Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Израиль.
1.1.1.История создания израильского «ядерного сдерживающего средства». Общепринято считать, что Израиль является единственным государством Ближнего Востока, располагающим ядерным оружием. То, что Израиль обладает ядерным оружием и средствами его доставки, уже давно повсеместно признано, особенно после известных разоблачений, сделанных в 1986 г. М. Вануну, который работал на атомном объекте в Димоне, и подтвержденных французскими специалистами, оказавшими решающую помощь в становлении атомного потенциала Израиля. Не смотря на это, как бы не было парадоксально, израильские власти по сей день, в отличие от правительств других ядерных держав, никогда официально не призвали, что располагают ядерным оружием. У истоков израильской атомной программы стояли первый премьер министр Израиля Б. Гурион, учёный химик Э. Бергман и основной организатор атомного проекта, генеральный директор министерства обороны Ш. Перес. Вскоре после создания государства Израиль правительством была поставлена задача овладения новым источником энергии и, соответственно, новым оружием в качестве ядерного сдерживающего средства, и уже в 1948 г. в военном ведомстве был создан научный̆ департамент во главе с Э. Бергманом, а в 1952 г. образована атомная комиссия, руководителем которой был назначен тот же Э. Бергман. А уже вскоре после Суэцкого кризиса 1956 г. французы согласились построить в Димоне промышленный реактор на тяжелой воде и подземный радиохимический завод по выделению плутония. Данное решение Правительства Франции, которое тогда возглавлял Г. Молле, было во многом определено тем, что Франция делало ставку на Израиль в противовес арабскому национализму, угрожавшему французским интересам в Африке, прежде всего в Алжире. По свидетельству П. Пеана, автора вышедшей в 1982 г. книги «Две бомбы», в ноябре 1956 г. Г. Молле заявил: «Я им (израильтянам. – Р.Т.) должен дать бомбу». Премьер-министра поддержал начальник генерального штаба генерал П. Эли: «Нужно предоставить им этот контрбаланс, чтобы обеспечить их безопасность. Это жизненно необходимо». Израиль заключил с Францией, имевшей к тому времени хорошо развитую ядерную программу, секретное соглашение о строительстве промышленного тяжеловодного реактора в Димоне (в пустыне Негев). Кроме того, Израиль получал тяжелую воду из Норвегии. Реактор начал нарабатывать плутоний в 1966 г. Тогда же заработала установка по химической переработке и выделению плутония. Имелись сведения и том, будто французы оказывали израильтянам содействие в разработке конструкции ядерного устройства и, возможно, поделились информацией, полученной после своего первого ядерного испытания, проведенного в Сахаре в 1960 г. Хотя о строительстве Димонского реактора стало известно еще в 1960х гг., многие из важнейших сведений о ядерной программе Израиля стали достоянием гласности в результате сенсационных разоблачений, сделанных израильским специалистом М. Вануну, работавшим в Димоне в 1977–1985 гг., английской газете Sunday Times в 1986 г. Факт оказания помощи Израилю был подтвержден в интервью той же газете руководителем французского Комиссариата по атомной энергии в 1951–1970-х гг. Ф. Перреном, который активно участвовал в осуществлении этой помощи. Представители разных американских администраций занимали двусмысленную позицию в отношении израильской атомной программы, чаще всего закрывая глаза на ее развитие; хотя Соединенные Штаты могли бы «нажать» на Израиль, с тем чтобы он отказался от проекта создания ядерного оружия в обмен на американские гарантии безопасности, но этот шанс не был использован. Предоставив Израилю в 1950-х гг. небольшой исследовательский реактор «Сорек» (находящийся под гарантиями МАГАТЭ), США высказывались против приобретения им ядерного оружия и ставили перед Б. Гурионом вопрос о посещении Димоны американскими специалистами, на что израильтянам пришлось согласиться. С мая 1961 по июль 1969 г. было осуществлено восемь посещений атомного реактора, но «секреты Димоны так и не были раскрыты». Эти визиты были организованы израильской стороной таким образом, что американские визитеры не обнаружили подземного радиохимического завода и даже «признаков его существования». Говоря об этом периоде, следует отметить, что в 1965 г. Л. Джонсон предпринимал попытку отправить в Израиль специальных эмиссар, чтобы добиться постановки Димонского реактора под гарантии Агентства. В следующем году США предлагали Израилю установку по опреснению воды в обмен на принятие инспекторов Международного агентства. В 1968 г. заместитель госсекретаря Дж. Болл пытался получить от Израиля заверение в том, что он обязывается не создавать ядерное оружие в обмен на поставки Соединенными Штатами самолетов Phantom, однако из-за оппозиции со стороны американского Конгресса Госдепартамент не стал настаивать на этом требовании. Следует отметить, что и в дальнейшем США сквозь пальцы наблюдали за развертыванием израильской ядерной программы, не прекращая оказывать военную помощь Израилю. Также по настоящее время они не настаивают на присоединении Израиля ДНЯО. Официальная же политика Израиля, начиная с министерства Б. Гуриона (1955–1963 гг.), была сформулирована следующим образом: «Израиль первым не введет ядерное оружие на Ближнем Востоке». Эта политика была формально закреплена при правительстве Л. Эшкола и администрации Л. Джонсона в марте 1965 г., когда между двумя государствами был подписан «Меморандум о понимании», в котором Израиль официально подтвердил, что он «первым не введет ядерное оружие в арабо-израильский регион». По мимо этого, Израиль отказался подписать ДНЯО и принять гарантии Международного агентства по атомной энергии, а также заключить со странами региона соглашение о создании зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Не оспаривая в открытой форме значения международно-правовой нормы и режима нераспространения, Израиль утверждает, что «императивы безопасности и стратегические обстоятельства, существующие на Ближнем Востоке, не позволяют ему присоединиться к ДНЯО».
Также, уже на протяжении долго времени значительный интерес во всём мире вызывает вопрос о том, когда Израиль создал ядерное взрывное устройство. Собранные и скрупулезно проанализированные А. Коэном [1] открытые, но малодоступные материалы и воспоминания очевидцев относительно того, когда и каким образом Израиль овладел этим оружием, свидетельствуют о том, что, скорее всего это имело место в конце 1966 – начале 1967 г., и во всяком случае до начала войны 1967 г. Почти в тот же период, а точнее, в марте того же 1966 г., был осуществлен успешный запуск двух ступенчатой баллистической ракеты Иерихон, которая также была изготовлена в основном при помощи Франции. Таким образом, резюмирует А. Коэн, в 1966 г., то есть до шестидневной войны июня 1967 г [2]., Израиль овладел всеми тремя составляющими, позволявшими ему располагать ядерными возможностями: - производством расщепляющихся материалов; - конструкцией взрывного устройства; -средствами доставки ядерного оружия. Ссылаясь на свидетельства современников, которые он считает достойными доверия, А. Коэн утверждает, что накануне войны 1967 г. Израиль располагал двумя ядерными взрывными устройствами, которые могли бы быть применены с использованием имеющихся на тот момент средств доставки. Также следует отметить, что позже, в сентябре 1979 г., американский разведывательный спутник Vela зафиксировал в южной Атлантике вспышку, которая могла быть ядерным взрывом небольшой мощности, что вызывало предположение, что Израиль, возможно при участии Южной Африки, произвел ядерное испытание. Но это только предположение, ведь конкретных фактов доказывающих данное явление нет. Позднее Израиль пошел дальше в развитии своей ядерной политики, что выразилось в появлении так называемой «доктрины М. Бегина», суть которой состояла в том, что Израиль не допустит любой попытки своих противников овладеть ядерным оружием. В результате в июне 1981 г. израильская авиация уничтожила иракский реактор «Озирак», способный нарабатывать плутоний, который строился при содействии Франции. Подводя итог всему выше сказанному, можно прийти к следующим основополагающим положениям ядерной программы Израиля: - недопущение возможности появления ядерного оружия в арабских странах; -проведение политики непрозрачности [3]. 