Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимоотношения родителей и детей в семье
Гендерные отношения родителей и детей складываются, казалось бы, в условиях конвергенции полов: муж и жена заводят детей и должны совместно их воспитывать. Следствием конвергенции должны быть гармоничные отношения как между мужем и женой, так и между родителями и детьми (обоего пола). Но и здесь существует скрытая половая сегрегация, проявляющаяся в различном выполнении родительских ролей. По данным Э. Маккоби и цитируемых ею авторов, гендерные роли матери и отца по отношению к детям существенно различаются в следующих аспектах: Все эти особенности влияют на взаимоотношения, которые складываются у матери и отца с детьми. Они также влияют на супружеские отношения. Рассмотрим эти особенности более подробно. Гендерные стереотипы влияют на следующее: При этом ожидалось, что перечисленные выше пять факторов окажут влияние: В большинстве культур муж и жена разделяют функции в семье. Т. Парсонс и Р. Бейлз назвали их роли инструментальной и экспрессивной соответственно (муж — добытчик, жена создает хорошую психологическую атмосферу в семье). Когда появляются дети, супруги продолжают такое разделение. Муж заботится о финансовой стороне воспитания, он должен заработать деньги, чтобы дети могли быть накормлены, одеты, получили образование и т.п. Жена выполняет домашнюю работу и воспитывает детей. Попытки изменить этот традиционный стереотип ни к чему не привели. По данным Рассела, некоторые мужчины при рождении детей оставались дома и занимались домашней работой, но долго это не продолжалось. Исследования в 15 странах, которые провел Стоун, продемонстрировали следующее: хотя работающие матери проводят с детьми меньше времени, чем домохозяйки, это все же большее время, чем у работающих отцов. Матери часто остаются наедине с ребенком, в то время как отцы занимаются с ребенком в основном в присутствии матери. Также обнаружилось, что когда оба родителя находятся дома с ребенком, основное психологическое внимание ему уделяет мать: она стимулирует его активность, выражает свое эмоциональное отношение, при необходимости утешает, в то время как отец читает или смотрит телевизор. Когда дети вырастают и идут в школу, большая часть ответственности за их повседневную жизнь все равно остается на плечах матери. Существуют и другие семьи, где один супруг идет на работу, а другой остается с ребенком, и работа позволяет им делать это по очереди. Замечена и еще одна тенденция — «бегство отцов из семьи». Эта тенденция усиливается тем обстоятельством, что даже отец, занимающийся ребенком и проводящий с ним много времени, не освобождается от основной своей ответственности — обеспечивать семью материально, поэтому, несмотря на благие намерения, объективные требования жизни (поддержанные субъективными переживаниями по поводу своего отцовства и материнства) приводят к тому, что мужчины и женщины в разной степени вовлечены в воспитание детей. Лэмб и коллеги выделили 3 вида родительского вовлечения в воспитание детей: Эти результаты демонстрируют значительно большее участие американских матерей в воспитании детей по сравнению с отцами. В нашей культуре также принято возлагать ответственность за воспитание детей на мать, причем даже при условии, что она работает. В этом плане наши женщины-матери значительно более перегружены — не только по сравнению со своими мужьями, но и по сравнению со своими зарубежными коллегами, и психологически наше общество не готово сочувствовать трудностям матери, которая «сидит дома и ничего не делает». Нужны специальные исследования того, как такая ситуация сказывается на отношении матери к ребенку и на ее взаимоотношениях с супругом, а пока очевидно, что вовлечение матери во взаимодействие с ребенком значительно больше, чем у отца, и это обстоятельство нельзя считать позитивным фактором воспитания детей. Следующий фактор, влияющий на гендерные отношения, — стиль поведения родителей. Аналогичные данные (женщины-руководители успешно используют оба стиля) были получены и при сравнении лидеров разного пола. И в случае с матерью, и в случае с менеджером такое использование различных стилей является свидетельством большей эффективности женщины при выполнении соответствующей роли. Мужчины же, выполняя роль отца, по существу уклоняются от эффективного взаимодействия с сыном или дочерью. Такое распределение стилей также нельзя считать позитивным фактором воспитания детей. Было бы более полезно, чтобы и женщина и мужчина проявляли в роли родителя сильные стороны своего пола: папа бы учил ребенка конкретным навыкам и решению проблем, а мама поддерживала эмоционально и учила искусству взаимоотношений с людьми. Пока же обе роли выполняет одна мама. Степень грубого физического взаимодействия. Кроме меньшего взаимодействия с ребенком отец демонстрирует в этом взаимодействии грубый физический стиль, т.