.
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Репродуктивное составление вопросов, ответы на них, самопроверка, работа в парах с дидактическим материалом, коллективная работа, комментированное выставление оценок.
| Словари антонимов, синонимов русского языка, худ. тексты, информативные карточки, раздаточный материал, вопросы для проверки
| Знает принципы классификации словарного состава языка и объясняет системные отношения в лексике русского языка;
анализирует отдельные примеры сходства и различия в лексических системах русского и изучаемого иностранного языка;
объясняет причины исторических изменений в словарном составе языка.
Распознает фразеологические единицы, пословицы, поговорки, афоризмы.
Употребляет лексические и фразеологические единицы в соответствии с коммуникативной целесообразностью.
Находит выразительные средства лексики, определяет их назначение.
Исправляет речевые ошибки, связанные с нарушением лексических и фразеологических норм.
| Владеет понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
соблюдает в практике речевого общения нормы литературного языка;
умеет создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
| Формирует ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к самообразованию;
умеет толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы.
|
|
|
|
|
| Классификация по типу семантических отношений лексических единиц русского языка (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы).
| Комбинированный. Изучение нового материала, обобщение и систематизация. Совершенствование знаний, умений и навыков.
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Репродуктивное составление вопросов, ответы на них, самопроверка, работа в парах с дидактическим материалом, коллективная работа, комментированное выставление оценок, лексический турнир, работа со словарем.
| Словари антонимов, синонимов русского языка, худ. тексты, информативные карточки, раздаточный материал, вопросы для проверки
| Знает принципы классификации словарного состава языка и объясняет системные отношения в лексике русского языка;
анализирует отдельные примеры сходства и различия в лексических системах русского и изучаемого иностранного языка;
объясняет причины исторических изменений в словарном составе языка.
Распознает фразеологические единицы, пословицы, поговорки, афоризмы.
Употребляет лексические и фразеологические единицы в соответствии с коммуникативной целесообразностью.
Находит выразительные средства лексики, определяет их назначение.
Исправляет речевые ошибки, связанные с нарушением лексических и фразеологических норм.
| Владеет понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
соблюдает в практике речевого общения нормы литературного языка;
умеет создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
| Формирует ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к самообразованию;
умеет толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы.
|
|
|
|
|
| Общее представление о семантическом поле.
| Комбинированный, изучение нового материала, учебный кинофильм, мультимедиа – урок, деловая игра
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые (сюжетно – ролевая игра, дидактические словесные игры), Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие.
| Групповая, индивидуальная работа, создание ассоциативных цепочек, моделирование семантического поля слов.
| Учебник, информационные карточки, раздаточный материал.
| Знает различные трактовки «семантического поля», составляет семантические поля различных слов.
| Владеет понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
соблюдает в практике речевого общения нормы литературного языка;
умеет создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
| Формирует ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к самообразованию;
умеет толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы.
|
|
|
|
|
| РР №4.Создание метафорического портрета концепта «слово» (по выбору учителя)
| Урок изучения нового материала (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок, мультимедиа - урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические.
Технология моделирования словесного портрета концепта.
| Групповая, индивидуальная работа. Работа со словарями, текстами художественных произведений, решение ЛКЗ (лингво-культурологических задач), подбор синонимов, антонимов, омонимов, создание ассоциативной цепочки, моделирование словесного портрета концепта (синквейн, стихотворение по метафоре и т.д.)
| Компьютер, презентации к теме урока, раздаточный материал, словари, лингво-культурологичские задания (ЛКЗ).
| Умеет определять тему, создает различные виды высказывания.
| Понимает проблему, находит пути ее решения, владеет навыками познавательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности. Способен к самостоятельному поиску путей решения практических задач, умеет точно, логично излагать свое мнение используя адекватные средства.
| Осознает себя, как языковую личность
|
|
|
|
|
| Виды фразеологизмов в русском языке. Пословицы, поговорки, крылатые выражения.
| Новый материал (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Словарный диктант, Фразеологическая викторина. Работа со
словарем. Текст
под диктовку. Анализ текста о фразеологизмах, лингвистический эксперимент, соревнование, заполнение таблицы.
| Презентация, раздаточный материал, видеоролик, словарь фразеологизмов, таблица, информативные карточки.
| Распознает фразеологизмы, определяет их признаки и использует в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской.
Работает с фразеологическим словарём, объясняет значение и происхождение фразеологизмов. Знает отличие пословицы от поговорки, умеет создавать тексты по пословицам, поговоркам и крылатым выражениям.
| Соблюдает в практике речевого общения нормы литературного языка.
Владеет понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
соблюдает в практике речевого общения нормы литературного языка;
умеет создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
| Обогащает словарный запас и грамматический строй своей речи.
