Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Три основных типа инфляции.
Инфляция может иметь либо открытую форму проявления- обнаруживаться в росте потребительских цен, либо скрытую, латентную- действовать через повышение издержек производства (в том числе и расходов на зарплату). Перетекание этих форм одна в другую послужило еще в 50-х годах основой концепции «зарплата- цены», согласно которой ответственность за раскручивание инфляции несут профсоюзы, требующие повышения заработной платы. На макроэкономическом уровне обычно рассматриваются три типа инфляции: классический, рыночной и дисбалансовый. Классический тип инфляции основан на изменении объемов денежной массы, находящейся в обращении: переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с потребностями в действительных деньгах- золоте) выпуска их. Известны два подварианта инфляции этого классического типа: фискальная и кредитная инфляция. Фискальная инфляция отражает фискальную политику государства, т.е. его деятельность в области: налогообложения; государственных расходов и государственного бюджета. Цель фискальной политики- обеспечить занятость населения и решить экономические проблемы страны. Она выступает как часть экономической политики государства, поэтому оказывает значительное влияние на совокупный спрос. Правительственные расходы могут, например, быть в виде: строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т.д. характерной чертой всех этих операций служит то обстоятельство, что потребителем здесь выступает само государство. Причем все закупки, производимые государством, разделяются на два вида: 1) закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны; 2) закупки для регулирования рынка. При анализе воздействия государственных расходов на Совокупный спрос необходимо учитывать необходимость создания условий макроэкономического равновесия, складывающегося под влиянием потребительских расходов и инвестиций. Совокупные расходы состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг, т.е. составляют сумму потреблений и государственных расходов. Состояние, при котором вся величина произведенного внутреннего национального продукта будет потреблена населением, предприятиями и государством, т.е. будет равна их расходам, означает равновесие. Введение государственных расходов, которые оказывают воздействие подобно потребительским расходам и инвестициям, увеличит величину совокупных расходов на рынке и будет стимулировать рост совокупного спроса, а следовательно, и производство внутреннего национального продукта. В результате государственных закупок спрос увеличится на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам. Таким образом, государственные расходы оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции. Сокращение государственных расходов может привести к сокращению совокупных расходов и равновесного уровня внутреннего национального продукта. Итак, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным, или множительным, эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение внутреннего национального продукта в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг. Таким образом, можно сделать вывод, что государственные расходы могут оказывать воздействие в мультипликационном эффекте либо на сокращение, либо на рост внутреннего национального продукта в периоды подъемов и спадов, превращаясь в довольно мощный и сильный инструмент регулирования национальной экономики. Рыночный тип инфляции, в отличие от предыдущего, называемого классическим, связан с временными отклонениями масс товаров различного рода от их объективно необходимых, оптимальных пропорций безотносительно количества денег в обращении. С этой точки зрения инфляция- это повышение общего уровня цен и обесценивание денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным предложением (покрытием), т.е. инфляция может быть результатом сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных бумажных денег. Выражается она в обесценении денег по отношению к золоту, сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы. Дисбалансовый тип инфляции вызывается хроническими диспропорциями на макро- и микроуровне как проявление циклического характера развития экономики. Инфляцию такого рода можно рассматривать как универсальное явление экономической жизни современного общества. Изучению ее причин посвятил некоторые свои труды по политэкономии английский историк и экономист Дэвид Юм (1711-1776).
|