е. проявляет в своем поведении прямой физический контакт и физическую активность. Например, он подбрасывает младенца вверх, а позже учит ребенка ездить на велосипеде, бегает и прыгает с ним. По Йогмену, в такие игры играли и такой вид активности использовали 70% отцов и только 4% матерей. Мамы же обычно играют в дистантные игры: они улыбаются младенцу, разглядывают его, гулят, разговаривают и поют, показывают ему игрушки. Когда дети становятся старше, мать использует игрушки для того, чтобы вовлечь ребенка во взаимодействие — поиграть с ним в какую-то игру. Отец же стимулирует ребенка к физической активности: бегать, прыгать, падать и т. п. Хотя оба родителя побуждают ребенка к активным и возбуждающим играм, стиль отца — более «возбуждающий». При этом нацеленность отцов на физический контакт и физическую активность — позитивный фактор, и если отцы будут уделять больше внимания детям, то можно надеяться на гармоничное сочетание стилей отца и матери. Кроме того, для гармонии супружеских и родительских отношений оба родителя могут играть с детьми в одни и те же игры: физические, интеллектуальные, эмоциональные. Возможно, отцы считают такой стиль подчеркнуто «фемининным» и избегают его. Однако это не означает, что они не способны понять ребенка, посочувствовать ему. Возможно, здесь необходима специальная работа по разъяснению отцам важности, в том числе и эмоционального контакта с ребенком. В эксперименте Андерсена дети 4-7 лет, играя в кукольный театр, изображали отца говорящим повелительно, громким голосом, а мать — говорящей деликатно, намеками. Это свидетельствует о том, что дети различают стили матери и отца. Более того, по-видимому, привыкнув к тому, что повелительный тон и повышение голоса до крика — это характеристика отца, дети именно с ним связывают все, что имеет отношения к дисциплине, а мягкий тон матери ассоциируется с нетребовательностью и отсутствием дисциплины. Конечно, это упрощение. Наверное, можно себе представить мать, которая добивается дисциплины и; выполнения ее требований без крика и приказов. Однако здесь может играть роль еще один фактор. Женщина может намеренно (сознательно или неосознанно) демонстрировать свою беспомощность в наведении дисциплины, чтобы привлечь отца к воспитанию детей. Она говорит мужу: «Дети слушаются только тебя» или «Приструни их, они совсем распустились», детям же грозит: «Вот придет отец, он вам задаст». Так создается стереотип, что «папа поругает, а мама пожалеет». Мне кажется, что такая демонстрация различных стилей не слишком благоприятна для воспитания ребенка. Строгой может быть и мама, а папа — добрым и понимающим. И некоторые мужчины справедливо возмущаются, что жены отводят им роль полицейского или надсмотрщика. Других же мужчин такая роль может и устраивать — наказал сына или дочь — и вот уже принял участие в воспитании. По видимому, родителей разного пола следует обучать расширению репертуара своих стилей. Возможно, женщины часто не владеют той информацией, которая есть у мужчин, и не могут ответить на многие вопросы ребенка. Мне кажется, что этот фактор тоже может быть важным для восприятия отца как более авторитетного члена семьи. С другой стороны, женщины должны расширять кругозор, чтобы быть интересными своим детям и уметь ответить на их вопросы. Мне кажется, что, несмотря на имеющиеся знания и интеллект, мужчина может также уклоняться от ответа на вопросы ребенка, говоря, к примеру: «Отстань, я устал». Поэтому отцам необходимо разъяснять их позитивную роль в воспитании детей. Следующий фактор, который оказывает мощное влияние на гендерные отношения в семье, — это соответствие поведения мужчин и женщин гендерным стереотипам (типичное или нетипичное поведение). С дочерью, напротив, стиль обращения более нежный и рыцарский: не прямые требования, а в виде предложений (например, «может быть, ты сделаешь то-то...»). В общественных местах отец проявляет больше заботы и беспокойства о маленькой дочери (1-2 года), чем о сыне. Позднее взаимоотношения с дочерью напоминают, по терминологии Гуденафа, «легкий флирта отец говорит девочке комплименты по поводу ее красивой одежды, длинных волос и т, п., т. е. ведет себя с ней как с маленькой женщиной. Когда девочка становится старше, отец резко уменьшает степень психологической, близости с ней. Матери, в отличие от отцов, примерно одинаково ведут себя с сыновьями и дочерьми. По-видимому, роль матери проявляется в заботе о ребенке — слабом и беззащитном. Она обращается с ним, как играет в куклы — его надо качать и баюкать, кормить и утешать. Почему это сохраняется и по мере взросления сына, непонятно. Она могла бы позволить сыну проявлять заботу о ней, что было бы более гендерно-типичным. Так и делают некоторые женщины. Но исследования демонстрируют преобладание первой тенденции. Роль отца выглядит более естественной — менять свой стиль по мере взросления дочери или сына. Здесь сильно заметен сексуальный компонент: но если по отношению к маленькой девочке этот компонент выглядит просто милой особенностью, то по отношению к дочери-красавице приобретает другой оттенок. Однако это предположение нуждается в экспериментальной проверке. Но, учитывая разницу в сексуальных установках мужчин и женщин, можно заметить эту разницу и в родительском поведении. Наконец, еще один важный фактор, влияющий на гендерные отношения, — это явное (или скрытое) стремление усилить одну из тенденций — сегрегацию или конвергенцию и, как следствие, конфронтацию полов или их гармонию. Гендерные отношения супругов в процессе выполнения ими родительских ролей зависят от того, какой стратегии они придерживаются. Если их цель — улучшать свои отношения и воспитать хороших детей, то в отношении к ним они выступают «единым фронтом». Они не подрывают авторитет мамы или папы в глазах ребенка, поддерживают требования и действия другого супруга. И напротив, супруги могут вести войну друг с другом, вовлекая в нее и детей. В исследованиях было установлено, что отцы в два раза чаще поддерживают мать, чем наоборот. Возможно, это связано с тем, что мать больше занимается ребенком и супруг считает, что она более компетентна и делает все правильно. А возможно, женщины больше стремятся воевать со своими мужьями, выражая в этой войне свою обиду на нежелание мужчин участвовать в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Эмпирически были установлены проявления разных стратегий взаимодействия супругов при воспитании детей: Таким образом, реализуя свои родительские роли, женщины и мужчины либо усиливают конфронтацию полов, либо уменьшают ее. Девочки и мальчики, наблюдая за поведением родителей, усваивают гендерные роли матери и отца. И в своих будущих семьях они будут воспроизводить ситуацию, которую видели в своей родительской семье. Поэтому исключительно важна исследовательская и коррекционная работа с мужчинами и женщинами для благородной цели — создания гармоничных взаимоотношений в семье и в целом между представителями разных полов в обществе. Однако отношения полов могут принимать форму открытой вражды. Наверное, правомерно назвать их девиантными. Частью традиционной культуры как системы традиционного сожительства является сложившаяся в процессе всей жизнедеятельности народа подсистема гендерных взаимоотношений. Она основана на опыте разделения труда и обязанностей между женщинами и мужчинами. На уровне социального сознания она выявляется в гендерно-ролевой идеологии данного общества. Стереотипы, и в частности гендерные стереотипы, являются одним из важнейших механизмов сохранения устойчивости традиционной системы сожительства, а в частности подсистемы традиционных гендерных взаимоотношений. Именно с помощью гендерных стереотипов обеспечивается соблюдение и сохранение тех основных «законов» традиционной гендерно-ролевой идеологии, которые в течение исторического опыта народа сформировались на основе выгодных и практических, с точки зрения безопасности и развития, функций женщин и мужчин. Доказательством правомерности предположений служит исследование гендерных стереотипов, основанное на изучении и измерении поведенческих норм женщин и мужчин. Респонденты (всего 600 мужчин и женщин) должны были оценить представленные в анкете исследования положения для оценки по пятибалльной шкале приемлемости — неприемлемости (недопустимо, нежелательно, возможно, желательно, обязательно). Опросник включал в себя положения из следующих основных сфер: 1) сфера деятельности (работа); 2) отношения с мужем (женой); 3) психические характеристики; 4) сексуальная сфера; 5) внешность, манеры, привычки. Опросник состоял из положений, наилучшим образом выражавших традиционные виды поведения (установленные вследствие экспертного анализа), а также виды поведения, по отношению к которым традиционное русское общество устанавливает поведенческие ограничения. В результате исследования были выявлены как основные, общепринятые гендерные стереотипы, так и градации от более строгих (замкнутых) до более либеральных (открытых) поведенческих подсистем в зависимости от пола, социального слоя, образования и возраста. Большинство выявленных стереотипов, в особенности среди лиц с низким социальным статусом, носят авторитарный характер, т.