Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10. Лекция
Центральное место в культуре древних славян занимала языческая религия. Славянская мифология вообще и русская в частности восходят к праиндоевропейским корням. Язычество вобрало в себя различные черты ранних форм религий - тотемизм (вера в родственные связи людей с животными), анимизм (вера в души, духов), фетишизм (поклонение неодушевленным предметам, наделенным чудодейственными свойствами), магия В развитии языческих представлений славян можно выделить несколько этапов (по Б.А. Рыбакову). Для первого, наиболее древнего пласта, характерно одухотворение природы, почитание воды, земли, огня, воздуха, растений и некоторых животных, вера в добрых и злых духов – берегинь и упырей. Вся природа, по представлению славян, была населена духами: дух леса – леший, пущевик, лихо одноглазое, Морозко; дух воды – водяной, русалка, моряны (олицетворение опасности утонуть), крылатая собака Семаргл (олицетворение опасности гибели или порчи урожая). Берегини заботились о человеке – домовой, дрема (божество сна), баюнок (сказочник), банник. К злым духам относились упыри – вампиры, оборотни, навьи (нечистые покойники). Второй этап в развитии славянского язычества отмечен поклонением Роду и Рожаницам, формированием культа предков и общинных аграрных культов. Праславянских Рожаниц звали Лада (покровительница плодородия, свадеб) и Леля (богиня весны). Род – бог неба, повелитель вселенной. Его называли также Сварог (Небесный), Стрибог (Отец-бог). Позже образовалось разделение функций: небом и миром управляет мужское божество, землей – женские. Велес считался покровителем скота, а позже - покровителем богатства, торговли. Ярило – бог плодородия (представлялся в виде молодого красивого юноши на белом коне в белой мантии). Даждьбог – древнее божество природы, солнечности, податель благ. Перун – бог грозы, молнии и грома, позже – покровитель воинов. Местами языческого культа были святилища под открытым небом. Они представляли собой земляные и деревянные сооружения на насыпях, окруженные валами или рвами. Во внутреннем кругу стояли каменные или деревянные идолы, горел жертвенник и приносились жертвы («капище»). Внешний круг предназначался для потребления ритуальной пищи («требище»). На третьем этапе развития язычества на первый план выдвинулся Перун. Он стал богом княжеско-дружинных социальных верхов, покровителем воинов. Около 980 г. князь Владимир провел языческую реформу. Это была попытка создания государственного культа. Во главе пантеона стоял Перун, в жертву которому приносили волов и пленников. В пантеон вошли также Стрибог, Макошь, Дажьбог, Хорс и Семаргл. Но эта религиозная реформа потерпела неудачу. Особенности язычества восточных славян (по И.В. Кондакову): 1) восточнославянские боги в отличие от античных не вполне антропоморфны, а нередко и прямо зооморфны или тождественны самим проявлениям стихий (Велес – Змей, оборотень); 2) восточнославянская мифология ближе к древневосточной мифологии (иранской, хеттской, египетской), она менее развита и отрефлексирована, чем германороманская; 3) несистематизированность славянской мифологии: функции божеств часто переплетались между собой и дублировали друг друга (например, культ солнца ассоциировался и с Хорсом (солнце-светило), с Даждьбогом (тепло, поддержание жизни), Сварогом (небесный свет и огонь), Ярилой, Купалой); 4) практически неизвестны никакие мифологические сюжеты с участием славянских языческих божеств (основной миф – о соперничестве Перуна и Велеса из-за обладания стадом небесных коров, который Велес украл у Перуна); 5) славянская мифология жила не в обрядах, ритуалах, в природном календаре; 6) низшая мифология (вера в духов природы) более архаична, т.к. имеет общие корни с тюркской (современные татары, башкиры, чуваши) и финно-угорской (удмурты, марийцы, мордва, коми, ханты и манси).
|