Формирует ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к самообразованию;
умеет толковать фразеологические обороты.
|
|
|
|
|
| Исторические изменения в словарном составе языка.
| Новый материал (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Составление кластера по теме урока, подготовка презентации, работа с тренажером, выполнение разноуровневых тестовых заданий.
| Учебник, языковой тренажер, тесты для промежуточного контроля, презентация творческих работ, выполненных на уроке.
| Знает причины изменения в словарном составе языка, классифицирует пласты лексики, связанные с историческими изменениями, презентует тему.
| Владеет понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
соблюдает в практике речевого общения нормы литературного языка;
умеет создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
| Формирует ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к самообразованию;
умеет толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы.
|
|
|
|
|
| Заимствования из славянских и неславянских языков.
| Новый материал (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Составление кластера по теме урока, подготовка презентации, работа с тренажером, выполнение разноуровневых тестовых заданий.
| Учебник, языковой тренажер, тесты для промежуточного контроля, презентация творческих работ, выполненных на уроке.
| Знает историю заимствований из славянских и неславянских языков, объясняет значение заимствованных слов и их стилистическую функцию в тексте
| Соблюдает в практике речевого общения нормы литературного языка.
Умеет извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде.
| Обогащает словарный запас и грамматический строй речи.
|
|
|
|
|
| Лексические средства выразительности речи.
Лексические ошибки и их исправление.
| Комбинированный, изучение нового материала, мультимедиа – урок, деловая игра
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые (сюжетно – ролевая игра, дидактические словесные игры), Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие.
| Лингвистический анализ текста.
| Раздаточный материал: памятки «план лингвистического анализа», тексты для редактирования, таблицы, презентации «Лексические ошибки».
| Находит выразительные средства лексики, определяет их назначение.
Исправляет речевые ошибки, связанные с нарушением лексических и фразеологических норм.
| Соблюдает в практике речевого общения нормы литературного языка.
Умеет извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде.
| Обогащает словарный запас и грамматический строй речи.
|
|
|
|
|
| Текстоведение №3. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.
| Комбинированный, изучение нового материала, мультимедиа – урок, деловая игра
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые (сюжетно – ролевая игра, дидактические словесные игры), Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие.
| Членение текста на абзацы, установление последовательности расположение частей, определение темы, микротемы, составление плана.
| Раздаточный материал (тексты для работы на бумажных и электронных носителях).
| Понимает и анализирует основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, воспринимаемых зрительно и на слух;
использует разные виды чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки; владеет приёмами информационной переработки текстов, редактирования собственных текстов, создания устных и письменных монологических и диалогических высказываний.
Умеет оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
| Умеет строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, осуществляет коммуникативную рефлексию.
| Понимает зависимость успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде от уровня владения русским языком.
|
|
|
|
|
| Тематичекая контрольная работа №2.Тестовые задания
| Урок контроля учета и оценки знаний, умений, навыков.
| Личностно - ориентированные
| Выполнение тестовых заданий разного уровня сложности
| Тест.
| Понимание учебной задачи
| Ориентация в способах решения задачи
| Выбор оптимального решения,
самоконтроль
|
|
|
|
|
| Морфема и её виды. Многозначность и омонимия морфем. Морфемы-синонимы.
| Комбинированный совершенствование знаний, умений и навыков (практикум)
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Анализ худ. текста по плану, работа в парах с дидактическим материалом, работа в группах с информационными карточками защита мини - проектов
| Медиаматериал, план анализа, информационные карточки, паспорт проектной работы. Работа с учебником, дополнительной литературой.
| Оперирует основными понятиями раздела «Морфемика», использует соответствующие термины, понимает словообразовательную и формообразующую роль морфем, выделяет морфемы в слове, устанавливает их стилистическую маркированность.
| Ориентация в способах решения задачи
| Выбор оптимального решения,
самоконтроль
|
|
|
|
|
| Состав слова, его современная структура.
| Комбинированный совершенствование знаний, умений и навыков (практикум)
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Анализ худ. текста по плану, работа в парах с дидактическим материалом, работа в группах с информационными карточками защита мини - проектов
| Словарь, алгоритм словообразовательного разбора,
Материал для работы в группах, материал для соревнования.
| Оперирует основными понятиями раздела, использует соответствующую терминологию, различает словообразующую и формаобразующую роль морфем, выделяет морфемы в слове, устанавливает их стилистическую маркированность.
| Анализирует языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их.
| Использует приобретённые знания и умения в повседневном общении.
|
|
|
|
|
| Система современного русского словообразования.
| Новый материал (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Словообразовательный
разбор. Слово-
образовательные цепочки. Работа с словообразовательным словарем.
Образование форм слова. Словообразовательная дуэль(сложные случаи)
| Словарь, алгоритм словообразовательного разбора.