к. они трудно обсуждаются, не подаются сомнению, принимаются как само собой разумеющиеся, нормальные явления. Однако результаты фокусированной дискуссии выявили психологические корни стереотипов, в частности, их выгодность и практичность с точки зрения безопасности и развития как общества в целом, так и его отдельных членов. Рассмотрим более детально анализ результатов исследования с помощью фокусированной дискуссии на примере нескольких стереотипов. К положению «советоваться (договариваться) с родителями при выборе супруга (супруги)» как среди женщин, так и среди мужчин было выявлено довольно ярко выраженное стереотипное отношение. Большинство респондентов обоих полов (в особенности немолодых) придавали соблюдению этого положения важное значение, оценивая выдвинутое в положении правило общения как желательное (в среднем 40, 25 % респондентов обоих полов) и обязательное (в среднем 28, 25 % респондентов обоих полов). Таким образом, данное поведение получило оценку ограничения средней и высокой степени и поэтому его можно принять в качестве одного из важных правил подсистемы сожительства традиционной культуры — гендерно-ролевой идеологии. В результате фокус-групп выяснилось, что желательность или обязательность советоваться с родителями по поводу брака вызвана не столько капризом, авторитарным нравом или же целенаправленной дискриминацией прав человека, а побуждением защиты здорового процесса продолжения рода, защиты семьи и ее наследников от психических болезней, наркомании и других жизненных неприятностей. Необходимостью защиты института семьи и процесса продолжения рода объясняются также результаты, полученные при оценке положений «быть матерью» или «быть отцом». Оказалось, что «быть родителем» в российском социальном сознании оценивается как обязательное требование (обязательное ограничение) и для женщин и для мужчин (в среднем 69 % оценок + 2— «необходимо»). Форма деятельности, выраженная в положении «отправиться в другой город или страну искать работу» также ограничивается социальным сознанием российского общества. В частности, ответ «нежелательно» среди женщин дают 43% респондентов, а среди мужчин — 30%. Таким образом, мы имеем налицо стереотип средней строгости. Исследование психологических корней этого стереотипа показало, что эти ограничения выполняют практическую функцию физического сохранения целостности народа (этноса) и его развития. Он является одним из защитных механизмов против миграции, разрушения целостности семьи, браков с иностранными лицами. Можно заключить, что с помощью гендерных стереотипов обеспечивается соблюдение и сохранение тех основных «законов» традиционной гендерно-ролевой идеологии, которые в течение исторического опыта народа сформировались на основе практической функции физического сохранения целостности народа (этноса), его безопасности и развития. С другой стороны, результаты исследования выявили наличие таких гендерных стереотипов, которые невозможно рассмотреть в свете накопленного исторического опыта человека или общества, т.к. они являются носителями современного и социально-контекстуального содержания. Так, например, форма деятельности, выраженная в положении «брать самостоятельно заем в банке», ограничивается довольно строго, в особенности для женщин. 35% респондентов мужского пола отвечают, что это недопустимо, а 45% респондентов обоих полов считают поведение (деятельность) такого типа для женщин нежелательным. Поведение, выраженное в положении «ходить в сауну (посещать сауну)», в среднем 34, 5% респондентов обоих полов считают недопустимым для женщин, а 21% — нежелательным. Можно сказать, что в случае данного типа поведения мы имеем налицо довольно четко выраженную поведенческую норму. Исследование с помощью фокус-группы показало, что данные стереотипы также носят функцию защиты и сохранения основных «законов» традиционной гендерно-ролевой идеологии. В частности, в первом случае неодобрение деятельности женщин в этом направлении вызвано опасностью ввязаться в криминальные взаимоотношения и риском попасть в тюрьму. Интересные результаты были получены также при оценке положения «ходить в сауну». Изучение психологических корней данного стереотипа показало, что его основу составляет ограничение женщин от неприятностей и оскорблений, т.к. на сегодняшний день в России сауна выполняет не столько функцию бани, сколько соответствующих сомнительных встреч. Поэтому посещение сауны не вкладывается в традиционную гендерно-ролевую идеологию и в бытовом сознании имеет отрицательную валентность. Стереотипы выполняют функцию основных «законов» поведения внутри традиционной системы семейного сожительства и создают ту форму общения, которую признает большинство членов данного общества. В них заложена информация о нормах поведенческой системы — типах поведения, стилях жизни, личностных качествах, ценностях и т.