![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теории эмоций в отечественной психологии
С.Л. Рубинштейн. Эмоции и потребности. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека - это отношение ею к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к объекту. 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательновнеположенными, часто образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка, возбуждение и подавленность. Исходный момент. Определяющий природу и функцию эмоций: в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимися в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизньорганизма в целом, - с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия. Двойственное отношение эмоции потребности: эмоция — конкретная психическая форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет нам удовлетворение или нет, и у нас рождается чувство по отношению к нему (активно-пассивное взаимоотношение потребности и предмета: потребность-эмоция-предмет или предмет-эмоция-потребность). Но человек существо полимотивированное и один и тот же предмет (ситуация) может быть снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность). Отсюда чувства человека определяются не изолированной потребностью, а всей структурой личности. Эмоции и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой - чувства человека, эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Деятельность на удовлетворение потребности - эмоция (отношение цели и результата). Ход деятельности: предвидение критических точек - нарастание напряжения - минуя точку - разрядка. Внутренняя противоречивость деятельности - возбуждение. Гармоничный характер деятельности — успокоение. Различные виды эмоциональных переживаний. Три уровня эмоциональной сферы. 1 Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования -удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществ) с органическими потребностями (окраска. Тон отдельного ощущения или выражение разлитого органического самочувствия организма (беспредметная тоска)). Выражение состояния организма. 2. Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные. 3. Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. А.Н. Леонтьев. Эмоциональные процессы - процессы внутренней регуляции деятельности. Эмоции отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.
К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта - аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга. Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)). Повторение аффекта. Ситуации - аффективный взрыв - терапевтические цели: канализация. Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер: способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о прежитых или воображаемых ситуациях. Способность к обобщению и коммуникации: эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание). Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до социальных чувств. П.K. Анохин. Эмоции — физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Эволюция эмоций. Эмоция охватывает весь организм. Роль приспособления животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций -охватывают весь организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Биологическая теория эмоции. В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций. Жизнь =формирование потребностей + их удовлетворение. Это два состояния организма. 'Эмоциональные ощущения — своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данногоорганизма. Удовлетворение - положительная эмоция - подкрепляющийфактор. Каков механизм создания положительной эмоции.В основе представление о целостной физиологической архитектуре любого приспособительногоакта, каким являются эмоциональные реакции. Признак положительной эмоциональной реакции - закрепляющее действие. Акцептор действия — удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатовбудущего действия. От него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности. Обратная информация (афферентная) - обуспешности выполнения. Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцептором.действия. Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация - поиск новой комбинации эффекторныхвозбуждений.
|