Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Судебная властьСтр 1 из 12Следующая ⇒
Законодательство о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности Законодательство о правоохранительных органов и правоохранительной деятельности - это совокупность нормативной правовых актов действующих на всей территории РФ, содержащие в себе правовые нормы, призванные регулировать деятельность системы правоохранительных органов и осуществляемой ими правоохранительной деятельности. К системе законодательства о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности можно отнести следующие акты, содержащие нормы права: 1. Конституция РФ - нормативный правовой акт высшей юридической силы. 2. Федеральные конституционные законы - нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам, указанным в Конституции. Расширяет и развивает основные положения действующей конституции. 3. Федеральные законы - нормативные правовые акты раскрывающие и детализирующие положения и нормы, изложенные в Конституции РФ 4. Конституции и уставы субъектов РФ - нормативные правовые акты принимаемые субъектами РФ по предмету своего ведения. Не могут противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и международным договорам РФ. 5. Подзаконные нормативные акты - нормативные правовой акт, обладающий меньшей перед законом силой. К видам подзаконных нормативных правовых актов в сфере правоохранительной деятельности можно отнести следующие нормативно-правовые акты: - Указы и распоряжения Президента РФ. - Постановления и распоряжения Правительства РФ. - Акты (приказы, распоряжения) конкретных министерств и ведомств (МВД, Министерство юстиции и т.д.) - Постановления и заключения Конституционного суда РФ. - Акты Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ. Судебная власть 1. Принцип разделения властей. Принцип разделения властей - правовое явление, правовая доктрина, согласно которой признается необходимость в разделении власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов, при осуществлении властных полномочий. Характерная черта большинства государств современности реализация ими принципа разделения властей. Согласно установившимся правовым теориям реализация данного принципа неотъемлемый атрибут демократического государства. Принцип разделения властей закреплен ст. 10 Конституции РФ (ссылка на источник) Базовой идеей для формирования современной теории разделения властей послужили идеи греческого мыслителя Аристотеля - он первым предложил разделять власть в государстве на три составные части: законодательную, должностную и судебную (ссылка на источник). Впоследствии данная идея была развита выдающими деятелями нового времени, в частности: Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескьё, которые осуществили детальную проработку и теоретическое обоснование принципа разделения властей. Начиная с этого времени постулаты данного принципа, получил широкое распространение в государственной системе многих стран. Первым правовым актом, где принцип разделения властей получил наибольшее, и логическое распространение стала Конституция США 1787 года (ссылка). Принцип разделения властей зиждиться на следующих началах: - Принцип разделения властей закреплен в нормативном правовом акте высшей юридического силы - Конституции. - Существует строгое разделение властных полномочий между ветвями власти. - В государственной система присутствуют органы, выражающие властные полномочия каждой из ветвей власти. - Особое положение судебной ветви власти, как ветви гарантирующей соблюдение и охрану прав человека и гражданина. - Равноправие властей. 2. Понятие судебной власти. Судебная власть - одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений. Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. (ссылка) 3. Признаки судебной власти. Признаки судебной власти - характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти. Признаками судебной власти являются: - Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами - судами. - Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе. - Осуществление властных полномочий в форме правосудия. - Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. - Особый статус выразителей судебной власти - судей. 4. Принципы осуществления судебной власти в РФ. Принципы осуществления судебной власти в РФ - это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий. К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся: - Подчинение Конституции РФ - Законность. - Демократичность. - Открытость. - Гласность. - Гуманизм. - Соблюдение прав человека и гражданина. 5. Задачи судебной власти. Задачи судебной ветви власти - это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий. К задачам судебной власти РФ можно отнести: - Формирование режима Законности - Поддержание правопорядка - Восстановление прав конкретных субъектов общества. - Изоляция вне общества конкретных субъектов общества. 6. Понятие правосудия. Правосудие - вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами, в которой реализуется судебная власть. 7. Признаки правосудия. К признакам правосудия можно отнести следующие характеристики: - осуществляет только специально уполномоченным на то органом - судом. - особый правовой статус лиц осуществляющих правосудие - судей и присяжных заседателей. - правосудие осуществляется путем рассмотрения конституционных, гражданским, административных и уголовных дел. - правосудие реализуется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. - общеобязательная сила судебных решений. 