1.1.2.Современное ядерное сдерживающее средство Израиля. Переходя к вопросу о том, какого рода «ядерным сдерживающим средством» Израиль располагает в настоящее время, следует отметить, что ввиду проводимой им политики непрозрачности в области количества оружейного ядерного материала и ядерного оружия можно судить только по косвенным данным, основанным главным образом на расчете объема продукции Димонского реактора. По последним оценкам, Израиль произвел на этом реакторе со времени его ввода в эксплуатацию в начале 1964 г. от 391 до 687 кг оружейного плутония. Израиль также располагает и средствами доставки ядерного оружия – ракетой Иерихон I, имеющей дальность полета равной 500 км и способной нести боеголовку весом 500 кг, а также ракетой Иерихон II дальностью 1500 км. Обе ракеты – твердотопливные и способны доставлять ядерные боезаряды. Первая ракета была изготовлена при содействии Франции и развернута в 1973 г., а вторая – в 1990 г. И та, и другая – наземного и железнодорожного базирования. Существует предположение, что на территории Израиля развернуто около ста ракет. Кроме того, Израиль способен доставлять ядерные боеприпасы авиацией. Возможно, он располагает и ядерными артиллерийскими снарядами. Имеет Израиль и крылатые ракеты американского происхождения дальностью 120 км, способные доставлять боеголовки весом 220 кг. Сообщалось, что в мае 2000 г. недалеко от Шри-Ланки было проведено испытание крылатой ракеты дальностью 1500 км. И наконец, Израиль имеет три дизельные подводные лодки немецкого производства, способные доставлять крылатые ракеты, в том числе и в ядерном оснащении. Таким образом, можно считать, что Израиль располагает полной ядерной триадой. Важно отметить, что при содействии США Израиль развернул противоракетную систему Arrow II южнее Тель-Авива для перехвата ракет типа Scud. (Программа ПРО была начата еще в 1988 г., и ее поддерживает американское Агентство противоракетной обороны.) Ввиду осуществляемой Израилем атомной политики непрозрачности сведений о том, как организовано командование его ядерным арсеналом, в открытой печати не появлялось.
Ирак Среди специалистов существует мнение, что Ирак, приступив к интенсификации атомных работ в середине 1970-х гг., уже тогда начались работы по разработке ядерного оружия. Хотя и присоединился к ДНЯО еще в 1969 г., а два его небольших исследовательских реактора – советский (эксплуатация которого началась в 1968 г.) и французский (1980 г.), а также строившийся более мощный французский реактор были поставлены под гарантии МАГАТЭ. Как и в случае с Израилем, существенная помощь поступала из Франции. В ноябре 1975 г. премьер-министр Франции Ж. Ширак подписал в Париже соглашение с С. Хусейном об использовании атомной энергии в мирных целях, а в 1976 г. был заключен контракт на строительство двух исследовательских реакторов – «Таммуз-2» и «Таммуз-1» (его другое название «Озирак»). А в 1978 г. Ирак покупает в Италии лабораторию по химической переработке отработанного топлива. Помимо этого, вначале 80-х гг. ХХ века Ирак закупает огромнейшее количество природного урана у Бразилии, Португалии, Нигера и Италии, хотя «Озирак» согласно условиям его эксплуатации должен работать на обогащенном уране. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что важным признаком военного направления иракской атомной программы стал тот факт, что реактор «Озирак» должен был иметь довольно большую мощность и, следовательно, мог нарабатывать значительные количества плутония. Как уже было сказано выше, реактор был уничтожен не достроенным израильской авиацией в июне 1981 г., до загрузки в него ядерного топлива. Это событие стало причиной большого международного скандала и было осуждено ООН и МАГАТЭ. Налет был совершен полученными от США самолетами. По сообщениям некоторых источников, существует информация, что Израиль имел доступ к разведывательной информации, полученной с американских спутников.
