![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие единой информационно-образовательной среды ОУ
Информационная среда - комплекс специально организованных компонентов, обеспечивающих интеграцию информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Компоненты информационной среды образовательного учреждения: · программно-аппаратная организация информационной среды; · учебно-методическое наполнение информационными ресурсами; · организация деятельности педагогического коллектива в самой среде. Информационная среда образовательного учреждения характеризуется рядом необходимых признаков и свойств: 1. Выступает условием и средством сложных взаимодействий типа «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек – художественный образ». Процессуальный и результативный аспекты этих взаимодействий, направленных на совершенствование человеческой личности, переживаются участниками педагогического процесса и имеют четкую ценностную ориентацию. 2. Является системным объектом и развивается как открытая самоорганизующаяся система в соответствии с логикой и закономерностями собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения. 3. Развитие информационной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. 4. Единство и целостность структуры информационной среды, определяемые единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса. В каждом отдельном случае информационная среда решает уникальный комплекс задач. В то же время любая информационная среда образовательного учреждения включает в себя инвариантные компоненты, обеспечивающие информатизацию основных видов деятельности: § образовательной (учебно-воспитательного процесса); § управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами; § обеспечения коммуникации. Объективно любая информационная среда образовательного учреждения обеспечивает: · наличие единой базы данных; · однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования; · многопользовательский режим использования данных; · разграничение прав доступа к данным; · использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах; · возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта. Информационная среда образовательного учреждения рассматривается не только в качестве компонента информационных сред более высокого уровня организации (района, города), но и как модель развития образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности детей. Информационная среда является такой системой, а образовательная информационная среда является ее составляющей частью. Построение единой информационной среды (ЕИС) является главной задачей, которую в рамках развития процессов информатизации решает каждое образовательное учреждение. ЕИС образовательного учреждения - это система, которая: · включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; · обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; · предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения. Основными пользователями ЕИС образовательного учреждения являются: o директор; o заместитель директора по информатизации; o заместитель директора по учебно-воспитательной работе; o руководитель методического объединения; o педагог-организатор; o социальный педагог; o психолог; o секретарь; o библиотекарь; o классный руководитель; o учитель-предметник; o ученик; o родитель. Типовая организационная структура ЕИС образовательного учреждения включает: · собственно информационный центр школы и входящие в него зоны; · центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа; · коммуникационный сервер; · компьютерные классы для преподавания курса информатики, для компьютерной поддержки общеобразовательных предметов, для организации внеклассной работы; · мобильные и/или стационарные рабочие места учителей (мультимедийные, интерактивные комплексы, учебно-лабораторное оборудование и др.); · автоматизированные рабочие места для административных работников, для сотрудников социально-психологической службы, для библиотеки, для методической работы, в учебных предметных кабинетах; · медиатеку. Техническую инфраструктуру ЕИС образовательного учреждения составляют: · компьютерная техника (компьютерные классы, отдельные компьютеры, выделенный сервер); · периферийное и проекционное оборудование (принтеры, сканеры, проекторы и др.); · телекоммуникационное оборудование (модемы, маршрутизаторы и др.); · локальная вычислительная сеть; · системное программное обеспечение. Информационная инфраструктура ЕИС образовательного учреждения складывается из: · программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.); · программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.) – АИС «Школа», АБИС; · программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.); · информационных ресурсов образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, Web-сайт). Нормативно-организационное обеспечение ЕИС образовательного учреждения включает: · программу информатизации образовательного учреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий и план развития программно-аппаратной инфраструктуры на текущий учебный год; · планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательное учреждение осуществляет в данный момент; · распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, по техническому и методическому сопровождению, по обучению и консультированию, по внедрению информационных технологий в образовательную практику; · регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей ЕИС, графики работы. Информационная среда образовательного учреждения построена как единое целое и выполняет как образовательные, так и управленческие функции. Это связано с тем, что большая часть информации, используемой в управленческой деятельности школы, носит открытый характер (расписание, образовательные программы и т. п.). Образовательную программу средней школы и административную деятельность по ее обеспечению можно системно обобщить в следующие пять блоков информационных ресурсов учебного заведения: 1. Блок учебно-воспитательной деятельности является самым представительным и объемным по информационному наполнению. В этом блоке хранятся электронные учебные материалы по школьным образовательным областям: начальной, основной и средней ступеней непрерывного среднего образования. В его функции входит непрерывное образование по информатике, расширенное образование по математике, предметное гуманитарное образование, естественнонаучное образование, социально-экономическое образование. В методическом плане этот блок ориентирован на внедрение активных методов самообучения, базирующихся на информационной модели организации учебного процесса. 2. Блок культурно-просветительной деятельности призван сформировать интеллигентного человека постиндустриального общества. Кроме основных знаний по фундаментальным наукам выпускник современной школы должен владеть литературным, музыкальным, художественным и архитектурным наследием мировой цивилизации. Формированию культуры школьника должен способствовать широкий выбор виртуальных музеев, исторических памятников, картинных галерей и других достопримечательностей. Этот блок отвечает за формирование у учеников информационной, экологической и экранной культуры, творческой активности, высокой нравственности и толерантности. 3. Блок информационно-методической деятельности школьных учителей ориентирован на развитие творческой педагогики в школе, так как внедрение информационной модели образования требует создания и постоянного обновления программно-методических комплексов различных форм обучения (проектных, индивидуальных, дистанционных и т. п.). В его функции входит создание электронных учебников, разработка компьютерных программ, обеспечение учителей домашними компьютерами, проведение телеконференций, формирование программно-методического фонда. 4. Блок научно-продуктивной деятельности основывается на работе школьного научного общества и отвечает за приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни и работы в информационном обществе. Эта цель достигается за счет совмещения образования с полезным трудом, основанным на использовании новых информационных технологий. В его работу должны входить обеспечение электронной библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, обслуживание административной системы, работа в Интернете и на региональном образовательном портале. 5. Блок административно-хозяйственной деятельности обеспечивает формирование и тиражирование различных директивных документов, автоматизированное планирование учебного процесса, работу с классными журналами, анализ и обеспечение здоровья учащихся, психолого-педагогическую диагностику и др. Проектируя информационно-образовательную среду школы, целесообразно придерживаться следующего плана: 1. Определить систему задач, которые будут решаться в условиях информационной среды. 2. Определить круг участников образовательного процесса, вовлеченных в пользование ресурсами и сервисами информационной среды. 3. Описать программное обеспечение, наиболее полно отвечающее педагогическим задачам, решаемым в условиях информационной среды. 4. Описать техническое решение для создания инфраструктуры информационной среды, учитывая, что любая техническая система нуждается в обслуживании. 5. Разработать систему подготовки и переподготовки специалистов. 6. Определить порядок проведения работ по созданию информационной среды, а также продумать необходимое финансово-экономическое сопровождение. Информационная среда обеспечивает оптимизацию управления образовательным процессом, контроля качества усвоения материала и управления образовательным учреждением: контингентом обучающихся, кадрами, материально-техническими и библиотечно-информационными ресурсами, позволяет подготовить учащихся к жизни в современном информационном обществе.
|