8. Понятие судопроизводства. Судопроизводство - деятельность по рассмотрению дел в суде. 9. Виды судопроизводства. Судопроизводство подразделяется: - Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ. - Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. - Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. - Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции. 10. Соотношение понятий судопроизводство и правосудие. Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью 1. Принципы правосудия, их понятие и значение. Принципы правосудия - важнейшие, основополагающие начала деятельности судебной власти в РФ. Значение принципов правосудия в правовой действительности государства велико. 2. Признаки принципов правосудия. - принципы правосудия отражают общий характер организации судебной власти в РФ. - принципы правосудия являются важнейшими положениями функционирования судебной власти и судебной системы РФ. - закрепленность принципов правосудия в действующем законодательстве. - в принципах правосудия получают развития правовые и нравственные идеи и идеологические доктрины. 3. Система принципов правосудия. Система принципов правосудия - это совокупность элементов определяющих основополагающие начала деятельности судебной власти и судебной системы в РФ. К основным принципам правосудия в РФ относятся: - Принцип законности. - Принцип осуществления правосудия только судом. - Принцип равенства граждан перед законом и судом. - Принцип независимости судебной власти. - Принцип независимости судов и судей. - Принцип презумпции невиновности. - Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда. - Принцип состязательности и равноправия сторон. - Принцип открытости и гласности судопроизводства. - Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина. - Принцип обязательности судебных решений. - Принцип государственного или национального языка в судах. - Принцип свидетельского иммунитета. - Принцип диспозитивности судопроизводства. - Принцип государственного языка судопроизводства. - Принцип участия граждан в отправлении правосудия. - Принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. - Принцип обеспечения потерпевшим права на доступ к правосудию и возмещения причиненного преступлением вреда. - Принцип недопустимости использования доказательств, получением с нарушением закона. - Принцип обеспечения права на обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, права просить о помиловании или смягчении наказания. II-1. Принцип законности. Принцип законности - основополагающие начало деятельности судебной власти в РФ, основанное на неукоснительном соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов всеми субъектами правоотношений. Также, принцип законности предполагает принятие только тех нормативных правовых актов нормы которых не противоречат нормам принятым в нормативных правовых актов высшей юридической силы. Для правосудия данный принцип является базовым и универсальным, вследствие того, что сама деятельность по осуществлению правосудия связана с неукоснительным соблюдением и подчинением закону. II-2. Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в РФ, в соответствии с частью 1 статьи 118 Конституции РФ и частью 1 статьей 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», осуществляется только уполномоченными на то органами - судами. В РФ не допускается создание чрезвычайных судов и судов, не установленных нормами Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Правосудие в РФ осуществляется только судами общей юрисдикции (Верховным судом РФ, Федеральных судов среднего звена, действующих на территории РФ, военными судами, мировыми судьями), арбитражными судами (Высшим арбитражным судом РФ, арбитражными судами округов, арбитражными апелляционными судами, арбитражными судами субъектов РФ) и конституционными судами (Конституционный суд РФ, Конституционные (уставные) суды субъектов РФ). Никакие другие государственные и негосударственные органы не вправе исполнять судебные полномочия и наделяться судебной властью. Отмена, изменение вынесенных судебных решений также в компетенции только суда.
Равенство всех перед законом и судом - базовые принцип правовых государств, означающий единообразное применение норм права ко всем лицам без разделения их по имущественному, национальному, религиозному и иному дискриминирующему признаку. Равенство всех перед законом и судом на территории РФ закреплено частью 1 статьи 19 Конституции РФ. Равенство всех перед законом и судом равное наделение всех лиц, предстающих перед законом и судом одинаковыми правами и обязанностями, а также процессуальными правами. На деле это означает то, что порядок судопроизводства не может быть изменен вне зависимости от того, кто конкретно выступает субъектами судопроизводства.
Принцип независимости судебной власти получил отображение в части 2 статьи 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Основные постулаты данного принципа выглядят следующим образом: - независимость судебной ветви власти отраженна в федеральном законодательстве, в частности в ФКЗ «О судебной системе РФ». - судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной ветви власти. - судебная власть реализуется в рамках своих полномочий, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах. - обязанность государства выделять достаточное обеспечение для осуществления судами беспристрастно и независимо своих судебных полномочий.