Создавая инфраструктуру для изготовления ОМУ (атомного и химического оружия), иракское руководство предполагало обзавестись противовесом, прежде всего израильскому ядерному оружию. Но после начала войны с Ираном в 1980 г.[4], появилась новая цель - Иран, а также, возможно, и Турции. Известен факт, что в 1988 г. Ирак применял химическое оружие, в том числе и против своего курдского населения в ответ на поддержку им Ирана. Еще до захвата Кувейта в 1990 г. и последовавших за этим событий Ирак по многим каналам пытался заполучить в ряде западных государств (ФРГ, США, Великобритании), а также в КНР различные материалы и оборудование, необходимые для организации производства ядерного оружия. Сообщения о возможной иракской военной ядерной программе отчасти игнорировались в силу того, что в 1980-е гг. Ирак рассматривался как союзник государств Запада и выступал в противовес расширению влияния Ирана. В результате поражения Ирака в операции «Буря в пустыне» в 1991 г. и инспекционной деятельности созданной Советом Безопасности ООН специальной комиссии – ЮНСКОМ – и МАГАТЭ. Ими было выявлено и доказано, что Ирак проводил широкую программу по овладению ядерным оружием, а также другими видами ОМУ. Согласно данным, установленным ЮНСКОМ, с 1982 г. Ирак форсировано осуществлял программу по обогащению урана до оружейного качества. При этом он пытался использовать практически все известные технологии, включая электромагнитное разделение изотопов, газовые центрифуги, лазерное разделение изотопов. Все производственные мощности по получению ядерных материалов и созданию из них боезарядов по решению ООН были уничтожены или обезврежены. Обогащенный уран в форме свежего и облученного топлива вывезен из страны в Россию и находится под гарантиями МАГАТЭ. Соответствующие меры были осуществлены и в отношении других видов оружия массового уничтожения. За Ираком было оставлено право иметь баллистические ракеты дальностью не более 150 км, чтобы не могли достигать территории Израиля. В сентябре 1994 г. Генеральный директор МАГАТЭ Х. Бликс заявил, что Агентство завершило демонтаж иракской ядерной программы. В соответствии с решением Совета Безопасности, ЮНСКОМ в сотрудничестве с МАГАТЭ продолжила осуществление мониторинга в Ираке, с тем чтобы не допустить возрождения атомной и других программ, запрещенных ООН.
Но в декабре 1998 г. С. Хусейн отказался предоставлять инспекторам неограниченный доступ без получения твердого обязательства отменить остающиеся санкции, применяющиеся против Ирака. В результате инспекторы вынуждены были покинуть Ирак. Через год – в декабре 1999 г. – Совет Безопасности принял новую Резолюцию – 1284, в соответствии с которой создавалась новая комиссия – ЮНМОВИК, но и она в течение длительного времени не могла возобновить инспекционную деятельность в сотрудничестве с МАГАТЭ. Только после выступления президента США Дж. Буша в ООН 12 сентября 2002 г., в котором он пригрозил С. Хусейну, что при продолжении ситуации с отказом Ирака от выполнения решений ООН Соединенные Штаты могут предпринять односторонние действия с целью заставить Ирак соблюдать резолюции СБ ООН, Багдад заявил 16 сентября, что инспекторы ООН будут допущены в страну без каких-либо условий.
В подкрепление позиции администрации Дж. Буша Конгресс США принял резолюцию, предоставляющую Дж. Бушу полномочия на использование военной силы против Ирака, которая была подписана президентом 16 октября 2002 г. Следует также отметить, что еще в 1998 г. в одном из законов, принятых Конгрессом, говорилось о том, что «политика Соединенных Штатов должна быть направлена на то, чтобы добиваться отстранения режима С.Хусей на от власти и замены его демократическим правительством».
