Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равновесие предприятия на рынке монополистической конкуренции. Влияние рекламы на состояние равновесия.






Рынок монополистической конкуренции - такой тип рынка, на котором ограниченное число производителей предлагает многим покупателям взаимозаменяемую, но не идентичную продукцию. Рынок открыт для всех желающих участвовать в сделках и все субъекты полностью информированы относительно условий сделок и качества товаров. Но в отличие от рынка совершен. конкуренции на дан. рынке обращ-ся гетерогенное благо (т.е. дифф. благо). Кривая спроса на продукцию имеет отриц. наклон, продавец сам опред. объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополист. конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его товара, но и от цен продукции других конкурентов. Это проявляется в сдвиге кривой спроса на товар монополистического конкурента в случае изменения цен у конкурентов: если конкуренты снижают цены, то кривая спроса сдвигается влево, если повышают, то - вправо. Границы смещения кривой спроса называют функциями максимального и минимального спроса. Для упрощения примем, что существуют лишь два монополистических конкурента: (А и В). Тогда функции спроса на их выпуск представляется в виде:

QA = aA - bAPA + c (PB - PA) = aA - (bA + c) PA + cPB;
QB = aB - bBPB + c (PA - PB) = aB - (bB + c) PB + cPA.

Эти ф-ции показ-ют, что, во-первых, объем спроса на продукцию фирмы находится в прямой зависимости от цены продукции конкурента и в обратной - от цены ее продукции, во-вторых, спрос на продукцию монополистического конкурента раскладывается на 2 составляющие: спрос «своих» покупателей, предпочитающих именно данную разновидность продукта (bAPA), и спрос «чужих» покупателей, приобретающих его продукцию только в том случае, когда цена на продукцию «их» фирмы кажется им слишком высокой (c (PB - PA)).

Минимальная функция спроса выражает зависимость между объемом спроса и ценой на продукцию фирмы при нулевой цене товара конкурента

Максимальная функция спроса выражает зависимость между объемом спроса и ценой на продукцию фирмы при «максимальной» цене продукции конкурента (PB max), которая определяется из равенства выше. Т.о.: PB max = (aB + cPA)/(bB + c). Тогда максимальная функция спроса на продукцию фирмы А имеет вид

Сравнение данных выражений показывает, что график QDA max проходит выше графика QDA min и имеет меньший наклон к оси абсцисс. Функции минимального и максимального спроса ограничивают область, в которой смещается линия спроса на продукцию монополистического конкурента.

Обладая монопольной властью, монополистический конкурент выбирает на своей кривой спроса сочетание цена - количество по точке Курно, при этом он получает прибыль. На рынке монополистической конкуренции такое положение долго продолжаться не может. Поскольку вход на рассматриваемый рынок доступен всем, то возможность получения на нем прибыли привлечет новых производителей дан. вида продукции и в результате доля рынка каждого из производителей сократится. Это отобр-ся сдвигом линии спроса влево и в длинном периоде монополистический конкурент окажется в положении, представленном на рис. слева. Функции минимального и максимального спроса ограничивают область, в которой смещается линия спроса на продукцию монополистического конкурента. Т.о. на рынке монополистической конкур-ции, как и при совершен. конкуренции, цена равновесия в длинном периоде равна средним затратам на производство и фирмы не получают прибыль. Но в отличие от совершенного, монополистический конкурент в длинном периоде не будет производить продукцию с min-ми средними затратами. Из-за отриц. наклона линия спроса касается кривой средних затрат слева от минимума последней. Следовательно, в состоянии долгосрочного равновесия у монополистических конкурентов существуют избыточные производственные мощности и из-за этого гетерогенные блага обходятся дороже, чем стандартные. Площадь заштрихованного прямоугольника на рис. 1 представляет «плату за разнообразие» на рынке гетерогенного блага. Особенностью положения монополистического конкурента является то, что объем реализации определяется не только ценой, особенностью продукта, но и величиной расходов на рекламу, которые сдвигают линию средних затрат (АС) вверх. Линия спроса сдвигается вверх вправо, что проиллюстрировано на рис. ниже.

 

 

24.Олигополия: понятие и сущность. Олигополистические модели.

Олигополия отличается от других рыночных структур не количеством агентов, а типом их поведения, основной элемент которого - учет возможной реакции конкурентов на свои действия. Говоря об олигополиях, выделяют 3 тенденции: фирма не может изменять цену, не подумав о конкурентах, об их возможном поведении; т.е. речь идет о возможности сговора, что невозможно при монополии и соверш конкуренции; однако фирмы не могут доверять друг другу, так как официально картели запрещены, сл., весь сговор держится на честном слове. В условиях олигополий существует несколько моделей. Равновесие зависит от того, какой показатель – P или Q - используется как регулирующий. Первая группа моделей связана с тем, что олигополисты в целях максимизации прибыли изменяют объем выпуска. 1. Дуополия Курно (1838 г.). Это простейшая разновидность олигополии, означающая наличие на рынке только 2 продавцов идентичной продукции. Цель – макс прибыли, MR1=MC1, MR2=MC2. В качестве средства максимизации прибыли фирмы регулируют объемы выпуска, при этом полагают, что объем выпуска конкурента явл заданной величиной. Зависимости: ф-ция спроса: p=g-h*Q (1), P=g-h(q1+q2); TC = mi+cqi, i=1, 2 (так как фирмы 2). П = TR-TCè max; П1 = (g-h(q1+q2))*q1- m1-cq1è max; П1q1` = g-2hq1-hq2-c=0, q1=(g-c)/2h – q2/2 – то уравнение реакции первой фирмы на объем выпуска второй. Аналогично можно построить уравнение реакции для 2 фирмы: q2= (g-c)/2h – q1/2. В соответствии с этими уравнениями можно построить линии реакции дуополистов, которые показывают, какой объем выпуска одной фирмы максимизирует ее прибыль при заданном выпуске др. фирмы. Пересеч. линий определяет рын. равновес. И указывает на те объемы инд предложения, в изменении кот. не заинтересован ни один из конкурентов.

