Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правила написания рефератов
Московский колледж железнодорожного транспорта
Методические рекомендации
для самостоятельных работ
общеобразовательной учебной дисциплины БД.3 История для специальности 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного оборудования (по видам транспорта)
Москва 2014
РАССМОТРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией
Протокол от " __" _______20__г. №__
Председатель
__________________ (ФИО)
|
|
Составитель: преподаватель Абрамов М.С.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА........................................................................................................... 4
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ......................................................... 6
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 21
3.1. Общие рекомендации по составлению конспекта.................................................................. 21
3.2. Методические рекомендации написания рефератов.............................................................. 21
3.3. Методические рекомендации по подготовке мультимедиа-презентаций......................... 21
3.4. Методические рекомендации по подготовке таблиц.............................................................. 24
3.5. Методические рекомендации по подготовке блок-схем....................................................... 30
3.6. Методические рекомендации по подготовке плаката........................................................... 30
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................... 32
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Функции самостоятельной работы:
- информационно – обучающая;
- развивающая;
- ориентирующая;
- стимулирующая;
- воспитывающая.
Цели самостоятельной работы:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать литературу;
- развитие познавательных способностей, активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
- самостоятельная работа является формой организации учебно–познавательной деятельности, средством активизации процесса обучения, видом познавательной деятельности обучаемых, системой педагогических условий, обеспечивающих управление познавательной деятельностью.
Признаки самостоятельной работы:
- наличие конкретной цели и задания;
- чёткая форма выраженности результата работы;
- определение формы контроля работы;
- определение критериев оценивания результатов работы;
- обязательность выполнения работы каждым обучающимся.
Виды самостоятельной работы в учебном процессе среднего специального учебного заведения:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Внеаудиторная самостоятельная работа – вид самостоятельной работы, выполняемой студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
В методических указаниях приводятся общие сведения об организации и контроле выполнения заданий для самостоятельной работы вне учебной аудитории по дисциплине «История».
В частности, обращается внимание:
- на цели и задачи организации самостоятельной работы по дисциплине,
- на место самостоятельной работы в системе изучения дисциплины (количество часов, отведенное учебным планом на самостоятельную работу студентов по сравнению с максимальной учебной нагрузкой),
- на соответствие тематики заданий для самостоятельной работы теоретическому содержанию дисциплины,
- на формы организации самостоятельной работы,
- на сложность или доступность выполнения предлагаемых заданий,
- на формы контроля результатов и критерии оценки выполнения заданий для самостоятельной работы,
- на наличие внутри- и межпредметных связей и т.п.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В соответствии с рабочей программой
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
| в том числе:
|
| выполнение домашних заданий: подготовка к устному опросу, тестированию
|
| подготовка сообщений, докладов, рефератов, индивидуальных проектов
|
| подготовка и оформление отчета практических занятий
|
|
№
| Наименование разделов, тем дисциплины
| Виды самостоятельной работы
| Интернет-ресурсы
| Литература
| Введение
| Выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка сообщений «Историческое знание: источники», «Периодизация всемирной истории».
Реферат: «История России: познавательное, нравственное, культурное значение».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Раздел 1. Древнейшая история человечества
|
|
|
| Тема 1.1. Неолитическая революция: предпосылки, причины, содержание, итоги
| Выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка сообщений: «Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи», «Выделение человека из животного мира», «Расселение людей по земному шару».
Доклады: «Среда обитания. Начало социальной жизни», «Родовая община. Распределение социальных функций между полами».
Реферат: «Последствия для человека глобальных климатических изменений».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Раздел 2. Цивилизации древнего мира
|
|
|
| Тема 2.1. Ранние цивилизации и их отличительные черты
| Выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка сообщений: Новоегипетская держава. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите. Ахейские государства.
Доклады: «Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии», «Персидское «царство царств», «Древняя Индия. Империя Маурьев», «Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 2.2. Античные цивилизации
| Выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка сообщений: «Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе», «Конфуцианство», «Религия древних евреев».
Доклад: «Возникновение мировых религий», «Буддизм и его распространение», «Раннее христианство».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
|
|
|
| Тема 3.1. Особенности развития цивилизации в Средние века
| Выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка докладов: «Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы»,
«Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни».
«Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества».
«Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы», «Индийское общество в Средние века».
«Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию», «Особенности распространения буддизма в Китае», «Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии».
«Возникновение ислама.Мухаммад. Особенности государственного и общественного строя арабов», «Арабские завоевания.Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама.Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 3.2. Становление Западно-христианской и восточно-христианской цивилизации
| Выполнение домашнего задания, подготовка к практическому занятию, подготовить сообщение «Церковь и светские власти», «Церковь и общество», «Крестовые походы». Доклад: «Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения.
Реферат или индивидуальный проект: «Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Встреча восточно-христианской, мусульманской и западно-христианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Раздел 4. История Россия с древнейших времен до начала XVIII века
|
|
|
| Тема 4.1. Восточная Европа: природная среда и человек. Племена и народы
| выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка сообщений: «Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э.», «Германские и славянские племена в Европе». «Соседи восточных славян: тюрки, Аварский и Хазарский каганаты, финно-угорские племена».
Доклады: «Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины». «Византия и народы Восточной Европы», «Заселение славянами Балканского полуострова. Жилище. Одежда Семья. Роль женщин в общине».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 4.2. Формирование основ государственности восточных славян: рождение Киевской Руси
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 4.3. Расцвет государства Киевская Русь
| Выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка сообщений: Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.
Доклады: «Истоки русской культуры. Устное народное творчество», «Значение христианства в становлении национальной культуры», «Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись».
Индивидуальный проект: «Право в Древней Руси» - реферат, презентация.
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 4.4.Русь в эпоху политической раздробленности
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 4.5. Борьба Руси с иноземными завоевателями
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 4.6. Русь на пути к возрождению
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 4.8. Россия в 16 –17.
| Выполнение домашнего задания, подготовка к практическому занятию, подготовка сообщений: «Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства», «Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Раздел 5. История индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII веках
|
|
|
| Тема 5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу
| выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка сообщений: «Формирование нового пространственного восприятия мира», «Возникновение постоянных армий», «Войны религиозные, династические, торговые».
Рефераты: «Гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада», «Европа в период Реформации и Контрреформации. Новыеориентиры человека», «Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира».
«Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи», «Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне».
Индивидуальный проект: «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 5.2. Расцвет европейской модернизации в 18 веке
| Выполнение домашнего задания, подготовка к практическому занятию, подготовка сообщений: «Работающие машины. Паровой двигатель»,
Доклады: «Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе», «Изобретатели и предприниматели. От мануфактуры к фабрике», «Развитие транспортно-коммуникационной системы».
Рефераты: «Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество»,
«Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Раздел 6. Россия в 18 века
|
|
|
| Тема 6.1. Модернизации России в период правления Петра I
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 6.2. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.)
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 6.3. Россия во второй половине 18 века
| Выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка сообщений: «Русская культура в середине XVIII в.», «Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России», «Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья.. Будни и праздники горожан».
Реферат: «Идеи Просвещения и просвещенное общество в России».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации
|
|
|
| Тема 7.1. Различные модели индустриального общества в развитии капиталистических отношений.
| Выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка сообщений: Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Движение за эмансипацию женщин.
Доклады: «Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний», «Формирование классической научной картины мира», «Научные открытия: количественная и качественная характеристики», «Дарвин и дарвинизм», «История — «муза века».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
|
|
|
| Тема 8.1. Европейская колонизация Азии и Африки
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 8.2. Модернизации в традиционных обществах Востока
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Раздел 9. Россия в XIX веке
|
|
|
| Тема 9.1. Россия в первой половине XIX столетия. Власть и реформы Александра I
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 9.2. Внутренняя политика Николая I
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 9.3. Внешняя политика первой половины XIX века
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 9.4. Россия в эпоху великих реформ Александра II
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 9.5. Россия в период правления Александра III
| выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка сообщений: «Великие реформы и русская культура», «Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты», «Развитие науки и техники».
Доклады: «Золотой век русской литературы», «Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр», «Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика», «Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция», «Пролетариат: быт, воззрения, психология», «Формирование русской буржуазии», «Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество», «Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство», «Значение дворянской культуры в истории России». «Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Раздел 10. История XX – начала XXI в.
|
|
|
| Тема 10.1. Мировые процессы в начале XX века
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 10.2. Россия в начале XX века: политические и социально-экономические процессы
| Выполнение домашнего задания, подготовка к практическому занятию, подготовка сообщений: «Энергетическая революция», «Новая физика и распад «неделимого атома», «Расширение границ познаваемого мира», «Новые скорости информационных потоков», Транспорт — кровеносная система индустриального обществ», «Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства».
Доклад: «Региональная структура управления. Местное самоуправление».
Реферат: «Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 10.3. Первая мировая война
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 10.4. 1917 – год революции в России
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 10.5. Гражданская война в России
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 10.6. Мир между мировыми войнами
| Выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка сообщений: «Стабилизация 1925–1929 гг»..
Реферат: «Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм».
Доклады: «Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху», «Латинская Америка на путях модернизации: демократия или власть каудильо».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 10.7. Советская модернизации в 20-30-ые годы
| Выполнение домашнего задания, подготовка к практическому занятию, подготовка сообщений: «Отход от идей «мировой революции», «Приоритеты внутригосударственного строительства».
Доклады: «Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества»,
«Культурная революция», «Создание советской системы образования», «Достижения и потери в сфере науки и искусства».
Индивидуальный проект: «Мировая политика накануне новой войны XX века» - реферат, презентация.
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 10.8. Вторая мировая война
|
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 10.9. Мир во второй половине XX века.
| Выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка сообщений: «Распад колониальной системы» - Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка.
Доклады: «Социализм в Западном полушарии», «Формирование новой научной картины мира», «Индустрия и природа», «Дегуманизация искусства».
Индивидуальный проект: «НТП и общественная жизнь во второй половине XX века» -Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство.
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 10.10. СССР во второй половине XX века.
| Выполнение домашнего задания, подготовка к тестированию, подготовка сообщений: «Усиление традиционализма в общественной жизни»,
«Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида»,
«Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей».
Доклады: «Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации», «Культурная жизнь общества», «Советская культура: новые ориентиры. Литература. Кинематограф».
Индивидуальный проект: «Кризисы конца XX века».
| См. список литературы
| См. список литературы
| Тема 10.11. Россия и мир на рубеже 20-21 веков
| Выполнение домашнего задания, подготовка сообщений:
«Кризис традиционных отраслей», «Проблемы окружающей среды», «Глобализм и антиглобализм», «Конфликты из-за ресурсов», «Технологии будущего».
Реферат: «Страны третьего мира.Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений».
Подготовка к дифзачёту.
| См. список литературы
| См. список литературы
|
Основными критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;
- уровень сформированности общих компетенций;
- уровень сформированности профессиональных компетенций;
- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.1. Общие рекомендации по составлению конспекта
1. Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
3. Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
3.2. Методические рекомендации написания рефератов
Правила написания рефератов
Реферат (от лат. еfеrо – «сообщаю») – краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Требования к выполнению реферата
Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования, а потому к нему предъявляются требования, как к научной работе. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знаний и регламентируются государственными стандартами, в частности ГОСТом 7.1 - 84. «Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления», «Правилами составления библиографического описания». При оформлении реферата необходимо соблюдать правила цитирования, правильное оформление ссылок, библиографического списка, правила сокращения.
Правила
Работа открывается титульным листом, где указывается полное название ведомства, института, факультета, кафедра, тема реферата, фамилии автора и руководителя, место и год написания. На следующей странице, которая нумеруется сверху номером «2», помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.
Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта (обычно опытный студент укладывается в 10-12 страниц).
При печатании текста реферата абзац должен равняться четырем знакам (1, 25 см.). Поля границы: левое - 3 см., правое - 1, 5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. до номера страницы. Текст печатается через 1, 5 - 2 интервала. Если текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта - 14 пт. При работе с другими текстовыми редакторами шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований - 60 строк на лист (через 2 интервала).
Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала. После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в середине листа. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию реферата).
|