![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5.
Педагогическое образование - первый этап профессионального становления педагога Цель: осознание социальной значимости своей будущей профессии, дальнейшее развитие мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, понимание необходимости профессионального самопознания и саморазвития в условиях обучения в педагогическом вузе. Задачи: студенты должны знать профессионально значимые качества личности современного учителя; пути и способы самосовершенствования профессионально-личностных качеств учителя в процессе получения образования; цели, задачи, структуру и содержание профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования; способы профессионального самопознания и саморазвития; возможности образовательного процесса вуза в стимулировании профессионального самовоспитания будущего учителя; уметь анализировать свойства и качества личности учителя (на основе саморефлексии); раскрывать современные требования к подготовке учителя; обосновывать свою профессиональную позицию в отношении различных проблем образовательной практики; характеризовать специфику довузовского, вузовского и послевузовского этапов системы непрерывного педагогического образования; освоить навыки проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Основные понятия: профессиональное становление педагога; личностный рост учителя; факторы профессионального становления; педагогическая культура; профессионально-значимые качества личности педагога; педагогическая этика и педагогическое творчество; личностная профессиональная перспектива, карьера педагога. Основные документы: Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Форма изучения: семинарское занятие с использованием технологий case-study, самостоятельная работа.
I. Теоретическая часть План 1. Профессиональное становление педагога. Личностное и профессиональное становление. Факторы профессионального становления. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека. 2. Соотношение общей и педагогической культуры. Педагогическая культура личности как условие успешности в педагогической профессии. 3. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Этика и эстетика, мастерство и техника, творчество в профессии педагога. 4. Этапы становления профессиональной деятельности педагога. Образовательно-профессиональный путь студента педвуза. 5. Особенности обучения в педагогическом университете. 6. Источники и пути самообразования педагога. Понятие личностной профессиональной перспективы. Планирование профессионального роста. Способы достижения профессиональных целей. Карьера педагога.
Общие рекомендации по подготовке вопросов плана занятия При подготовке теоретических и практических вопросов занятия вам необходимо выполнить несколько типов познавательных задач: описать незнакомые объекты, явления, процессы; выявить и оценить свойства этих объектов, явлений, процессов; выявить состав, строение и структуру данных объектов, явлений, процессов; построить классификацию объектов, явлений, процессов; установить связи между явлениями, характеристиками каких-либо процессов.
При подготовке вопроса №1 необходимо дать описание понятию «профессиональное становление педагога», для этого требуется выявить ключевые признаки данного явления, установить соотношение между понятиями «личностное становление» и «профессиональное становление педагога». Описать факторы профессионального становления педагога и объяснить их влияние на успешность данного процесса. Показать влияние профессионального и личностного становления на успешность процесса самореализации человека При ответе на вопрос №2 нужно выделить основные признаки понятия «педагогическая культура педагога», выявить роль и место педагогической культуры в структуре общей культуры. Показать, как наличие педагогической культуры влияет на успешность педагога в профессии. При ответе на вопрос №3 требуется выделить профессионально-значимые качества педагога в общей структуре личности и объяснить их влияние на успешность учителя в профессии. Необходимо показать механизмы развития данных качеств. При ответе на вопрос №4 и №5 опишите разные взгляды ученых (Е.А. Климов, А.К. Маркова) на этапы становления профессиональной деятельности педагога. Подробно опишите этап обучения студента в педагогическом вузе, объясните, как особенности обучения в вузе влияют на процесс профессионализации будущего учителя. При ответе на вопрос №6 нужно выделить и описать основные признаки понятий «самообразование педагога», «личностная профессиональная перспектива», «профессиональный рост», «профессиональные цели», «карьера педагога». Классифицируйте и объясните источники и пути самообразования педагога. Для успешной подготовки ответов на теоретические вопросы занятия, рекомендуется воспользоваться литературой данной в списке ниже. Если Вы считаете, что информации необходимой для выполнения поставленных задач недостаточно, то Вы можете воспользоваться ресурсами сети интернет из списка, приведенного в разделе №9 рабочей программы дисциплины, «Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины». Основная литература 1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011. 2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2009. Дополнительная литература 1. Бандурка A. M., Тюрина В. А., Федоренко Е. И. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие.- М., 2009. - 250 с. 2. Введение в педагогическую деятельность /под ред. А. С. Роботовой - М., 2007. 3. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие.- М., 2008. - 300 с. 4. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=165984 5. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с. 6. Карпович Т. Е. Основы педагогики: Практикум. - М., 2007. - 176 с. 7. Конвенция о правах ребенка. 1989 г. / Гуманитарная сфера и права человека.- М., 1992.-С. 98-112. 8. Кукушин B. C. Общие основы педагогики. Учебное пособие. - М., 2006. - 224 с. 9. Профессиональный стандарт «Педагог» https://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ 10. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие /Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская - М., 2008. 11. Образ учителя в научной и художественной литературе: Учебно-методическое пособие (хрестоматия) / Составители: С.А. Воронина, И.А. Щуринова, К.В. Екимова. Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. – 168 с. 12. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонов; под ред. А. А. Орлова - М., 2008. 13. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki
II. Практическая часть 1. Объясните влияние самооценки и самовоспитания учителя на процесс его профессионального развития. Подготовьтедоклады или сообщения для участия в обсуждении данной проблемы по следующим темам: ¾ Самовоспитание в жизни великих людей. ¾ Пути и способы самовоспитания учителя. ¾ Этапы профессионального самовоспитания. ¾ Роль и значение самовоспитания в жизни современного учителя. 2. Используя справочную психолого-педагогическую литературу или учебно-методическое пособие «Введение в педагогическую деятельность» (А.А. Орлов, А.С. Агафонова), дайте описание основных понятий темы: профессиональное становление педагога; личностный рост учителя; факторы профессионального становления; педагогическая культура; профессионально-значимые качества личности педагога; педагогическая этика и педагогическое творчество; личностная профессиональная перспектива, карьера педагога. Выпишите в тетрадь данные определения.
3. Опираясь на пособие «Образ учителя в научной и художественной литературе» (Составители: С.А. Воронина, И.А. Щуринова, К.В. Екимова. Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011), выполните в тетради задания аналитического характера: а) используя прием «Общее-уникальное» проанализируйте, какое место в структуре учителя различные авторы отводят общекультурным и специальным знаниям. Результаты представьте графически; б) используя прием «Общее-уникальное» сопоставьте воззрения различных педагогов на сущность и структуру педагогических способностей. Результаты представьте графически; в) используя прием «Общее-уникальное» сопоставьте воззрения различных педагогов на личные качества, необходимые учителю. Результаты представьте графически. Тексты выбирайте сами и воспользуйтесь теми, что предложит преподаватель кафедры педагогики, ведущий занятие.
4. Прочитайте в пособии «Образ учителя в научной и художественной литературе» отрывки, посвященные описанию различных учителей. Ответьте на вопросы: Какие профессионально значимые качества отметили бы Вы у этих учителей? Составьте словесные портреты учителей ХХ века. Объясните, кто из учителей больше соответствует Вашим представлениям об идеальном учителе?
5. Найдите диагностические методики, позволяющие выявить у себя профессионально-педагогические способности. Зафиксируйте в тетради для диагностических материалов результаты тестирования по методикам 1) «Направленность личности», 2) «Педагогические способности», 3) «Способность к эмпатии», 4) «Самооценка». Диагностика проводится под руководством преподавателя.
6. Опишите трехступенчатую структуру образования по схеме «бакалавр - магистр - доктор». Объясните характерные особенности каждой из ступеней.
7. Опираясь на представленные в учебном пособии В.С. Кукушина «Общие основы педагогики» (2006) «Кодекс учителя России» и «Заповеди учителя», составьте классификацию основных требований к личности учителя новой школы. 8. Проведите в своей учебной группе микроисследование по теме «Проблемы и перспективы обучения в педагогическом вузе». Для этого после консультации с преподавателем разработайте анкеты для однокурсников, проведите анкетирование и представьте полученные результаты в форме презентации.