q2
qI2
II
I
q1
qI1
qII2
qII1

Алгебраическое равновесие опред подстановкой q2 в уравнение реакции первой фирмы и наоборот. Т.е. для решения задачи по определению равновесия в дуополии Курно необходимо решить систему уравнений: p=g-h*Q, q1=(g-c)/2h – q2/2, q2= (g-c)/2h – q1/2. Если затраты олигополистов будут одинаковы, то, сл., у них будут одинаковые объемы выпуска, уравнение цены примет вид: P=g/3+2/3c. На основе предпосылок модели дуополии Курно можно построить модель ценообразования на рынке с большим числом конкурентов. Модель дуополии Курно – это модель симметричной дуополии (оба участника рынка меняются местами). 2. Существует ассиметричная модель – модель дуополии Штакельберга (1934 г.). Рассмотрим модель дуополии Курно как частный случай. Выделим 4 модели дуополии: 1-ая лидер, 2-ая последователь, 1-ая последователь, 2-ая лидер, обе фирмы явл последователями, обе фирмы лидеры. В отл от дуополии Курно, в которой обе фирмы являются равноправными игроками, в данной модели одна фирма – лидер – явл активом, а другая – последователь – пассивом. В этом случае последователь предоставляет лидеру возможность предложить на рынке желаемое количество товаров, а оставшийся после этого неудовлетворенный спрос рассматривает как свою долю рынка. Получается, что фирма-лидер ведет себя как монополист, что означает, что прибыль лидера зависит только от его выпуска, т.е. объем выпуска последователя задан уравнением его реакции: q2=q2(q1). Рассмотрим модель, в которой лидером явл фирма 1. Очевидно, что стратегия лидера опред тем, что дуополист (лидер) знает и учитывает функцию реакции конкурента при расчете своего выпуска. П1 = f [q1, R2(q1)]. В этом случае равновесные объемы опред не решением системы уравнений, а с помощью макс прибыли лидера. P=g-h(q1+q2), TC=cqi (затраты одинаковые для упрощения, m исчезнет при производной). П1 = gq1- -hq1q2-cq1. Известно, что ур-ие реакции 2-ого дуополиста имеет вид: q2= (g-c)/2h – q1/2, подставляем его в уравнение выше, берем производную, после всех упрощений получаем: hg-hc-2q1h2 = 0, отсюда q1 = (hg-hc)/2h2 Т.о., q1=(g-c)/2h. Это и есть оптимальный объем выпуска по Штакельбергу. Стратегия последователя сост в подстраивании выпуска под уже установленный выпуск лидера. Чтобы рассчитать выпуск последователя, надо объем выпуска лидера (q1=(g-c)/2h) подставить в функцию реакции последователя: q2 = (g-c)/2h-q1/2, таким образом, q2=(g-c)/4h, т.е. выпуск последователя в 2 раза меньше, чем у лидера. Сравнивая модели Курно и Штакельберга, получаем след. выводы: у штакельберга у лидера прибыль больше, чем в модели курно, но отраслевая суммарная прибыль меньше; если оба дуополиста избрали стратегию последователя (модель Курно), то суммарная прибыль больше, она равна прибыли монополиста. 3. Модель Бертрана, или ценовая война – цикл последовательных снижений цен соперничающими фирмами, что приводит к снижению цены до уровня пред издержек и исчезновению экономич прибыли: Р = АС = МС.

Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста объясняет тот факт, что в усл-ях олигополии могут происходить изменения объемов выпуска без изменения цен. Неизменность цен можно объяснить, если отдельные фирмы считают, что соперники не последуют за любым приростом их цены.

 

 

25.Картель: понятие, сущность, равновесие картеля и отдельной фирмы. Модель «ценообразования за лидером».

Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Основная проблема, с которой сталкивается картель - это проблема согласования решений между фирмами-членами картеля по вопросу установления си­стемы ограничений (квот). Для каждой текущая конкурентная цена - Рс, текущий объем выпуска - Qc. Пер­воначальное равновесие существует в точке Е. При цене Рс каждый про­изводитель получает нормальную прибыль. До осуществления картель­ного соглашения фирма ведет себя так, как если бы спрос на ее продук­цию при цене Рс являлся бесконечно эластичным. Она боится поднять свою цену из опасения потери всех своих продаж в пользу конкурентов, а потому при цене Рс выпускает qc единиц продукции. При организации картеля и установлении картельной цены Рм фирме разрешен выпуск qм(MR* = МС каждой фирмы). Допустим, что владельцы фирмы полагают, что рыночная цена не понизится, если они будут продавать больше, чем это количество (q'), при котором Рм = МС. Т.е. путем превышения своей квоты фирма может увеличить прибыли с РмАВС до РмFGН.

Если же все фирмы превысят свою квоту, чтобы увеличить свои прибыли при картельной цене Рм, то отраслевой выпуск увеличится до q'. Каждый месяц существовал бы избыток продукции (q' - qc), и цена стала бы падать, пока этот избыток не исчезнет, то есть до уровня Рс. Таким образом, производители вернулись бы туда, откуда начинали.

Ценообразование за лидером - разновидность ценообразования на олигополистическом рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающим максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители. «Лидер» максимизирует прибыль, производяQL единиц продукции (MRL=MCL). Цена «лидера» при продаже QL единиц продукции составит Р*. При цене Р* остальные фирмы («последователи») произведут QF единиц, а совокупное предложение «лидера» и «последователей» равно QD=QF+QL.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал