Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование исторической науки






Приложение 3

Из учебного пособия Бадаевой Н.Н., Гегель Л.А., Абрамовой Ю.А. «История России». М., 2005:

Формирование исторической науки

 

История России, место страны во всемирно-историческом процессе всегда интересовала россиян. Но понимание истории России не оставалось неизменным с IX по XXI вв. Взгляды мыслителей и ученых эволюционировали, поэтому мы можем говорить о том, что история России как наука сама имеет свою историю. История исторической науки именуется историографией.

В Российской историографии можно выделить несколько периодов развития, первый из которых охватывает X-XVII вв. и является периодом формирования исторической науки.

Первыми историческими сочинениями на Руси были летописи. Древнейшей из них является составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором летописный свод «Повесть временных лет». Автор поставил перед собой сложнейшую задачу: показать место древней Руси на современной ему политической карте мира и разобраться в вопросе происхождения государственности («откуду есть пошла Русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть»).

 

 

«Нестор-летописец» Скульптура М.М. Антокольского

 

С вступлением Древнерусского государства в период раздробленности, летописи стали создаваться не только в Киеве, но и в других княжествах и землях. К числу наиболее значимых летописей XII-XV вв. относят Ипатьевскую, состоящую из Галицко-Волынской и Киевской хроник (названную по Ипатьевскому монастырю под Костромой, где был обнаружен список этой летописи); Лаврентьевскую летопись (созданную во Владимиро-Суздальском княжестве и названую в честь монаха Лаврентия, руководившего ее написанием); а также многочисленные новгородские летописи, древнейшей из которых считается Новгородская Первая летопись и др.

Формирование единого Российского государства изменило и характер летописания. Составители хроник стали проводниками официальной идеологии, оправдывавшей деяния московских государей. В XV-XVI вв. были созданы Московский летописный свод конца XV в., Воскресенская летопись (названа по списку, найденному в Воскресенском монастыре в Новом Иерусалиме) и Никоновская летопись (названа по принадлежности одного из экземпляров патриарху Никону).

Впрочем, на протяжении XI-XVI вв. летописи были не единственным жанром исторического повествования. Наряду с ними исторические события описывали различные «Слова» («Слово о полку Игореве», «Слово о погибели земли Русской»), воинские повести и сказания («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.).

В XVII в. летописание теряет свое прежнее значение. Все чаще появляются исторические сочинения, посвященные отдельным периодам российской истории. Таков, например, «Новый летописец», составленный в кругах, близких к боярам Романовым и посвященный событиям Смутного времени.

 

 

Страница из Лицевого летописного свода XVI века

 

К концу столетия на смену летописанию приходят исторические сочинения, предпринимающие попытку сжатого, краткого обзора всей русской истории. К числу подобных «пособий» следует, прежде всего, отнести созданную в 1669 г. дьяком Ф.И. Грибоедовым по поручению царя Алексея Михайловича книгу «История, сиречь повесть или сказание вкратце, о благочестивно державствующих и свято поживших, боговенчаных царей и великих князей, иже в Рустей земле богоугодно державствующих»; а также «Синопсис, или Краткое собрание от разных летописцев…», написанное в 1674 г. под наблюдением архимандрита И. Гизеля.

В целом, говоря о первом этапе формирования исторической науки, следует отметить, что для него характерны такие черты как провиденциализм (объяснение исторических событий промыслом Божьим), господство идеографического метода и персонификация прошлого – отождествление исторического процесса с деятельностью правителей или святых.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал