![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Германская модель
Благодаря мудрой исследовательской стратегии, своевременным и плодотворным реформам, проведенным Л. Эрхардом, современная Германия по величине ВВП является лидером среди стран ЕС и занимает одно из ведущих мест в мире. Для германской модели характерна рыночная экономика с высокой долей свободы выбора предпринимательской деятельности, профессии, распоряжения частным имуществом (включая средства производства), стиля потребления и т.д. Государственный контроль сводится в основном к контролю за сохранением конкуренции, опасность подавления которой возникает при сосредоточении в одних руках производства какого-то вида изделий. Неблагоприятное положение мировой экономики, трудности перехода бывшей ГДР от командной экономики к рыночной в условиях слабой конкурентной способности предприятий обнажили слабые места в экономике Германии, которая стала отставать в информационных технологиях, в тех отраслях, где была традиционно сильнее других европейских стран. Традиционно высокая средняя зарплата рабочих обусловливает дороговизну немецких товаров на мировом рынке. В связи с этим предполагается реформация дорогостоящей системы социального обеспечения и народного образования, отступление государства из многих областей частной экономики, сокращение бюрократического аппарата. Необходимо найти оптимальный компромисс между большими социальными гарантиями и свободой действия предпринимателей. В экономическом плане Германия является классическим государством-экспортером: практически не имея природных ресурсов, она занимает второе место в мире (после США) по экспорту товаров и услуг, и прежде всего по экспорту автомобилей и станков. Стабильность германской экономики обеспечивают мелкие и средние фирмы, которых насчитывается около 3 млн. После объединения Восточной и Западной Германии пришлось уравнять их системы социального обеспечения. Огромное количество восточных немцев (до 20%) осталось без работы, а значит, без средств к существованию; пособия по безработице едва хватает на самое необходимое. Часто можно слышать мнение, что ФРГ взвалила на себя груз объединения, не просчитав многих последствий этого процесса. В последнее время благодаря усилиям федерального правительства безработица уменьшилась на 11-12%. В Германии очень развита система тарифных соглашений: за круглым столом собираются представители руководства предприятия, всех организаций — как общественных, так и политических, которые рассматривают вопросы заработной платы, отпусков, социальных страховок, пособий. Социальная политика основана на предоставлении всем формам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможностей устойчивого развития. Особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. На одной из встреч министров финансов стран ЕС было решено, что Германия и другие страны должны увеличить экспорт в страны Азии, Америки, чтобы обеспечивать появление новых рабочих мест, выполнять требования профсоюзов об открытости вопросов зарплаты. Принятый во Франкфурте европейский пакт устойчивости европейских национальных валют должен способствовать стабилизации в экономике и уменьшению социальных проблем. Но при этом рекомендовано учитывать следующее: а) в области занятости нельзя руководствоваться только конъюнктурой рынка; б) стоимость работы не должна быть слишком высокой. 3. Шведская модель Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. В конце 60-х гг. в экономической модели Швеции стало наблюдаться успешное сочетание экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. На протяжении многих десятилетий в Швеции использовалась централизованная система переговоров мощных организаций профсоюзов и предпринимателей о заключении коллективных договоров в области заработной платы. Шведская модель преследует две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активность на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде -всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики. Доминирование указанных целей шведской модели может быть объяснено уникальной активностью рабочего движения. Начиная с 1932 г. (за исключением 1976—1982 гг.) у власти находится Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ), с которой в течение десятилетий тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран главной и неизменной целью экономической политики — полная занятость населения, что, естественно, вызывает активную поддержку и одобрение народа. Перечислим принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений и глубоких политических конфликтов при одновременном наличии высокого уровня жизни и социальных гарантий: • в политической сфере — высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и политическими партиями на основе взаимного понимания коренных интересов, социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура); • в экономической сфере — высокая конкурентоспособность в промышленности, основанной на интеграции науки, образования и производства; взаимодействие государственных институтов с частным бизнесом; интеграция различных сфер деятельности, от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и создания инновационного климата; • в социальной сфере — возрастание значения человеческого фактора — высококвалифицированного и творческого труда, социальной направленности государства и экономической стабильности общества. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главный фактор данной модели — сохранение основных средств производства в частном владении. Доля государственных расходов составляет около 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели. Шведская модель организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за счет высокого качества продукции.
|