Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социализация ребенка
Термин социализация, как он постоянно определяется в литературе, связан преимущественно с процессом развития ребенка. И действительно, это очень важный момент в том, что мы назвали механизмами социализации, но следует заметить, что этот термин употребляется здесь в более широком смысле, а именно: он означает обучение любым ориен-тациям, имеющим функциональное значение для системы взаимных ролевых ожиданий. В этом смысле социализация, точно так же как и обучение, продолжается в течение всей жизни. Развитие ребенка — это только наиболее драматический момент, поскольку здесь этот процесс происходит очень глубоко. Однако есть причина для того, чтобы выделять социализацию детей. Можно, по-видимому, считать, что из всех элементов личности, приобретаемых путем обучения, в некоторых отношениях наиболее стабильные и глубоко укоренившиеся — это модели ценностной ориентации, и совершенно очевидно, что они лежат в основе всего, закладываются в детстве и взрослые субъекты не меняют их сколько-нибудь серьезно. Существуют веские основания для того, чтобы рассматривать эти стандарты ценностной ориентации... как нечто, называемое иногда базисной структурой личности... То, что иногда называют варварским вторжением в развитие новорожденных детей, есть не что иное, как основная особенность ситуации в обществе. Наряду с отсутствием у них биологической зрелости, основным фактором, определяющим положение ребенка, является обучение моделям поведения, ожидаемого от лиц его статуса в обществе. Данное изложение не касается того факта, что ребенок, обучаемый этим стандартам, имеет тенденцию сильно отклоняться от них, — через это он проходит на разных стадиях своего развития. Но по мере приобретения все новых и новых стандартов отклонения сдвигаются в область тех стандартов, которые еще не усвоены. Парсонс Т. О социальных системах. —М., 2002. —С. 310—311. Bill Вопросы и задания к источнику. 1) Какое значение придает автор термину «социализация»? 2) Что, на взгляд социолога, позволяет выделять социализацию в детском возрасте как особый этап? 3) Приведите положение, раскрывающее связь понятий «социализация» и «социальный статус». § 5. Социальные ценности и нормы Вспомните: что означают понятия «ценность» и «пирамида ценностей»? Какие моральные принципы и нормы вы знаете? Какова роль морали и права в жизни общества? Духовные регуляторы социальной жизни разнообразны. Они могут выступать в форме ценностных ориентации, идеалов, норм и принципов поведения. Все формы взаимосвязаны и образуют иерархизированную систему, вершину которой составляют ориентации на ценности. Именно ценности определяют стратегическую направленность деятельности человека и общества. Когда ценности воплощаются в определенные правила, регуляция обретает форму конкретной нормы поведения, деятельности. Ценности и нормы изучаются различными науками. Ведущая роль в их исследовании принадлежит философии и этике, а также юридической науке. Существует особое философское учение о ценностях — аксиология. Социология обращается к ценностям прежде всего как к фактору, играющему определенную роль в регуляции социальных взаимодействий, как к элементу культуры, который служит основой ценностно-нормативной системы социальной регуляции.
|