п., которые приемлемы для данного общества, а также о типах поведения, которые неприемлемы для общества и соответственно оцениваются как выходящие из нормы. Приемлемость или неприемлемость оценивается эффективностью (выгодностью) данной поведенческой системы с точки зрения безопасности и развития данного общества (народа). Традиционная система сожительства целесообразна. В ней отражены и зафиксированы такие соотношения с внешним миром, с другими людьми и с социальными явлениями, которые приводят к безопасному развитию этого общества и которые испытаны временем (исторически) в наилучшем обеспечении этого безопасного развития. Вмещающееся в эти отношения поведение оценивается как приемлемое, а не вмещающееся как неприемлемое. Однако оценка выгодности не является сознательным процессом, результатом мышления. Она является когнитивным продуктом процесса научения — приобретения опыта, который в большинстве случаев проходит неосознанно и основывается на накопленном историческом и современном опыте данного общества с учетом потребностей, ресурсов, возможностей и социального контекста. Таким образом, анализ результатов с помощью фокусированной дискуссии подтвердил гипотезу, что стереотипы выполняют функцию основных «законов» поведения внутри традиционной системы семейного сожительства. Стереотипы являются носителями всего исторического, эпохального и контекстуального практического опыта общества (народа) и выполняют не только функцию экономии психической энергии переработки информации, но и обеспечивают целенаправленность организации жизнедеятельности на безопасность и развитие как общества (и народа) в целом, так и его отдельных членов. Формирование традиционной системы сожительства осуществляется механизмом установки, который в процессе научения обеспечивает отражение всего исторического опыта взаимодействия народа с окружающим миром и формирование соответствующих когнитивных структур и диспозиционных установок. Исходя из этой теории, установка является основным механизмом поведения индивида (человека). Она формируется на основе взаимодействия внутренних и внешних факторов, таких как потребность, удовлетворяющая его внешняя среда, ситуация или объект и операциональные возможности субъекта удовлетворения этой потребности в данной ситуации или же посредством данного объекта. Установка является целостным бессознательным состоянием человека и обеспечивает его целесообразное поведение. По теории установки в основе любого поведения лежит возникшее в индивиде при взаимодействии внутренних и внешних факторов целостное состояние — установка. Этот тип установки называется ситуационным. При частом повторении поведения или когда оно имеет большой личностный вес, лежащая в основе поведения ситуационная установка фиксируется и образует устойчивую структуру личности — диспозиционную установку. Таким образом, традиционная культура — традиционная система сожительства, направленная на безопасность и развитие данного общества (или народа), — формируется на основе диспозиционных установок, которые на уровне социального сознания выявляются как в виде конкретных «законов» поведения внутри этого общества, так и в виде систем, обеспечивающих соблюдение и сохранение этих «законов». Стереотипы, в частности гендерные, выполняют функцию сохранения и соблюдения тех основных «законов» традиционной гендерно-ролевой идеологии, которые в течение исторического (а также эпохального и социально-контекстуального) опыта народа сформировались на основе выгодных и практических, с точки зрения безопасности и развития, функций женщин и мужчин. Психологическим механизмом формирования и действия стереотипов, в том числе и гендерных, является механизм фиксирования и действия диспозиционных установок. Они являются носителями всей той когнитивной информации, которая накопилась в процессе приобретения исторического опыта. Поэтому поведение, соответственное стереотипам и осуществляемое на основе диспозиционной установки, человеком не обсуждается, а принимается без критики, оценивается как само собой разумеющееся, нормальное явление. Вместе с тем механизм отражения общих семейных взаимоотношений дает возможность моделирования в рамках старой установки взаимоотношений внешних и внутренних факторов для осуществления целенаправленного поведения в измененной внешней среде. Гендерные стереотипы. Первичная гендерная социализация связана с процессом формирования первичной гендерной идентичности, т. е. в нашей культуре она связана с представлением о себе как личности определенного биологического пола. Эта социализация в большей степени связана с усвоением нормативных образцов гендерного проявления личности. С этими нормативными образцами часто связаны так называемые гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы – это устойчивые, повторяющиеся, общепринятые представления (мнения) о месте и исполняемых ролях того или иного гендера в обществе, а также о личности людей той или иной гендерной идентичности.
|