Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Лекция
Одним из компонентов зрелой личности является половое сознание, под которым понимается осознание человеком самого себя как носителя определенного пола, а также выработку системы установок, регламентирующих сексуальное поведение. В динамике становления полового сознания Г. С. Васильченко (1977) выделяет 4 основные стадии: 1. Понятийная стадия. Характеризуется тем, что возникающие представления (понятия) о половых различиях лишены специфической чувственной окраски. Постепенно ребенок осознает, что и взрослые, и его товарищи по играм разделяются на мужчин и женщин, мальчиков и девочек. На первых этапах этой стадии роль основных критериев для разделения полов в сознании ребенка играют внешние признаки (одежда, прическа и т. д.). Далее ребенок начинает осознавать, что половые различия связаны с разницей в телосложении и в строении половых органов. Зачастую проявляемый интерес детей этого возраста к гениталиям детей противоположного пола •совершенно не имеет специфически чувственной окраски и является, по сути, чисто исследовательским интересом. Однако взрослые, столкнувшись с так называемыми социосексуальными играми (игра " в папу и маму", " в доктора" и т. п.), включающими элементы обнажения детей, столь бурно и отрицательно на это реагируют, что фактически сами впервые " впечатывают" в сознание ребенка ощущение того, что все, связанное с половыми органами, окружено тайной и неприлично. Очень важно усилить на этой стадии контроль за процессом формирования полового самосознания ребенка, в котором следует обратить особое внимание на два компонента: — полоролевая ориентация, т. е. представления ребенка о том, насколько его качества соответствуют принятым требованиям мужской или женской роли; — полоролевые предпочтения, т. е. какую половую роль ребенок предпочитает в ситуации свободного выбора. Какие-либо несовпадения полоролевой ориентации и полоролевых предпочтений могут быть признаками возможной сексуальной патологии. В этом возрасте возникают первые вопросы о поле, и взрослые должны не уклоняться от них, а давать удовлетворяющие ребенка ответы. Эти вопросы естественны: ребенок пытается осмыслить себя и окружающий его мир. Объяснения должны соответствовать пониманию ребенка. Целью этих бесед. должно стать не только обеспечение ребенка информацией, но и установка на то, что отношения между полами естественны и нормальны. Чаще всего это вопросы о рождении (" откуда берутся дети? "). Не менее распространены вопросы об отличительных признаках полов. Получение ребенком правдивой и понятной информации часто снижает интерес к ним. 2. Романтическая (платоническая) стадия. Основная характеристика этого периода — наличие эмоционального компонента. Эротические фантазии, которые типичны для данной стадии, чаще всего, отражают содержание прочитанных к этому возрасту книг (" рыцарские" романы, вестерны с благородными героями-ковбоями, и т. п. литература, где описаны ситуации спасения прекрасной девушки от злодеев). В этой стадии возможно появление влюбленности (" первая любовь", " детская любовь") По мнению И. С. Кона (1973), у девочек раньше возникают сложные формы рефлексии, чувство одиночества; у них сильнее потребность во взаимопонимании, психологической близости; они раньше, чем мальчики, и в 3—4 раза чаще пишут стихи, ведут дневники; у них раньше и сильнее проявляется интерес к внутреннему миру литературных героев; преобладает ориентация на словесное общение, а не на совместную деятельность. Девочки раньше и в два раза чаще, чем мальчики, проявляют озабоченность собственной внешностью, они охотнее отдают предпочтение мужскому статусу, чем мальчики женскому; девочки свободнее в общении с мальчиками, чем мальчики с девочками; потребности в достижении своих целей и ориентация на будущую взрослую жизнь у мальчиков выше. В это время весьма часто обостряются отношения подростков с родителями (возникает так называемый конфликт " отцов и детей"). Как отмечают Д. Н. Исаев и В. Е. Каган (1979), исток ухудшения отношений лежит в стремлении подростков к самостоятельности, к достижению статуса взрослых и свойственная подросткам всех времен потребность в группировании со сверстниками. Родителям и педагогам не следует иронически относиться к подростковой влюбленности, напротив, эти проявления должны оцениваться положительно и с должным пониманием. 3. Сексуальная стадия. Резкий скачок в физическом развитии обусловливает особенности подростковой и юношеской сексуальности. " Некуда девать удлиняющиеся руки и ноги, за один учебный год становится мала парта, мото-рика приобретает черты угловатости и неловкости, трудно управлять голосом, новизна формирующейся груди и ощущение первых менструаций у девочек, необычность полового напряжения и его разрядка при поллюциях у мальчиков — вот далеко не полный перечень волнующих подростка телесных сенсаций» (Н. Исаев, В. Е. Каган, 1979). Период юношеской гиперсексуальности преимущественно характерен для мальчиков и часто сопровождается длительными эрекциями с выраженным половым возбуждением, необузданными эротическими фантазиями и т. п. Необходим дифференцированный подход к пониманию такого явления подростковой и юношеской сексуальности, как мастурбация. Старый спор о вреде или пользе мастурбации в значительной мере определяется неверной постановкой вопроса, так как существует не один, а несколько типов мастурбаций, часто имеющих между собой весьма мало общего (детская генитальная игра, не связанная с семяизвержением и оргазмом; снижающая напряжение мастурбация периода юношеской гиперсексуальности; мастурбация как временная замена отсутствующей нормальной половой жизни у взрослых; вынужденная, навязчивая мастурбация, вытесняющая прочие формы половой жизни и т. д.). Подростковая и юношеская мастурбация статистически является наиболее массовой. С одной стороны, она служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами, с другой — стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свою половую потенцию, получить чувство удовлетворения и т. д. Осведомленность родителей о подростковой мастурбации еще ниже. Заметив признаки мастурбации у своих детей, родители чаще всего бывают потрясены, испуганы и реагируют резко негативно: начинаются запугивания, запреты и даже физические наказания. В лучшем случае они демонстрируют к этому проявлению развивающейся сексуальности подростка брезгливо-презрительное отношение. Сексуальные фантазии подростков в этой стадии существенно отличаются от эротических фантазий предыдущей, платонической стадии: здесь можно говорить о наличии образов конкретного сексуального контакта. В этом возрасте половое воспитание юношей и девушек с использованием медицинской терминологии (полюции, менструации, эрекции, оргазм и т. п.) становится необходимым. Принимая во внимание тот факт, что часть подростков вступает в половые контакты до 16 лет, следует сосредоточить половое просвещение на вопросах контрацепции и профилактики венерических заболеваний. 4. Стадия зрелого полового сознания. Основным отличием этой стадии является гармоничное соотношение всех компонентов предыдущих стадий (понятийного, возвышенно-романтического и специфически сексуально-чувственного) по сложившейся системе морально-этических критериев. Представления 3. Фрейда о процессе психосексуального развития предполагают в качестве основной и определяющей модели для подражания в раннем детском возрасте фигуру родителя того же пола. Именно в это время ребенок подвергается социализации, вступающей в конфликт с его эгоистическими потребностями. Начинается активное использование местоимения " я", познание таких понятий, как " можно", " нельзя", " стыдно", " плохо", " хорошо", " неприлично" и т. п., ранее неведомых для ребенка (" Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха..."). Не случайно в это время у детей появляются негативизм и упрямство, своеволие, реакции эмансипации и проявления деспотизма, механизм которых направлен на отстаивание своего " Я" и преодоление зависимости от родителей. В этом следует видеть не признаки " испорченности", а первые сумбурные проявления личности, " самости". Родителям следует понимать особенности этого возраста и постараться пройти между подавлением личности ребенка, чреватым последующей его пассивностью и зависимостью и деспотическим манипулированием ребенком своими родителями, а впоследствии и окружающими людьми. Формирование " Я" проявляется также в детской любознательности, в форме бесконечных " почему? ". К пяти годам ребенок усваивает основные представления о своей роли, поведении, взаимодействии с взрослыми. К семи годам он становится менее спонтанным, утрачивает непосредственность и наивность. В это время у него появляются собственные переживания, которые не хочется открывать взрослым, формируются представление о себе, самооценка, самолюбие, самоуважение. Меняется и отношение к взрослым, к окружающим людям (Л. С. Выготский, 1984). Препубертатный возраст характеризуется отсутствием внешних признаков развивающейся сексуальности, что косвенно подтверждает положение 3. Фрейда о периоде латентной сексуальности. Сексуальное поведение мальчиков и девочек препубертатного возраста подражательно, носит характер