Независимость судов и судей при осуществлении ими полномочий по реализации судебной власти на территории Российской Федерации закреплена в статье 120 Конституции РФ и в статье 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Судьи, присяжные и арбитражные заседатели в рамках своих полномочий обладают независимостью и самостоятельностью и подчиняются исключительно Конституции РФ и законам Российской Федерации. Принцип независимости судов и судей направлен на предотвращение какого-либо влияния или воздействие (будь то моральное, физическое или правовое) на судей, присяжных и арбитражных заседателей. В соответствие со статьей 9 закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», устанавливаются гарантии независимости судей: запрет на вмешательство в деятельность судьи; установленный порядок приостановления и прекращения полномочий; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие системе органов судейского сообщества; предоставление содержания, соответствующего его высокому статусу; защита судьи, членов его семьи, имущества со стороны государства; право судьи на ношение и хранение оружия. Также, ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и ФЗ «О арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации» устанавливают свои гарантии независимости и неприкосновенности для присяжных и арбитражных заседателей. Действия, связанные с оказанием давления на судей, присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении ими своих полномочий, расценивается действующим законодательством как противоправное деяние.
Презумпция невиновности - один и базовых юридических принципов при осуществлении уголовного судопроизводства. Согласно принципу презумпции невиновности, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказан в соответствии с установленной закон процедурой. Также, в соответствии с этим принципов бремя доказательства лежит на стороне обвинения. Принцип презумпции невиновности применяется при уголовном и административном судопроизводстве. Данный принцип закреплен в статье 1.5. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) и в статье 14 «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда. Суть данного принципа - суду, на которого возложена функция реализации судебной власти, путем осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства должны быть присущи следующие качества: беспристрастность, компетентность и профессионализм. Принцип обеспечения беспристрастного и компетентного суда вытекает из подробного анализа российского законодательства: статьи 18, 45, 47, 119, 121, 123 Конституции РФ, также из ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». На деле это отражено следующим образом: - Такое качество как компетентность суда достигается путем утвержденного строгого порядка наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей полномочиями по осуществлению правосудия. Также, наличие данного принципа подтверждает наличие конкретных требований, которым должны соответствовать кандидаты судьи, присяжные и арбитражные заседатели. - Беспристрастность суда гарантируется: обеспечением каждому права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно; обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда; правом на отвод каких-либо участников процесса.
Данный принцип предполагает наделение равными правами по отстаиванию собственных интересов всех сторон процесса судопроизводства - истца или обвинителя, ответчика или подсудимого. Принцип состязательности и равноправия сторон закреплен в части 3 статьи 123 Конституции РФ, в статье 15 «Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации», статье 12 «Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации», статье 8, 9 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», а также в иных нормативных правовых актах. Понятие состязательности судопроизводства означает, что судебный процесс, строится на основе разделения полномочий и функций обвинения и защиты, стороны истца и стороны ответчика. Суд обязан сохранять независимость, объективность и беспристрастность.
Принцип открытости и гласности судопроизводства означает, что любой гражданин, достигший 16 летнего возраста, вправе присутствовать на судебной заседании, если оно не является закрытым. Также принцип предполагает право на освещение хода судебного разбирательства в прессе. Принцип получил закрепление в части 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации, в статье 10 «Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», в статье 241 «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в статье 11 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в статье 54 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и в иных нормативных правовых актах. Основания для рассмотрения дела в закрытом режиме: В гражданском и административном судопроизводстве, в соответствии с частью 2 статьи 10 «Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». - разбирательство по делам, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. - разбирательство по делам, содержащим тайну усыновления (удочерения). - иные дела установленные федеральным законодательством.
В уголовном судопроизводстве, в соответствии с частью 2 статье 241 «Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации» - рассмотрение уголовного дела в ходе процесса может привести к разглашению государственной или иной охраняемой законом тайны. - рассмотрение в ходе судебного процесса дел, по преступлениям совершенным лицами, не достигшими 16-летнего возраста. - при рассмотрении уголовных дел по преступлениям против половой свободы и неприкосновенности личности или если в процессе могут быть преданны огласки интимные стороны жизни, честь и достоинство участников процесса. - в целях обеспечения безопасности участников процесса, их родственников и близких. В конституционном судопроизводстве, в соответствие со статьей 55 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». - в случаях необходимости, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны. - для обеспечения безопасности граждан. - в случаях необходимости защиты общественной нравственности.
|