Материал для работы в группах.
| Производит морфемный и словообразовательный разбор слов;
| Владеет разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления её результатов в различных формах
| Использует приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
|
|
|
|
|
| Словообразовательные средства выразительности речи.
| Новый материал (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Выполнение тестовых заданий, практическая работа с художественным текстом. Выполнение интеактивного упражнения «Пресс»: какое слово пропущено в каждой цепочке. Нахождение в тексте основных выразительных средств морфемики и словообразования.
| Учебник, учебные тексты (отрывки из художественной литературы).
| Имеет представление о морфеме, её видах и вариантах; находит
изобразительные средства русского языка;
производит морфемный и словообразовательный разбор слов;
дает элементарный этимологический комментарий к некоторым словам.
| Владеет разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления её результатов в различных формах.
| Использует приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
|
|
|
|
|
| Нормы письменной речи: правописание чередующихся гласных в корнях слов.
| Урок изучения нового материала (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок, мультимедиа - урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
Контроль, учет и оценка знаний, умений и навыков
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Работа с текстом, опознание слов с чередующими гласными в корнях слов, составление алгоритмов по применению правил работы с тестами, электронные языковые тренажеры.
| Учебник, тексты, тесты, мини-учебники «алгоритмы применения правил по теме урока».
| Знает правила чередования гласных в корне слова, правильно пишет слова с изученными орфограммами.
| Умеет определять понятия, устанавливать аналогии, обобщать, классифицировать,
| Развивает интерес к изучению языка, осознаёт ответственность за произнесённое и написанное слово. Ориентируется на понимание причин успеха.
|
|
|
|
|
| Рубрикация внутри текста.
| Урок развития речи.
| Концентрированное обучение ИКТ.
| Фронтальная, групповая работа: исследование по теме: «Виды рубрикаций, принципы, по которым происходит деление в предложенных книгах». Создание кластера «Виды рубрикаций, их роль в тексте, сообщение по теме».
| Тексты для практической работы, таблицы, алгоритмы.
| Анализирует тексты с точки зрения темы урока, изучает, интерпретирует, научный материал, создает «карты памяти» (карта знаний по Т. Бьюзену).
| Планирует поиск информации, формулирует поисковые запросы, выбирает способы получения информации. Применяет приобретённые знания
| Развивает способность находить и осваивать недостающие знания и умения в ходе решения поставленной задачи.
|
|
|
|
|
| Правописание приставок при- и пре-
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Технология личностно ориентированного обучения.
| Работа с учебником, создание памяток, алгоритмов, моделирование тестов, коллективная работа с учебником, практическая работа с языковым материалом, работа с языковым тренажером.
| Тесты, языковой тренажер, информационные карточки.
| Знает правила правописания приставок, правильно применяет их на практике, пишет диктант-кроссворд по теме урока.
| Умеет определять понятия, устанавливать аналогии, обобщать, классифицировать,
| Развивает интерес к изучению языка, осознаёт ответственность за произнесённое и написанное слово. Ориентируется на понимание причин успеха.
|
|
|
|
|
| Правописание сложных слов.
| Урок изучения нового материала (лекция, беседа, учебный кинофильм, исследование, проблемный урок, мультимедиа - урок). Совершенствование знаний, умений, навыков. Урок обобщения и систематизации.
Комбинированный
Контроль, учет и оценка знаний, умений и навыков
| Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные, игровые, Информационно – коммуникативные (ИКТ, ЦОР, интернет – ресурсов), диалоговые, здоровьесберегающие, эвристические
| Работа с учебником. Выполнение индивидуальных заданий. Заполнение таблицы (способы образования сложных слов, их правописания). Создание алгоритмов, тестов по теме.
| Раздаточный материал, учебник. Задания с ключами, медиаматериал, языковой тренажер.
| Умеет применять изученные орфограммы
| Исследование проблемы,
выбор путей решения проблемы,
анализ информации.
| Формулирование выводов,
Прогнозирование,
построение высказывания.
|
|
|
|
|
| Развитие речи №5.Сочинение- рассуждение на основе исходного текста.
| Урок применения знаний и формирования умений
| Технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
ИКТ.
| Групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. Выразительное чтение, слушание-понимание текста; определение темы и основной мысли; подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.
| Алгоритм подготовки к сочинению- рассуждению на основе исходного текста. Анализ образцов сочинений.
| Умеет при создании сочинений интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта.
Формирует умение создавать письменные высказывания художественного стиля, сохраняя все структурные элементы композиции.
| Составляет высказывание в устной и письменной формах, используя конкретный функциональный стиль и тип речи.
Умеет строить продуктивное речевое
взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к
общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию.
| Осознает коммуникативную цель и в соответствии с ней организует свою работу. Производит полный и сжатый пересказ (устный и письменный).
Понимает зависимость успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде от уровня владения русским языком.
Создает алгоритм своей деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
|
|
|
|
|
| Тематическая контрольная работа №3.Контрольный диктант с грамматическим заданием
| Урок контроля знаний.
| Технология личностно ориентированного обучения.
| Совершенствование, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
| Текст диктанта с грамматическим заданием.
| Владеет орфографическими,
пунктуационными и грамма |