поиска информации, ознакомления с проблемой, пробного осознания своей маску-- линности или фемининности. Отдельно следует рассмотреть пубертатный период, из которого выходит уже фактически взрослый человек. Границы этого периода простираются от менархе (первой менструации) и эякулярхе (первого семяизвержения) до остановки роста. Заканчивается он репродуктивной зрелостью, завершающей соматическое половое развитие, когда организм готов к воспроизведению вида. Признаками репродуктивной зрелости являются у женщины регулярные овуляторные циклы, а у мужчины — регулярная продукция зрелых и полноценных сперматозоидов. Чаще этот период определяют в возрастных границах от 12—13 до 17—18 лет. Бурная телесная перестройка в этом возрасте вызывает ряд эмоциональных проблем, таких, как сомнение в правильности своего развития и роста, тревожно-мнительное отношение к собственной внешности, неуверенность в собственном соответствии образцам маскулинности и фемининности, принятым в соответствующей культуре и в подростковой субкультуре. Возникают идеи о собственной малоценности, непривлекательности, даже уродливости (подростковая дисморфофобия, синдром Квазимодо или комплекс " гадкого утенка"). Особое значение придается наиболее демонстративным ориентирам повзросления — развитию вторичных половых признаков. Особенности подростковой психики определяются первым делом разрывом, диссоциацией между зрелостью физической, психической и социальной. Именно эта диссоциация и обуславливает определение подросткового возраста как " трудного". По данным А. Е. Личко (1983), физическая зрелость у подростков опережает социальную в среднем на пять-семь лет. Подростковый период вновь возвращает юношу или девушку к проблеме половой идентичности, когда критерий маскулинности и фемининности приобретают откровенно сексуальный оттенок. Этот акцент пронизывает всю сферу межличностных отношений подростка, определяя следующие типичные реакции (А. Е. Личко, 1975; 1983; 1986): — Реакция эмансипации. Состоит в явном стремлении освободиться от контроля, опеки и руководства со стороны взрослых. Внешне это может проявляться в негативизме по отношению к родителям, учителям, стремлении противоречить, поступать по-своему. Реакция может протекать мягко, выражаясь только в тренинге механизмов самоутверждения, и бурно, в виде бунта против всего " мира взрослых" с его ценностями, доходя порой до антисоциального поведения. — Реакция группирования. Проявляется в мощном стремлении сплотиться со сверстниками. Чем меньше значения подросток в это время придает оценке своих действий со стороны взрослых, тем больше он зависим от мнения сверстников. Понятно, что в крайнем выражении это может привести к созданию криминальной микрогруппы (шайки, банды, группировки). —Реакция увлечений. По А. Е. Личко, представляет собой сплав увлечений и интересов. Особенность подростковых хобби — это стремление к легкому, поверхностному общению, которое не столь логично и информативно, сколь эмоционально. Хобби могут быть какими угодно: от футбольного " фанатизма" до накопительства. Отдельного исследования требует увлечение компьютером, предоставляющим возможность погружения в виртуальную реальность. Взрыв сексуальности в этом возрасте вызывает активную подростковую-мастурбацию, практикуемую, по данным А. Кинзи, 96% мужчин и 62% женщин. Причем, как подтвердили исследования Г. С. Васильченко (1977), наиболее высокий процент был выявлен среди сексуально здоровых мужчин, а наименьший — среди лиц, страдающих сексуальными расстройствами. По данным А. М. Свядоща (1984), не мастурбировавшие в пубертатном периоде женщины, став взрослыми, в три раза чаще страдают аноргазмией, чем мастурбировавшие. Для молодежи крупных городов первым делом характерно снижение возраста начала половой жизни (С. И. Голод, 1984; 1986; 1989). Интересно обнаружение корреляции между возрастом начала половой жизни и личностными характеристиками подростков. Так, раннее начало половой жизни чаще наблюдается у подростков активных, легко общающихся, коммуникабельных, но в то же время проявляющих излишнюю тягу к риску, авантюрному поведению, конфликтных по отношению к взрослым, склонных к употреблению алкоголя и наркотических средств. Позднее начало половой жизни чаще наблюдается у лиц с более развитым чувством ответственности, исповедующих определенные нравственные ценности и в то же время трудно общающихся, менее уверенных в себе, более тревожных. Психосексуальное развитие и полоролевое поведение всегда являет собой удивительный сплав биологических, психологических и социальных аспектов существования человека как носителя пола.
|