8 ноября 2002 г. Совет Безопасности единогласно принял Резолюцию 1441, согласно которой Ирак должен был в месячный срок представить «точную и полную» декларацию о своих программах в области ОМУ. По этой же резолюции, инспекторы должны будут получить беспрепятственный доступ ко всем местам, которые они пожелают проинспектировать, включая президентские дворцы, а также опросить всех лиц, которых они сочтут необходимым проинтервьюировать по данному вопросу. Резолюция констатировала, что Ирак продолжает «серьезно нарушать» предыдущие резолюции Совета, но ему, в то же время, предоставляется последний шанс выполнить свои обязательства по разоружению. 19 ноября Ирак согласился выполнить Резолюцию, а 7 декабря предоставил Совету Безопасности требуемую декларацию объемом в 12 000 страниц.
Инспекторы ЮНМОВИК и МАГАТЭ вплоть до середины марта 2003 г. вели масштабную инспекционную деятельность в Ираке. Руководители обеих организаций Х. Бликс и М. Эльбарадей в своих периодических докладах Совету Безопасности констатировали, что никаких признаков возобновления атомной программы не обнаружено, в то время как в области ракетного и химического разоружения имеются отдельные недоработки. В частности, сохранилось некоторое количество ракет с дальностью, несколько превышающей 150 км, т.е. способных достигать территории Израиля. Это было нарушением прежних резолюций Совета Безопасности. По требованию ЮНМОВИК Ирак согласился уничтожить эти ракеты, и процесс их ликвидации начался. Тем временем, несмотря на конструктивную деятельность иракской стороны, Соединенные Штаты при активной поддержке Великобритании стали сколачивать коалицию государств для осуществления карательной операции против Ирака и стягивать в район крупные военные силы. Настойчивые попытки США и Великобритании добиться принятия Советом Безопасности резолюции, санкционирующей вооруженное вторжение в Ирак, успеха не имели, т.к. не было набрано необходимое количество голосов в Совете. А уже 20 марта 2003 г. вооруженные силы США и Великобритании совершили нападение на Ирак без санкции Совета Безопасности. Соединенные Штаты давно стремились свергнуть режим С. Хусей на. По данным Фонда Карнеги за международный мир, группа влиятельных должностных лиц и экспертов еще в 1991 г. высказывалась за то, чтобы не завершать операцию «Буря в пустыне» до свержения правительства Ирака. В 1992 г. П. Вулфовиц, занимавший тогда пост заместителя министра обороны по политическим вопросам, руководил подготовкой Руководства по оборонной политике, в котором содержался план военного вмешательства в Ирак для обеспечения «доступа к жизненно важным сырьевым материалам, прежде всего к нефти в районе Персидского залива». В документе предлагалось, чтобы США, в том случае, если не удалось бы сколотить коалицию государств, действовали в одиночку. В 1998 г. 18 видных консерваторов, большинство из которых вошло в правительство Дж. Буша, – в том числе Д. Рамсфелд, П. Вулфовиц, Р. Армитедж, Дж. Болтон, Р. Перл, направили письмо Б. Клинтону с призывом «добиваться свержения режима С. Хусей на». Сразу же после 11 сентября 2001 г. П. Вулфовиц предлагал совершить нападение на Ирак, однако госсекретарь К. Пауэлл и Объединенный комитет начальников штабов высказали возражения. Тогда К. Пауэлл взял верх, но ненадолго. Анализируя военную операцию в Ираке, ведущий специалист Фонда Карнеги по нераспространению Дж. Сиринсионе писал: «Для ястребов в администрации Ирак только начало, а не конец. Ирак – старт плана по изменению всех режимов на Ближнем Востоке. “Существует колоссальный потенциал для перестройки региона, – считает Р.Перл. – Если такой тиран, как С. Хусейн, может быть низложен, то и другие (народы) начнут думать и действовать в направлении свержения тиранов, которые угнетают их”». Представляется очевидным, что Соединенные Штаты, предпринимая военную операцию против Ирака, руководствовались отнюдь не официально объявленной целью уничтожения там ядерного и других видов оружия массового уничтожения и не только задачей свержения правительства С. Хусейна, а гораздо более широкими геополитическими и экономическими интересами, простирающимися и за пределы этого региона. За сравнительно быстрым завершением военной стадии операции в Ираке начался длительный и крайне сложный процесс внутреннего обустройства Ирака. Администрация Дж. Буша, несомненно, будет стремиться к тому, чтобы конечным результатом было создание в стране режима, основанного на началах, приемлемых в первую очередь для США. 22 мая 2003 г. Совет Безопасности принял Резолюцию 1483, в которой подтвердил, что «Ирак должен выполнить свои обязательства в области разоружения». В Резолюции также говорилось, что Совет «побуждает» США и Великобританию «регулярно информировать Совет о своей деятельности в этом отношении», и заявлялось о «намерении Совета вновь рассмотреть» мандаты ЮНМОВИК и МАГАТЭ, предусмотренные резолюциями СовБеза 687, 1284 и 1441. 5 июня Совет заслушал доклад 46 председателя ЮНМОВИК Х. Бликса, который заявил, что до начала военных действий в Ираке и выезда из страны инспекторов комиссия не обнаружила данных, свидетельствующих о «продолжении или возобновлении» программ создания оружия массового уничтожения или значительных количеств запрещенных предметов, например, ингредиентов, используемых для производства биологических или химических агентов. Х. Бликс объявил, что он уходит в отставку, но ЮНМОВИК остается в состоянии готовности для возобновления своей деятельности в Ираке. Представитель США заявил, однако, что его правительство не видит необходимости в том, чтобы инспекторы ООН возобновили свою работу в Ираке. Иран С конца 1960-х гг. в ядерном центре Тегеранского университета действует полученный от США исследовательский реактор, изначально работавший на высокообогащенном уране, степень обогащения которого была в дальнейшем снижена. После чего поставщиком менее обогащённого урана стала Аргентина. США предоставили также «горячие камеры» для выделения небольших количеств плутония из облученного топлива. Кроме того, имеются реакторы нулевой и подкритической мощности, поставленные Китаем. Иран подписал ДНЯО в 1968 г., а затем ратифицировал его в начале 1970 г. Иранские ядерные объекты находятся под гарантиями МАГАТЭ. До революции 1979 г., при шахском режиме, Иран имел самую грандиозную ядерную программу на Ближнем Востоке, предусматривавшую строительство, при поддержке западных государств, свыше 20 энергетических реакторов. В 1970-х гг. Иран заключил с немецкой фирмой «Siemens KWU» контракт о сооружении в Бушере двух энергоблоков мощностью 1300 МВт каждый. И уже в 1979 г. реакторы были построены соответственно на 80 и 65–70 процентов, однако во время ирано-иракской войны они были сильно повреждены в результате бомбардировок иракской авиацией. После окончания войны Германия под нажимом США отказалась от продолжения строительства реакторов. В августе 1992 г. было подписано российско- иранское Соглашение об использовании атомной энергии в мирных целях, а в январе 1995 г. между производственным объединением «Зарубежатомстрой» и Организацией по атомной энергии Ирана был подписан контракт на завершение строительства первого блока АЭС «Бушер» мощностью 1000 МВт. В 2010г. Бушерская АЭС в Иране была введена в эксплуатацию. Многочисленные аналитические разработки, посвященные намерениям Ирана создать собственное ядерное оружие, страдают от недостатка проверенной информации и поэтому не могут претендовать на вескую достоверность. Несмотря