Формы контроля успеваемости студентов в рамках дисциплины «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли»: · устный (собеседование, коллоквиум, зачёт); · письменный (тесты, контрольные работы, эссе, рефераты, заполнение таблиц, рецензирование, аналитический отчёт); · смешанный (самоанализ и защита проекта, презентация, представление портфолио). Собеседование проводится по каждой теме модуля. Вопросы указаны в практической части семинарского занятия. Коллоквиум служит формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На кол-локвиумах обсуждаются отдельные темы, вопросы изучаемого курса, указанные в разделе «Самостоятельная работа студентов», а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся. Зачет представляет собой форму промежуточной аттестации студента, определяется ученым планом подготовки по направлению подготовки. На зачете выставляется две оценки: зачтено (41 – 100 баллов) и не зачтено (от 0 до 40 баллов). Для оценки зачтено необходимо знание основных понятий, сформированность необходимых умений. Студент дает полный и правильный ответ на поставленные вопросы. В самостоятельном (без наводящих вопросов преподавателя) ответе должны быть обстоятельно раскрыты соответствующие теоретические и методологические положения изучаемого модуля, охарактеризованы нормативные документы, указанные в списке литературы, дан анализ основных историко-педагогических текстов, рекомендованных в программе (количество и наименование литературных источников определяется на каждом факультете ведущим преподавателем), показано отчетливое понимание своей профессиональной позиции в отношенииразличных проблем образовательной практики. Материал излагается в логической последовательности, литературным языком. Ответ может содержать 1-2 неточности или несущественные ошибки. Оценка не зачтено ставится, если ответ обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала; допускаются существенные ошибки, которые студент не может исправить с помощью наводящих вопросов преподавателя; допускается грубое нарушение логики изложения. Вопросы к зачёту 1. Сущность и содержание педагогической деятельности. 2. Условия и средства осуществления педагогической деятельности учителем. 3. Особенности организации проектной и исследовательской деятельности в педвузе. 4. Возникновение профессии «учитель» в странах Древнего Востока. 5. Роль учителя в афинской и римской школах. Образовательные идеалы во времена античности. 6. Генезис учительской профессии в эпоху средневековья. Учителя-схоласты и учителя-гуманисты. 7. Становление гимназического и университетского образования в эпоху Возрождения 8. Просветительская направленность учения Я.А. Коменского. «Великая дидактика» - универсальная теория обучения 9. Гуманистическая теория элементарного образования И.Г. Песталоцци - основа развивающего обучения. 10. «Руководство к образованию немецких учителей» А. Дистервега. Воспитывающее обучение. 11. Педагогическая система И.Ф. Гербарта, развитие теории урока. 12. Институты воспитания и обучения в Древней Руси: «кормильство», «дядьки», «кумовство». Мастера грамоты. 13. «Домострой» как источник педагогических традиций. 14. Школы и училища в России XVII в. 15. Развитие образования в России в первой половине XVIII в. (эпоха Петра I) 16. Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник отечественной теории педагогики. К.Д. Ушинский о подготовке учителя. 17. Идеи свободного воспитания в истории педагогической мысли. Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори 18. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Принцип свободного воспитания в Яснополянской школе. 19. Педагогические течения в России в начале ХХ в. Антрополого-гуманистическая педагогика (педология) П.П. Блонского. 20. Воспитательные системы С.Т. Шацкого и В.Н. Сорока-Росинского. 21. Идеи А.С. Макаренко об авторитете и мастерстве воспитателя 22. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского. 23. Профессиональное становление педагога. Факторы профессионального становления. 24. Самообразование педагога. Источники и пути самообразования педагога. Самооценка его деятельности. 25. Основные тенденции развития мирового историко-педагогического процесса. Особенности современного этапа развития образования. 26. Требования к личности будущего педагога ХХI в. в соответствии с новыми образовательными стандартами (ФГОС) как ориентир для профессионального становления студента педвуза.
|