на многолетние дебаты вокруг российско-иранского атомного сотрудничества и строительства АЭС в Бушере, до сих пор никто не смог дать четкого ответа на вопрос, действительно ли Иран идет к созданию собственной ядерной бомбы, или же его намерения ограничиваются развитием в области мирного атома. Ответ на этот вопрос, однако, весьма важен, прежде всего в силу того, что Иран является крупным южным соседом России. Возникновение реального порогового государства в непосредственной близости от России, да еще с неизменно труднопредсказуемым руководством этой страны, означало бы появление новой угрозы ее безопасности. Осложнило бы это и процесс ближневосточного урегулирования. С учетом указанных обстоятельств Россия рассматривает Иран скорее в качестве своего партнера в регионе. Развитие добрососедских связей с этой страной и российское присутствие там имеют большое значение из-за непростых отношений с Турцией и исходя из целесообразности недопущения возможных попыток Тегерана распространить свое влияние на Центральную Азию, которую Россия продолжает рассматривать как зону своих жизненно важных интересов. Рассматривая долгосрочные планов Ирана в ядерной области все же нельзя не считаться с тем, что Иран не скрывает и официально признает, что ведет курс на овладение полным ядерным топливным циклом, включая технологию переработки отработанного ядерного топлива, на что он, впрочем, по Договору о нераспространении формально имеет право. Говоря об Иранской ядерной программе, важно отметить, что у главной потенциальной угрозой для безопасности Ирана продолжает оставаться ядерный арсенал Израиля, за которым стоит США. Также важно отметить, что Иранское руководство должно будет принять во внимание и тот факт, что решение о производстве ядерного оружия неизбежно приведет к осложнению и даже к прекращению сотрудничества с Россией. Алжир Говоря о ядерном составляющем политик Алжира, то прежде следует отметить, что Франция проводила на территории Алжира ядерные испытания, начиная с 1960 г. и даже после того, как он обрел независимость в 1962 г. Этот полигон был переведен на принадлежащие Франции острова в Тихом океане только в 1966 г. Начало алжирской атомной программы относится к концу 1980-х гг. В 1985г. Алжир приобрел у Аргентины небольшой реактор «Нур», который был пущен в эксплуатацию в 1989 г. и поставлен под гарантии МАГАТЭ. В нем используется уран 19, 7-процентного обогащения. В начале 1991 г. стало известно, что Алжир покупает более мощный реактор у Китая, работающий на низкообогащенном (3%) уране с тяжеловодным замедлителем. При этом было обращено внимание на то, что градирни для охлаждения воды будут столь крупного размера, что это позволило бы увеличить мощность реактора до 60 МВт. Кроме того, в районе этого реактора, размещались средства ПВО, что вызывало подозрения в том, что он может быть в дальнейшем использован для наработки плутония. Однако в мае 1991 г. Алжир решил поставить строящийся реактор под гарантии Агентства. Он вступил в строй в декабре 1993 г., а в начале 1995 г. Алжир присоединился к Договору о нераспространении. А в марте 1996 г. заключил с Агентством Соглашение о всеобъемлющих гарантиях. Некоторые эксперты объясняют это решение тем, что фактически ведущаяся в Алжире гражданская война вынуждала его искать поддержки со стороны Франции и других западных держав. С помощью Китая были построены «горячая» лаборатория и подземные хранилища для отработанного топлива. Они находятся под гарантиями МАГАТЭ. На юге Алжира имеются залежи урановой руды. Хотя в принципе Алжир в состоянии нарабатывать небольшие количества плутония, каких-либо особых опасений в плане распространения атомная деятельность этой страны в настоящее время не вызывает.
Ливия Что же касается Ливии, то с начала 1970-х гг. она стала проявлять интерес к овладению ядерным оружием. По сообщениям СМИ, она даже пыталась приобрести такое оружие у КНР, но получила отказ. В дальнейшем, как считают некоторые эксперты, она предпринимала попытки заполучить атомное оружие у Пакистана. После присоединения страны к Договору о нераспространении Советский Союз поставил Ливии исследовательский реактор, работающий на уране 80-процентного обогащения. Реактор был введен в эксплуатацию в Тажуре в 1979 г. Для полной уверенности в том, что реактор используется исключительно в мирных целях, Советский Союз настоял на том, чтобы, помимо применения гарантий МАГАТЭ, в Тажуре находились и советские специалисты. В середине 1970-х гг., когда резко поднялись цены на нефть, ливийское руководство вознамерилось вести самостоятельный курс на создание военной атомной программы; целью которой было располагать полным ядерным топливным циклом на базе тяжеловодного реактора на природном уране. С просьбой о помощи Ливия обратилось к Советскому Союзу, который первое время проявлял интерес к сделке, поскольку ливийцы называли покупную цену порядка 10 млрд долл. Внутри советского руководства существовали разногласия по этому вопросу, но в конце концов разумный подход возобладал, да и ливийская казна с окончанием мирового нефтяного кризиса иссякла. В октябре 1997 г. Россия возобновила переговоры о ядерном сотрудничестве с Ливией, и в марте 1998 г. «Атомэнергоэкспорт» подписал контракт на сумму 8 млн долл., предусматривавший частичное восстановление научно-исследовательского центра в Тажуре. Как сообщалось, обсуждалась также возможность строительства АЭС.
Египет Египет обладает двумя ядерными установками. Реактор ETRR-1, поставленный Советским Союзом, является легководным, его мощность составляет 2 МВт и в нем используется урановое топливо 10-процентного обогащения. Реактор, введённый в эксплуатацию в 1961 г., предназначен главным образом для получения изотопов. В 1980-х гг. он был модернизирован и в 1990 г. вновь вступил в строй.
Также Египет обладает исследовательской лабораторией, поставленной Канадой, которая используется для изготовления топливных элементов. В 1992 г. Египет подписал с Аргентиной соглашение о строительстве исследовательского реактора мощностью 20–22 МВт. Реактор вступил в строй в 1998 г. На сегодняшний день вся ядерная деятельность Египта находится под гарантиями МАГАТЭ.
Сирия В Сирии функционирует небольшой реактор, поставленный Китаем, который используется для производства радиоизотопов и в учебных целях. Он загружен урановым топливом 90-процентного обогащения. В 1998 г. между сирийской комиссией по атомной энергии и российскими организациями – «Атомстройэкспортом» и Научно-исследовательским и конструкторским институтом энерготехники имени Н.А. Доллежаля (НИКИЭТ) была достигнута договоренность о сооружении в Сирии Центра ядерных исследований на базе легководного реактора бассей нового типа мощностью 25 МВт. В январе 2003 г. в израильских СМИ появились сообщения о якобы достигнутом соглашении о строительстве Россией АЭС в Сирии. Однако официальный представитель МИД РФ опроверг эти сообщения. А 26 ноября 2008 Совет управляющих МАГАТЭ принял решение оказать техническую помощь Сирии, несмотря на заявления ряда западных стран, что Сирия имеет тайную ядерную программу, которая может иметь военный характер. Китай, Россия и ряд развивающихся стран в этой связи подверг критике политику «политического вмешательства» стран Запада, обвинив их в препятствовании Сирии в развитии собственной атомной энергетики. Высокопоставленные специалисты аппарата ООН по атомной энергии также обвинили западные страны в бездоказательных обвинениях в адрес Сирии. Также по состоянию на 2012г., Сирия располагала несколькими сотнями ракет типа Scud дальностью около 500 км и химическим оружием. Но в октябре 2013 началось уничтожение ОМП Сирии. По состоянию на 24 апреля 2014 года вывезено (или уничтожено) более 90% химического оружия Сирии. Вывоз всего сирийского химического оружия был завершён 23 июня 2014 года.
|